Статья на тему "Взаимодействие дошкольных образовательных организаций и семьи как условие реализации ФГОС ДО"
статья на тему

Филиппова Татьяна Александровна

Взаимодействие дошкольных образовательных организаций и семьи как условие реализации ФГОС ДО

 

«… дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада.

Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов…»

(Из Концепции дошкольного воспитания.)

«Наши дети - это наша старость. 
Правильное воспитание - это наша счастливая старость, 
плохое воспитание - это наше будущее горе, 
это наши слёзы, наша вина перед другими». 
А.С.Макаренко 

 

В Законе РФ «Об образовании» ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте.

Проблема взаимодействия ДОО и семьи в последнее время попала в разряд актуальных. За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.

Педагоги нашего ДОО уделяют большое внимание сотрудничеству с родителями, поскольку без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, так как его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду.

 

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад — первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности воспитателей, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей, охотно будут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям. 
Поэтому объектом данной работы является педагогическое просвещение родителей дошкольников, а предметом - содержание и формы педагогического просвещения. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер, закладываются исходные жизненные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей. Это необходимо и для того, чтобы искоренить ошибки, допускающиеся родителями в семейном воспитании: многие молодые родители недооценивают значение физического воспитания детей, некоторые затрудняются в психологическом подходе к детям, другие не уделяют должного внимания трудовому воспитанию. Зачастую открытыми остаются проблемы, возникающие в малообеспеченных, многодетных, неполных, опекунских семьях. 
 

Цель работы — раскрытие актуальных форм и методов взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса. 
Для создания в семье благоприятных условий воспитания детей, недопущения ошибок в семейном воспитании родителям необходимо, прежде всего, овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности. 
Главные задачи работы: 
- показать актуальность проблемы; 
- изучить дифференцированный подход к взаимодействию с 
родителями; 
- определить необходимость проведения взаимодействия с 
родителями дошкольников; 
- выделить как традиционные, так и новые активные 
формы взаимодействия с родителями; 
- доказать необходимость повышения эффективности 
деятельности социальных педагогов в стенах дошкольных 
учреждений; 
- проследить организацию взаимодействия семьи и ДОУ. 
 

Согласуя свои действия с семьей, необходимо стараться дополнить или компенсировать домашние условия воспитания. Особо важно взаимодействие семьи и дошкольного учреждения для детей из неполных и неблагополучных семей, для детей с недостатками в развитии, так как они наиболее подвержены негативным переменам в обществе. 
Только активная двусторонняя связь может компенсировать «неполноценность» их существования, улучшить адаптацию детей к новым условиям, наладить связь «неблагополучных» детей с окружением. Что касается детей из так называемых «благополучных» семей, то только во взаимосвязи детского сада и семьи возможно овладение различными видами деятельности, нормализовать контакты с детьми из разных социальных слоев, повысить педагогическую культуру родителей. Важно отметить, что задача воспитателя - осознавая разницу между детьми, между их семьями, вести себя демократично, не делая различий между детьми. 
Другая проблема - исчезновение в поведении детей их возрастной непосредственности, что ведет, по мнению многих специалистов, к развитию черт агрессивности. Преодолеть этот кризис опять же возможно путем взаимодействия двух социальных институтов - семьи и детского сада. Важно, чтобы условия в семье и в дошкольном учреждении не отличались друг от друга. Чтобы и дома, и в детском саду ребенок сталкивался не с насилием, в том числе и воспитательно-педагогическим, а с пониманием, заботой и привлечением к посильному труду. 
Третья проблема - развить интерес детей к познанию окружающего мира. Поэтому так важно уделять внимание доверительным беседам с ребенком и его родителями. Процесс совместного пребывания взрослого с детьми очень важен. Главное, чтобы ребенок, как в детском саду, так и дома не наталкивался на стену отчуждения, чувствовал себя комфортно и уютно. К сожалению, не в каждой семье можно увидеть такую идиллию. Задачей педагогов в этом аспекте является научить родителей общаться с детьми, вызвать у них нежные чувства к ребенку. Все это возможно сделать путем использования активных форм и методов работы с родителями. 
Еще одна проблема — научить детей общению друг с другом, научить, не обижать других, проявлять сочувствие, терпимость. И это так же невозможно сделать без активного участия семьи. 
Несмотря на разницу в методах педагогической организации дошкольных учреждений, в том числе и в работе с родителями, вся их деятельность объединяется единой целью - воспитать свободного, развитого, ответственного человека, готового для жизни в обществе, в социуме. Важно объяснить родителям эти задачи и попытаться совместными усилиями решить их. 
 

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. И именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности. 
Современная ситуация, в которой оказалось наше общество, потребовала поиска новой модели общественного воспитания личности в открытой социальной среде и более тесного контакта общественности и семьи, которые осуществляются при помощи воспитателей. 
Когда говорят о профессиональном уровне педагога, всегда стремятся дать представление о стиле его взаимоотношений с родителями детей. Построение деловых, продуктивных отношений с родителями – особая профессиональная работа. Для её грамотного выполнения воспитатель должен многое знать и уметь: представлять себе психологию родителей, владеть техникой общения, убеждения, разъяснения, методиками проведения различного рода встреч. Но для установления контакта с родителями мало быть профессионалом – нужно прилагать усилия, чтобы стать человеком который «просто нравится». 
Психотерапевт Владимир Леви в своей книги «Искусство быть другим» выделяет главу «Гений общения». На черты «гениев общения», которые даёт автор, я ориентируюсь в своей работе. 
1.Плюс интерес. Огромное любопытство и колоссальная жадность к людям. Повышенная наблюдательность и память на всё, что касается другого человека. 
2.Минус тревожность. Душевное спокойствие, как запах роз, привлекает людей. 
3.Плюс обратная связь. В ходе беседы собеседник замечает лишь одно: разговор идёт, обстановка теплая. Сопутствующие качества – тактичность и остроумие. 
4.Плюс артистизм. Богатство жестов, интонаций превосходного рассказчика и мима. Он разный с разными людьми. 
5.Плюс – минус агрессивность. При общем фоне добродушия гений не лишён агрессивности, которая проявляется редко, но метко. 
6.Минус предвзятость. 
7.Плюс предвидение. Плюс симпатия. 
Излучение доброжелательности возвращается отражённым светом. 
 

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды – всё это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьёй на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно выбрать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей. 

Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей является создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

В последнее время общество испытывает постоянную растущую потребность в консультативной и направляющей работе с родителями. Родители должны сами осознать возможность и необходимость своего внутреннего роста, с чего и начинается настоящее воспитание родителей.

С этой целью я использовала активные формы и методы работы с родителями:

Так с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я проводила в течение года анкетирование «Анкета для родителей (социальная) », «Влияние семейной атмосферы на развитие ребенка», «Сохранение и укрепление здоровья ребенка в семье», «Адаптировался ли ваш ребенок к детскому саду», «Что изменилось » и др. Получая реальную картину, на основе собранных данных, я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учитывать ее индивидуальные особенности.

Анкетирование родителей на предмет выяснения их мнения о качестве работы дошкольного учреждения и удовлетворенности образовательными программами, а также пожеланий администрации и педагогическому коллективу.

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, в течение года я проводила родительские собрания, как в традиционной, так и в нетрадиционной форме: «Язык детской игры» игровой практикум, «Экология для малышей», экологическая викторина, круглый стол «Я уже большой», мастер –класс «Пальчиковый театр своими руками», «Нетрадиционная техника рисования» и другие.

Родительские собрания. Это теплые дружеские встречи, где за чашечкой чая обсуждаются волнующие вопросы воспитания детей. Родители делятся опытом решения педагогических проблем, получают психолого-педагогические знания, а главное, вырабатывают единые с педагогом подходы к воспитанию детей в детском саду и семье. Эти встречи мы называем семейными гостиными.

Решение о проведении семейных гостиных было принято на педагогическом совете. Многие педагоги сетовали на родителей, не посещающих собрания. Вопрос был вынесен на педагогический совет. В ходе его обсуждения стало очевидно — необходимо искать новые формы взаимодействия с родителями и пути сближения с семьей. К родителям надо идти с открытым сердцем. Человек открывается, когда видит, что собеседник заинтересован в его проблеме и хочет помочь, а если это происходит за круглым столом да за чашечкой горячего чая - проблема становится небольшим недоразумением.

Также мною проводились консультации (беседы, лекции по вопросам семейного воспитания) для родителей «Правила игры с ребенком: учимся, играя», «Как уберечь ребенка от гриппа », «Как накормить капризного малыша», «Как подобрать ключ к обучению ребенка», «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников», «Изобразительная деятельность в семейном воспитании детей», «Здоровье в порядке- спасибо зарядке» и другие.

Индивидуальные консультации (педагогов и специалистов), вечерние беседы с родителями. В индивидуальных беседах с педагогами и специалистами родители получают информацию о ребенке, его достижениях и перспективах, советы и рекомендации.

Семейный клуб. Педагоги, специалисты и родители свободно обсуждают насущные проблемы, вопросы воспитания и развития детей, отдыхают от домашних забот, занимаются творчеством: рисуют, поют и др. Встречи в семейном клубе проводятся ежемесячно, темы самые разнообразные («Воспитываем играя», «Семейные традиции», «Семейный досуг», «Развиваем творческие способности», «Экологические походы», «Спорт – это долголетие» и др.) Программа встреч составляется в зависимости от особенностей и потребностей разных категорий родителей (многодетных родителей, разведенных женщин, одиноких отцов, вдов и т. п.)

Мастер-классы. Педагоги группы и специалисты обучают родителей приемам закаливания, массажа, рисованию, лепке, аппликации, учат изготавливать развивающие игрушки, поделки из природного материала и др.

Тренинг и игровые практикумы, в том числе тренинг детско-родительских отношений. Он проводится с целью улучшения внутрисемейных отношений при участии психолога. В особых условиях через телесно-ориентированные упражнения, игры, сказки, беседы, творчество, моделирование специальных ситуаций ребенок и родитель поучают опыт совместного переживания, осознают свои истинные потребности, приобретают навыки эффективного общения.

Недели открытых дверей. Родители вместе с детьми посещают занятия, игры, прогулки и другие мероприятия, знакомятся с дошкольным учреждением, образовательными программами, лучше узнают собственных детей, их возможности.

Спортивные и интеллектуальные соревнования и эстафетыконкурсы и викторины с участием детей, родителей и педагогов. Например, викторины по сказкам.

Чтение и рассказывание сказок детям родителями и наоборот, и их последующая драматизация.

Организация родителями театрализованных представлений (игр-драматизаций) для детей и для родителей. Родители и педагоги не только играют роли, но и готовят декорации, шьют костюмы, пишут сценарии.

Традиционные и семейные праздники, например, «День семьи». В назначенный день родители, бабушки и дедушки, братья и сестры, тети и дяди приходят на праздник, приносят семейные фотографии, реликвии, рассказывают о своих семьях, угощают друг друга фирменными семейными блюдами. К празднику дети вместе с педагогами создают книгу «Моя семья», материалами для которой служат рисунки, рассказы детей о своих семьях, ответы на вопрос «Что такое семья?». Снимаем на видеокамеру и позже показываем гостям сюжетно-ролевые игры детей «Семья», «У бабушки в деревне» и др. аналогично проводятся «День матери», «День отца», «День пожилого человека».

Дерево жизни. Беседы, знакомства с членами семей детей по фотографиям, фотовыставки семейных фотографий.

В нашем дошкольном учреждении и в группе создано развивающее информационное пространство:

-          выставки совместных творческих работ родителей и детей (рисунков, поделок, фотогазет и др.);

-          информационные стенды в холлах, на которых представлены информационные, рекомендательные материалы о семье, роли родителей в воспитании детей, возрастных особенностях дошкольников, их подготовке к школе, приводящихся в районе, городе семинарах, тренингах и пр.;

      «Почтовый ящик» в каждой возрастной группе или «Книга отзывов и предложений». Используются также записки для родителей, которые передаются через детей. Цветные открытки, вырезанные в виде различных форм, где содержатся короткие сообщения о достижениях ребенка или похвала.

Также в уголке для родителей  папки: «Шпаргалки для родителей», в которой находятся ответы на самые актуальные вопросы, например «Если ребенок дерется», «Если ребенок ябедничает», «В вашей семье мальчик», «В вашей семье девочка» и др. Она использовалась мною как при индивидуальной работе, так и на консультациях.

В раздевалке важное место отведено фото - рамкам с периодически меняющимися фотографиями. Они содержат всю информацию о жизни нашей группы. Эта форма работы являются востребованной. Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме. Темы фотовыставок в 2014-2015 г. «Зимние постройки», «Наши праздники», «День книги» и др. А так же на сайте для родителей выставлялась информация о посещении библиотек и других мероприятий.

 

 

 

В результате проделанной работы, использования различных форм и методов общения с родителями повысился уровень психолого – педагогической грамотности, возрос уровень культуры межличностного общения детей. Работа в тесном взаимодействии с родителями дала позитивные результаты.

- Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю ДОО, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.

- Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей.

- Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в семейных конкурсах, праздниках, организуемых в ДОО. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОО в педагогической деятельности.

У меня сложилась своя определенная система в работе с родителями. Семья, по-моему, мнению, первое и главное действующее лицо в воспитании и образовании ребенка. Это позволяет повысить качество детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и, что называется, кровно заинтересованы в дальнейшем его продвижении.

Родители стали активными участниками всех дел в группе, надежными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» превратились в активных участником встреч и помощников воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Тема по самообразованию, выбранная мной, является, на мой взгляд, очень интересной, поэтому я бы хотела в дальнейшем продолжать работу в данном направлении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_4_statya.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие дошкольных образовательных организаций и семьи как условие реализации ФГОС ДО

 

«… дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада.

Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов…»

(Из Концепции дошкольного воспитания.)

«Наши дети - это наша старость. 
Правильное воспитание - это наша счастливая старость, 
плохое воспитание - это наше будущее горе, 
это наши слёзы, наша вина перед другими». 
А.С.Макаренко 

В Законе РФ «Об образовании» ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте.

Проблема взаимодействия ДОО и семьи в последнее время попала в разряд актуальных. За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.

Педагоги нашего ДОО уделяют большое внимание сотрудничеству с родителями, поскольку без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, так как его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду.

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад — первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности воспитателей, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей, охотно будут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям. 
Поэтому объектом данной работы является педагогическое просвещение родителей дошкольников, а предметом - содержание и формы педагогического просвещения. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер, закладываются исходные жизненные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей. Это необходимо и для того, чтобы искоренить ошибки, допускающиеся родителями в семейном воспитании: многие молодые родители недооценивают значение физического воспитания детей, некоторые затрудняются в психологическом подходе к детям, другие не уделяют должного внимания трудовому воспитанию. Зачастую открытыми остаются проблемы, возникающие в малообеспеченных, многодетных, неполных, опекунских семьях. 

Цель работы — раскрытие актуальных форм и методов взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса. 
Для создания в семье благоприятных условий воспитания детей, недопущения ошибок в семейном воспитании родителям необходимо, прежде всего, овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности. 
Главные задачи работы: 
- показать актуальность проблемы; 
- изучить дифференцированный подход к взаимодействию с 
родителями; 
- определить необходимость проведения взаимодействия с 
родителями дошкольников; 
- выделить как традиционные, так и новые активные 
формы взаимодействия с родителями; 
- доказать необходимость повышения эффективности 
деятельности социальных педагогов в стенах дошкольных 
учреждений; 
- проследить организацию взаимодействия семьи и ДОУ. 

Согласуя свои действия с семьей, необходимо стараться дополнить или компенсировать домашние условия воспитания. Особо важно взаимодействие семьи и дошкольного учреждения для детей из неполных и неблагополучных семей, для детей с недостатками в развитии, так как они наиболее подвержены негативным переменам в обществе. 
Только активная двусторонняя связь может компенсировать «неполноценность» их существования, улучшить адаптацию детей к новым условиям, наладить связь «неблагополучных» детей с окружением. Что касается детей из так называемых «благополучных» семей, то только во взаимосвязи детского сада и семьи возможно овладение различными видами деятельности, нормализовать контакты с детьми из разных социальных слоев, повысить педагогическую культуру родителей. Важно отметить, что задача воспитателя - осознавая разницу между детьми, между их семьями, вести себя демократично, не делая различий между детьми. 
Другая проблема - исчезновение в поведении детей их возрастной непосредственности, что ведет, по мнению многих специалистов, к развитию черт агрессивности. Преодолеть этот кризис опять же возможно путем взаимодействия двух социальных институтов - семьи и детского сада. Важно, чтобы условия в семье и в дошкольном учреждении не отличались друг от друга. Чтобы и дома, и в детском саду ребенок сталкивался не с насилием, в том числе и воспитательно-педагогическим, а с пониманием, заботой и привлечением к посильному труду. 
Третья проблема - развить интерес детей к познанию окружающего мира. Поэтому так важно уделять внимание доверительным беседам с ребенком и его родителями. Процесс совместного пребывания взрослого с детьми очень важен. Главное, чтобы ребенок, как в детском саду, так и дома не наталкивался на стену отчуждения, чувствовал себя комфортно и уютно. К сожалению, не в каждой семье можно увидеть такую идиллию. Задачей педагогов в этом аспекте является научить родителей общаться с детьми, вызвать у них нежные чувства к ребенку. Все это возможно сделать путем использования активных форм и методов работы с родителями. 
Еще одна проблема — научить детей общению друг с другом, научить не обижать других, проявлять сочувствие, терпимость. И это так же невозможно сделать без активного участия семьи. 
Несмотря на разницу в методах педагогической организации дошкольных учреждений, в том числе и в работе с родителями, вся их деятельность объединяется единой целью - воспитать свободного, развитого, ответственного человека, готового для жизни в обществе, в социуме. Важно объяснить родителям эти задачи и попытаться совместными усилиями решить их. 

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. И именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности. 
Современная ситуация, в которой оказалось наше общество, потребовала поиска новой модели общественного воспитания личности в открытой социальной среде и более тесного контакта общественности и семьи, которые осуществляются при помощи воспитателей. 
Когда говорят о профессиональном уровне педагога, всегда стремятся дать представление о стиле его взаимоотношений с родителями детей. Построение деловых, продуктивных отношений с родителями – особая профессиональная работа. Для её грамотного выполнения воспитатель должен многое знать и уметь: представлять себе психологию родителей, владеть техникой общения, убеждения, разъяснения, методиками проведения различного рода встреч. Но для установления контакта с родителями мало быть профессионалом – нужно прилагать усилия, чтобы стать человеком который «просто нравится». 
Психотерапевт Владимир Леви в своей книги «Искусство быть другим» выделяет главу «Гений общения». На черты «гениев общения», которые даёт автор, я ориентируюсь в своей работе. 
1.Плюс интерес. Огромное любопытство и колоссальная жадность к людям. Повышенная наблюдательность и память на всё, что касается другого человека. 
2.Минус тревожность. Душевное спокойствие, как запах роз, привлекает людей. 
3.Плюс обратная связь. В ходе беседы собеседник замечает лишь одно: разговор идёт, обстановка теплая. Сопутствующие качества – тактичность и остроумие. 
4.Плюс артистизм. Богатство жестов, интонаций превосходного рассказчика и мима. Он разный с разными людьми. 
5.Плюс – минус агрессивность. При общем фоне добродушия гений не лишён агрессивности, которая проявляется редко, но метко. 
6.Минус предвзятость. 
7.Плюс предвидение. Плюс симпатия. 
Излучение доброжелательности возвращается отражённым светом. 

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды – всё это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьёй на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно выбрать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей. 

Ведущей целью взаимодействия Детского сада с семьей является создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

В последнее время общество испытывает постоянную растущую потребность в консультативной и направляющей работе с родителями. Родители должны сами осознать возможность и необходимость своего внутреннего роста, с чего и начинается настоящее воспитание родителей.

С этой целью я использовала активные формы и методы работы с родителями:

Так с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я проводила в течение года анкетирование «Анкета для родителей (социальная) », «Влияние семейной атмосферы на развитие ребенка», «Сохранение и укрепление здоровья ребенка в семье», «Адаптировался ли ваш ребенок к детскому саду», «Что изменилось » и др. Получая реальную картину, на основе собранных данных, я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учитывать ее индивидуальные особенности.

Анкетирование родителей на предмет выяснения их мнения о качестве работы дошкольного учреждения и удовлетворенности образовательными программами, а также пожеланий администрации и педагогическому коллективу.

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, в течение года я проводила родительские собрания, как в традиционной, так и в нетрадиционной форме: «Язык детской игры» (игровой практикум, «Экология для малышей» (экологическая викторина, круглый стол «Я уже большой», мастер –класс «Пальчиковый театр своими руками», «Нетрадиционная техника рисования» и другие.

Родительские собрания. Это теплые дружеские встречи, где за чашечкой чая обсуждаются волнующие вопросы воспитания детей. Родители делятся опытом решения педагогических проблем, получают психолого- педагогические знания, а главное, вырабатывают единые с педагогом подходы к воспитанию детей в детском саду и семье. Эти встречи мы называем семейными гостиными.

Решение о проведении семейных гостиных было принято на педагогическом совете. Многие педагоги сетовали на родителей, не посещающих собрания. Вопрос был вынесен на педагогический совет. В ходе его обсуждения стало очевидно — необходимо искать новые формы взаимодействия с родителями и пути сближения с семьей. К родителям надо идти с открытым сердцем. Человек открывается, когда видит, что собеседник заинтересован в его проблеме и хочет помочь, а если это происходит за круглым столом да за чашечкой горячего чая -проблема становится небольшим недоразумением.

Также мною проводились консультации (беседы, лекции по вопросам семейного воспитания) для родителей «Правила игры с ребенком: учимся играя», «Как уберечь ребенка от гриппа », «Как накормить капризного малыша», «Как подобрать ключ к обучению ребенка», «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников», «Изобразительная деятельность в семейном воспитании детей», «Здоровье в порядке- спасибо зарядке» и другие.

Индивидуальные консультации (педагогов и специалистов), вечерние беседы с родителями. В индивидуальных беседах с педагогами и специалистами родители получают информацию о ребенке, его достижениях и перспективах, советы и рекомендации.

Семейный клуб. Педагоги, специалисты и родители свободно обсуждают насущные проблемы, вопросы воспитания и развития детей, отдыхают от домашних забот, занимаются творчеством: рисуют, поют и др. Встречи в семейном клубе проводятся ежемесячно, темы самые разнообразные («Воспитываем играя», «Семейные традиции», «Семейный досуг», «Развиваем творческие способности», «Экологические походы», «Спорт – это долголетие» и др.) Программа встреч составляется в зависимости от особенностей и потребностей разных категорий родителей (многодетных родителей, разведенных женщин, одиноких отцов, вдов и т. п.)

Мастер-классы. Педагоги группы и специалисты обучают родителей приемам закаливания, массажа, рисованию, лепке, аппликации, учат изготавливать развивающие игрушки, поделки из природного материала и др.

Тренинг и игровые практикумы, в том числе тренинг детско-родительских отношений. Он проводится с целью улучшения внутрисемейных отношений при участии психолога. В особых условиях через телесно-ориентированные упражнения, игры, сказки, беседы, творчество, моделирование специальных ситуаций ребенок и родитель поучают опыт совместного переживания, осознают свои истинные потребности, приобретают навыки эффективного общения.

Недели открытых дверей. Родители вместе с детьми посещают занятия, игры, прогулки и другие мероприятия, знакомятся с дошкольным учреждением, образовательными программами, лучше узнают собственных детей, их возможности.

Спортивные и интеллектуальные соревнования и эстафетыконкурсы и викторины с участием детей, родителей и педагогов. Например, викторины по сказкам.

Чтение и рассказывание сказок детям родителями и наоборот, и их последующая драматизация.

Организация родителями театрализованных представлений (игр-драматизаций) для детей и для родителей. Родители и педагоги не только играют роли, но и готовят декорации, шьют костюмы, пишут сценарии.

Традиционные и семейные праздники, например, «День семьи». В назначенный день родители, бабушки и дедушки, братья и сестры, тети и дяди приходят на праздник, приносят семейные фотографии, реликвии, рассказывают о своих семьях, угощают друг друга фирменными семейными блюдами. К празднику дети вместе с педагогами создают книгу «Моя семья», материалами для которой служат рисунки, рассказы детей о своих семьях, ответы на вопрос «Что такое семья?». Снимаем на видеокамеру и позже показываем гостям сюжетно-ролевые игры детей «Семья», «У бабушки в деревне» и др. аналогично проводятся «День матери», «День отца», «День пожилого человека».

Дерево жизни. Беседы, знакомства с членами семей детей по фотографиям, фотовыставки семейных фотографий.

В нашем дошкольном учреждении и в группе создано развивающее информационное пространство:

-          выставки совместных творческих работ родителей и детей (рисунков, поделок, фотогазет и др.);

-          информационные стенды в холлах, на которых представлены информационные, рекомендательные материалы о семье, роли родителей в воспитании детей, возрастных особенностях дошкольников, их подготовке к школе, приводящихся в районе, городе семинарах, тренингах и пр.;

      «Почтовый ящик» в каждой возрастной группе или «Книга отзывов и предложений». Используются также записки для родителей, которые передаются через детей. Цветные открытки, вырезанные в виде различных форм, где содержатся короткие сообщения о достижениях ребенка или похвала.

Также в уголке для родителей  папки: «Шпаргалки для родителей», в которой находятся ответы на самые актуальные вопросы, например «Если ребенок дерется», «Если ребенок ябедничает», «В вашей семье мальчик», «В вашей семье девочка» и др. Она использовалась мною как при индивидуальной работе, так и на консультациях.

В раздевалке важное место отведено фото - рамкам с периодически меняющимися фотографиями. Они содержат всю информацию о жизни нашей группы. Эта форма работы являются востребованной. Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме. Темы фотовыставок в 2014-2015 г. «Зимние постройки», «Наши праздники», «День книги» и др. А так же на сайте для родителей выставлялась информация о посещении библиотек и других мероприятий.

В результате проделанной работы, использования различных форм и методов общения с родителями повысился уровень психолого – педагогической грамотности, возрос уровень культуры межличностного общения детей. Работа в тесном взаимодействии с родителями дала позитивные результаты.

- Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю ДОО, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.

- Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей.

- Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в семейных конкурсах, праздниках, организуемых в ДОО. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОО в педагогической деятельности.

У меня сложилась своя определенная система в работе с родителями. Семья, по-моему, мнению, первое и главное действующее лицо в воспитании и образовании ребенка. Это позволяет повысить качество детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и, что называется, кровно заинтересованы в дальнейшем его продвижении.

Родители стали активными участниками всех дел в группе, надежными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» превратились в активных участником встреч и помощников воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Тема по самообразованию, выбранная мной, является, на мой взгляд, очень интересной, поэтому я бы хотела в дальнейшем продолжать работу в данном направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Взаимодействие дошкольных образовательных организаций и семьи, как условие реализации ФГОС ДО"

Статья о взаимодействии дошкольных образовательных организаций с семьями воспитанников...

РАБОТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Вопрос взаимодействия детского сада и семьи всегда является актуальным, так как семейное воспитание играет особую роль в дошкольный период развития ребенка. Влияние семьи особенно в начальный период ж...

Логико-математическое развитие дошкольников в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в условиях реализации ФГОС ДО.

В «Законе об образовании Российской федерации» (статья 44) отмечается, что образовательные организации должны оказывать помощь родителям в развитии индивидуальных способностей несовершеннолетних,...

Статья для начинающих воспитателей "Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС ДО в группе раннего возраста"

Данная статья поможет начинающему педагогу во взаимодействие с семьями воспитаников....

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в условиях реализации ФГОС ДО.

Современный этап развития дошкольного образования предполагает тесное взаимодействие двух социальных институтов: семьи и дошкольной организации, определяя основную проблему как обеспечение психолого-п...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ Воспитатель МБДОУ №3Корчевская Анна Юрьевна  Семья – исторически сложившийся государственный...