Социально-педагогическая работа с молодыми семьями
статья на тему

Молодцова Елена Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_molodymi_semyami.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-педагогическая работа с молодыми семьями.

Семья определяется  как  малая  социально-психологическая  группа,  основанная на браке и/или кровном родстве, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной  связью,  взаимной  моральной  ответственностью.

Молодая семья - это семья в первые 3 года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака) при условии, что ни один из супругов не достиг 30-летнего возраста.

Время создания молодой семьи – это время, когда молодые супруги вынуждены проходить определенные ступени социализации: получать образование, профессию, утверждаться в профессиональном плане, строить основы карьерного роста. Все это накладывается на период становления и развития супружеских отношений, укрепление семейных связей, а с рождением ребенка – появление родительских функций, необходимость психологической адаптации к изменившемуся укладу семейной жизни.

Молодая семья имеет свои, свойственные только ей, особенности, включающие экономические, демографические, социально-психологические, социально-педагогические аспекты:

  • экономические аспекты заключаются в недостаточном уровне материальной и финансовой обеспеченности,  наличие жилищных проблем;
  • демографические аспекты предполагают наличие детей;
  • социально-психологические аспекты указывают  на необходимость психологической адаптации к семейной жизни;
  • социально-педагогические аспекты благополучной семьи предполагают педагогическую грамотность супругов, информированность их по всем важным для жизнедеятельности семьи вопросам.

Основной целью государственной семейной политики Российской Федерации по отношению к молодой семье,  является  создание  условий  для  сохранения  и развития  ее  благополучия, укрепления семейного образа жизни и выполнения всех функций, возложенных на семью.

Особое место среди источников семейного права занимает Конституция  РФ. Статья 38, п.1 Конституции Российской Федерации гарантирует защиту материнства,  детства  и семьи:  «Материнство  и детство,  семья  находятся под защитой государства».

Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» определяет систему принципов, приоритетных задач и механизмов, обеспечивающих реализацию государственной семейной политики. Данный документ включает в себя создание благоприятных условий для молодых семей, направленных на повышение рождаемости, формирование ценностей семейной культуры и образа успешной молодой семьи, всестороннюю поддержку молодых семей. Реализация этой задачи предусматривает осуществление следующих мероприятий:

-воспитание в молодежной среде позитивного отношения к семье и браку;

-формирование образа благополучной молодой российской семьи, живущей в зарегистрированном браке, ориентированной на рождение и воспитание нескольких детей, занимающейся их воспитанием и развитием на основе традиционной для России системы ценностей.

Современные дошкольные образовательные учреждения ставят перед собой цель, которая заключается в тесном взаимодействии ДОУ и семьи для всестороннего формирования личности ребенка с учетом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей и способностей. Семья — это первый институт в жизни ребенка.

         Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых и является взаимодействие дошкольного учреждения с семьями детей для более успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ. ФГОС ДО предъявляет новые требования к совершенствованию содержания, форм и методов взаимодействия социального партнерства семьи и ДОУ, которое необходимо рассматривать как ресурс социокультурного развития ребенка. В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ. ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

В настоящий момент среди наиболее востребованных форм социально-педагогической работы с семьей следует выделить технологию социально-педагогическое сопровождения, то есть процесс оказания  своевременной  социально-педагогической  помощи  молодой семье  через  систему  коррекционных  воздействий,  на основе  постоянного отслеживания изменений, происходящих в семье. Технология социально-педагогического  сопровождения  семьи  включает  несколько  этапов:

  • диагностический -организация и проведение диагностики (психологической, педагогической) семей при помощи анкетирования, беседы, анализ полученной информации;
  • коррекционно-реабилитационный-построение модели социально-педагогического сопровождения и ее реализации на практике;
  • контрольно-профилактический - анализ полученных результатов, оценка эффективности проводимой работы, внесение необходимых корректировок.

Основными направлениями социальной-педагогической работы с молодой семьей с применением технологии социально-педагогического сопровождения будут:

  • работа с молодыми семьями по стабилизации семейных отношений - профилактика дисгармонии семейных отношений; решения семейных конфликтов; организация свободного времени семье, помощь в организации семейного хозяйства и быта; создание имиджа семьи; ознакомление с юридически-правовым аспектам семейных отношений;
  • помощь родителям в решении проблем семейного воспитания –помощь родителям в воспитании детей разных возрастных групп, подготовка ребенка к школе, консультации по применению форм и методов семейного воспитания, решения проблем в отношениях родителей и детей, формирование педагогической культуры молодых родителей;
  • социальная реабилитационная работа с семьей.

Список литературы

1.Веретенникова Т. С., Зиновьева О. Н. Основные формы организации взаимодействия ДОУ и семьи в контексте ФГОС ДО // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 833-835. 2.Илларионова Л.П. Социально-педагогическое сопровождение молодой семьи: учеб. пособие — М.: Издательство РГСУ, 2013. — 262 с.

3.Конституция РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://www.constitution.ru/10003000/10003000-4.htm 

4.Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] / Режим доступа:

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования — М., 2013.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы клуба "Молодая семья"

Цель: Повышение психологической компетентности родителей, способствующей оптимизации детско-родительских отношений; создание положительной психологической атмосферы в семье....

Презентация работы клуба молодой семьи "Счастливы вместе!"

Отчетная презентация работы клуба молодой семьи "Счастливы вместе!"...

План работы Клуб "Молодая семья"

Данный материал можно использовать для планирования работы клуба "Молодая семья...

Работа клуба "Молодая семья"

Общение педагогов и родителей в детском саду проходит в таких формах, как педагогические беседы, тематические консультации, групповые собрания. Они актуальны, но их содержание и стиль проведения нужда...

Содружество, сотворчество в работе с молодыми семьями в процессе формирования культуры родительства

В статье представлен опыт работы с семьями воспитанников в ходе реализации программы социального партнёрства "Детский сад и семья: растим успешную личность"...

План работы клуба молодой семьи "Гармония на 2020-21 учебный год

Вашему вниманию представлен плдан работы клуба молодой семьи "Гармония"...

Консультация в рамках работы клуба "Молодая семья" "Учусь разговаривать"

Консультация в рамках работы клуба "Молодая семья" "Учусь разговаривать"...