Консультация для воспитателей "Потенциал образовательного события в реализации ФГОС"
консультация на тему

Касаткина Ирина Владимировна

«Событийная общность – необходимая ситуация развития человека»                                                                             В.И. Слободчиков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_sobytiynost_v_obrazovanii.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Потенциал образовательного события в реализации ФГОС

«Событийная общность – необходимая ситуация развития человека»                                                                             В.И. Слободчиков

Сейчас в сфере образования активно обсуждается вопрос реализации государственных стандартов и достижения качественных результатов обучения. И при реализации  ООП, должны формироваться деятельностные образовательные результаты, заявленные в Стандарте. При наблюдении за воспитанниками педагоги обнаружили, что не всегда и не все дети способны обеспечить продуктивную коммуникацию. Многим сложно изобрести свой способ решения той или иной задачи отличной от заявленной программой, «уйти» в сторону и самим поразмыслить над ее решением. А некоторые дети и вовсе опускают руки, считая, что решить незнакомую задачу невозможно. Значит, надо выходить за пределы занятия. В этом случае  можно использовать ресурс свободного от занятий времени, чтобы способствовать  успешности ребенка в быстро меняющемся мире.

 «Дети здесь не для ДОУ должны учиться, а для жизни» - М.Миркес.

Изменение требований к образовательным результатам влияет на содержание образования, форматы образования и формы мониторинговых процедур. Как проверить, оценить образовательные результаты детей? По мнению Марии Миркес, одним из возможных вариантов оценивания образовательных результатов детей может быть «образовательное событие». Образовательное событие – специальная форма реализации образовательной деятельности, выстроенная как интенсивная встреча реальной и идеальной форм. Это могут быть особые «событийные» модули, в которые ДОУ включает взрослых, родителей. Необходимо, чтобы ДОУ был готов применять разнообразные формы взаимодействия, которые могут быть включены в расписание.

  1. Категория «событие» в образовательном процессе. Лингвистическое осмысление понятия.

«Прообразом исторического события в природе служит гроза. Прообразом же отсутствия события можно считать движение часовой стрелки по циферблату. Было пять минут шестого, стало двадцать минут. Схема изменения как будто есть – на самом деле ничего не произошло. Как история родилась, так может она и умереть ,и действительно: что такое, как не умирание истории, при котором улетучивается дух события, - прогресс, детище 19 века? Прогресс – это движение часовой стрелки, и при всей своей бессодержательности это общее место представляет огромную опасность для самого существования истории. Всмотримся пристально вслед за Тютчевым, знатоком грозовой жизни, в рождении грозы». Событие – это гроза. Весенняя гроза, как у Ф.И.Тютчева в одноименном стихотворении.

Описание категории «событие» в образовательном процессе невозможно без обращения к лингвистическому осмыслению этого понятия:

«Событие – то, что произошло, то или иное значительное явление, факт общественной, личной жизни». Или же, «событие мыслится как то, что произошло, хотя могло и не произойти».

Событие = приставка со- (служит для образования имен существительных и глаголов со значением «общее участие в чем-либо) + слово бытие (бытиё), то есть жизнь.

Таким образом, события – элементарные единицы вечности, которые сопровождают жизнь.

  1. Что мы понимаем под «событием» в ДОУ? Событийный подход в образовательной деятельности. Образовательное событие.

Сегодня перед педагогическим сообществом стоит задача утверждения приоритета индивидуальности ребенка. Во ФГОС,  обозначены целевые ориентиры, направленные на:

  • желание сделать жизнь детей более интересной;
  • содействие развитию ребенка во взаимодействии с родителями;
  • формирование инициативного, активного, самостоятельного ребенка.

Именно эти ориентиры требуют новые виды взаимодействия с детьми, родителями, педагогами, окружающим социумом. В настоящее время в педагогической среде наблюдается интерес к понятию «образовательное событие» что связано, прежде всего, с его результативностью в деле развития  личности ребенка.

Большую часть жизни ребенок проводит в образовательном учреждении, а потому новый образовательный стандарт не случайно уделяет такое внимание событийному подходу в образовательной деятельности, и поэтому педагог, планируя сегодня свою деятельность, должен «обеспечить» своих воспитанников образовательными событиями, которых должно быть как можно больше.

Чем же «образовательное событие»  отличается от «мероприятия»?

          В энциклопедическом словаре педагога, под мероприятием понимается «условное обобщенное название всякого более или менее организованного взаимодействия детей и педагогов, имеющего цель, содержание и соответствующую ему методику осуществления». Для нас педагогов понятие «мероприятие» включает в себя праздники, развлечения, тематические вечера и другие виды музыкально-театрализованной деятельности. Вся подготовка и проведение мероприятий ложилась в основном на плечи музыкального руководителя и воспитателя. Идея событийного подхода заимствована из педагогической системы А. С. Макаренко, который отмечал, что большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события,  вызывающие позитивный эмоциональный отклик в сознании детей всех возрастов. 

Как мыслил Б.Д. Эльконин «событие не является следствием и продолжением естественного течения жизни. Событие связано как раз с перерывом этого течения и переходом в другую реальность. То есть событие должно быть осмысленно как ответственное действие, как переход из одного в другой тип поведения, от одних представлений к другим, от непонимания другого к его освоению и принятию. Событие нельзя понимать как случайность. Событие предполагает очень серьёзную, трудную и напряженную работу и переживание».

Обратимся к комментариям к ФГОС (раздел 2, пункт 2.7.): «Содержание образовательной программы (программ) ДОО не должно быть заранее расписано по конкретным образовательным областям, поскольку оно определяется конкретной ситуацией в группе, а именно: индивидуальными склонностями детей, их интересами, особенностями развития. Педагоги, работающие по программам, ориентированным на ребенка, обычно формируют содержание по ходу образовательной деятельности, решая задачи развития детей в зависимости от сложившейся образовательной ситуации, опираясь на интересы отдельного ребенка или группы детей. Это означает, что конкретное содержание образовательной программы выполняет роль средства развития, подбирается по мере постановки и решения развивающих задач и не всегда может быть задано заранее. Кроме того, на практике конкретное содержание образовательной деятельности обычно обеспечивает развитие детей одновременно в разных областях - например, в области социально-коммуникативного, познавательного и речевого развития, или социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития и т.д. Таким образом, определенная образовательная технология или содержательное наполнение образовательной деятельности часто связано с работой педагога одновременно в разных образовательных областях.

В то же время, существуют примерные программы, которые подробно расписывают определенное образовательное содержание. Если Организация принимают за основу своей Программы такую примерную программу, следует сделать ссылку именно на эту Программу».

«Событийность не основывается на определенных алгоритмах. Событийность дает мотивацию для раскрытия интересов и талантов детей», - Мария Моисеевна Миркес (директор НОУ «Школа антропоники и программирования» г. Красноярск).

  1. Признаки образовательного события и его сущность.

Образовательное событие – это:

  • Значимое творческое действие.
  •  Открытие смысла происходящего для каждого участника.
  •  То, что развивает и то, что развивается.
  •  То, что вместе создается,  но индивидуально понимается.
  •  Способ жизнетворчества человека.
  •  Уникально, его нельзя повторить.

Необходимо четко понимать, какую идею хотим достичь вместе с детьми. Событие без продолжения не имеет смысла.

Признаки образовательного события:

  • яркое, запоминающееся, эмоциональное переживание, энергетика, желание вернуться в него снова,
  • дает положительный эффект,
  • решает многие проблемы,
  • базируется на принципиально новой идее,
  • ориентировано на будущее,
  • удовлетворяет потребности всех участников образовательного процесса,
  • погружение, концентрация в событие,
  • новизна, неповседневность,
  • человек хочет об этом рассказать, поделиться.

В чем же состоит сущность понятия «образовательное событие»?

Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия  для создания «продукта совместной  деятельности», в ходе которого дети, совместно с родителями и педагогами проживают значимое событие, получают опыт, знания, проявляют инициативу, самостоятельность, радуются своим успехам и удачам других. Любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого свои смыслы, своя деятельность, свои переживания.

Чтобы образовательное событие соответствовало всем этим признакам, необходимо помнить ряд прописных истин и соблюдать их:

  • событие – не только творческая деятельность с возможностью импровизации, но и нормативная;
  • проблема (а без нее нет события) должна иметь значимый характер;
  • у участников события должна быть возможность выбора форм и характера личного участия;
  • событийность предполагает рефлексивную оценку авторами всей проделанной ими работы и приобретенного опыта. Авторы представляют проделанную работу, показывают ее результаты, демонстрируют компетентность.

Характеристики образовательного события:

  • Участники вовлечены в активную деятельность, ориентированную на получение продукта.
  • Событийность несет принципиально «недоопределенный» характер, тем самым неограниченно расширяясь и оставляя место для субъектного поведения участников, в том числе для определения и сопоставления полученных результатов.
  • Специально выстроенное пространство рефлексии позволяет участникам обнаруживать собственные успехи и дефициты (соответствие и разрывы между идеальным образом себя и идеальным), ставить задачи на собственное продвижение, находить или создавать ресурсы для этого.
  • Высокая интенсивность и при этом открытость событийных режимов задает энергетику, вызов, инициирующие возникновение субъектов.
  • Экстремальность задается и удерживается за счет не только содержания, но и формата: разновозрастные группы участников, новые «особые» взрослые, особые места, расписание дня и так далее.
  • Во время реального образовательного события участники погружены в экстремальный режим, требующий действовать «на пределе» своих умений, времени, понимания и так далее.

Мария Миркес отмечает, что рефлексия обеспечивается посредством системы «зеркал», дающих возможность увидеть себя в соотнесении со сверстниками, в соотношении с младшими и старшими, с собой в прошлом и с собой в будущем. «Такие «зеркала» необходимо обеспечить, не подменяя педагогической оценкой» - подчеркнула эксперт.

Три составляющие «Событийности»:

  1. Идея (создание яркого эмоционального всплеска, погружение в атмосферу праздника, новизна события и т.п.).
  2. Выбор (места действия, материала, команды и т.п., т.е. проявление инициативы со стороны ребенка).
  3. Качественные изменения, которые ожидают от детей в ходе образовательного события.

Этапы осуществления образовательного события:

1 этап. Определение тематики образовательного события. Фиксируются в годовом плане работы учреждения.

2 этап. Определение целей и задач предстоящего образовательного события, планирование этапов подготовки. Определение целей определяют, какие дополнительные ресурсы необходимы для проведения образовательного события, определяют средства, необходимые для ее достижения, разрабатывают модель достижения поставленной цели.

3 этап. Подготовка к образовательному событию. В процессе подготовки дети получают знания и умения, которые будут необходимы при проведении. Здесь проводятся творческие мастерские, детям даются специальные задания и ребята готовят тематические материалы.

4 этап. Проведение образовательного события. Самый яркий, долгожданный момент действия. Сценарий разрабатывается педагогами. Оформление места проведения, творческая совместная деятельность. И как результат - оформление выставки продуктов деятельности.

5 этап. Рефлексия.  Навыки, применение «на себя». Эффект от участия в образовательном событии. По итогам проводится обмен мнениями по поводу прожитого, делятся впечатлениями,  высказывают свое мнение по поводу прожитого. На этапе оценки анализируются полученные результаты, определяется эффективность воспитательного воздействия, учитывается положительный и негативный опыт организации и осуществления события, с учетом проведенного анализа вносятся коррективы в учебно-воспитательный процесс.

Ценность образовательного события в том, что оно создает целостное единство образовательного процесса, а его содержание отражает картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой, культурной, эмоциональной сфере. В образовательном событии также представлена целостная картина личностных качеств ребенка – это работоспособность, настойчивость, исполнительность и качества межличностного общения – это творческое сотрудничество, доброта, отзывчивость, сопереживание. Подготовка к образовательному событию – это творческий процесс и совместная деятельность педагога, детей, родителей, где каждый находит себе место и познает новые возможности своих личностных качеств. "Мы даём уверенность в будущем, обеспечивая качество в настоящем»- девиз событийности.

Источники:

  1. Миркес М.М., Муха Н.В. Образовательное событие как тьюторская практика / Научно-методическая серия “Новые ценности образования”. Выпуск 1 (43) “Событийность в образовательной и педагогической деятельности” // Сборник статей под редакцией Крыловой Н.Б. Томск, 2010 г.)
  2.  И.Е. Николаевна «Образовательное событие как тьюторская технология индивидуализации образовательного процесса»   http://lyceum-44.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=247:2011-01-07-20-16-19&catid=50:methodkop&Itemid=69 
  3. Мануйлов Ю.С. «Язык «Со-» .-Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Под редакцией Н.Б.Крыловой и М.Ю.Жилиной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ПЛАНА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

В проекте отражено развитие образовательной среды ЦИПР - центра игровой поддержки ребёнка, мамина школа....

Роль педагога дошкольного образовательного учреждения в реализации ФГОС ДО.

«Новый стандарт должен гарантировать качественное дошкольное образование каждому ребёнку. ФГОС должен быть нацелен на главный результат – социализацию ребёнка, потребность в творчестве, до...

Консультация для воспитателей "Образовательное событие – способ интеграции образовательного пространства для успешного развития и социализации воспитанников"

Сегодня перед педагогическим сообществом стоит задача: утверждения приоритета индивидуальности ребёнка. В переходном периоде, который переживает вся система дошкольного образования, обозначены новые о...

Консультация для педагогов «Образовательное событие в ДОО. Типы образовательных событий»

Консультация для педагогов «Образовательное событие в ДОО. Типы образовательных событий».В контексте образовательной деятельности в детском саду образовательное событие - это особая с...