ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ
статья (подготовительная группа)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ

 

Воспитатель МБДОУ №3

Корчевская Анна Юрьевна

 

 

Семья – исторически сложившийся государственный институт, обладающий специфическими ресурсами воспитания подрастающего поколения.

Действительно, современная наука располагает данными, свидетельствующими о том, что семья, семейное воспитание обладает уникальными возможностями, с которыми не может сравниться общественное воспитание в образовательных учреждениях (Е.П. Арнаутова, О.Л. Зверева, Т.А. Куликова и др.).

 Исследователь Т.А. Маркова утверждает, что сила и стойкость семейного воспитания обусловлена следующими факторами:

- глубокий эмоциональный, интимный характер взаимоотношений;

- постоянство и длительность воспитательных воздействий;

- объективная возможность для включения детей в разнообразные виды деятельности;

- преемственность поколений;

-формирование полоролевой идентификации [2].

Период дошкольного детства характеризуется сопровождением ребенка со стороны взрослых, в первую очередь родителей  и педагогов дошкольных образовательных организаций и (Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, А.Е. Жичкина, Н.В. Кузьмина, А.А. Люблинская, Е.В. Соловьева, Т.В. Фуряева и др.).

В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) имеют преимущественное право на воспитание и обучение детей. Они закладывают основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка (ст.44 п.1)[3].

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет специфику отношений дошкольных образовательных организаций (ДОО) и родителей. Данный нормативный документ рассматривает сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьей, приобщение детей к традициям семьи (пункт 1.4) как ведущие принципы дошкольного образования [5].

Родители (законные представители) как субъекты образовательных отношений, имеют возможность участвовать в образовательной деятельности ДОО (пункт 3.1):  

- в организации образовательного процесса и  развивающей среды;

-в оценке и контроле за деятельностью ДОО;

- в разработке планирования совместной деятельности детей и взрослых и др.

В связи с этим изменяется позиция дошкольной образовательной организации в работе с семьями воспитанников. Эти изменения  предполагают ее открытость,  активное  взаимодействие с родителями (законными представителями).

На наш взгляд, взаимодействие ДОО и семьи - это образовательные отношения субъектов дошкольного образования, обеспечивающие  гармоничное, разностороннее развитие, воспитание и обучение детей дошкольного  возраста.

Процесс взаимодействия педагогов и родителей  обусловлен следующим:

  1. Возможности родителей выступать субъектами педагогического процесса и получить непосредственный опыт педагогической деятельности;
  2. Оценке уровней сотрудничества педагогов и родителей, основанного на партнерстве и диалоговых отношениях.

В условиях стандартизации дошкольного образования актуальными направлениями   взаимодействия ДОО с родителями являются:

  1. Изучение семьи:

-изучение социологического статуса семьи, семейных традиций, интересов и хобби семьи, потребностей и запросов родителей;

-удовлетворенность родителей работой ДОО;

- проблемы родителей в воспитании и обучении детей и т. д.

2. Психолого-педагогическое просвещение родителей:

-повышение уровня общей, педагогической и правовой культуры;

-гармонизации детско-родительских отношений,

- формирование родительской компетентности в области дошкольного образования (ознакомление родителей с особенностями развития ребенка, с содержанием образовательного процесса и формирование у родителей способов адекватного взаимодействия с детьми, обучение навыкам эффективного общения и т. п.).

3. Включение родителей в содержательную совместную деятельность с ДОО:

-участие в создании развивающей среды и воспитательно-образователь-ного процесса,

-планирование и проведение различных мероприятий.

Мы полагаем, что уровень взаимодействия дошкольного образовательной организации с семьей является показателем профессиональной компетентности педагогов и педагогической деятельности коллектива в целом.

С целью обеспечения оптимальных условий для построения образовательных отношений между субъектами образовательных отношений  в нашем исследовании определены следующие уровни развития взаимодействия педагогов ДОО и родителей: нулевое, формальное, ситуативное и активное сотрудничество.

Нулевое взаимодействие - стремление избегать контактов с педагогами, либо с родителями.

Формальное взаимодействие - родители принимают формальное
участие в процессе взаимодействия, выполняя отдельные поручения.

Ситуативное взаимодействие - взаимодействие переходит на
качественно новый уровень. Родители принимают непосредственное участие в  образовательной деятельности ДОО.

Активное взаимодействие - переход на уровень устойчивого
партнерского взаимодействия, когда родители активно берутся за
выполнение организационных и педагогических ролей, а также
реализуют в семье традиции ДОО.  

 Таким образом, взаимодействие педагогов с родителями воспитанников – одно из самых сложных и значимых направлений деятельности ДОО в условиях реализации образовательного стандарта. Только в тесном сотрудничестве с семьей можно добиться высоких результатов развития,  воспитания и обучения детей. Создание единого образовательного пространства требует от педагогов развития педагогических компетенций.

Предпринятое в дальнейшем исследование позволит апробировать содержание подготовки педагогов дошкольной образовательной организации к осуществлению процесса взаимодействия с семьями воспитанников.

Подготовка педагогов  будет   связана с повышением профессиональной  компетентности воспитателей  в вопросах   взаимодействия с семьей;  обучении  эффективным способам общения (активное слушание, разрешение конфликтов и др.); развитии необходимых навыков сотрудничества;  формировании культуры общения и преодолении сложившихся стереотипов в воспитании.

Таким образом, в процессе взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в условиях стандартизации создаются оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Включение семьи в образовательный процесс дошкольной образовательной организации обусловлено личной ответственностью родителей  за воспитание ребенка, осознанием собственной значимости в его обучении, возможностью более объективно представлять  траекторию его индивидуального развития.

 

Список  литературы

  1. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского
    развития: Метод, рук-во для работников ДОУ. / Т.Н. Доронова, Е.В.
    Соловьева, А.Е.Жичкина, С.И. Мусисина. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. -
    224 с.
  2. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дет. сада / Л.В. Загик, Т.А.Куликова, Т.А.Маркова и др.; Под ред. Н.Ф.Виноградовой.-М., 1989.

2. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей / Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова,

Т. И. Гризик и др. – М.: Просвещение, 2005. – 191 с.

3. Закон «Об образовании в Российской Федерации».-http://zakon-ob-obrazovanii.ru/

3.  Майер А.А. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада / А.А. Майер, О.И. Давыдова, Н.В. Воронина. – М.: ТЦ «Сфера», 2012. – 128 с.

4.  

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская га- зета. – 25 ноября, 2013.

6. Сертакова Н.М. Инновационные формы работы взаимодействия до- школьного образовательного учреждения с семьей: методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 80 с.

7.  Социальное партнёрство детского сада с родителями: Сборник материалов / Сост. Т.В. Цветкова. – М.: ТЦ «Сфера», 2013. – 128

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vzaimodeystvie_dou_i_semi.docx36.8 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ

……………..

Магистрантка 2 курса

ФГБОУ ВО АГПУ

Научный руководитель:

Старший преподаватель

Татаринцева Екатерина

Анатольевна

Семья – исторически сложившийся государственный институт, обладающий специфическими ресурсами воспитания подрастающего поколения.

Действительно, современная наука располагает данными, свидетельствующими о том, что семья, семейное воспитание обладает уникальными возможностями, с которыми не может сравниться общественное воспитание в образовательных учреждениях (Е.П. Арнаутова, О.Л. Зверева, Т.А. Куликова и др.).

 Исследователь Т.А. Маркова утверждает, что сила и стойкость семейного воспитания обусловлена следующими факторами:

- глубокий эмоциональный, интимный характер взаимоотношений;

- постоянство и длительность воспитательных воздействий;

- объективная возможность для включения детей в разнообразные виды деятельности;

- преемственность поколений;

-формирование полоролевой идентификации [2].

Период дошкольного детства характеризуется сопровождением ребенка со стороны взрослых, в первую очередь родителей  и педагогов дошкольных образовательных организаций и (Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, А.Е. Жичкина, Н.В. Кузьмина, А.А. Люблинская, Е.В. Соловьева, Т.В. Фуряева и др.).

В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) имеют преимущественное право на воспитание и обучение детей. Они закладывают основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка (ст.44 п.1)[3].

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет специфику отношений дошкольных образовательных организаций (ДОО) и родителей. Данный нормативный документ рассматривает сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьей, приобщение детей к традициям семьи (пункт 1.4) как ведущие принципы дошкольного образования [5].

Родители (законные представители) как субъекты образовательных отношений, имеют возможность участвовать в образовательной деятельности ДОО (пункт 3.1):  

- в организации образовательного процесса и  развивающей среды;

-в оценке и контроле за деятельностью ДОО;

- в разработке планирования совместной деятельности детей и взрослых и др.

В связи с этим изменяется позиция дошкольной образовательной организации в работе с семьями воспитанников. Эти изменения  предполагают ее открытость,  активное  взаимодействие с родителями (законными представителями).

На наш взгляд, взаимодействие ДОО и семьи - это образовательные отношения субъектов дошкольного образования, обеспечивающие  гармоничное, разностороннее развитие, воспитание и обучение детей дошкольного  возраста.

Процесс взаимодействия педагогов и родителей  обусловлен следующим:

  1. Возможности родителей выступать субъектами педагогического процесса и получить непосредственный опыт педагогической деятельности;
  2. Оценке уровней сотрудничества педагогов и родителей, основанного на партнерстве и диалоговых отношениях.

В условиях стандартизации дошкольного образования актуальными направлениями   взаимодействия ДОО с родителями являются:

  1. Изучение семьи:

-изучение социологического статуса семьи, семейных традиций, интересов и хобби семьи, потребностей и запросов родителей;

-удовлетворенность родителей работой ДОО;

- проблемы родителей в воспитании и обучении детей и т. д.

2. Психолого-педагогическое просвещение родителей:

-повышение уровня общей, педагогической и правовой культуры;

-гармонизации детско-родительских отношений,

- формирование родительской компетентности в области дошкольного образования (ознакомление родителей с особенностями развития ребенка, с содержанием образовательного процесса и формирование у родителей способов адекватного взаимодействия с детьми, обучение навыкам эффективного общения и т. п.).

3. Включение родителей в содержательную совместную деятельность с ДОО:

-участие в создании развивающей среды и воспитательно-образователь-ного процесса,

-планирование и проведение различных мероприятий.

Мы полагаем, что уровень взаимодействия дошкольного образовательной организации с семьей является показателем профессиональной компетентности педагогов и педагогической деятельности коллектива в целом.

С целью обеспечения оптимальных условий для построения образовательных отношений между субъектами образовательных отношений  в нашем исследовании определены следующие уровни развития взаимодействия педагогов ДОО и родителей: нулевое, формальное, ситуативное и активное сотрудничество.

Нулевое взаимодействие - стремление избегать контактов с педагогами, либо с родителями.

Формальное взаимодействие - родители принимают формальное
участие в процессе взаимодействия, выполняя отдельные поручения.

Ситуативное взаимодействие - взаимодействие переходит на
качественно новый уровень. Родители принимают непосредственное участие в  образовательной деятельности ДОО.

Активное взаимодействие - переход на уровень устойчивого
партнерского взаимодействия, когда родители активно берутся за
выполнение организационных и педагогических ролей, а также
реализуют в семье традиции ДОО.  

 Таким образом, взаимодействие педагогов с родителями воспитанников – одно из самых сложных и значимых направлений деятельности ДОО в условиях реализации образовательного стандарта. Только в тесном сотрудничестве с семьей можно добиться высоких результатов развития,  воспитания и обучения детей. Создание единого образовательного пространства требует от педагогов развития педагогических компетенций.

Предпринятое в дальнейшем исследование позволит апробировать содержание подготовки педагогов дошкольной образовательной организации к осуществлению процесса взаимодействия с семьями воспитанников.

Подготовка педагогов  будет   связана с повышением профессиональной  компетентности воспитателей  в вопросах   взаимодействия с семьей;  обучении  эффективным способам общения (активное слушание, разрешение конфликтов и др.); развитии необходимых навыков сотрудничества;  формировании культуры общения и преодолении сложившихся стереотипов в воспитании.

Таким образом, в процессе взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в условиях стандартизации создаются оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Включение семьи в образовательный процесс дошкольной образовательной организации обусловлено личной ответственностью родителей  за воспитание ребенка, осознанием собственной значимости в его обучении, возможностью более объективно представлять  траекторию его индивидуального развития.

Список  литературы

  1. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского
    развития: Метод, рук-во для работников ДОУ. / Т.Н. Доронова, Е.В.
    Соловьева, А.Е.Жичкина, С.И. Мусисина. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. -
    224 с.
  2. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дет. сада / Л.В. Загик, Т.А.Куликова, Т.А.Маркова и др.; Под ред. Н.Ф.Виноградовой.-М., 1989.

2. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей / Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова,

Т. И. Гризик и др. – М.: Просвещение, 2005. – 191 с.

3. Закон «Об образовании в Российской Федерации».-http://zakon-ob-obrazovanii.ru/

3.  Майер А.А. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада / А.А. Майер, О.И. Давыдова, Н.В. Воронина. – М.: ТЦ «Сфера», 2012. – 128 с.

4.  

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская га- зета. – 25 ноября, 2013.

6. Сертакова Н.М. Инновационные формы работы взаимодействия до- школьного образовательного учреждения с семьей: методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 80 с.

7.  Социальное партнёрство детского сада с родителями: Сборник материалов / Сост. Т.В. Цветкова. – М.: ТЦ «Сфера», 2013. – 128


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сопровождение организационных форм взаимодействия дошкольной организации и семьи в условиях внедрения ФГОС ДО

Основные направления и формы взаимодействия дошкольной организации и семьи в условиях внедрения ФГОС ДО....

Доклад для воспитателей «Теоретический аспект формирования социально-нравственной личности в условиях взаимодействия дошкольного учреждения и семьи»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ 1.Особенности формирования личности в дошкольном возрастеМаленький ребено...

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта

Семья - уникальный первичный социум, дающий ребёнку ощущение психологической защищённости, "эмоционального тыла", поддержку. Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей...

«Взаимодействие детского сада и семьи как условие формирования мотивационной готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школе»

В статье раскрывается включение родителей и педагогов в совместный процесс воспитания и подготовки ребенка к школе....

Консультация для родителей «Взаимодействие детского сада и семьи в условиях ФГОС дошкольного образования».

Консультация для родителей «Взаимодействие детского сада и семьи в условиях ФГОС дошкольного образования».Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитат...

«Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи» на тему: «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС»

Одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является – партнерский подход - более сложный многообразный способ организации совместной дея...