Педагогический опыт «Модель организации правового воспитания в целях повышения уровня правовой культуры всех участников педагогического процесса в доу»
консультация на тему

Сидоренко Юлия Михайловна

Правовое воспитание, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагогов и родителей по формированию правового мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravovoe_vospitanie.doc231.5 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №100 ОАО «РЖД»

 

Педагогический опыт

«Модель организации правового воспитания  в целях повышения уровня правовой культуры всех участников педагогического  процесса »

Воспитетель: Сидоренко Ю. М.

Воронеж 2018г.

Правовое воспитание, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагогов и родителей по формированию правового мышления.

 Принципы правового воспитания

           Принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу учреждения по правовому воспитанию;

           Принцип адресного подхода в формировании права, предполагающий использование особых форм и методов работы, с учетом каждой возрастной группы. Он указывает на разноуровневую включенность в правовое воспитание детей, семьи и ближайшего окружения.

          Принцип активности и наступательности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения детей и их ценностных установок, ориентированных на правовые нормы поведения.

          Эти принципы взаимосвязаны и  реализуются в единстве.  

      Цель правового воспитания – развитие социально активной личности, правового       мышления и  сознания, привычки действовать в соответствии с законами.

 Цель достигается совместными усилиями педагогов и родителей.

 На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:

  • утверждение в обществе и сознании детей правовых взглядов и убеждений;
  • создание и обеспечение  реализации в решение правовых проблем;
  • воспитание детей в духе уважения законности, нормам общественной жизни, создание условий для обеспечения реализации прав ребенка;
  • формирование активной социальной позиции, умение разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, произвольно контролировать свое поведение и управлять им.    

Основы организации работы по правовому воспитанию

Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту.  

Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Ведь ребенку нужно научиться не только физически жить, но и хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей, развиваться, совершенствоваться.

Для этого ребенку важно понять, как люди взаимодействуют друг с другом, что ценят, что порицают, за что наказывают. В процессе этого сложного познания сам ребенок постепенно становится личностью со своим мировоззрением, пониманием добра и зла, законов человеческого общества: прав и свобод, долга и обязанностей. В этом ребенку должны помочь взрослые (родители, педагоги), которые, осуществляя свою работу по данному направлению, согласуют ее по целям, задачам, содержанию, методам.

Новое время требует от нас  содержания, форм и методов правового воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.

 Творческий элемент системного характера заключается в попытке объединить усилия семьи, педагогического коллектива, общественности в решении проблем правового воспитания, опираясь на возрастные,  познавательные возможности дошкольников и имеет условно три этапа.

Первый, базовый этап – знакомство с нравственными нормами и правилами, в процессе которого дети начинают понимать преимущество их выполнения, учатся соотносить права и обязанности.

Целевая установка – мотивационное ориентирование детей, формирование у них представлений о правах ребенка. Достигается это подключением к  изучению прав, опыта самих детей, их знаний о родине, рассказами о Конвенции прав ребенка.

 Не меньшее значение приобретает работа по пропаганде идей Конвенции о правах ребенка среди родителей, ибо эти документы,  прежде всего,  обращены к взрослым.

 Следующий этап – расширение знаний за счет сведений о принципах и конкретных нормах, гарантирующих права ребенка, ознакомление с собственными правами: на отдых, на образование, на имя, на любовь – в процессе чтения художественных произведений, этических бесед, формирования навыков поведения. Эта работа проводится на занятиях и в совместной деятельности с детьми.

Цель заключительного этапа – активизировать деятельность детей, стимулировать их готовность отстаивать, защищать свои права и права других детей, применяя на практике как знания самих прав и свобод, так и умения их реализовывать. В качестве средств формирования правовых понятий используются игровые формы, сказочные персонажи, чтение художественных произведений с последующим их обсуждением; создание проблемных ситуаций и поиск выхода из них; рассматривание картин о жизни детей в разных странах; беседы, в которых дети приобретают опыт конкретных моральных отношений, привычек и способствует освоению чувства единства прав и обязанностей, слова и дела, поступка и ответственности.

 Все это помогает решить общую задачу воспитания правовой культуры, педагогические и психологические проблемы гражданского воспитания, обеспечивая взаимосвязь нравственного и гражданского воспитания с психолого-педагогическими особенностями развития личности ребенка.

      Психолого-педагогический аспект формирования правового

сознания участников образовательного процесса в ДОУ

Изучение  вопроса охраны прав ребенка позволило установить, что одним из факторов, определяющих нарушение прав детей, является низкий уровень правовой и психолого-педагогической культуры их родителей.

Исследование проводилось в форме интервью в рамках психологического консультирования. Всего было опрошено 122 родителя детей дошкольного возраста.

По данным проведенного нами исследования с положением Конвенции о правах ребенка знакомы 1,5 % родителей. О существовании Семейного кодекса известно 63 % опрошенных, но назвать свои права и обязанности, ограничив их заботой о здоровье и образовании ребенка, смогли лишь 31 %. Об остальных нормативно-правовых документах Российской Федерации опрошенным родителям было неизвестно.

Тревожащим является, на наш взгляд, тот факт, что около 70 % родителей считают, что Конвенция о правах ребенка имеет отношение в первую очередь к государству, 21 % относит этот документ к себе и примерно 46 % – к детскому саду, школе. Лишь незначительное количество родителей (около 18 %), участвующих в интервью, понимают, что данный документ имеет равное отношение ко всем участникам процесса воспитания ребенка.

Исследования юридической грамотности родителей показали, что 78 % родителей понимают, что ударить ребенка – значит нарушить его права. И вместе с тем 35 % родителей допускают использование ремня в качестве наказания в практике собственного родительского воспитания.

Анализируя данные, мы увидели также, что на уровне сознательных установок родители готовы уважать право ребенка на проявление собственной воли, но в реальных ситуациях часто не умеют согласовывать волю ребенка с правилами поведения, не прибегая к мерам, нарушающим его права.

Полученные нами данные показали, что большинство опрошенных родителей считают, что вопросы защиты прав детей освещаются в печати и на ТВ недостаточно активно и готовы получать недостающую правовую и психологическую информацию, как из средств массовой информации, так и в наглядно-печатном  варианте с комментариями специалистов – юристов, психологов. А что же происходит в детском саду?

Чтобы ответить на этот вопрос, нами было проведено исследование, позволяющее определить основные категории трудностей, возникающих у педагогов и воспитателей ДОУ в их работе по формированию основ правого сознания у детей.

Полученные нами данные позволили сделать следующие выводы:

  • Большинство педагогов и воспитателей ДОУ нуждаются в специальном обучении в семинарах по вопросу формирования правосознания у детей.
  • Многие респонденты отметили дефицит  учебно-методических пособий и наглядно-печатной информации по данному вопросу.
  • Подавляющее большинство специалистов, участвующих  в исследовании, уверены, что работа с детьми по развитию у них раннего правосознания может быть оптимизирована за счет повышения психолого-педагогической и правовой культуры родителей.

Исходя из этого, нами были намечены и в настоящее время осуществляются следующие направления работы:

- Координация деятельности работников ДОУ;

- Разработка модели педагогического процесса по правовому образованию;

- Составлен план работы по трем направлениям:

- с педагогами;

- с детьми;

- с родителями;

- разработаны и составлены перспективные планы работы по формированию правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста ( по материалам Конвенции);

- подобран методический и практический материал для родителей:

 ( родительские собрания, тренинги, консультации, беседы, анкеты, памятки);

- разработаны сценарии педсоветов, семинаров- практикумов, консультаций, деловых игр, педагогических часов для педагогов ДОУ.

- накопление методической и художественной  литературы по вопросам правового образования дошкольников;

- оформляется картотека игр по правам,  осуществляется разработка конспектов занятий;

- проводится диагностика формирования правового сознания всех участников педагогического процесса:

- дети: изучение личностного развития (самооценка, притязания, тревожности);

- родители: родительские установки, способы воспитательного воздействия, степень агрессивности, характер внутрисемейных отношений;

- педагоги: тип направленности личности, коммуникативные позиции, стиль взаимодействия с детьми.

 Планирование работы по охране прав ребенка в ДОУ

Для осуществления работы в дошкольном образовательном учреждении необходимо распределение обязанностей и закрепление их в функциональных обязанностях каждого сотрудника. Организующим началом будет выступать планирование работы дошкольного образовательного учреждения по охране прав ребенка на всех его уровнях.        

   Также следует проводить целенаправленную работу со всеми участниками педагогического процесса на диагностической основе (педагоги, дети, родители):

- сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьей должно строиться на взаимопонимании и взаимоуважении.

Воспитатели дошкольного образовательного учреждения должны: осуществлять педагогическую поддержку семьи, формировать их родительскую позицию и оказывать помощь в осуществлении родительских функций.

Учить родителей понимать своего ребенка и принимать его таким, какой он есть, общаться с ним.

В разнообразных формах работы с семьей необходимо давать знания правовых документов.

 Проводить профилактику мероприятий по предотвращению жестокого обращения с детьми.

Воспитатель, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребенка в семье, прежде всего, должен выступать для родителя определенной моделью уважительного и доброжелательного поведения с ребенком. Родитель, который изо дня в день видит воспитателя, реализующего стратегию гуманизма в общении с детьми, скорее всего, лишний раз задумается над необходимостью применения тех или иных агрессивных способов воспитательного воздействия на собственного ребенка.

- Педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения должен обладать правовой, психолого-педагогической и методической компетенцией по организации разнообразных форм работы с родителями и детьми по охране прав детей. Продуктивность работы будет зависеть от принимаемых активных методов обучения (решение проблемных ситуаций, дискуссии, мозговой штурм, анализ деятельности и т.д.).

- Особенности дошкольного возраста позволяют педагогам в доступной форме давать знания о правах ребенка: право на имя; право на отдых; право на охрану здоровья; право на образование; право ребенка участвовать в играх; право на сохранение своей индивидуальности; право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного и грубого обращения.  

Модель педагогического процесса

правового образования дошкольников

Цель

Формирование основ правового сознания дошкольников

       

Задачи

Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека

Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности

Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности

Осознание детьми понятия «здоровый образ жизни» и его влияния на состояние здоровья

                       

                                                   

                                           

       

Система взаимодействия

        

Непосредствеено организованная образовательная деятельность

Совместная деятельность взрослого и ребенка

Самостоятельная деятельность детей

                     

           

Организованная образовательная деятельность

Знакомство с правами человека

Изобразительная, трудовая деятельность

Беседы на этические темы, мини-дискуссии

Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков

Сюжетно-ролевые игры, инсценировки, дидактические игры

Физкультурно – оздоровительная деятельность

Проблемно-поисковая деятельность (разрешение различных ситуаций)

        

Самостоятельная деятельность детей

Работа с литературой

Разные

виды

игр

Создание

проблемных

ситуаций.

Задания для самостоятельных

наблюдений.

Продуктивные

виды

деятельности

Двигательная

активность

Самостоятельная

деятельность

        детей

Частное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №100 ОАО «РЖД»

 

Сценарий экологического театра

«Цветок  из красной книги»

Воспитетель: Сидоренко Ю. М.

Воронеж 2018г.

        Задачи:

  • Формировать экологическую культуру детей и взрослых средствами экологического театра;
  • Расширеть знания дошкольников о целебных растениях занесенных в Красную книгу;
  • Развивать творческие способности: умение выразительно читать стихи, танцевать, играть роли.

Предварительная работа:

  • Провести с детьми беседу, рассказать о Красной книге;
  • Прочитать русскую народную сказку «Садко» и «Аленький цветочек» С.Т.Аксакова
  • Рассказать о целебных травах и как их используют;
  • Провести вечер сказок «Цветочные легенды»;
  • Выполнить коллаж «Растения Красной книги»;
  • Разучить с детьми роли в соответствиии со сценарием, танцы и песни;
  • Изготовить совместно с детьми атрибуты к спектаклю, подобрать костюмы действующих лиц.

Оборудование: лавочка, кутуз с коклюшками, пяльца, веретино, венец, зеркальце, сундук, картинка с изображением ландыша, щиты и весла, мешок из флиса с надписью «Слезы Волховы», фигурка морского конька, гусли, Красная книга растений, костюмы действующих лиц.

КАРТИНА ПЕРВАЯ

Ведущий: За дремучими лесами,

                   За высокими холмами,

                   Не на небе – на земле

                   Жил купец в одном селе.

                   И было у него три дочери.

Дочери Купца сидят на лавочке: одна плетет коклюшками на кутузе кружева, вторая вышивает на пяльцах, третья прядет на веретене. Девочки исполняют песню «Русская девчонка» муз. и сл. Н.Куликовой. Выходит Купец, кланяется. Дочери кланяются ему в ответ.

Купец: Дочери мои милые, дочери мои любимые, поутру уезжаю я по торговым делам за моря, за океаны, в дальние страны. Какие подарки вам привести? Заказывайте! Любое желание выполню!

Старшая дочь: Привези ты мне, батюшка, венец с самоцветными каменьями, краше которого нет на всем белом свете.

Средняя дочь: А мне привези волшебное зеркальце: кто в него посмотрится, тот сразу красавицей станет.

Купец: А тебе что привезти, Настенька?

Настенька: Не нужны мне ни шелка, ни украшения золотые. Видела я, батюшка, во сне цветочек диковинный. Листики у него гладкие, зеленые, на заячьи ушки похожи. На стебельке гирлянда нежных, снежно-белых колокольчиков, словно жемчужины рассыпаны на веточке.

Купец: Коль найду такой цветочек, привезу его для тебя, Настенька.

Купец кланяется дочерям и уходит.

Ведущий: Долго ли, коротко ли странствовал купец- нам неведомо. Но воротился он домой с подарками. Старшей дочери привез венец с самоцветными каменьями, средней – волшебное зеркальце.

Входит Купец, кланяется. Надевает на голову старшей дочери венец. Средней дочери дает зеркальце. Затем обращается к Настеньке.

Купец: Не смог я твой заказ, Настенька, исполнить.

Настенька: Неужто, батюшка, не встречал ты цветочка сказочного?

Купец: Видеть- то видел, любовался его красотой, вдыхал его чудный аромат, но сорвать его не смог, а привез его изображение (показывает картинку). В народе этот цветок ландышем называют.

Настенька: О ландыш, отчего так радуешь ты взоры? Другие есть цветы роскошней и пышней, и ярче краски в них, и веселей узоры, но прелести в них нет таинственной твоей.

Купец: Ландыш- священный цветок. О нем слагают сказки. Одну из них я сейчас вам расскажу. Садитесь поудобнее и слушайте.

КАРТИНА ВТОРАЯ

Купец: Давным- давно жил на Руси купец Садко. И была у него невеста Любава.( Открывается занавес. Выходят Садко и Любава, исполняют танец под русскаю народную песню «Светит месяц»)

Садко: Уезжаю я, Любавушка, в дальние страны искать счастья.

Любава: А надолго ли расстаемся, лада моя?

Садко: Не печалься, Любавушка, скоро увидимся.

Любава: Болит мое сердечко, томится моя душенька.

Садко: Найду яи привезу чудодейственное лекарство, чтобы излечить твои недуги.  

Любава вздыхает и уходит. Дружинники берут щиты и выстраиваются углом в форме корабля, плотно прижимая щиты друг к другу. Садко встает в «носу коробля» и смотрит вдаль. Один дружинние «поднимает парус»: стоя в середине «коробля», за спиной Садко. Остальные дружинники одной рукой держат щиты, а другой достают из-за пояса весла. Еще один дружинник начинает считать, а остальные синхронно «грести».

Купец: Снарядил Садко корабли быстрые, собрал дружину богатырскую и отправился в путь.

Выбегают моские царевны, исполняют танец «Шторм».

Садко: Разыгралась буря-непогодушка. Видно, прогневал я морскую царевну – пришло время мне к ней на поклон явиться. Прощайте, друзья!

Садко «прыгает с корабля». Дружинники делают круг по залу и уходят за занавес – «корабль уплывает». Морские царевны окружают Садко.

Волхова: Здравствуй, купец Садко! Я – Волхова , морская царевна. Чем ты удивишь меня? Чем порадуешь?

Садко:  А сыграю я для тебя и твоих подружек на гуслях узорчатых.

Купец играет на гуслях «Колыбельную» из оперы Н. Римского-Корсакова  «Садко».

Волхова:   Люб ты мне, а коль и я тебе люба, женись на мне.

                Всех богаче ты будешь, купец!

                У меня есть хрустальный дворец,

                В нем чертоги, высокие залы,

                Блещут в них жемчуга и кораллы.

                Полюби же царевну морскую,

                Без тебя я томлюсь и тоскую!

Садко: Не могу я на тебе жениться. Есть на земле у меня невеста Любава. Только захворала она. Я поклялся найти чудодейственное лекарство, чтобы излечить ее сердечко.

Волхова: Ладно, Садко, помогу я тебе.

Волхова собирает в мешочек «свои слезы».

Волхова: Возьми мои слезы, рассыпь их на полянке в зеленом лесу. Туи чудодейственное лекарство и появится. (Передает Садко мешочек с надписью «Слезы Волховы».)Возьми морского конька. Он самый быстрый в моем царстве. Да уплывай скорей, пока не передумала.

Садко: Спасибо тебе, Волхова.

Садко «уплывает» на морском коньке.

КАРТИНА ТРЕТЬЯ

Купец: Возратился Садко на родную землю. На полянке в зеленом лесу рассыпал «Слезы Волховы». На другой день пришел туда и увидел, как распустились чудесные цветы.

Садко брасает на пол «Слезы Волховы». Девочки- цветы исполняют танцевальный этюд «Цветок».

1-й цветок: Проснулся лес, весной разбужкнный,

Деревья по ветру парят.

Веселых ландышейжемчужины

Под каждым кустиком горят.

2-й цветок: Ветерок веселый, смелый

В лес весенний залетел.

Встрепенулся ландыш белый

И тихонько зазвенел.

3-й цветок: Колокольчик из фарфора

Зазвенел: «Динь-дон, динь-дон!»

И разлился в чащах бора

Мелодичный перезвон.

4-й цветок:  А знаете ли вы, что ландыш был когда-то эмблемой доктора медицины?

5-й цветок: Настойку ландыша применяют как средство от сердечных заболеваний.

Купец: Поделился ландыш с Садко своей чудодейственной силой, спрятанной в волшебном нектаре цветов. Садко изготовил лекарственную настойку и напоил ею Любаву. Быстро излечилась она.

Садко проходит с кувшином мимо «цветов», как бы собирая нектар. Из кувшина наливает нектар в чашку, подает ее Любаве. Любава выпивает нектар, улыбается.

Садко: Давай, Любава, всюду силу ландыша прославлять, рассказывать о его целебных свойствах.

5-й цветок: К сожалению, ландыши изчезают.

6-й цветок: Их рвут безжалостно, собирают в букеты вмести с листьями.

7-й цветок: Не знают люди, что , если повредить небольшую часть корневища у одного растения, погибнет вся ландышевая поросль.

Любава: Давай, Садко, будем беречь и охранять природу, ценить красоту родного края.

Занавес закрывается.

Купец: Услышав я от людей эту историю, дрогнуло мое сердце, пожалел этот чудодейственный цветок, не смог его сорвать. Пусть он растет на радость людям. Зато привез я тебе книгу умную, Красную. Прочитай ее и узнаешь о растениях, которые нельзя срывать.

Купец показывает Красную книгу растений. Настенька читает стихотворение «Голоса цветов».

Настенька: Я иду по зеленому лугу,

Высыхает на листьях роса,

Ветер траву качает упруго,

И я слышу цветов голоса.

Они шепчут: «Не рви нас, не надо!

Наши гибкие стебли не мни!

Мы для глаз и для сердца-отрада,

Украшенье родимой земли!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация стиля семейного воспитания с целью повышения уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Методические рекомендации.

Результаты научно-исследовательской работы показали наличие взаимосвязи между особенностями стиля семейного воспитания и уровнем развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста....

Сценарий развлечения по правовому воспитанию детей дошкольного возраста "Есть у всех детей права..."

Конспект сценария по правовому воспитанию для детей дошкольного возраста «Есть у всех детей права…» Задачи: 1. Познавательное развитие: Дать детям представление об их правах и обязанностях. Развив...

Мастер-класс для педагогов «Организация сотрудничества с семьей с целью повышения уровня речевого развития детей»

Мастер- класс представляет собой систему организации сотрудничества педагогов с семьей с целью повышения уровня речевого развития детей. Этот опыт работы, на мой взгляд, может заинтересовать не только...

Повышение уровня речевой культуры педагога в целях преодоления вербальной агрессии дошкольников

В данной статье говорится о том, как педгогу необходимо вести диалог с ребенком для того, чтобы не спровоцировать агрессию у ребенка....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "Повышение уровня правовой грамотности и правосознания"

Направлениями деятельности в рамках правового воспитания являются:обучение учащихся 1-2-ых курсов среднего профессионального образования основам правовой культуры с целью повышения уровня правовой гра...

Педагогический всеобуч: Тема: "Организация патриотического воспитания в дошкольной организации в контексте актуальных нормативно-правовых документов"

План:Понятие гражданско-патриотического воспитания и его эволюция.Историческая справка.Нормативно-правовые основы реализации гражданско-патриотического воспитания в РФ....