Использование дидактических игр при ознакомлении детей с природой.
статья на тему

Муравьева Елена Геннадьевна

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет большое значение, т.к. в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности ребенка, его ценностной ориентации в окружающем мире. Именно в этом возрасте у ребенка закладывается позитивное отношение, как к природе, так и к себе и к окружающим людям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie.docx16.19 КБ

Предварительный просмотр:

Использование дидактических игр при ознакомлении детей с природой.

                                                         Подготовила: Муравьева Елена Геннадьевна

Воспитатель МБДОУ №58

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет большое значение, т.к. в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности ребенка, его ценностной ориентации в окружающем мире. Именно в этом возрасте у ребенка закладывается позитивное отношение, как к природе, так и к себе и к окружающим людям.

Основная задача по ознакомлению с природой состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление  о различных предметах и явлениях окружающей действительности.

Элементарные экологические знания, полученные детьми в дошкольном возрасте помогают им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности.

Экологическое воспитание надо начинать с познания красоты природы. Экологическое воспитание должно нести не только научные знания об окружающем мире, но и быть эстетически окрашено. Это способствует формированию у детей дошкольного возраста художественно – эстетического восприятия окружающего мира.

В ознакомлении детей с природой широко используются разнообразные игры, например, такие как дидактические игры.

Дидактическая игра – это игра с правилами, имеющая готовое содержание.

В процессе дидактической игры дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных.

 При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях.

При использовании дидактических игр необходимо следовать определенным педагогическим принципам:

- необходимо опираться на уже имеющиеся у детей знания;

- следить, чтобы дидактическая задача была достаточна, трудна, и в тоже время доступна детям;

- постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;

- доступно для детей объяснять правила игры.

Дидактическая игра – это одно из эффективных средств обучения. Ее можно использовать как в образовательной деятельности, так и в повседневной жизни.

 Основные виды дидактических игр:

  1. Словесные дидактические игры. Они строятся на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают мыслительные задачи; например, описывают предметы, отгадывают предметы по описанию, находят сходства и различия предметов и явлений природы.
  1. Игры с природным материалом. Этот вид игры эффективен для ознакомления детей с природой. Сами природные материалы очень интересны детям, они с интересом играют в такие игры.

Такие игры можно проводить как в группе, так и на улице. Но нельзя забывать меры предосторожности, такие игры необходимо проводить в присутствии взрослого.

  1. Настольные дидактические игры – это очень занимательный вид игр. Чаще всего используются дидактические игры с парными картинками, разрезными картинками и кубиками. Эти игры очень разнообразны: «Лото», «Домино», различные ходилки с заданиями.

Использование дидактических игр осуществляется в 3 этапа:

1 этап: подготовка игры воспитателем.

Определяет удобное время и место проведения игры. Так же необходимо подготовить детей к игре, заранее объяснить материал, который поможет решить детям игровую задачу.

2 этап: проведение самой игры. Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, что будем использовать в игре. Объяснение хода и правил игры.

3 этап: анализ игры. Воспитатель анализирует весь процесс игры: что больше всего детям понравилось, все ли дети был задействованы, какие приемы, и методы проведения игры были самыми наилучшими. Такой анализ поможет усовершенствовать подготовку игры и процесс проведения игры.

Дидактические игры экологического содержания необходимо проводить и во время экскурсий и целевых прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых при обучении их трудовой деятельности в природе, а также в экспериментальной деятельности дошкольников.

Уровень экологического развития дошкольников во многом определяется степенью экологической грамотностью их родителей.

Экологические знания у детей дошкольного возраста, посредством дидактических игр способствуют повышению уровня экологической культуры, активизации словаря дошкольника, развитию нравственных качеств, а так же воспитанию бережного отношения к природе.

Список использованной литературы:

  1. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников. – М., 2002г.
  2. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. – М., 2003г.
  3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. – М., 1985 г.
  4. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2005- 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр при ознакомлении детей с природой

При ознакомлении детей с природой не мало важную роль играют дидактические игры, в статье описаны этапы ознакомления с дидактическими играми, виды дидактических игр....

Дидактические игры по ознакомлению детей с природой

Этот материал интересен для воспитателей детских садов, а  также для родителей.С помощью этих игр у детей развивается сообразительность, быстрота мышление....

Картотека дидактических игр по ознакомлению детей с природой

Предлагаю набор дидактических игр по ознакомлению дошкольников с миром природы...

Использование приёмов мнемотехники при ознакомлении детей с природой

Статья об о использовании приёмов мнемотехники: коллажей и мнемотаблиц для составления описательных рассказов, знакомства с сезонными явлениями природы, заучивания стихов....

Дидактические игры по ознакомлению детей с природой родного края

С помощью дидактических игр дети знакомятся с природой родного края...

дидактические игры по ознакомлению детей с природой

дидактические игры для средней группы с целями, правилами, ходом игры, вариантами...

дидактические игры по ознакомлению детей с природой с детьми дошкольного возраста

Дидактические игры по ознакомлению детей с природой с детьми дошкольного возраста...