Сказкотерапия в работе с детьми.
статья на тему

Пронина Евгения Николаевна

К ВОПРОСУ О ПОЛОЖИТЕЛЬНОМ ВЛИЯНИИ СКАЗКОТЕРАПИИ

НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pronina_ispravlen.docx36.07 КБ

Предварительный просмотр:

Е.Н. Пронина                                                                                                                       Санкт-Петербург

ВЛИЯНИЕ  СКАЗКОТЕРАПИИ

НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                                             

Современный ритм жизни, в силу своего колоссального темпа, информационных и нервно-психических перегрузок, требуют от человека очень большого напряжения. По этой причине, как у детей, так и взрослых часто возникают неблагоприятные эмоциональные состояния, которые   особенно ярко выражены у детей старшего дошкольного возраста.                  

На наш взгляд, на эту категорию необходимо обратить особое внимание, прежде всего потому, что дети данного возраста стоят на пороге больших жизненных перемен, связанных с поступлением в школу. Развитию негативных эмоциональные состояния у ребенка также могут способствовать социально-политические факторы, стремительное развитие научно-технической области, преобразования в системе образования, нестабильные жизненные ситуации, порождающие появление неустойчивых взаимоотношений в семье, конфликты, трудности.   В связи с этим, в поведении детей старшего дошкольного возраста чаще всего преобладают - агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность, отставание в развитии и различные формы детской нервности (невропатия, неврозы, страхи), что в последствии может привести к разрушительным воздействиям на ребёнка, таким как: дезорганизации и дезадаптации личности, существует риск развития разнообразных форм нервно-психической патологии (Алексеева, 2008).
В связи с этим, в настоящее время особенно острым и актуальным является вопрос о психологической помощи детям в решении проблемы неблагоприятных эмоциональных состояний.

В современной и отечественной психологии существуют разнообразные походы по преодолению и профилактике перечисленных выше негативных состояний, однако эти подходы не совершенны, отличаются общим недифференцированным характером и недостатком технологий интегрированного характера. Если мы обратимся к трудам таких учёных, как И.П. Воропаева, А.И. Захаров, Е.Е. Кравцова, B.C. Мухина, А. А. Нурахунова, Т.О. Смолева, А. С. Спиваковская, С.Г. Файнберг, М.И. Чистякова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, то сможем обнаружить технологии, которые вызывают особый интерес у практикующих психологов и работников сферы образования. Исследователи неоднократно подчёркивают, что наиболее эффективным является привлечение таких детей к интересной, увлекательной деятельности, свойственной старшему дошкольному возрасту. Нельзя не согласиться с тем, что способы игровой коррекции, такие как психо-гимнастика, сказкотерапия и другие программы стабилизации поведения, считаются в настоящее время наиболее продуктивными и часто применяются в практической деятельности педагогов.

По этой причине, особый интерес вызывает использование в психологии метода, пропагандирующего сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром, который получил название сказкотерапии (Защиринская, 2001).

Терапевтический эффект этой методики базируется на том, что сказка оказывает сильное воздействие на эмоциональное состояние детей. Процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.

Применение сказки, как средства коррекции имеет многовековую историю. Первое упоминание о сказке   встречается ещё в семнадцатом веке.
А как самостоятельный метод он возник ещё на рубеже 60-70-х годов ХХ века и был обоснован и интегрирован М. Эриксоном (Шишова, 2004, с.104-107).

В дальнейшем, на основании научных трудов предшественников, была построена современная концепция работы со сказкой. Нами был тщательно проанализирован и исследован курс сказкотерапии, разработанный автором Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, включающий в себя множество приемов и форм работы, которые воздействуют на развитие творческого мышления, воображения, внимания и памяти, восприимчивость и координацию движений, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку. В её работах не раз упоминается о том, что сказку можно: анализировать, сочинять, переписывать, рассказывать, рисовать, драматизировать и т.д. (Зинкевич-Евстигнеева, 1998, с.48)

Кратко раскроем суть каждого из ранее представленных приёмов:

- Анализ сказок. Целю этого приёма является осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведением героев.

Данная форма работы может применяться не только для коррекции психоэмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста, но и для подростков и взрослых.

- Следующий приём - рассказывание сказок. Он позволяет отработать такие моменты, как становления   воображения, фантазии, возможностей децентрирования. Процедура заключается в следующем: ребенку или группе детей предлагают рассказать сказку от первого или же от третьего лица. Можно также предложить ребенку другую альтернативу-  рассказать сказку от имени действующих персонажей, встречающихся или не описанных в сказке.

- Переписывание сказок. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок допустимо только тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и т.д.  Этот приём служит важным диагностическим материалом, так как, дописывая свой конец или вставляя необходимые ему персонажи, ребёнок сам выбирает соответствующий его внутреннему состоянию поворот событий и подбирает тот вариант разрешения ситуаций, позволяющий ему освободиться от внутреннего напряжения - в этом и заключается психо-коррекционное значение переписывания сказки.

- Постановка сказок с помощью кукол.  При работе с куклой, ребенок сразу замечает, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Работая с куклами, дети могут совершенствовать и проявлять через неё те эмоции, которые не могут   проявлять по каким-либо причинам в обычной жизни.  

- Сочинение сказок. В каждой волшебной сказке, да и не только волшебной, существует закономерное развития сюжета. Победа добра в сказках обеспечивает ребенку некую психологическую защищенность: чтобы не происходило в сказке – все всегда заканчивается хорошо. Испытания, выпадающие на долю героев, помогают им стать умнее, добрее, сильнее, мудрее. Таким образом, ребенок усваивает, что все, что происходит в жизни человека, способствует его внутреннему росту, а отсутствие прямых нравоучений и назиданий особенно привлекают внимание детей (Зинкевич-Евстигнеева, 2005).

Сказки имеют различный механизм психологического влияния на человека, поэтому существует классификация Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, в которой выделяется пять типов сказок: художественные, дидактические, психотерапевтические, психо-коррекционные сказки, медиативные. Каждая из них обладает своей специфической структурой и воздействует на разные стороны личности. (Зинкевич-Евстигнеева, 1997, с. 15-26).

И.В. Вачков в своём научном обзоре обращает внимание на ещё одну интересную методику, разработанную Л.Б. Фесюковой. Она предлагает не просто анализировать сказки, а включать ещё и такие виды воздействия как- нравственный урок, воспитание добрых чувств, речевая зарядка, развитие мышления и воображения, связь сказки с экологией и ручным трудом.  Во второй части методической работы со сказками, автор предлагает проводить два взаимодополняющих друг друга этапа:

 Первый этап — педагогическая работа, которая включает в себя собственно чтение самой сказки и беседу с детьми по ее содержанию.

 Психокоррекционная работа — это второй этап, содержащий распределение ролей для проигрывания отдельных эпизодов сказки, психогимнастику, рисование или изготовление поделок по мотивам предложенных сказок (Вачков, 2007).

В ходе работы по стабилизации психоэмоциональных состояний детей принято руководствоваться психотерапевтическими и психо-коррекционными сказками, поэтому остановимся на характерных особенностях этих типов.

По мнению И.В. Вачкова и Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, психокоррекционные сказки создаются с бихевиаристической направленностью и предполагают под собой некое влияние на поведение ребенка; при этом под коррекцией они понимает «замещение» стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку сути происходящего.

Психотерапевтическая сказка подразумевает под собой коррекционную работу, в ходе которой могут решаться как некоторые психологические проблемы ребенка, так и логопедические – стимулирование речевой активности, звукоподражаний, развития пассивного и активного словаря. Все эти задачи очень эффективно решаются с помощью методов сказкотерапии.

Данные типы сказок показывают положительные результаты и используются педагогами в качестве коррекционно-развивающего материала, затрагивающего все компоненты образовательной сферы.

Дифференциальные особенности психологических и психотерапевтических не обладают принципиально характерными особенностями и заключаются в следующем:

1) психологические сказки не являются непосредственной аналогией эгопроцессов конкретной личности (разумеется, если не брать во внимание проекции самого автора), а для большинства психотерапевтических сказок это является очень важный аспектом;

2) психологические сказки прежде всего предназначены для улучшения качества обычной жизни ребенка и направлены на его развитие по сравнению с психотерапевтическими. Особенно необходимы такие сказки в ситуации жизненных трудностей и семейных проблем;

3) психологические сказки, зачастую, сочиняются автором-психологом, а психотерапевтические нередко создаются самим ребёнком (Вачков, 2007)

Для устранения негативных эмоциональных проявлений у детей больше всего подойдут психо-коррекционные сказки. Благодаря своей простоте и доступности данная методика может использоваться не только в дошкольных образовательных учреждениях, но и в домашних условиях. Родителям необходимо читать и прослушивать сказки совместно со своими детьми, посещать кукольные театры, где зачастую демонстрируются сказочные сюжеты. Не стоит забывать о том, что можно и самими попробовать себя в роли режиссёров-постановщиков и придумать постановку своей авторской сказки, придуманной вместе с ребёнком, тем самым мы не только создаём положительный эмоциональный фон, но и устраняем переживания, фобии и тревоги, присущие дошкольникам в этом возрастном периоде.

Нельзя не согласиться со словами Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой: «сказки сближают родителей с детьми, сокращая расстояния между их внутренними мирами». (Зинкевич-Евстигнеевой, 1998, с.13)

Проведённый научный анализ позволяет нам предположить, что неблагоприятные эмоциональные состояния, в том числе у старших дошкольников, можно преодолеть с помощью разнообразной деятельности со сказкой, – как при прослушивании, так и при инсценировке и сочинении, приёмы и способы сказкотерапии весьма широки и разнообразны.

В последнее десятилетие многократно обсуждается вопрос о том, существует ли польза от работы со сказкой. Конец века все расставил на свои места и в настоящее время метод сказкотерапии активно разрабатывается в нашей стране и используется в практической деятельности многими психологами, педагогами и логопедами.

Литература:

  1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? СПб.: Речь, 2008.
  2. Вачков И.В.  Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. - М.: Ось-89, 2007.
  3. Защиринская О. В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. СПб.: Издательство ДНК, 2001.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерпия. Спб.: Речь, 2005.
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. - СПб.: Речь, 1998.
  6. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Волшебный источник творчества // Вестн. психосоциал. и коррекц. реабилитац. работы. - 1997. № 3. С. 15-26.
  7. Шишова Т. Лечение сказкой // Сельская школа. - 2004. № 2. С. 104-107.

1.

Фамилия, имя, отчество

Пронина Евгения Николаевна

2.

Ученая степень, звание

магистрант РГПУ им. А.И. Герцена

3.

Место работы, должность

ГБОУ № 153 , учитель-логопед

4.

Город

Санкт-Петербург

5

Контактный телефон

8-927-877-43-68

6.

E-mail

evgeniya-pronina-95@mail.ru

7.

Название статьи

Влияние сказкотерапии на психоэмоциональное состояние детей старшего дошкольного  возраста                                              

8.

Фамилия и инициалы

автора

Пронина Е.Н.

                        АВТОРСКАЯ КАРТОЧКА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использования приемов сказкотерапии при работе с детьми

Использования приемов сказкотерапии при работе с детьми, имеющими ранний детский аутизм(из опыта работы)Нашу Лекотеку посещают дети с разными нарушениями развития. Среди них хотелось бы выделить детей...

Сказкотерапия в работе с детьми

Работа музыкально-театральной студии "Экият"...

Семинар - практикум "Здоровьесберегающие технологии: стретчинг с элементами сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста"

Семинар - практикум для воспитателей и специалистов ДОУ содержит новые технологии здоровьесбережения, а именно слияние сказкотерапии и игрового стретчинга, что позволяет наиболее эффективно повысить у...

Сказкотерапия в работе с детьми - логопатами

В данной статье рассматривается влияние сказкотерапии на развитие личности ребенка, показано, как осуществляется невидимая на первый взгляд работа над словом, а также даются рекомендации по проведению...

статья "Сказкотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

статья "Сказкотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста"...