Проект "Профессии родителей"
проект (средняя группа) на тему

Ефимова Алла Петровна

Долгосрочный проект для детей средней группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_professii_roditeley.docx87.15 КБ

Предварительный просмотр:

2017-2018

Воспитатель: Ефимова Алла Петровна  |


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка» п.Правохеттинский Надымского района

(МДОУ «Детский сад «Сказка»)

ул. Газовиков д.27, п.Правохеттинский, Надымский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629745, Тел./факс: 8(3499)51-44-53; 51-44-42;

ОКПО 78191975, ОГРН 1058900415804, ИНН/КПП 8903024631/890301001

Проект «Профессии наших родителей»

Долгосрочный проект для детей 4-5 лет

Воспитатель Ефимова А.П

2017г-2018г

Актуальность

Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Как выбрать профессию, которая бы всю жизнь приносила удовлетворение? Профессия человеку нужна не сама по себе. Она необходима ему не только для того, чтобы кормить себя и свою семью, быть востребованным обществом и получать от него признание. Она нужна в первую очередь для того, чтобы создать свой имидж, отражающий уникальность человека, достичь определенного социального статуса. Человек существует не ради самого себя, а для того, чтобы состояться, быть самостоятельным.

В наши дни профессий стало очень много. Их уже несколько тысяч. И все время появляются все новые и новые. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Трудно выбрать профессию своей жизни. Очень часто не только дошкольники, но и школьники имеют весьма смутные представления о мире профессий взрослых. Даже если ребенок и был на работе у мамы или папы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности. Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.

Однако сам ребенок реализовать себя может не всегда. Осознать значимость

труда, войти во взрослую жизнь с уже сформированными представлениями о

труде и уметь ориентироваться в мире профессий, ему должны помочь

взрослые, которые находятся рядом с ним с самого рождения (родители,

воспитатели, педагоги).

Часто родители, спрашивают: в каком возрасте лучше ориентировать детей на выбор будущей профессии? Практика работы с дошкольниками показывает, что начинать раннюю профессиональную ориентацию нужно уже с детского сада. Профессиональная ориентация, как педагогическая категория означает процесс ознакомления детей с различными профессиями и видами труда и оказание помощи в выборе своей будущей профессии в соответствии с имеющимися склонностями и способностями.

Очень важно с детского сада знакомить ребенка с профессиями, рассказывать

о тех качествах характера, которые требует то или иное занятие. Часто дети

выбирают те же профессии, которые имеют их родители. Так рождаются

династии врачей, учителей, рабочих, ученых, артистов и др. Поэтому,

основное направление в работе с детьми  дошкольного возраста

ориентировано на: выявление на ранних ступенях развития способностей

детей дошкольного возраста, к разным видам деятельности; обеспечение

реализации интересов, способностей, склонностей дошкольников.

Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне

основанием для разработки данного проекта: «Профессии наших родителей».

Разрабатывая проект я руководствовалась основной общеобразовательной

программой дошкольного образовании, опиралась на следующие нормативно-пр авовые документы:

 Конституция Российской Федерации;

 Конвенция ООН о правах ребёнка;

 Закон РФ "Об образовании",

 Федерально-государственный образовательный стандарт"(Приказ

№1155 от 17 октября 2013год.)

Теоретическое обоснование проекта

Высокую значимость трудового воспитания в становлении личности

отмечало большинство выдающихся педагогов прошлого, как западных (Я.

А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо и др.), так и отечественных (П.

П. Блонский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский К. Д. Ушинский, С. Т.

Шацкий и др.).

Современные ученые-педагоги исследовали различные стороны трудового

воспитания. Теория и практика трудового обучения и воспитания

основывается на трудах П. Р. Атутова, Ю. К. Бабанского, М. И. Махмутова, В.А. Полякова, Н. Н. Чистякова, Ю. Л. Холтунцева и др. Развивающие

возможности труда рассмотрены в работах И. Ф. Иващенко, М. И. Смирнова,

И. Д. Чернышенко и др. Психологическая подготовка к труду исследовалась

Б. Г. Ананьевым, И. Ф. Иващенко, Н. Д. Левитовым, Э. А. Фарапоновой и др.

Содержание, средства трудового воспитания изучались А. Я. Журкиной, И. И.Зарецкой, В. В. Сериковым и др. О необходимости мотивации детского труда писали Л. И Божович, Т. В. Драгунова, А. Г. Ковалев, И. С. Кон, Н. С. Лейтес, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн, Г. И. Щукина, Д. Б. Эльконин, Н. И. Юдашин и др.

Крупская в своих работах неоднократно подчеркивала необходимость

приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда,

замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся

приемам работы с различными инструментами. В труде дети проявляют

активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результата, у них

формируется желание оказывать посильную помощь взрослым.

Особое значение Н. К. Крупская придавала объединению детей в труде,

указывая, что «совместную работу детей надо особенно ценить, — это зачатки коллективного труда. В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы ребенка».

Вместе с тем она призывала педагогов учитывать возможности детей,

особенности детского труда, его своеобразие, связь с игрой.

Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем

окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет формировать у них представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять на

конкретных примерах отношение взрослых к труду, его общественную

значимость. Воспитатель рассказывает детям, каким должен быть

трудолюбивый человек (он трудится старательно, доводит работу до конца),

что значит хорошо трудиться, заботиться об окружающих, читает им

произведения о труде, в которых ярко, эмоционально раскрывается его

значение и красота. Формируя у детей уважение к трудящемуся человеку,

желание быть похожим на него, педагог воспитывает у них бережное

отношение к результатам труда.

Организация работы строится с учетом принципов, которые взаимосвязаны и

реализуются в единстве:

Принцип системности. Организация последовательных мероприятий в

течение отведенного времени на реализацию проекта.

Адресный подход, который предполагает учет индивидуальных особенностей

каждого ребенка.

Принцип интеграции. Содержание программного материала может

естественно и ограничено интегрировать в целостный педагогический

процесс.

Принцип наглядности состоит в обогащении воспитанников чувственным

познавательным опытом, необходимым для полноценного овладения

абстрактными понятиями.

Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях

дошкольного учреждения и семьи.

Формирование у детей представления о разных профессиях невозможно

только в рамках детского сада, поэтому особое место отводится работе с

родителями, так как в первую очередь рассматриваться будут именно профессии родителей.

Содержание проекта «Профессии наших родителей»

Целевая аудитория дети дошкольного возраста 4 - 5 лет, педагоги, родители воспитанников.

Цель проекта: расширить и обогатить знания детей о многообразии

профессий взрослых, используя для этого разные формы работы.

Задачи проекта:

для детей (расширять у детей представления о разнообразии

профессий на основе ситуативно-имитационного моделирования,

представлении о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия,

результат); сформировать отчетливые представления о роли современной

техники в трудовой деятельности человека; познакомить с историей создания

механизмов, облегчающих труд человека; расширить представления об

эволюции предметов, изменении профессии в связи с этим.).

для педагогов (Обеспечить психологическое благополучие и здоровье

детей; развивать коммуникативные навыки; развивать связную речь;

активизировать и актуализировать словарь; сформировать познавательный

интерес к профессиям, востребованным в нашем поселке; создавать игровую

мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик;

развивать игровую деятельность детей, формировать навыки сотрудничества,

взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности).

для родителей (обеспечить психологический комфорт детей и

родителей; приобщить родителей к совместной трудовой и проектной деятельности в детском саду и дома).

для социальных партнёров: (привлечь работников детского сада и

работников других организаций нашего поселка к взаимодействию с детьми, закрепление представлений о необходимости и значении труда взрослых людей, расширение и уточнение представлений о профессиях людей, работающих в нашем поселке).

Срок реализации проекта: октябрь 2017 – март 2018.

Вид проекта: исследовательский, информационный, творческий, групповой,

долгосрочный.

Оценка возможных рисков

Таблица 1

Риски

Минимизация

Отказ ребенка от активного

участия в занятии (стеснение,

отсутствие доводов, отсутствие

подготовленного материала…)

 Таким детям нужно позволить

быть слушателями, не

принуждать к высказыванию.

Как показывает опыт, в

дальнейшем такие дети могут

стать наиболее активными

участниками образовательного

процесса.

Возможны осуждения и насмешки

над недостатками в речи.

 Для разрешения ситуации

проводятся беседы с детьми и

индивидуальная работа.

Негативный опыт

превращается в стимул для

дальнейшего развития. Для

каждого ребенка применяются

разные методы разрешения

ситуации.

Возможно, не желание родителей

принимать участие в совместном

творчестве с ребенком и

деятельности по проекту.

 Занятия выстраиваются так,

чтобы такие дети, так же имели

возможности для активного

участие в совместной

деятельности. Занятия и работа

по ознакомлению детей с

профессиями предполагает

участие детей, не требующее

подготовки.

Механизм реализации проекта

Таблица 2

I этап - подготовительный

задачи

мероприятия

Сроки

Повышение

собственной

профессиональной

компетентности.

Подбор и изучение методической

литературы.

Подбор диагностического материала.

сентябрь,

2017г.

Педагогическое

просвещение

родителей.

- Анкетирование родителей.

- Оформление папок-передвижек для

родителей по теме проекта,

- Подборка фото, литературы.

- Беседы с родителями о

необходимости участия в проекте, о

серьезном отношении к

воспитательно-образовательному

процессу в ДОУ.

октябрь,

2017г.

Создание условий

для организации

работы.

- Подбор и приобретение

дидактического материала.

- Приобретение и изготовление

настольно-печатных и дидактических

игр.

- Обогащение театральной зоны

атрибутами, костюмами.

- Подбор материалов в уголок

изодеятельности.

октябрь,

2017г.

Мониторинг

состояния

проблемы на

начальном этапе.

Диагностика детей.

Сентябрь,

2017г.

Систематизация

работы с детьми.

Разработка перспективного плана

тематики, содержания и конспектов

занятий на учебный год.

Сентябрь, октябрь

2017г.

II этап – основной

Внедрение системы

работы.

Организация и проведение

мероприятий с детьми.

В течение

года по плану

Индивидуальная

работа с детьми.

Организация и проведение

индивидуальной работы с детьми,

закрепление полученных навыков.

постоянно

Мероприятия

проведенные с

детьми

чтение художественной

литературы,

просмотр мультфильмов и

мультимедийных презентаций,

беседы,

постоянно

экскурсии,

наблюдения,

рисование,

аппликации,

изготовление поделок,

дидактические игры.

постоянно

Работа с родителями

изготовление консультаций на

тему «Профессии».

оформление презентаций, лепбуков, газет, папок-передвижек.

организация выставки детских

работ: рисунков, аппликаций.

проведение индивидуальных

бесед с целью создания интереса

и привлечения родителей к

изготовлению поделок, детских

костюмов, декораций, книжек-

малышек.

2 раза в

месяц

Работа с педагогами

использование раздаточного

материала, в соответствии с

темой проекта,

использование мультимедийной

презентации,

изготовление пособий для

занятий и декораций для

развлечений,

оформление выставки детских

работ «Кем быть?»

2 раза в

месяц

III этап - заключительный

Мониторинг

проекта

- Конечная диагностика.

- Анкетирование родителей.

- Анализ данных и графическое

отображение результатов.

март,

2018г.

Перспективы

проекта

Внедрение новых методических

разработок в педагогическую работу.

2017-2018 уч. год

Представление

итогов

реализуемого

проекта.

-Презентация работы.

Март, 2018г

Формы реализации проекта

Эффективной формой работы с детьми является использование

информационно – коммуникационных технологий – компьютерных программ с познавательными заданиями и проблемными ситуациями, видеофильмы.

Использование ИКТ в формировании у детей представлений о разных

профессиях имеет огромное значение, так как информационно -

коммуникативные средства – это то, что требует современная модель

обучения на современном этапе образования.

Составлен план сотрудничества с семьей по направлениям:

Информационно-аналитическое (выявление интересов, потребностей,

запросов родителей).

Познавательное (ознакомление с психологическими, возрастными

особенностями детей).

Наглядно-информационное.

Досуговое.

Составлен план совместной деятельности с межведомственными

организациями. (КДЦ, Правохеттинского ЛПУ МГ, МОУ «Правохеттинская СОШ»).

Представлен инструментарий для оценивания качества и уровня

образованности детей дошкольного возраста по формированию у детей

дошкольного возраста представления о труде взрослых.

Ресурсы для реализации проекта

1. Создание необходимой материально – технической базы и развивающей

предметной среды (картинный материал, видео материал, магнитофон,

кукольный театр, костюмы).

2. Работа с сотрудниками ДОУ ( учителем-логопедом, совместная работа с воспитателями).

3. Работа с детьми (СРИ, дидактические игры, заучивание стихотворений

и т.д), закрепление и совершенствование полученных знаний и навыков

в коммуникативной деятельности).

4. Работа с родителями (помощь родителей в подборе того или иного

костюма, рассказ о своей профессии, оформление презентаций, папок-передвижек, газет, лепбуков).

Ожидаемые результаты по проекту:

для детей (развитие игровой деятельности на основе сотрудничества;

формирование уважительного отношения к сотрудникам детского сада и

результатам их труда; дети знают и называют большое количество профессий

своих родителей, жителей поселка; пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, могут составить описательный рассказ о профессии; дети стали более раскрепощены и самостоятельны; в свободной деятельности широко применяют пение песен, используют для этой цели атрибуты и наряды, формирование интереса к труду взрослых и чувства ответственности при выполнении трудовых поручений);

для педагогов (педагоги удовлетворены проведенной работой и

результатами проекта; собран и систематизирован весь материал по теме

проекта);

для родителей (у родителей появился интерес к образовательному

процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы).

Мониторинг достижений детьми планируемых результатов

Важным условием успешного усвоения материала является диагностическая

работа, которая направлена на выявление уровня эффективности

педагогического воздействия.

Диагностика проводится в начале и в конце учебного периода (сентябрь, май).

На начало проведения проекта мною была разработана диагностика на основе комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и др, в соответствии с возрастными задачами. Используются следующие

методы: анкетирование (для родителей), анализ продуктов детской

деятельности, беседа с детьми. Метод анкетирования проводится в начале и

конце проекта среди родителей воспитанников. Метод анализа продуктов

детской деятельности направлен на выявление уровней освоения ребенком

представлений об окружающем мире. Метод беседы с детьми позволяет

выявить знания детей о родном крае, городе, стране. В ходе бесед были

использованы наглядные пособия в виде иллюстраций, фотографий, видео -

материалов, которые являлись подсказками ответов на вопросы

Критерии, показатели и средства измерения уровня сформированности

представлений о мире труда и профессий у дошкольников  

Когнитивный

Мотивационно-потребительский

Деятельностно-практический

1. Знания о мире труда людей  

1. Наличие интереса к области трудовой, учебной и профессиональной деятельности

1. Проявление

трудолюбия на уроках;

2. Знания о мире  профессий людей

2. Отношение к труду людей и профессиям

2. Активность,

добросовестность,

ответственность в

учебном труде.

Тестирование

3. Желание овладеть

какой-либо профессией

Наблюдение; анализ

продуктов трудовой

деятельности.

Наблюдение; методика неоконченных  предложений

Мотивационно-

С.В. Яковлева [39] выделяет следующие средства формирования

представлений о мире труда и профессий у дошкольников: тестирование:

Тест

«Знаешь ли ты профессии?» включают в себя вопросы и три варианта ответа,

из которых дети выбирают один, который более всего соответствует их

представлениям.

Каждый вариант ответа оценивается определенным количеством баллов.

Полученный средний балл позволяет отнести ребенка по данному критерию к одному из трех уровней проявления когнитивного критерия (Приложение 2).

(Беседа проводится индивидуально).

Воспитаннику предлагается рассказать о том, какую бы профессию он хотел

выбрать, что он знает об этой профессии, каковы ее особенности.

Методика неоконченных предложений: ребенку предлагаются незаконченные предложения, которые он должен продолжить.

Выявляется отношение воспитанника к трудовой деятельности, интерес к той

или иной профессии, наличие потребности ребенка в трудовой деятельности

(Приложение 3).

Анализ продуктов деятельности.

 Анализ продуктов деятельности осуществляется в художественно-эстетическом воспитании ребенка, в общественно полезном труде и включает в себя оценку следующих трудовых

навыков детей:

- аккуратность выполнения работы;

- соответствие продукта деятельности предложенному образцу;

- наличие элементов творчества в продукте деятельности;

- проявление трудолюбия в процессе работы.

Наблюдение. Наблюдение осуществляется в трудовой деятельности детей.

Обращается внимание на активность участия дошкольников в общественно

полезном труде.

Отмечается проявление добросовестности, трудолюбия, самостоятельности,

инициативы, проявления творческого подхода к работе, ответственности,

умения работать в коллективе.

В процессе разработки проекта мной были определены три уровня

сформированности представлений о мире труда и профессий у дошкольников:

высокий, средний, низкий.

Характеристика уровней сформированности представлений о мире труда и

профессий родителей у дошкольников:

1. Высокий уровень (15 и более баллов для детей 4-5 лет)

 - у воспитанников имеются осознанные знания о трудовой деятельности людей.

Дети знают основные профессии, предлагаемые тестом, их особенности,

понимают значимость данной профессии для людей, положительно относятся к трудовой деятельности взрослых людей и к их профессиям, а также у детей выражены интересы к учебной и профессиональной деятельности, они мечтают получить в будущем какую-то профессию, могут объяснить свой выбор.

Воспитанники активно участвуют в труде, проявляют трудолюбие в НОД.

Дети активны, ответственны, помогают друг другу в процессе труда.

2. Средний уровень (10-14 баллов для детей 4-5 лет)

 - воспитанники имеют знания о трудовой деятельности людей. Дети

называют профессии, предлагаемые тестом, но не всегда знают основные их

особенности, понимают значимость данной профессии для людей.

Воспитанники проявляют положительное отношение к трудовой деятельности взрослых людей и к их профессиям, но их интересы к учебной и профессиональной деятельности неустойчивы, неглубоки. Дети мечтают в

будущем получить какую-то профессию, но не могут объяснить свой выбор,

участвуют в труде, когда этого требует педагог. Добросовестно выполняют

поручения, но не проявляют инициативы, активности, творчества.

3. Низкий уровень (9 и менее баллов для детей 4-5 лет)

 - воспитанники имеют незначительные представления о трудовой

деятельности людей; не могут охарактеризовать основные особенности

профессий, предлагаемых тестом, не понимают значимости данной профессии для людей; не проявляют интереса к учебной и профессиональной

деятельности, а также к трудовой деятельности взрослых людей и к их

профессиям. Воспитанники участвуют в общественно полезном труде при

контроле педагога. Трудятся недостаточно добросовестно, не имеют

простейших навыков трудовой деятельности.

По результатам диагностики, более половины детей обладают

средним уровнем сформированности представлений о мире труда и

профессий.

Вывод: Формирование представлений дошкольников о мире труда и

профессий представляет собой необходимый процесс, которым управляет

педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения.

Формирование представлений о мире труда и профессий у детей

осуществляется путем познания учащимися о трудовой жизни людей, о

разнообразии мира профессий взрослых, и сопровождается формированием

таких качеств личности как трудолюбие, честность, ответственность.

Возрастные особенности дошкольника, которые состоят в эмоциональности,

любознательности, особой восприимчивости, способствуют формированию

представлений о мире труда и профессий.

Перспектива распространения проекта

По окончании реализации проекта «Профессии наших родителей» результаты его реализации будут представлены педагогам МДОУ «Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский. Планируется размещение

материалов на интернет сайте ДОУ, участие в интернет конкурсах с продуктами проекта.

Интеграция образовательных областей

Познавательное развитие:

Познавательное сообщение «Из истории почты», «Как люди раньше тушили

пожар», «Об истории жилища». Беседа «О происхождении профессий»,

«Наш поселок». Работа в уголке книги: выставка книг, посвященных профессиям. Создание альбома «Профессии». Игры с конструктором Лего: «Мы строим дом». Чтение художественной литературы:

С.Михалков «Моя улица», С.Баруздин «Страна, где мы живем», С.Маршак

«Почта», К.И.Чуковский «Айболит». Создание альбома пословиц и поговорок о труде.

Речевое развитие:

Составление рассказов о профессиях родителей

Социально-коммуникативное развитие:

Дидактические игры: «Кому что нужно», «Для чего нужен этот предмет?»,

«Кем быть?», «Умные машины», «Кем я хочу стать?», «Да-нет», «Магазин»,

«Знаю все профессии», «Проблемная ситуация», «Возьмем куклу на

прогулку».

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин»,  «Супермаркет», «Ветеринар», «Поликлиника», «Моряки», «Пожарные», «Детский сад», «Салон красоты»,

«Строители», «Школа». Беседа о назначении разных предметов.

Труд:

 «Беседа о труде взрослых в детском саду».

Безопасность:

Познавательное сообщение «Что делать при пожаре?»

Художественно-эстетическое развитие:

Составление мнемотаблиц к профессиям.

Музыка:

Разучивание м/р упражнений, частушек, песня «Песня про папу».

Физическое развитие:

Подвижная игра «Космонавты»

Здоровье:

Беседа «Привычки хорошие и плохие»

Основные направления реализации проекта

Работа осуществлялась в 3 этапа

Этапы реализации проекта

подготовительный

подготовительный

•организация предметно-развивающей среды

•утверждение плана работы

•анкетирование родителей

основной

•реализация проекта

•работа с родителями в рамках проекта

•работа с педагогами в рамках проекта

заключительный

•мониторинг деятельности в рамках проекта

•фотоотчет

•подведение итогов проекта

Средства обучения

В качестве средств обучения, с учётом возрастных особенностей детей,

используются:

 плакаты;

 иллюстрации;

 сюжетные картинки,

отображающие различные

профессии;

 настольный макет,

моделирующий улицы и

дороги;

 альбомы по разным видам

профессий;заключительный

 разрезные картинки;

 мозаики;

 настольно-печатные игры;

 дидактические игры;

 атрибуты для сюжетно-

ролевых игр;

 компьютерные презентации;

 карточки для индивидуальной

работы;

 костюмы: милиционера, врача,

повара, пожарного,

парикмахера, медицинской

сестры, продавца, водителя,

кондуктора, нефтяника,

военного, художника;

 слайды по разным видам

профессий;

 игрушечный транспорт

различного функционального

назначения (грузовые,

легковые машины, автобусы,

пожарные машины, скорой

медицинской помощи и т. д.);

 транспортные средства:

(самокаты, машинки на

аккумуляторах, велосипеды);

 аптечка;

 карточки с атрибутами

характерными для той или

иной профессии;

 картотека подвижных игр;

 подборка художественной

литературы по теме;

 конспекты занятий, бесед,

досугов, развлечений;

 папки-передвижки;

 цикл консультаций для детей,

воспитателей и родителей;

 книжки-малышки по разным

видам профессий.

Модульная (блочная) система ознакомления (детей 4-5 лет) с

профессиями.

октябрь

воспитатель

учитель

ноябрь

газовик

сварщик

декабрь

повар

продавец

январь

парикмахер

мастер маникюра

февраль

строитель

водитель

март

врач

аптекарь

План работы с воспитателями

Успешному обучению детей способствует тесная взаимосвязь со

специалистами ДОУ. Сотрудничество позволяет комплексно и системно

подходить к решению поставленных задач, на основе здоровьеформирующих

технологий. Но главная роль во взаимодействии принадлежит воспитателю.

*Медицинский работник - выявление особенностей детей и их сообщение

воспитателям, проведение профилактических мероприятий, контроль над

соблюдением санитарно-гигиенических норм.

* Инструктор по физическому воспитанию - учёт особенностей детей,

включение по возможности элементов занятий и их программного материала

в общеобразовательный процесс и режимные моменты, использование

соответствующих возрасту детей двигательных упражнений.

* Музыкальный руководитель - учёт особенностей детей, включение по

возможности элементов занятий и их программного материала в

общеобразовательный процесс, повышение психоэмоциональной

устойчивости через объяснение особенностей музыки, её влияния на

эмоциональное состояние человека.

* Учитель-логопед - учёт особенностей детей, включение и по возможности

элементов занятий и их программного материала в общеобразовательный

процесс, использование коррекционной работы для исправления недостатков

речи, тем самым повышая уверенность ребёнка в себе, следовательно,

повышая его социальный статус, психоэмоциональную устойчивость; подбор

стихотворений, скороговорок по разным видам профессий.

Социальные партнёры

Проект «Профессии наших родителей» по расширению и обогащению знаний детей о многообразии профессий взрослых с использованием ситуативно-имитационного моделирования предусматривает взаимодействие с социальными партнерами:

 сотрудниками ГИБДД (ежегодно заключается план совместных

действий по профилактике ПДД);

 МОУ «Правохеттинская СОШ»;

 Детская школа искусств;

 КДЦ.

Библиографический список

1. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и

социальной действительностью. – М. :

2. Буре Р. С. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М. :

«Просвещение», 1987 г.

3. День работой весел. Пословицы и поговорки о труде. М. : «Детская

литература», 1986 г.

4. Нефёдова К. П. Бытовые электроприборы. Какие они? – М. :

Издательство ГНОМ и Д, 2004г.

5. Нефёдова К. П. Инструменты. Какие они? – М. : Издательство ГНОМ и

Д, 2005г.

6. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М. :ТЦ Сфера,

2005 г.

7. Степанова В. А. Профессии. Когда я вырасту. – М. : «Омега», 1998 г.

8. Хоменко Н.Н. Использование игры "Да-Нет" при обучении ТРИЗ.

Материалы к семинару, - Минск, 1995. – 212с.

9. Хоменко Н.Н. Основы теории сильного мышления. Материалы к

семинару по ТРИЗ. - Минск. 1997. – 260с.

10. Хоменко Н.Н. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) и

проблемы образования. // Тезисы докладов 2-й региональной научно -

практической конференции "Развитие творческих способностей детей с

использованием элементов ТРИЗ". - Челябинск, 4 - 5 июня, 1999. - С.19-

21.

11. Шалаева Г. П. Большая книга профессий для самых маленьких. – М. :

Издательство Эксмо, 2005 г.

12. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? – М. : Издательство ГНОМ и Д,

2005 г.

13. Интернет ресурсы.

Используемая литература

1. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного

возраста.

2. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для

работы с детьми 3–7 лет.

3. Образцова Т.Н. Ролевые игры для детей.

4. Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях.

5. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров

и родителей.

6. Буре, Р. С. ; Година, Г. Н. Учите детей трудиться: Пособие для воспитателя

детского сада. М. : Просвещение, 1983.

7. В. Г. Нечаева, Р. С. Буре, Л. В. Золик и др. Воспитание дошкольников в

труде. - 2 – е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1980.

8. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников. М. :

Просвещение,

1988.

9. Маханева М. Д., Скворцова О. В. Учим детей трудиться. М. ТЦ «Сфера»,

2012.

10. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-

методическое пособие. Изд-во "Николаев", 2004.

11. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М. : ТЦ Сфера, 2008.

12. Шорыгина Т. А.Профессии, какие они? Издательство ГНОМ и Д, 2010.

Интернет ресурсы:

1. http://www.tvoyrebenok.ru/origami.shtml

2. http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/zagadki-schitalki-iskorogovorki/

zagadki-o-profesijah-dlja-detei.html

3. http://www.rabotka.ru/infoworker/

Приложение 1

Перспективный план работы

Содержание

деятельности

Направление деятельности

Срок

реализации

Исполнители

Работа с детьми

1. Игры

Подвижные, дидактические,

сюжетно-ролевые, настольно-

печатные.

Ежемесячно

Педагог

Родитель

Ребенок

2.Совместная трудовая деятельность

Хоз.-бытовой труд на площадке, работа в книжном уголке, уборка на полках с игрушками

В течении года

Педагог

Ребенок

3.Чтение

художественной

литературы о труде

взрослых.

С. Маршак «Пожар» «Почта», Л.

Толстой «Мальчик стерег овец»,

С. Дрожжин

«В крестьянской избе», Э.

Мошковская «Кондитер», «В порту»,

М. Пожаров «Маляры», «Мы -

военные», М. Ильин и Е, Сегал

«Машины с нашей улицы», И.

Виноградова «Сквозь буран», С.

Сахаров «Два радиста», В.

Маяковский «Кем быть», С. Баруздин

«Кто построил этот дом», О.

Донченко «Голубой винтик», Л,

Дегутите «Руками человека», В,

Крупин «Отцовское поле».

В течение года

Педагог

Родитель

Ребенок

4. Чтение и

заучивание

стихотворений, песен

по тематике.

К. Чуковский «Айболит»,

Д. Родари «Чем пахнут ремесла», С.

Макеева «Я иду в детский сад», Н.

Найденовой «Ольга Павловна».

Разучивание песен: И. Мочаловой

«Кораблик «Мечта», Е. Асеевой

«Детский сад».

В течение года

Педагог

Родитель

Ребенок

5.Загадывание детям

загадок, заучивание

пословиц и поговорок

о труде.

Загадки о профессиях.

Пословицы и поговорки о труде.

В течение года

Педагог

Ребенок

6.Просмотр

диафильмов, слайдов,

использование

компьютерных

программ с

познавательными

заданиями и

проблемными

ситуациями

Показ диафильмов, слайдов на тему

«Труд людей», «Ох и Ах»

В течение года

Педагог

Ребенок

Работа с родителями

Работа с родителями

1. Проведение

анкетирования среди

родителей.

Разработка анкет для получения

информации о необходимости

повышения компетентности

родителей по вопросам обучения детей по теме

Сентябрь 2017

Педагог

Родитель

2.Оформление продуктов проекта (газеты, папки-передвижки, лепбуки, презентации)

«Мой папа учитель», «Моя мама воспитатель», «Профессия газовик», «Моя мама – провар»

В течение года

Родители

3. Организация

совместной выставки

рисунков

«Кем буду?»

Март 2018г

Педагог

Родитель

Ребенок

4. Участие родителей

в подготовке и

проведений

музыкально-

познавательных

мероприятий по

правилам дорожного

движения

Изготовление атрибутов, костюмов

для театрализованной деятельности.

1 раз в месяц

Педагог

Родитель

Ребенок

5. Изготовление

совместно с

родителями

презентации проекта

«Профессии наших родителей»

март 2018

Педагог

Родитель

Работа с социальными партнерами

1.Проведдение совместных мероприятий

Игровая программа «Кто такой газовик»

Ноябрь 2017

Педагог

Ребенок

Молодежный комитет ЛПУ МГ

Экскурсия в КДЦ

сентябрь 2017

Педагог

Ребенок

КДЦ

Лекторий «Профессия учитель музыки»

Октябрь 2017

Педагог

Ребенок

Педагоги Детская школа искусств

 

Приложение 2

Тест «Знаешь ли ты профессии?»

1. Как называется профессия, представитель которой занимается

покрасочными работами?

а. Художник

б. Оформитель

в. Маляр (1 балл)

2. Чем занимается хлебороб?

а. Печет хлеб

б. Выращивает хлеб (1 балл)

в. Сеет зерно

3. Как называется профессия, представитель которой проектирует здания?

а. Строитель

б. Чертежник

в. Архитектор (1 балл)

4. Представитель какой профессии лечит животных?

а. Врач

б. Животновод

в. Ветеринар (1 балл)

5. Назови профессии, которые ты знаешь. Чем занимаются люди

представители этих профессий? Каждый правильный ответ оценивается в 1

балл. (14 картинок с профессиями для детей 4-5 лет);(16 картинок с

профессиями для детей 5-6 лет).

Высокий уровень 15 и более баллов для детей 4-5 лет; 17 и более баллов для

детей 5-6 лет

Средний уровень 10-14 баллов для детей 4-5 лет; 13-17 баллов для детей 5-6

лет

Низкий уровень 9 и менее баллов для детей 4-5 лет; 12 и менее для детей 5-6

лет

Приложение 3

Методика неоконченных предложений.

Дополни предложения своими взглядами и отношениями к труду и профессии.

Я считаю, что люди должны трудиться, потому что___________________

___________________________________________. Труд должен приносить

людям____________________________________

__________________________________________________________________.

Я хотел(а) бы выбрать профессию ___________________________ потому,

что________________________________________________________

__________________________________________________________________.

Высокий уровень. Воспитанник понимает, что труд должен приносить пользу

людям, чувство удовлетворения себе. У ребенка имеются определенные

профессиональные интересы.

Средний уровень. Воспитанник представляет трудовую деятельность как

средство достижения материального благополучия. У ребенка имеются

определенные профессиональные интересы.

Низкий уровень. У воспитанника отсутствуют представления о значении

труда для него самого, для окружающих. Отсутствуют осознанные

профессиональные интересы.

Приложение 4

Сюжетно ролевая игра

«Строим дом»

Задачи: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль

техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной

конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания

детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия

«постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник»,

«сварщик», «строительный материал».

Игровые действия: воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит,

а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется …? (дом)». Воспитатель

предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки.

Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке.

Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем

дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни –

Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на

стройку, один из детей – Крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на

взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети

самостоятельно играют.

Игровой материал: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки

для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей строительной профессии:

каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать

чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки»,

«мебель», «продукты питания», «посуда».

Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в

магазине, расположенные на витрине, деньги.

Ход игры: воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте огромный

супермаркет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булочная и прочие,

куда будут ходить покупатели. Дети самостоятельно распределяют роли продавцов,

кассиров, торговых работников в отделах, рассортировывают товары по отделам –

продукты, рыба, хлебобулочные изделия, мясо, молоко, бытовая химия и т. д. Они приходят

в супермаркет за покупками вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются с

продавцами, расплачиваются в кассе. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание

на взаимоотношения между продавцами и покупателями. Чем старше дети, тем больше

отделов и товаров может быть в супермаркете.

Сюжетно-ролевая игра «Получаем медицинскую помощь»

Цель: знакомить детей с профессиями врача, медсестры, санитарки, воспитывать

уважение к этим профессиям, воспитывать заботливое отношение к людям, расширять

словарный запас детей – ввести понятия «аптека», «фармацевт», «осмотр», «доктор»,

«медсестра», «поликлиника», «рецепт».

Оборудование: халаты, шапочки (медицинские), набор «лекарств», аптечный лоток,

витрина для лекарств, куклы, зверюшки, предметы для лечения больных и ухода за ними,

игрушка – доктор Айболит.

Ход игры: в разных местах комнаты стоят столы с табличками, где написано название

учреждений – «Аптека», «Поликлиника», «Больница», «Скорая помощь». В гости приходит

доктор Айболит и начинает осматривать и лечить больных зверюшек. Но он так долго

добирался до детского сада, что очень устал. Ему нужно отдохнуть. Воспитатель предлагает

выбрать помощника – Врача, который будет вести прием больных. Вместе с детьми он

уточняет обязанности врача. Затем все вместе выбирают Медсестру, закрепляют знания о

ее обязанностях – она выписывает рецепт, назначенный врачом. Таким же образом по

желанию выбирают сотрудников для работы в аптеке, больнице и в станции скорой

помощи. Остальные дети выступают в роли Пациентов, приводящих на прием к врачу

больных кукол, зверюшек. Скорая помощь активно участвует в игре, оказывает помощь

больным, отвозит их в больницу. По назначению Врача больные идут в аптеку за

лекарствами, отдают рецепт, а Фармацевты делают эти лекарства и продают их. В ходе игры

необходимо обращать внимание на то, что все медицинские работники очень внимательно

относятся к своим пациентам, а те, в свою очередь, не забывают благодарить за оказанную

помощь. Наконец-то все больные выздоравливают, вместе с ними радуется и доктор

Айболит. Он внимательно следил за работой своих помощников и остался очень

довольным. Теперь он сможет спокойно уехать в другой город, чтобы там вылечить

больных зверюшек.

Сюжетно-ролевая игра «Аптека»

Цель: расширить знания о профессиях работников аптеки: фармацевт делает лекарства,

кассир-продавец продает их, заведующая аптекой заказывает нужные травы и другие

препараты для изготовления лекарств, расширить словарный запас детей: «лекарственные

препараты», «фармацевт», «заказ», «лекарственные растения».

Оборудование: игрушечное оборудование аптеки.

Ход игры: проводится беседа о том, люди каких профессий работают в аптеке, чем

занимаются. Знакомимся с новой ролью – Заведующей аптекой. Она принимает от

населения лекарственные травы и передает их Фармацевтам, чтобы они приготовили

лекарственные препараты. Заведующая помогает Работникам аптеки и Посетителям

разобраться в затруднительных ситуациях. Лекарства выдаются строго по рецептам. Роли

дети распределяют самостоятельно, по желанию.

Сюжетно-ролевая игра «Автобус»

Цель: закрепление знаний и умений о труде водителя и кондуктора, на основе которых

ребята смогут развить сюжетную, творческую игру. Знакомство с правилами поведения в

автобусе. Развитие интереса к игре. Формирование положительных взаимоотношений

между детьми. Воспитание у детей уважения к труду водителя и кондуктора.

Игровой материал: строительный материал, игрушечный автобус, руль, фуражка,

куклы, деньги, билеты, сумка для кондуктора.

Подготовка к игре: наблюдение за автобусами на улице. Поездка в автобусе с

родителями. Чтение и рассматривания иллюстраций по теме «Автобус». Изготовление

совместно с воспитателем атрибутов для игры.

Игровые роли: Водитель, кондуктор, контролер.

Ход игры.

Педагог организует игру с игрушечным автобусом. Надо сделать автобусную

остановку, где автобус будет замедлять ход, и останавливаться, после чего снова

отправляться в путь. Маленьких куколок можно сажать на остановке в автобус и везти до

следующей остановки в другом конце комнаты.

Следующим этапом в подготовке к игре должна быть поездка детей на настоящем

автобусе, во время которой родители показывают и объясняют детям, как важна и сложна

работа водителя. Чтобы дети поняли смысл деятельности кондуктора и посмотрели, как он

работает, как он вежливо ведёт себя с пассажирами. В простой и доступной форме педагог

должен объяснить детям правила поведения людей в автобусе: если тебе уступили место,

поблагодари; сам уступи место старику или больному человеку, которому трудно стоять;

не забудь поблагодарить кондуктора, когда он даст тебе билет; садись на свободное место,

а не требуй обязательно место у окна. Педагог обязательно должен объяснить каждое

правило поведения. Надо, чтобы дети поняли, почему старику или инвалиду надо уступать

место, почему нельзя требовать лучшего места у окна. Такое объяснение поможет детям

практически овладеть правилами поведения в автобусах, а потом, закрепляясь в игре, они

войдут в привычку, станут нормой их поведения.

Для игры воспитатель делает автобус, сдвигая стульчики и ставя их так, как

расположены сиденья в автобусе. Все сооружение можно огородить кирпичиками из

большого строительного набора, оставив спереди и сзади по двери для посадки и высадки

пассажиров. В заднем конце автобуса педагог делает место кондуктора, в переднем – место

водителя. Перед водителем руль. Детям для игры раздаются кошельки, сумки, куклы.

Попросив водителя занять своё место, кондуктор (воспитатель) вежливо предлагает

пассажирам войти в автобус и помогает им удобно разместиться. Так пассажирам с детьми

он предлагает занять передние места, а тем, кому не хватило сидячих мест, советует

держаться, чтобы не упасть во время езды. Размещая пассажиров, кондуктор попутно

объясняет свои действия: «У вас на руках сын. Держать его тяжело. Вам надо присесть.

Уступите, пожалуйста, место, а то мальчика держать тяжело. Дедушке тоже надо уступить

место. Он старый, ему трудно стоять». Затем кондуктор раздаёт пассажирам билеты и

попутно выясняет, кто из них куда едет и дает сигнал к отправлению. В пути он объявляет

остановки: «Библиотеке», «Больница» и т.д., помогает выйти из автобуса и войти в него

пожилым людям, дает билеты вновь вошедшим, следит за порядком в автобусе.

В следующий раз роль кондуктора воспитатель может поручить уже кому-нибудь

из детей. Педагог направляет игру, став теперь одним из пассажиров. Если кондуктор

забывает объявлять остановки или вовремя отправлять автобус, воспитатель напоминает об

этом, причём, не нарушая хода игры: Какая остановка? Мне надо в аптеку. Пожалуйста,

скажите мне, когда выйти».

Некоторое время спустя педагог может ввести в игру роль контролера,

проверяющего, у всех ли есть билеты.

Дальнейшее развитие игры должно быть направлено по линии объединения её с

другими сюжетами и подключения к ним.

Дидактические игры

«Кто где работает?»

   Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий,  как называется их рабочее место.

        Воспитатель – в детском саду;

        учитель – в школе;

        врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе;

        повар – в кухне, столовой, ресторане, кафе… и т.д.

«Кто это знает и умеет?»

   Цель: расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разных профессий.

Знает детские стихи, рассказывает сказки, играет и гуляет с детьми… воспитатель.

Играет на пианино, знает детские песни, учит петь, танцевать, играет с детьми в музыкальные игры… музыкальный руководитель.

Знает организм человека, может оказать первую медицинскую помощь, умеет распознавать и лечить болезни… врач и т. п.

«Кто это делает?»

   Цель: упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий.

Подстригает, укладывает, моет, причесывает, сушит… парикмахер.

Замачивает, намыливает, стирает, стряхивает, сушит, гладит… прачка.

Фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает, считает … продавец.

Чистит, моет, жарит, варит, стряпает, солит, пробует, кормит… повар и т.п.

        

«Кто что делает?»

   Цель: расширять и уточнять представления детей о труде (трудовых операциях) людей разных профессий.

Дворник подметает, убирает, поливает, сгребает…

Музыкальный руководитель поет, играет, танцует, учит…

Младший воспитатель (няня) моет, убирает, вытирает, застилает, одевает, читает… и т.д.

        

«Исправь ошибку»

   Цель: учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий.

Повар лечит, а врач готовит.

Дворник продает, а продавец подметает.

Учитель подстригает, а парикмахер проверяет тетради.

Музыкальный руководитель стирает, а прачка поет с детьми песни… и т.д.

«Для человека какой профессии это нужно?»

   Цель: расширять представления детей о предметах, необходимых человеку определенной профессии.

Весы, прилавок, товар, кассовый аппарат… - продавцу.

Метла, лопата, шланг, песок, лом, снегоуборочная машина… - дворнику.

Стиральная машина, ванна, мыло, утюг… - прачке.

Расческа, ножницы, фен, шампунь, лак для волос, машинка для стрижки… - парикмахеру и т.д.

«Кому что нужно для работы?»

   Цель: расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах,  инструментах, оборудовании и т.п.), необходимых для работы людям разных профессий.

Учителю - указка, учебник, мел, доска…

Повару – кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, электропечь…

Водителю – автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты…

Преподавателю изобразительной деятельности – кисти, мольберт, глина, краски... и т.д.

«Хлопните в ладоши, если это надо для … (название профессии)»

   Цель: упражнять в умении соотносить слова и словосочетания с определенной профессией человека.

Детям предлагается хлопнуть в ладоши, услышав слово или словосочетание, подходящее профессии, например, врача: стрижка, простуда, весы, «Скорая помощь», швейная машинка, прием больных, модная прическа, стиральный порошок, белый халат, снегоуборочная машина и т.д.

«Кто больше назовет действий?» (с мячом)

   Цель: учить детей соотносить действия людей различных профессий.

Педагог называет какую-либо профессию и по очереди бросает мяч детям, которые называют,  что делает человек этой профессии.

«Продолжи предложение»

    Цель: упражнять в умении заканчивать предложения, используя слова и словосочетания, соотносимые с определенной профессией человека.

Повар чистит… (рыбу, овощи, посуду…),

Прачка стирает …(полотенца, постельное белье, халаты…).

Воспитатель утром с детьми…(делает зарядку, завтракает, проводит занятия…)        

Дворник зимой во дворе…(сгребает снег, расчищает участки, посыпает песком дорожки…) и т.д.

«Кто на фото?»; «Найди и расскажи» (по фотографии)

    Цель: закреплять представления детей о работе сотрудников детского сада.

Детям предлагается назвать сотрудника детского сада (по фотографии) или выбрать нужную фотографию и рассказать об этом человеке: как зовут, в каком помещении работает, какой он, что делает?

«Нарисуем портрет» (речевой)

    Цель: учить детей составлять речевые портреты сотрудников детского сада.

Детям предлагается составить описательный рассказ (Кто это? Как выглядит? Чем занимается? и т.п.) о сотруднике детского сада по образцу, плану, алгоритму, используя фотографии, мнемотаблицы.

«Я начинаю предложение, а вы заканчиваете»

Цель: закреплять представления детей о значении и результатах труда людей разных профессий.

Если бы не было учителей, то …

Если бы не было врачей, то …

Если бы не было дворников, то…

Если бы не было водителей, то … и т.д.

Приложение 5

Загадки про профессии

Закину палку, убью не галку,

Ощиплю не перья, съем не мясо.

(Рыбак)

Вот на краешке с опаской

Он железо красит краской,

У него в руке ведро,

Сам раскрашен он пестро.

(Маляр)

Есть у Андрюши старший брат –

Отличной выправки солдат.

Несет он службу, но притом

Вооружен водой, багром.

Он на посту в мороз и в зной.

Скажите, кто же он такой?

Пожарный

Что это у Галочки? —

Ниточка на палочке.

Палочка — в руке,

Ниточка — в реке.

Наклонилась над рекой —

Уговор у них такой:

Обменяет ей река

Окунька на червяка.

(Рыбак с удочкой)

С огнём бороться мы должны,

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны,

Скорее, кто же мы?

(Пожарные)

Скажи, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды?

(Повар)

Кто учит детишек

Читать и писать,

Природу любить,

Стариков уважать?

(Учитель)

Средь облаков, на высоте,

Мы дружно строим новый дом,

Чтобы в тепле и красоте

Счастливо жили люди в нем.

(Строители)

Кто учит детишек читать и писать,

Природу любить, стариков уважать?

(Учитель)

Кто шагает на параде,

Вьются ленты за спиной,

Ленты вьются, а в отряде

Нет девчонки ни одной.

(Моряки)

Мы землю глубоко копаем,

И в глубине земли

Мы людям уголь добываем,

Чтоб дом топить могли.

(Шахтеры)

Кто у постели больного сидит? —

И как лечиться он всем говорит.

Кто болен — он капли предложит

принять,

Тому, кто здоров, — Разрешит погулять.

(Доктор)

Наведёт стеклянный глаз,

Щёлкнет раз — и помним вас.

(Фотограф)

В прошлый раз был педагогом,

Послезавтра — машинист.

Должен знать он очень много,

Потому, что он ….

(Артист)

Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней?

(Доктор)

Коз, коров зовет, скликает,

В свой витой рожок играет.

(Пастух)

Ты учишь буквы складывать, считать,

Цветы растить и бабочек ловить,

На всё смотреть и всё запоминать,

И всё родное, родину любить.

(Воспитатель)

Отгадать здесь будет надо,

Кто пасет овечье стадо.

(Чабан)

Встаю я очень рано, ведь моя забота –

Всех отвозить по утрам на работу.

(Шофер)

Ведет он классно самолет,

Безопасен с ним полет,

Настоящий ас ….

(Пилот)

Белые волосы, брови, ресницы.

Утром встает он раньше, чем птицы.

(Пекарь)

Он сыплет в мельницу зерно.

Ты назови скорей его.

(Мукомол)

В желтом море корабль плывет.

Кто корабль по морю ведет?

(Комбайнер)

Наведет стеклянный глаз,

Щелкнет раз – запомнит вас.

(Фотограф)

Работник этот хоть куда!

Сопровождает поезда.

(Железнодорожник)

Два певца решили так:

Ты – мастак, и я – мастак.

Мы на сцене будем вместе.

Петь в ансамбле интересней.

(Дуэт)

Кто, скажите, по лесам

Ходит, кланяясь грибам?

(Грибник)

Знает без сомнения.

Вмиг заводит он мотор,

На машине мчит...

(шофер)

Темной ночью, ясным днем

Он сражается с огнем.

В каске, будто воин славный,

На пожар спешит...

(пожарный)

Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит...

(строитель)

Кто плывет на корабле

К неизведанной земле?

Весельчак он и добряк.

Как зовут его?

(Моряк)

Наяву, а не во сне

Он летает в вышине.

Водит в небе самолет.

Кто же он, скажи?

(Пилот)

С ним, наверно, вы знакомы.

Знает он про все законы.

Не судья, не журналист.

Всем совет дает...

(юрист)

На посту своем стоит,

За порядком он следит.

Строгий смелый офицер.

Кто он?

(Милиционер)

Гвозди, топоры, пила,

Стружек целая гора.

Это трудится работник —

Делает нам стулья...

(плотник)

Он от всех родных вдали

Водит в море корабли.

Повидал немало стран

Наш отважный...

(капитан)

По мосту чтоб мчался скорый,

Чинит он на дне опоры.

Целый день за разом раз

Вглубь ныряет...

(водолаз)

Кто движеньем управляет?

Кто машины пропускает?

На широкой мостовой

Машет жезлом...

(постовой)

На посту он в снег и в зной,

Охраняет наш покой.

Человек, присяге верный,

Называется...

(военный)

Стук летит из-под колес,

Мчится вдаль электровоз.

Поезд водит не таксист,

Не пилот, а...

(машинист)

В фильмах трюки выполняет,

С высоты на дно ныряет

Подготовленный актер.

Быстрый, смелый...

(каскадер)

Тонкой палочкой взмахнет —

Хор на сцене запоет.

Не волшебник, не жонглер.

Кто же это? (Дирижер)

Пословицы и высказывания великих людей для девизов и эпиграфов мероприятия

 

■  Землю солнце красит, а человека – труд.

■  О человеке судят по его труду.

■  Ремесло – золотой браслет на руке.

■  Каков промысел, такова и добыча.

■  С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.

■  Всякое ремесло честно, кроме воровства.

■  Всякому молодцу ремесло к лицу.

■  Люби дело – мастером будешь.

■  На работу с радостью, а с работы с гордостью.

■  Какие труды, такие и плоды.

■  Пашню пашут, руками не машут.

■  С охотой можно и в камень гвоздь забить.

■  Белые руки чужие труды любят.

■  За всякое дело берись умело.

■  Не начавши – думай, а начавши – делай.

■  Не за своё дело не берись, а за своим – не ленись.

■  Работаешь добросовестно, в глаза людям смотреть не совестно.

■  Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

■  На чужой работе и солнце не движется.

■  К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.

■  Птицу узнают в полете, а человека в работе.

■  Мала пчелка, да и та работает.

■  У плохого мастера и пила плохая.

■  Делано наспех — и сделано насмех.

■  Маленькое дело лучше большого безделья.

■  У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.

■  Господской работы не переработаешь.

■  Цыплят по осени считают.

■  Поле труд любит.

■  Чтоб в почете быть, надо труд свой полюбить.

■  Кто ни чего не делает, тот ни когда не имеет времени.

■  Кто не работает, тот не ошибается.

■  Труд человека кормит, а лень портит.

■  Не учи безделью, а учи рукоделью.

■  Больше дела – меньше слов.

■  Кто в слове скор, тот в деле редко спор.

■  Пока железо в работе, его и ржа не берет.

■  Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах.

■  Глазам страшно, а руки сделают.

■  Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.

■  За много дел не берись, а в одном отличись.

■  Не говори, что делал, а говори, что сделал.

■  Думай ввечеру, что делать поутру.

■  Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.

■  У плохого мастера и пила плохая.

■  Делано наспех — и сделано насмех.

■  Без дела жить – только небо коптить.

■  Без дела сидит да в пустой угол глядит.

■  Без труда и отдых не сладок.

■  Будешь трудиться – будет у тебя и хлеб и молоко водиться.

■  Была бы охота – заладиться всякая работа.

■  Кто мало говорит, тот больше делает.

■  Кто не работает, тот и не ест.

■  Как потопаешь, так и полопаешь.

■  Долог день до вечера, коли делать нечего.

■  Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

■  С ремеслом и увечный хлеба добудет.

■  С молитвой в устах, с работой в руках.

■  Кто что знает, тем и хлеб добывает.

■  Всякая работа мастера хвалит.

■  Пот ключом бьет, а жнец свое берет.

■  У кузнеца руки золотые, а у певца - слова.

■  Посеяно с лукошко, там и выросло немножко.

■  Больше мастерства нет драгоценности.

■  Не худое ремесло, кто умеет сделать и весло.

■  Не отрубишь дубка, не надсадя пупка.

■  Муравей не велик, а горы копает.

■  Кто рано встает, тому Бог подает.

■  Дал Бог руки, а веревки сам вей!

■  На Бога уповай, а без дела не бывай!

■  Не спрашивай урожаю, а паши да молись Богу.

■  Станешь лениться, будешь с сумой волочиться.

■  Не то дорого, что красного золота, а дорого, что доброго мастерства.

■  Был бы ловец, а ружье будет. На ловца и зверь бежит.

■  Не бравшись за топор, избы не срубишь.

■  Тот и господин, кто все может сделать один.

■  Ремесло не коромысло, плеч не оттянет.

■  Быстро сделанная работа хорошей не бывает.

■  Дай всякому делу перебродить на своих дрожжах.

■  И гладко стружит, и стружки кудрявы.

■  Не без ума, так и не без промысла.

■  Человек сыт одним хлебом, да не одним ремеслом.

■  Кто что знает, тем и хлеб добывает.

■  Всяко ремесло честно, кроме воровства.

■  Ремесло пить-есть не просит, а хлеб приносит.

■  Не просит ремесло хлеба, а само кормит.

■  Ремеслу везде почет.

■  Мастерство везде в почете.

■  Кто ленив с сохой, тому все год плохой.

■  Делу — время, потехе — час.

Приложение 6.

Тема: «Воспитатель»

 Цель: Формировать у детей уважение к труду, стремление участвовать в посильном труде. 

Задачи:
1) вызывать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистические
представления о труде людей;
2) расширять знания и представления о профессиях;
3) обогащать словарный запас, развивать связную речь: учить ребят давать полные ответы на вопросы

Ход занятия
Ребята! Ходите ли вы в детский сад? Как зовут вашего воспитателя?
Какие черты характера привлекают вас в нем?
Представьте, что ясным утром мама привела вас в детский сад. Вы весело взбегаете по ступенькам, рады, что встретитесь с любимым воспитателем, с друзьями, что впереди у вас целый день, наполненный играми, занятиями, интересными делами, прогулками. Вы уже ходите в детский сад не первый год, и всё здесь вам хорошо знакомо. Вы, конечно, знаете, что сначала нужно поздороваться с воспитателем, назвав его по имени и отчеству. Затем раздеться, снять куртку, шапку, развязать шарф, переобуться в сменную обувь. Кто поможет вам справиться с этим? Правильно! Воспитатель. Он не только расстегнет пуговки и крючки на курточке, но и объяснит, как это сделать самому. По утрам воспитатель делает с ребятишками зарядку — несложные, но очень полезные физические упражнения.
После того как вы хорошенько помыли руки с мылом, можно приступить к завтраку. За завтраком воспитатель внимательно следит, правильно ли вы держите ложку, сидите за столом, обучает вас правилам этикета.
После завтрака можно под руководством воспитателя заняться каким-нибудь интересным делом, например, сшить из разноцветных тряпочек мягкую игрушку, сделать нарядную аппликацию, нарисовать картинку.
Как много должен знать и уметь воспитатель! И шить, и вышивать, и вырезать из бумаги, и клеить, и рисовать, и лепить из пластилина, знать песни, стихи, игры и считалки. И все эти умения и знания он передает малышам.
Но главное — воспитатель должен любить и понимать каждого ребенка!
Он прекрасно видит отношения детей в группе, знает, кто отзывчив, дружелюбен, кто любит жаловаться, ябедничать, кто затевает споры и ссоры. Знает, кто из детей щедр, а кто жаден и завистлив. Своим поведением, беседами, иногда с глазу на глаз, воспитатель влияет на детей, стремясь подавить в них проявления дурных качеств и воспитать хорошие.
В старших группах воспитатели готовят детей к школе.
Наконец, приходит время расставания с детским садом. Выпускники старшей группы с грустью прощаются со своими любимыми воспитателями, посвящают им стихи, песни,
например, такие:
В детском саду
Нас в саду встречали лаской,
Добротою и теплом,
Вечером читали сказки.
Детский сад — наш добрый дом!
Приучали нас к порядку,
К красоте и чистоте,
Ранним утром на зарядку
Дружно мы вставали все.
Здесь всему нас научили —
Танцевать, читать стихи.
Мы особенно любили
Новогодние деньки:
Елочка сверкала ярко,
Мы водили хоровод,
Дед Мороз дарил подарки
Каждому под Новый год.
Нас кормили повара,
Нас лечили доктора,
И мы очень нежно любим
Воспитателей своих,
Вспоминать мы долго будем
Лица ласковые их!
Никогда мы не забудем
Детский садик наш родной,
Приходить к вам в гости будем
Мы и летом, и зимой!
Дорогие ребята! Я рассказала вам о труде воспитателя. Порой он бывает очень нелегким. Но великое счастье и смысл этого труда — вырастить умного, доброго, умелого и любознательного маленького человека!
Вопросы и задания
1. Хотели бы вы стать воспитателем детского сада? Почему?
2. Расскажите, что должен знать и уметь человек, выбравший эту профессию.
3. Каким, на ваш взгляд, самым главным качеством должен обладать каждый, кто работает
с детьми?
4. Какая самая важная задача воспитателя детского сада?

Тема: «Составление рассказа «Кто кормит нас вкусно и полезно» (из коллективного опыта)

Цель:

  1. воспитывать у детей уважение к труду взрослых, а именно к профессии повара.

Задачи:

  1. обучать детей составлять рассказы из коллективного опыта на основе экскурсии на кухню детского сада;
  2. упражнять детей в умении рассказывать по заданному плану;
  3. развивать умение рассказывать об увиденном, не повторяя сказанное и не забегая вперед;
  4. развивать память, внимание;

Оборудование: сюжетные картины, способствующие составлению связного рассказа по заданной теме (подбирает педагог).

Предварительная работа: экскурсия на кухню детского сада, беседы, игры для закрепления впечатлений об увиденном.

Ход занятия

1.      Организационный момент. Игра «Назови профессии женщин»

Певец — певица.

Скрипач — ...

Повар — ...

Портной — и т.д.

2.      Вводная беседа по следам проведенной экскурсии.

Когда вы были на экскурсии?

Где расположена кухня в детском саду?

Кто встретил вас?

Как были одеты повара?

В чем особенность посуды на кухне? (В сравнении с посудой дома, в группе.)

Зачем нужны машины—помощники? Назовите их.

Что происходило на кухне во время экскурсии?

В чем особенность профессии повара детского сада?

Как нужно относиться к труду взрослых?

3.      Объявление темы.

Логопед говорит о том, что нам нужно составить рассказ о наших поварах. Затем мы его запишем и отправим в соседний детский сад с просьбой к ребятам рассказать что—нибудь о жизни своего детского сада.

4.      Составление рассказа.

Для облегчения построения рассказа предлагается план (слово план при этом не называется). Примерный план

На кухне.

Что мы увидели?

Кто для нас готовит?

В чем особенность посуды на кухне? (В сравнении с посудой дома, в группе.)

Зачем нужны машины—помощники? Назовите их.

Что происходило на кухне во время экскурсии?

В чем особенность профессии повара детского сада?

Как нужно относиться к труду взрослых?

3.      Объявление темы.

 Педагог говорит о том, что нам нужно составить рассказ о наших поварах. Затем мы его запишем и отправим в соседний детский сад с просьбой к ребятам рассказать что—нибудь о жизни своей группы.

4.      Составление рассказа.

Для облегчения построения рассказа предлагается план (слово план при этом не называется). Примерный план

На кухне.

Что мы увидели?   Кто для нас готовит?

Тема: «Профессии на транспорте. »
Цель: Закрепить представления о необходимости труда взрослых.

Задачи:

  1. Закрепить существительное с обобщающим значением профессии.
  2. Уточнить и расширить словарь по теме (шофер, водитель, летчик, машинист и т. п.)
     
    Активизация речевой деятельности детей.
  3. Совершенствование диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания.
  4. Развитие общей, мелкой моторики пальцев рук.
    Ход занятия:
    Организационный момент. 
    Артикуляционная гимнастика. (постановка свистящих)                Рассматривание картинок.
    Педагог Что вы видите на картинке?
    Дети. Трамвай, автобус, поезд.
    Педагог  Вспомните, кто водит автобус?
    Дети. Автобус водит шофер.
    Педагог  Правильно. У шофёра трудная и ответственная работа. Он отвечает на жизнь своих пассажиров. Послушайте стихотворе¬ние o работе шофера.
    Шуршат по дорогам 
    Веселые шины,
    Спешат по дорогам
     Машины, машины..
     A в кузове — важные,
     Срочные грузы...
    Цемент и железо,
     Изюм и арбузы.
    Работа шоферов
    Трудна и сложна,
     Но кaк она людям 
    Повсюду нужна!
    К. Уолиев
    A кто водит трамвай? Начните ответ со слова «трамвай».
     Д е т и. Трамвай водит водитель.
    Педагог . Верно. Водитель управляет трамваем, ведет его по рельсам. У него такая же трудная, нужная и ответственная работа, как и y шофера. Он тоже отвечает за жизнь своих пассажиров. Послушайте стихотворение.
    По городу трамваи, троллейбусы идут, 
    Их по своим маршрутам водители ведут.
     Спешишь ли в гости к другу иль в школу на урок,
     Они без опоздания тебя доставят в срок.
    B. Нищев
    Теперь посмотрите на поезд. Кто его ведет? Начните ответ со слова «поезд».
    Д e т и. Поезд ведет машинист.
    Педагог . правильно. И днем, и ночью, и в жару, и в метель, через леса и пустыни ведут поезда по рельсам машинисты. Они везут пассажиров и грузы. У них очень трудная и нужная работа.
    Зеленые вагоны
    На солнышке горят.
    B кабине застекленной
    Сидит мой старший брат.
     Со свистом поезд мчится.
     Не может опоздать.
    Я стану машинистом!
     A ты кем хочешь стать?
    Мыс вами познакомились с тремя профессиями. Вы запомнили их названия?
    Д е т и. Шофер, водитель, машинист.
    Педагог . Какая у них работа?
    Д е т и. Трудная, нужная.
    5. Игра «Четвертый лишний». 
    Педагог мешает на наборное полотно предметные картинки. 
    Педагог  Назовите профессии людей на картинках.
     Д е т и. Шофер, машинист, продавец, водитель.
    Педагог  Кто из них лишний и почем?
    Д е т и. Лишний продавец. Он работает в магазине.
    Педагог. Верно, а все остaльные работают на транспорте.
    6. Подвижная игра «Шофер». Логопед приглашает детей поиграть на ковре.
    Качу, лечу по весь опор.
    Я сам — шофер.
     И сам — мотор.
     Нaжимаю на педаль —
    И машина мчится вдаль.
    Бегут по кругу и крутят воображаемый руль. Останавливаются, нажимают правой ногой ха вoображаемую педаль и бегут в противо¬положную сторону.
    7. Работа в тетради №2.
    Педагог . Что вы видите на странице справа?
    Д е т и. Это ключ.
    Педагог . Обведите гаечный ключ по контуру и раскрасьте его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"

Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....

Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей

Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...

Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).

Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...

Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей

Рекомендации  родителям,  как организовать летний досуг  с ребенком  Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...