Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
методическая разработка (младшая группа) на тему

 

 Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. ( теоретический материал)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ovchinnikova_olga_nikolaevna_-_kopiya.doc314 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение………………………………………………………….....................

1.

1. Теоретические основы формирования культурно – гигиенических навыков у детей 2-3 лет

1.1 Культурно-гигиенические навыки: понятие, значение и задачи их формирование у детей раннего возраста

1.2 Психолого-педагогические особенности детей раннего возраста

2

2. Педагогические аспекты формирования культурно-гигиенических навыков в группе раннего возраста

2.1 Методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет.

2.2 Педагогические условия формирования культурно – гигиенических навыков в раннем возрасте

Заключение ……………………………………………………………………

Список литературы ……………………………………………………………

Приложения

Введение

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, и обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важную роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых норм и правил поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

В раннем дошкольном возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенному алгоритму действий и приемам, которые помогают выполнять задание быстро и правильно.

Для лучшего формирования навыков необходимо использовать в работе разнообразные формы, методы, особенно игровые приемы, которые значительно улучшает качество усвоение навыка. Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением в одинаковых условиях.

При формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста идет не простое усвоение норм и правил поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации малыша.

При овладении культурно – гигиеническими навыками важна постепенность: по мере овладения простыми навыками можно вводить новые, более сложные. При обучении использовать показ самого действия, знакомить со способами его выполнения. По мере приобретения навыка непосредственная помощь взрослого сокращается, а доля самостоятельного участия ребёнка увеличивается. Малыши до трех лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия со взрослым, а потом самостоятельно.

Как не важны навыки, не следует забывать что, одно только овладение ими не обеспечивает правильного поведения. Взрослые должны подавать пример во всем и требуя от ребенка выполнения определенных правил, сами всегда их должны соблюдать, быть аккуратными, внешне опрятными и т. п. Что в настоящее время не всеми родителями соблюдается в связи с нехваткой времени, или в связи с непониманием или незнанием важности данного вопроса. Поэтому большое внимание нужно уделять и взаимодействию воспитателей с родителями. Согласованность действий в этом вопросе приобретает едва ли не первостепенное значение.

Все это способствует к дальнейшему формированию привычки к здоровому образу жизни, которая и является важнейшей задачей дошкольного учреждения.

Цель работы: изучение процесса и методики формирования культурно – гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста.

Для того чтобы формирование культурно – гигиенических навыков успешно осуществлялось у детей раннего возраста необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать источники по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.

2. Изучить методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет.

3. Выявить условия для успешного формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.

1 . Теоретические основы формирования культурно – гигиенических   навыков у детей 2-3 лет

1.1 Культурно-гигиенические навыки: понятие, значение и задачи их формирование у детей раннего возраста

Под культурно-гигиеническими навыками следует понимать совокупность здоровьесберегающих навыков и полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении и различных видах деятельности.

Т. С. Богина, Л.К. Ионова, Н. Д. Терехова выделяют следующие виды культурно-гигиенических навыков:[5]

Умывание: засучить рукава; намылить руки до образования пены; набрать в ладони нужное количество воды; вымыть лицо двумя руками; мыть руки до локтя с мылом; насухо вытереть руки; пользоваться личным полотенцем; не стряхивать воду с рук.

Чистка зубов; набирать зубной порошок на щетку; правильно чистить зубы щеткой; полоскать рот.

Причесывание: причесать волосы, если они растрепались; расчесать волосы; следить за аккуратностью головы.

Одевание: быть опрятным; вешать одежду на спинку стула и складывать на сиденье колготки; завязывать и развязывать тесемки у зимней шапки; застегивать и расстегивать пуговицы на нижней и верхней одежде; надевать и снимать одежду; обуваться; самостоятельно или с помощью взрослых устранять неполадки в одежде; складывать одежду лицевой стороной; соблюдать рациональную последовательность при одевании и раздевании.

Чистка и мытье обуви; очищать обувь от грязи по возвращении с улицы в помещение; протирать загрязнившуюся обувь влажной тряпкой; мыть обувь, не заливая воду внутрь.

Уход за верхней одеждой: счищать пыль с верхней одежды платяной щеткой; следить за чистотой и привлекательностью одежды.

Уборка постели: стелить постель перед сном; складывать покрывало; расправлять простыни после сна; прибирать постель после сна.

Прием пищи: мыть руки перед едой; аккуратно есть; брать хлеб и накладывать еду в тарелку столько, сколько съешь; есть молча; жевать с закрытым ртом; пользоваться салфеткой; правильно сидеть за столом; уметь обращаться с ложкой; тщательно пережевывать пищу.

Питье: ополаскивать стакан перед использованием; наливать воды в стакан сколько выпьешь; пить, не обливаясь.

В туалете: пользоваться туалетной бумагой; мыть руки после туалета.

Содержание носа в чистоте: своевременно пользоваться носовым платком.

Перемена одежды с учетом погоды: одеваться теплее при похолодании; покрывать голову при солнечных лучах; поднимать воротник при ветре; снимать лишнюю одежду на жаре.

Содержание личных вещей в порядке: всегда убирать за собой; бережно обращаться с каждой вещью; класть вещи на место; размещать их удобно для пользования и приятно для глаз.

Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением в одинаковых или сходных условиях. Если, например, ребенка научили аккуратно складывать кубики в коробку или ящик и требуют делать это всякий раз после игры, то постепенно у него закрепится привычка, и он станет складывать кубики без напоминания взрослых.

Пока привычка не закрепилась, ребенок нуждается в контроле и указаниях взрослых, а также в поощрении, похвале, одобрении.

Вежливость, доброжелательность, размеренная спокойная речь воспитателя, опрятный внешний вид, порядок в группе — все это имеет большое значение в формировании культурно-гигиенических навыков у дошкольников.

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков происходит не просто усвоение правил и норм поведение, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения ребенка в мир взрослых. Психическое развитие – процесс неравномерный, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Дошкольное детство наиболее благоприятный период для развития культурно – гигиенических навыков, особенно в ранний возраст. В этом периоде происходит становления органов и систем и прежде всего функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы полноценного развития и здоровья ребенка.

Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Очень тяжело встать рано утром, да ещё и самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки: Мама это сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: "Застегните", "Завяжите", "Оденьте".

Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия. Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его совершает, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность. Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса. Так, девочка начинает приглядываться к себе, сравнивать, насколько она изменилась, когда её причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде. Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка. Ребёнок постепенно переходит к контролю за своим внешним видом.

Освоение культурно-гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника. Трёхлетний малыш уже может дать моральную оценку действиям человека или героя сказки. Пока она ещё основана на переносе общего эмоционального отношения ребёнка к человеку или персонажу: нравится, значит - хороший, не нравится - плохой. Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Малыши до трёх лет испытывают удовольствие оттого, что они сначала выполняют действия сначала вместе с взрослым, а потом самостоятельно. И только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие оттого, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный: "Я хороший, потому что всё делаю правильно!". Малыш замечает нарушение правил другими детьми и сообщает об этом. Причина подобных высказываний ребёнка в стремлении убедиться, что он правильно понимает правила поведения, получить поддержку со стороны взрослого. Поэтому к таким жалобам следует относиться с большим вниманием. Подтвердите, что малыш правильно понимает общественное требование, и подскажите, как нужно поступить, если он замечает его нарушение.

Так же в результате работы над теоретической частью, выяснилось, что ещё классики отечественной педагогики писали, что формирование культурно - гигиенических навыков одно из важнейших направлений в работе с детьми. Современные педагогические исследования и опыт работы показал, что главное не упустить благоприятный период, когда навыки и привычки формируются быстро, т.е. сенситивный период. Работа по формированию культурно - гигиенических навыков должна вестись в непосредственном контакте с семьёй. Изучение первоисточников, позволило углубить знания о значении культурно-гигиенических навыков в воспитании ребёнка раннего возраста.

Таким образом, следует, что воспитание у детей навыков личной гигиены играет важную роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. От знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом совершенствовались.

1.2 Психолого-педагогические особенности детей раннего возраста

Ранний детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребенка, использование или неиспользование которых может иметь серьезные последствия. С психолого-педагогической точки зрения это ранний детский возраст, от одного года до трех лет. По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие.

Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью. Прямохождение обеспечивает ребенку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информации. Речевое общение позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки и через учителя, человека, владеющего ими, быстрее приобщаться к человеческой культуре. Предметная деятельность непосредственно развивает способности ребенка, в особенности его ручные движения. Каждый из этих факторов незаменим, а все они, вместе взятые, достаточны для разностороннего и полноценного психического и поведенческого развития маленького растущего человека.[14;63]

Ранний возраст - особый период становления органов и систем и, прежде всего функций мозга. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы полноценного развития и здоровья ребенка.

Существенной особенностью раннего детства является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвергается заболеваниям, но и лучше развивается психически.

Для каждого здорового ребенка в первые три года жизни характерна высокая степень ориентировочных реакций на все окружающее. Эта возрастная особенность стимулирует так называемые сенсомоторные потребности. Доказано, что если дети ограничены в получении информации и переработке ее в соответствии с возрастными возможностями, темп их развития более замедленный.  Поэтому важно, чтобы жизнь малышей была разнообразной, богатой впечатлениями. Сенсорные (чувственные) потребности вызывают и высокую двигательную активность ребенка, а движение - естественное состояние малыша, способствующее его интеллектуальному развитию [2;375].

В последнее время психологи всё чаще обращают внимание педагогов дошкольных учреждений и родителей на значимость проблемы развития, воспитания и обучения ребёнка с рождения до 3 лет. Ранний возраст рассматривается как уникальный в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач. В первые годы жизни важно обеспечить физическое, умственное, нравственное  и  эстетическое развитие детей. Большое значение в воспитании здоровых хорошо развитых детей имеет правильная организация их жизни в период  (адаптации)  к детскому учреждению. Процесс привыкания к новым условиям труден для формирующейся нервной системы ребёнка. В этот период необходимо обеспечить единство воспитательных приёмов, используемых в семье и детском учреждении.

Одно из условий своевременного и полноценного развития детей ─ их хорошее, уравновешенное настроение. Оно поддерживается правильной организацией жизни.

Именно этот период ─ возраст раннего детства, время созревания всех основополагающих функций, является самым благоприятным для воспитания и обучения ребёнка. Период от рождения до 3 лет имеет жизненно важное значение для всей будущей жизни ребёнка. Образовательная  программа, учитывающая психофизические особенности ребёнка в возрасте от 1 года до 3 лет, является базой для формирования и развития интеллектуального потенциала ребёнка, его физического и психического здоровья.

Особое значение в раннем детстве приобретают эмоции, так необходимые при проведении режимных процессов - кормлении, бодрствовании ребенка, формировании его поведения и навыков, обеспечении его всестороннего развития. Интерес к окружающему в раннем детстве является непроизвольным и в значительной степени обусловлен социально. Заставить малыша смотреть или слушать невозможно, однако заинтересовать его можно многим, поэтому в обучении детей раннего возраста особую роль играют положительные эмоции. Часто, еще не понимая смысла обращенной к нему речи взрослого, дети реагируют на интонацию, эмоциональный настрой, легко их улавливают и заряжаются таким настроением. В этом и простота, и сложность воспитания детей раннего возраста.

Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: "ребенок - предмет - взрослый". В этом возрасте ребенок целиком поглощен предметом.

Правда, за предметом ребенок еще не видит взрослого человека, однако, без взрослого он не может овладеть человеческими способами употребления предметов. В этой ситуации способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие.

В развитии ребенка раннего возраста ведущая роль принадлежит взрослому. Он обеспечивает все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша; несет тепло, ласку, ту информацию, которая необходима для ума и души ребенка.

Таким образом, к началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным с взрослым, ибо нуждается в его практической помощи, оценке и внимании. Ранний возраст характеризуется постепенным совершенствованием всех функциональных возможностей детского организма.

2. Педагогические аспекты формирования культурно-гиниенических навыков в группе раннего возраста

2.1 Методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет.

Воспитание  культурно-гигиенических навыков начинается очень рано. Подготовкой к формированию навыков, самостоятельными движениями по самообслуживанию является создание у ребенка положительного отношения к умыванию, одеванию, приему пищи. Важным условием  для формирования гигиенических навыков является систематичность необходимых операций. Так, ребенок привыкает, что перед едой ему обязательно моют руки, надевают нагрудник и т.п. Воспитатель предоставляет ребенку самостоятельность там, где он, что-то может сделать сам. Наряду с этим каждый ребенок постоянно нуждается в показе, поощрении, помощи, поэтому основой методики в детском учреждении является работа с небольшими группами детей (3-4 ребенка). В начале второго года жизни ребенок должен уметь есть самостоятельно, пользуясь ложкой, есть хлеб с первым блюдом, вытирать рот.

Важной задачей в работе с детьми I младшей группы детского сада является воспитание культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей 3-го года жизни - стремление к самостоятельности.

Для более легкого овладения определенными навыками связанных с его усвоением действия разделяют на несколько операций. Надо помнить еще одну важную особенность формирования навыков культурного поведения у малышей: по мере овладения новыми действиями детям хочется неоднократно их повторять. Иными словами, малыши превращают эти действия в игру. Воспитатель, видя это, включается в игру и направляет действия ребенка на закрепление навыка. Повторяя, таким образом, приемы правильных действий, маленькие дети начинают более тщательно их выполнять. Прежде всего, следует запомнить: на начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Подобная обстановка позволит сохранить у них положительно-эмоциональный настрой. Однако, необходимость укладываться в отведенное для режимных процессов время, остается. Поэтому надо умело направить усилие детей на более целеустремленные действия. Для этого эффективны, например, косвенные приемы предупредительного поощрения.

Другой, также весьма эффективный способ – использование игр. При удовлетворении появившегося интереса ребенка к новым для него действиям, при неоднократном их выполнении, навык становится прочным. Для укрепления навыка следует также использовать поощрение малыша за удачно выполненное задание. Характер оценки действий и поступков меняется в соответствии с повышающимся уровнем закрепления у детей навыков культуры поведения. Если в начале усилия детей постоянно поощряются и оцениваются положительно, то в дальнейшем надо относиться, как должному явлению, оценивать только качество действий.

Для усвоения детьми более трудных правил культурного поведения целесообразно использовать коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки. Они помогают воспитателю выровнять уровень овладения навыками каждым ребенком группы. Через игры-занятия воспитатель может в увлекательной форме не только раскрыть содержание требований в необходимой последовательности, но и связать эти требования с конкретными поступками малыша, это дает возможность закрепить положительное отношение к их выполнению в повседневной жизни.

Учитывая особенности в работе с детьми раннего возраста, занятиям следует придавать максимальную значимость, что обеспечивает хорошую активность малышей.

Игры – занятия направлены на развитие и совершенствование наиболее трудных гигиенических умений и навыков. Первая часть занятия включает отработку элементарных правил самоорганизации: опрятный внешний вид, культурное поведение за столом и др. Вторая часть предполагает активизацию мыслительных операций, самонаблюдение и самоанализ (например, « Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя обедает», «Подбери посуду для куклы и др.) В игры-занятия включают разнообразные игрушки, предметы. Это способствует активизации одновременно зрительного и двигательного анализаторов ребенка. Предмет, действие воспитатель показывает каждому малышу, например, как следует держать ложку, дети тут же упражняются в правильном действии ложкой. Такие имитирующие действия с реальными предметами в воображаемой ситуации помогают малышам в освоении практических действий в жизненно важных режимных процессов.

Показанные и освоенные на занятиях действия в результате постоянных упражнений в повседневной деятельности перерастают в устойчивые навыки культурного поведения.  В дальнейшем эти навыки дети начинают использовать в самых разнообразных ситуациях.

В 2 года ребенок почти все может снять с себя, сложить и большую часть одежды надеть. В значительной степени дети сами умываются, вытираются. На втором году жизни ребенка, необходимо систематически прививать ему навыки культуры поведения: спокойно сидеть за столом, тихо разговаривать, при укладывании спать, благодарить за оказанную помощь. На третьем году жизни малыш не только более самостоятельно может одеваться, раздеваться и т.д., но и знает определенный порядок действий, входящих в каждый процесс, приемы их выполнения. При активном формировании навыков самообслуживания важно в первую очередь надо отработать те из них, которые связаны с организацией всего коллектива.

Дети отличаются большой подражательностью, поэтому взрослому нужно неоднократно показывать, как выполнять новое действие, сопровождая показ пояснениями, чтобы выделить наиболее существенные моменты данного действия, последовательность отдельных операций.

Начиная со второго года жизни с этой целью с детьми проводятся специальные дидактические игры, используются игровые приемы. ( «Оденем куклу на прогулку», «Накормим куклу обедом», «Научим куклу умываться» и т.п. ( см. Приложение))

Дети третьего года жизни все действия выполняют быстрее. В этот период нужно чаще приучать детей к взаимопомощи, поручать им несложные задания, которые готовят их к дежурствам. Помощь воспитателя выражается меньше в действиях, больше в постоянном контроле, словесных указаниях, поощрениях[15, 54].

Для первоначальных действий ребенка существенное значение имеет запоминание места для отдельных вещей, своего места за столом и т.п. В особенности это важно, когда ребенок приходит в детский сад из дома. В таких случаях воспитатель вместе с малышом выбирает метку, рассматривает ее, предлагает запомнить рядом сидящего товарища.

При активном формировании навыков самообслуживания важно в первую очередь отработать те из них, которые связаны с организацией всего коллектива.

Дети в этом возрасте очень хорошо все запоминают и даже подражают действиям взрослых и других детей, поэтому нужно неоднократно показывать, как выполнять новое действие, сопровождать показ пояснениями, чтобы выделить наиболее существенные моменты данного действия, последовательность отдельных операций.

К концу третьего года жизни большинство детей умеют правильно мыть руки, пользоваться носовым платком, соблюдать правила культурного  поведения за столом, кушать самостоятельно, пользоваться салфеткой. Дети приучаются бережно обращаться с игрушками, поддерживать чистоту и порядок в группе.

Для привития культурно-гигиенических навыков применяются показ, пример, объяснение, поощрения, беседы, упражнения в действиях. Широко используются игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихи (см. Приложение). Содержание культурно- гигиенических навыков осваивается детьми прежде всего в процессе обучения, в дидактических играх и игровых ситуациях.

В воспитании культурно-гигиенических навыков, так же как в любом другом виде педагогической деятельности, важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей. Поэтому, нужно выработать общие критерии в оценке отдельных действий, установить общий порядок выполнения этих действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.

Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменения системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате.

По мере освоения культурно – гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности – игры. В играх ребенок отражает (особенно поначалу) бытовые действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы и неоднократно совершались по отношению к нему самому. Игровые действия детей этого возраста максимально развернуты. Ребенок старательно кормит мишку первым, вторым и третьим блюдом, он не в состоянии пока заменить игровое действие словами.

Чтобы ускорить формирование культурно – гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ребенку: « Ты всегда моешь руки перед едой? Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?». Таким образом, усвоенные культурно – гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно – гигиенических навыков.

Культурно – гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию. Малыш научился одевать платье, колготки, туфельки и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т.д. То есть происходит укрупнение единиц  действия, когда малыш работает уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком.

Ребенок 3-х лет осознает необходимость выполнения культурно – гигиенических требований к предстоящей деятельности: «Надо мыть руки, потому что потом будем есть». Выразить в речи составляющую навык последовательность операций, условия их выполнения дети еще не могут. Легче они выделяют предметы, необходимые для проведения бытового процесса, например умывания – мыло, полотенце и вода. Малыша по прежнему привлекает сам бытовой процесс. Но особенно значимым становится выполнение действий в правильной последовательности, потому расширяется круг культурно – гигиенических навыков, совершенствуются способы выполнения бытовых действий и изменяется их структура.

Культурно – гигиенические навыки выступают как важная составная часть культуры поведения. Постепенно культурно - гигиенические навыки превращаются в привычки – действия, выполнение которых стало потребностью. Необходимыми условиями формирования привычек выступает положительное отношение ребенка к бытовой деятельности и систематическое повторение бытовых процессов, предполагающих его известную самостоятельность.

Привычки выполнять требования личной гигиены и культурного поведения проявляются в разных жизненных ситуациях. А бытовые процессы выполняются без напоминания взрослых. Режим дня в дошкольном возрасте играет важнейшую роль в организации бытовой деятельности и усвоении правил поведения. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д. Ребенку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив его этому. Дети среднего и старшего дошкольного возраста более осознано должны относиться к выполнению правил личной гигиены; самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте.[5;75]

Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.

Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. С самого младшего возраста детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться. В детских садах создаются условия, способствующие формированию и прочному закреплению навыков личной и общественной гигиены. В каждой группе обязательно наличие всех принадлежностей для умывания, мытья ног.

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, из правильной последовательности.[5;76]

2.2 Педагогические условия формирования культурно – гигиенических навыков в раннем возрасте

Для успешного формирования культурно – гигиенических навыков необходимы следующие условия:

  1. Соблюдение детьми и взрослыми режима дня. Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и тоже время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Упрочнение их происходит в играх, занятиях и в быту.
  2. Обеспечение чистоты среды. Создание санитарно-гигиенической обстановки в соответствии с существующими нормативами предусматривают поддержание чистоты и порядка в помещении, а также гигиены одежды детей и взрослых.
  3. Организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома. Например, в умывальной комнате имеется достаточное количество раковин небольшого размера; полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем – картинка.
  4. Разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов.
  5. Многократное упражнение детей в действиях с выделение способа и порядка их выполнения, при этом характер действий должен быть неизменным, а формы разные. Упражнение ребенка сопровождается постоянным контролем взрослого, что приводит к постепенному формированию требуемых навыков.
  6. Индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиенических навыков.
  7. Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития
  8. Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых.

Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, помощником воспитателя и конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример.

Изучая опыт работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста, стало понятно, что нужно соблюдать определенные условия, которые помогают более успешному освоению навыка, а также использовать разные игровые приёмы и методы. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, причёски и т. д. продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. А человеческие отношения маленький ребёнок воплощает, прежде всего, в игре. Поэтому в своей работе мы отдадим предпочтение использованию разных игровых  методов и приёмов, а так же художественного слова.

Заключение

Таким образом, формирование культурно - гигиенических навыков младших дошкольников – задача сложная, требующая систематичности и большого терпения. Все указания необходимо давать в спокойном тоне, вызывающем у детей положительное отношение к действиям, которые должны стать привычками. Воспитатель сможет достичь положительного результата, учитывая задачи формирования культурно - гигиенических навыков в соответствии с возрастными особенностями детей.

Рассматривая теоретические аспекты формирования культурно- гигиенических навыков, мы пришли к выводу, что проблема по формированию культурно- гигиенических навыков существует очень давно и в этой области сделано немало открытий. Процесс формирования культурно- гигиенических навыков имеет свою специфику и трудности в организации, однако, освоив необходимые психологические и педагогические знания, взрослый способен влиять на ребёнка и целенаправленно формировать культурно- гигиенические навыки. 

Деятельность педагога по формированию культурно - гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста эффективен, когда он имеет обратную информацию о действенности воспитательных влияний и учитывает эту информацию на каждом новом этапе своей педагогической деятельности. Такую информацию воспитатель получает только из жизни, из повседневного изучения практики отношений и деятельности в детской среде. Научно обоснованное отношение к процессу формирования культурно- гигиенических навыков состоит в умении видеть, подчеркивать и эффективно использовать нравственный аспект любого вида детской деятельности, любого жизненного отношения.

На основе изученной и проанализированной литературы и интернет – ресурсов можно сделать вывод, что для успешного формирования культурно – гигиенических навыков младших дошкольников необходимо:

1. Знать особенности культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;

2. Знать методы и приёмы формирования культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;

3. Ознакомиться с диагностическими методиками  культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;

4. Разработать дополнительную программу по формированию культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Список литературы

  1. Афонькина, Ю. А. Урунтаева, Г. А.  Как приобщить  малыша  к  гигиене  и самообслуживанию [Текст]: пособие для воспитателей дет.сада и родителей / Ю. А. Афонькина, Г. А. Урунтаева. - М.: Просвещение, 1997. - 125с.
  2. Баранова, М. Л. Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения [Текст]: организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста/ М. Л. Баранова, Н. В. Макарова. – Ростов на Дону: Феникс, 2005.–348 c.
  3. Бархатова Л. Воспитание культуры поведения [Текст]/ Л Бархатова // Дошкольное воспитание.-1989.- №11.- С. 17-21
  4. Белостоцкая Е.М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7[Текст] / Е.М Белостоцкая, Т. Ф. Виноградова. - М.:Просвещение, 1991. 120 c
  5. Богина, Т.Л. Режим дня в детском саду [Текст]/ Т.Л. Богина, Н. Т. Терехова. - М.: Просвещение, 2007.- 95 с
  6. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.К Бондаренко. - М.:Просвещение, 1991-160 с.
  7. Буре, Р. С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети [Текст] / Р. С. Буре, Л.Ф. Островская. - М.: Просвещение, 2001. – 121 c.
  8.  Гущина, Н П Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста  [Электронный ресурс] /  Н. П. Гущина. - Режим доступа: https://solncesvet.ru/докладформирование-культурно-гигие/
  9.  Васильева, М.А. Гербова, В.В. Комарова, Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст]/ М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова; под ред. В.В.  Васильевой.— М.: Мозаика-Синтез, 2010.-204 с.
  10. Зебзеева, В. А. Организация режимных процессов в ДОУ [Текст] / В. А.  Зебзеева.  - М.: ТЦ Сфера, 2007. – 80 с.
  11.  Козлова, С.А. Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика [Текст]/ С.А Козлова, Т.А Куликова.- М.: Академия, 2005 – 467 с.
  12. Конина, Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей [Текст]: игровой комплект/ Е.Ю. Конина. - Айрис-пресс, 2007. - 12 с.
  13.  Мижакова, С. В. Формируем привычку к здоровому образу жизни у малышей [Электронный ресурс] / С. В. Мижакова. –http:www.открытыйурок.рф/статьи/417096
  14. Немов, Р.С. Том 2, Психология образования [Текст]/ Р.С. Немов - М.: Просвещение, 1995. – 496 с.
  15. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста [Текст]/ С.В. Петерина .- М.: Просвещение, 1986 -141 с.
  16. Смирнова, Т.А. Собираем куклу на прогулку [Текст]/ Т.А. Смирнова. // Дошкольное образование. — 2008. - №10.- С. 53-59.
  17. Теплюк, С. Об опрятности и аккуратности. [Текст]/ С. Теплюк. // Дошкольное воспитание. -1988.- №9.- С. 13-17.
  18. Яковенко, Т., Ходонецких, З. О воспитании культурно-гигиенических навыков [Текст]/ Т. Яковенко, З. Ходонецких // Дошкольное воспитание.- 1979. - № 8. – С.15-20

Приложение

Дидактические игры

«Оденем куклу на прогулку»

Цель: Учить детей называть предметы одежды, уточнять представления детей об одежде, учить дифференцировать виды одежды по временам года, учить запоминать последовательность одевания. Воспитывать бережное, аккуратное отношение к своей одежде. Развивать речь, пополнять словарный запас детей.

Ход: На каждый сезон у куклы отдельный комплект одежды.

В зависимости от времени года дети учатся, собирать куклу с собой на прогулку, закрепляя в процессе игры название одежды и последовательность одевания.

«Накормим куклу обедом»

Цель: Уточнить с детьми назначение посуды, научить называть и последовательно выполнять действия, закреплять желание заботиться о кукле. Упражнять в употреблении слов: горячий, сладкий.

Материал: Кукла, стол, стул,кухонная и столовая посуда.

Ход: Создание игровой мотивации, что сейчас к нам придут гости или кукла проголодалась

 

«Научим куклу умываться»

Задача: Учить детей процессу умываться, соблюдению последовательности действий (закатать рукава, открыть кран, намочить руки, затем намылить, встряхнуть воду с рук, сухо вытереть полотенцем, повесить его на крючок).

Материал: кукла, мыло, полотенце.

Художественное слово


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию общих речевых навыков у детей раннего возраста " Играем с мишкой"

Материал конспекта поможет совершенствованию понимания речи детьми, развитию чувства ритма и фонематического восприятия, обучению действию по словесной инструкции....

Конспект занятия по формированию общих речевых навыков у детей раннего возраста "Мяч и мячик "

Материал конспекта позволяет закрепить понятия БОЛЬШОЙ-МАЛЕНЬКИЙ, различать предметы по величине и отражать эти различия в речи. Кроме этого упражнения, содержащиеся в конспекте позволят развивать у д...

Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста.

формирование у детей раннего возраста навыков самообслуживания, кгн....

Формирование художественно-эстетических навыков у детей раннего возраста . Проект на тему: «Новогодняя елочка» 2013-2014 у.г.

Цель: развитие самостоятельной творческой деятельности детей, развитие познавательно-речевых способностей, обогащение словарного запаса, развитие цветовосприятия, ориентировка на заготовку,...

Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста

Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возрастаТрудовая деятельность малышей в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограничена. Но в раннем возрасте у детей ...

Презентация "Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста"

Презентация  "Формирование первоначальных трудовых навыков у детей  раннего возраста"...

Презентация "Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста"

Презентация  "Формирование первоначальных трудовых навыков у детей  раннего возраста"...