Статья "Взаимодействие дошкольных образовательных организаций и семьи, как условие реализации ФГОС ДО"
статья по теме

Ковалевская Виктория Сергеевна

Статья о взаимодействии дошкольных образовательных организаций с семьями воспитанников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statyafgos_i_do.docx17.12 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие дошкольных образовательных организаций и семьи, как условие реализации ФГОС ДО

 

«… дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада.

Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов…»

(Из Концепции дошкольного воспитания.)

 

В Законе РФ «Об образовании» ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте.

Проблема взаимодействия ДОО и семьи в последнее время попала в разряд актуальных. За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.

Педагоги нашего ДОО уделяют большое внимание сотрудничеству с родителями, поскольку без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, так как его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду.

Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека.

Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.

По статистике современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества.

Планирование работы с родителями, мы начинаем с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему помогает правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Цель педагогов ГБДОУ №8 - создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОО, сделать родителей участниками полноценного воспитательно - образовательного процесса в контексте ФГОС ДО.

Основные задачи работы с родителями:

  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
  • объединить усилия для развития и воспитания детей;
  • создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
  • поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Для успешного сотрудничества с родителями мы изучили методическую литературу и сформировали следующие принципы взаимодействия с родителями:

  1. Создание партнерских, доверительных отношений между родителями и воспитателем непосредственное участие родителей в воспитательном процессе, когда педагог ненавязчиво подводит родителей к мысли о том, что воспитание ребенка - это единое понимание цели и задач обучения детей. Этому способствовали следующие мероприятия, которые были успешно проведены педагогами ДОО: семейная спортивная встреча «Богатырская наша сила»; круглый стол «В каждой семье свои традиции»; родительское собрание «Растить любознательных»; мини-лекции «Учим ребенка общаться», «Как развивать мелкую моторику у детей», «Если ребенок невнимателен»; семинар – практикум «Играем пальчиками»; деловая игра «Учимся играя»).
  2. Ежедневный контакт воспитателя во время утреннего приема и в вечернее время.
  3. Неформальные беседы педагога с родителями для обсуждения успехов ребенка.
  4. Для родителей в ДОО систематически проводятся Дни открытых дверей, чтобы они могли видеть, как занимается их ребенок: досуг «Здоровейка»; презентация проекта «Волшебное превращение капельки»; агитбригада «Быть здоровым -это здорово».
  5. Привлечение родителей к активному участию в жизни группы и ДОО: «Масленица»; «8 марта»; «23 февраля»; «Новый год»; тематические выставки: «Дары осени», «Зимушка хрустальная», «Как я провел лето», «Новогодние игрушки», «Вот какие наши мамы».
  6. Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии с целью активизации и обогащения воспитательных умений родителей, поддержки их уверенности в собственных педагогических возможностях. Педагогами ДОО создано: мини-библиотека по педагогике и воспитанию детей для родителей, выпущены памятка «Мудрые советы и наставления» и буклет «Если ребенок ведет себя агрессивно»; доступны для родителей электронные консультации на сайте ДОО.

В результате успешного сотрудничества повысилась эффективность работы с родителями в ГБДОУ №8.

- Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю ДОО, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.

- Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей.

- Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в семейных конкурсах, праздниках, организуемых в ДОО. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОО в педагогической деятельности.

- Положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОО согласно статистике анализа анкет.

Таким образом, использование принципов по которым работает ГБДОУ №8 даёт положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОО доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Взаимодействие дошкольных образовательных организаций и семьи как условие реализации ФГОС ДО"

Взаимодействие дошкольных образовательных организаций и семьи как условие реализации ФГОС ДО «… дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада.Здесь важен не п...

РАБОТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Вопрос взаимодействия детского сада и семьи всегда является актуальным, так как семейное воспитание играет особую роль в дошкольный период развития ребенка. Влияние семьи особенно в начальный период ж...

Логико-математическое развитие дошкольников в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в условиях реализации ФГОС ДО.

В «Законе об образовании Российской федерации» (статья 44) отмечается, что образовательные организации должны оказывать помощь родителям в развитии индивидуальных способностей несовершеннолетних,...

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в условиях реализации ФГОС ДО.

Современный этап развития дошкольного образования предполагает тесное взаимодействие двух социальных институтов: семьи и дошкольной организации, определяя основную проблему как обеспечение психолого-п...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ Воспитатель МБДОУ №3Корчевская Анна Юрьевна  Семья – исторически сложившийся государственный...