Главные вкладки

    Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС»
    учебно-методический материал на тему

    Дерменжи Лариса Георгиевна

    Систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства.

      «Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС»

                                                                                                         Автор: старший                                                        воспитатель

    МАДОУ ДСКВ «Сказка»

                                                                                  Л.Г. Дерменжи

     Слайд 1                               

    Цель: Систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства.

      «Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС»

    Слайд 2

                                       Мне всегда была ненавистна роль стороннего  наблюдателя.

                                                           Что же я такое, если я не принимаю участие?

                                                                            Чтобы быть, я должен участвовать.

                                                                                          Антуан де Сент-Экзюпери

    Вот так и мы не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания. «Хочу всё  познать», – говорит ребёнок. – «Я буду твоим проводником на этом пути», – вторит ему взрослый, будь то воспитатель, учитель или родитель.

    Сегодня мы с вами продолжим познавать тонкости организации исследовательской деятельности.

    Слайд3

    – Часто педагоги стараются избегать исследовательской деятельности, оправдывая себя придуманными мифами.

    • Мифы об исследовательской деятельности:

    1. Трудно найти и сформулировать проблему исследования.

    2. Любое исследование требует больших  ресурсных и временных затрат.

    3. В образовательных учреждениях нет хорошей материальной базы, поэтому нельзя заниматься исследованием.

    4. Слишком много непонятных моментов для юного исследователя: цель, гипотеза, объект и предмет исследования, эксперимент и т. п.

    5. Исследование – это наука, поэтому оно требует от ребенка и педагога глубоких и разносторонних теоретических знаний.

    6. Главный результат такой работы – победа на конференции.

    7. Работа юного исследователя не имеет научной ценности.

     Постараемся развеять их, вдруг кто-то из нас ещё сомневается.

    Слайд 4

    Актуальность темы.

    - Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования.

    Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

    В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями  к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность.  Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.

    Склонен наблюдать, экспериментировать. 
    Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ».

    Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

    Слайд 5
    Задачи *Поддержание интереса дошкольников к окружающей среде, удовлетворение детской любознательности.

     *Развитие у детей познавательных способностей (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение).

    *Развитие мышления, речи – суждений в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

     * воспитание стремления сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

    *Формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

     *Создание максимальных условий для развития познавательной активности в процессе экспериментирования.

    Слайд 6
    В результате организации поисково-экспериментальной деятельности:

     - создаются условия для формирования основ целостного мировидения у детей средствами физического эксперимента;

     -развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

     -формируются основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование;

    -обеспечивается обогащенное познавательное и речевое развитие детей, формируются базисные основы личности ребенка;

     -расширяются перспективы развития поисково-познавательной деятельности у детей дошкольного возраста;

     -формируется диалектическое мышление, способность видеть многообразие окружающего мира;

    -формируются коммуникативные навыки, навыки сотрудничества.

    Слайд 7

    Содержание опытно – экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса.
    1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты). Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей, воспитателями разработан перспективный план опытов и экспериментов. 
    2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности 
    3. 
    Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).
    4. 
    Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах). 
    слайд 8

    Структура  детского экспериментирования:

    • Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); Например, познакомившись с героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть», задумались – как помочь героям перебраться через реку. В ёмкость с водой  поочерёдно опускали бумажную салфетку, кусочек ткани, железную и деревянную пластины. Увидели, что бумага, ткань и металл тонут, а деревянная пластина нет. Сделали вывод, что если предмет не тонет, значит, на нём можно плавать. Решили узнать, какими же свойствами и качествами обладает дерево и как его можно использовать. Так возникла идея исследования и желание познакомиться со свойствами древесины.
    • Выдвижение гипотезы было таким – обладает  ли дерево различными свойствами?
    • Поиск и предложение возможных вариантов решения: Составили схему. Сначала дерево спиливают, затем очищают от сучьев, брёвна везут на фабрику, где их распиливают на доски, а затем изготавливают деревянные предметы (игрушки, посуду, мебель, двери, музыкальные инструменты и т. д.). По количеству колец на спилах деревьев определили возраст дерева. Рассмотрев, установили, что дерево непрозрачное и каждое имеет свой рисунок.
    • Сбор материала: Сначала решили  выяснить - откуда появилась деревянная пластина. Рассмотрели  иллюстрации. Лес – наш друг, где растут различные виды деревьев; это «фабрика», производящая древесину. Отгадывали загадки о деревьях;  уточнили  из каких основных частей состоит дерево.
    • Обобщение полученных данных.

    По результатам проведённого исследования делаем вывод:

    • Дерево лёгкое, плавает в воде.
    • Дерево твёрдое, хорошо поддаётся обработке.
    • Древесина непрозрачная  и  имеет свой рисунок.

    Таким образом, наша гипотеза подтвердилась – дерево обладает многочисленными удивительными свойствами, поэтому героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть» перебраться через реку лучше всего на деревянном плоте. 
    Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям. 
    Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание. Для этого мы создаём специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности.

    .

    -Перед вами известный всем предмет – сахар.

    -На листке бумаги в первом столбике запишите интересующие вас темы, связанные с этим предметом. Рекомендую сформулировать их конкретно в вопросительной форме. Так в вашем вопросе уже будет обозначена конкретная цель вашего будущего исследования.

    (Какой сахар на вкус? Сможет ли он раствориться в воде?......)

    – Теперь ваш листок с предложенными темами передайте вправо соседу, который должен выбрать самую интересную, по его мнению, и поставить плюс. Если ни одна из тем не нравится, то участник ничего не ставит.

    -Таким образом можно выбрать тему исследовательской работы.

    Слайд 9
    Структура занятия- экспериментирования

    1.Постановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке в раннем, младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно в старшем дошкольном возрасте).

    2.Прогнозированные результаты (старший дошкольный возраст).

    3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

    4.Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов, помогающих организовать работу сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах (старший дошкольный возраст)

    . 5. Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя). 6.Наблюдение результатов эксперимента.

     7.Фиксирование результатов эксперимента.

    8.Формулировка выводов (при педагогической поддержке в раннем и младшем дошкольном возрасте, самостоятельно в среднем и старшем возрасте).

    Слайд 10
    Основные принципы организации детского экспериментирования. *Связь теории с практикой. *Развивающий характер воспитания и обучения. *Индивидуализация и гуманизация образования.

    * Природосообразность - акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников.

     *Целостность и системность обучающего процесса.

    *Взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество.

    Слайд 11

    Успешность эксперимента: *Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям и взрослым. *Ребенок-исследователь с рождения, но осознанно что-то делает с 5лет, а готовить ребенка к этой деятельности можно с раннего возраста. Способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Тут могут помочь и родители и педагоги. *Важно, чтобы была атмосфера лаборатории. *Форма работы: занятия со всеми детьми, с подгруппой, индивидуально.

    Слайд12

    Формы, методы и приёмы Наблюдения Трудовые поручения Опыты Дидактические игры Моделирование Фиксации результатов Постановка вопросов проблемного характера Эвристические беседы Прогулка Путешествия Трудовая деятельность Экскурсии 

    Слайд 13
    Классификация экспериментов :

     По характеру объектов, используемых в эксперименте. По месту проведения опытов. По количеству детей. По причине их поведения. По характеру включения в педагогический процесс. По продолжительности. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом. По месту в цикле. По характеру мыслительных операций. По характеру познавательной деятельности детей. По способу применения в аудитории.

    Слайд 14

    Экспериментирование  может быть тесно связано с другими видами деятельности дошкольников.

    Слайд 15
    Направления : - живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде. - неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет. - человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.

    Слайд 16
    Примерный алгоритм: 1.Выбор объекта исследования. 2. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса. 3. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования. 4. Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи). 5. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления. 6. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини- лабораториях или центре науки). 7. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста детей, изучаемой темы. 8. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки мнемотаблицы и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

    Слайд 17
    Стимулы : •Внешние (новизна, необычность объекта); •Тайна, сюрприз; •Мотив помощи; •Познавательный мотив (почему так); •Ситуация выбора.

    Слайд 18
    В уголках по экспериментированию может быть выделено

     1. Место для постоянной выставки.

     2. Место для приборов.

    3. Место для выращивания растений.

    4. Место для хранения природного и бросового материалов.

    5. Место для проведения опытов.

     6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.) 

    Слайд19
    Приборы и оборудование: *приборы-помощники; *ёмкости ; *природный материал; *разные виды бумаги; *красители ; *медицинские материалы; *технические материалы; *утилизированный материал; *прочие материалы.

    Слайд20 уголки в группах ДОУ

    Слайд 21

    Слайд 22 Что даёт экспериментальная деятельность Ребенок , почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе . У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность придти ему на помощь. Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера.

    Слайд 23
    Правила трёх «П» Понимание – видеть ребенка изнутри, смотреть на мир глазами ребенка. Принятие – принимать ребенка таким, каков он есть. Признание – признание прав ребенка на решение групповых проблем.


    слайд 24
    Познавательно- исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.


    “ Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал” В.А . Сухомлинский

    - Закончить свое выступление   хотелось бы притчей «Счастье».

    Слайд 25

    Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? – спросил Бог. – «Слепи мне счастье, – попросил человек. Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

    Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках.  Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами. До свидания!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар. Тема: Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС»

    Семинар. Тема: Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС»...

    Семинар "Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей"

    систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства....

    Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования в условиях реализации ФГОС

    Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское эксперимент...

    Муниципальный семинар "Технология познавательной исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС"

    Систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства....

    «Технология исследовательской деятельности, как условие повышения качества образования современных детей в условиях реализации ФГОС в ДО»

    Современная действительность требует воспитания и развития у подрастающего поколения качеств инициативного, самостоятельного субъекта, способного творчески и активно строить свои отношения с окру...