Доклад на МО "Экспериментирование как средство речевой и познавательной активности ребёнка"
материал (старшая группа) по теме

чернавцева марина николаевна

Дети очень любят экспериментировать. Давайте им больше возможности это делать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo.docx134.23 КБ

Предварительный просмотр:

Эксперимент как средство познавательной и речевой активности детей

                                               (Доклад на МО)

                                                                                    Подготовила воспитатель

                                                                                    Чернавцева М.Н.

   

 

Белогорск 2018год

   Тема-слайд1

 Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее развивается его речь.

Слайд 2

     В связи с этим, особый интерес представляет детское экспериментирование.

     В процессе детского экспериментирования дети учатся(слайд 3)

v          Видеть и выделять проблему

v          Принимать и ставить цель

v          Анализировать объект или явление

v          Выделять существенные признаки, связи

v          Выдвигать гипотезы, строить сложные предложения

v          Отбирать материал для самостоятельной деятельности

v          Делать выводы

 

     Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

      Познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и др. Он задумывается о таких физических явлениях как замерзание воды зимой, выпадение осадков, распространение звука в воздухе, в воде.

       

 В нашем детском саду мы создаём условия для развития познавательной и речевой деятельности ребёнка средствами экспериментальной деятельности.

  • Мы проводим опыты с объектами живой и неживой природы (с растениями, насекомыми, воздухом, водой, песком, землёй);
  • Знакомимся с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
  • Знакомим с основными видами движения (скорость, направление);
  • Развиваем географические представления – знакомим с глобусом, даём знания о Солнечной системе, о различных космических явлениях;
  • При проведении опытов знакомим детей с правилами техники безопасности.

            Опыты и эксперименты проводятся разные: демонстрационные (педагог сам проводит опыт и демонстрирует его; а дети следят за ходом и результатами) и фронтальные (объекты эксперимента находятся в руках у детей) – те и другие учат детей наблюдать, анализировать, делать выводы.

            В уголке экспериментов(слайд) в свободное время дети самостоятельно повторяют опыты, применяя при этим полученные во время организованной образовательной деятельности знания, умения и навыки.

        Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

            В процессе экспериментирования(слайды фото)  дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если…?), почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

            Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек», направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию у ребёнка познавательной активности, логического мышления, связной речи.

     Цель поисково-экспериментальной деятельности дошкольников: развитие познавательных интересов, потребности и способности самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта, развитие речи дошкольников.

     Вся дальнейшая работа была направлена на реализацию следующих задач: формировать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей; развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, умение делать выводы; развивать речь расширять перспективу развития поисково-познавательной деятельности, поддерживать у детей инициативу, самостоятельность.

     Для реализации всего объема работы в группе создали предметно-развивающую среду, обеспечивающую возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми детьми группы.(слайд) В центре науки оформили материал для исследований, доступных для детского экспериментирования картотеку серии экспериментов с объектами живой и неживой природы (экспериментирование с воздухом, песком, глиной, с солнечным светом, с почвой: «Тесная бутылка», «Двигаем предметы», «В мире стекла», «Чем нюхает червяк», «Сколько лет дереву?»), пополнили энциклопедиями. Основным оборудованием являются: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты, сосуды из различных материалов, природный материал, утилизированный материал, технические материалы, разные виды бумаги, красители, медицинские материалы, прочие материалы. При оборудовании центра науки в группе учитывали следующие требования: безопасность, мобильность, достаточность, доступность расположения. Для организации самостоятельной детской деятельности разработали карточки- схемы проведения экспериментов. Совместно с детьми разработали условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.

.     Технология исследовательской деятельности предоставляет возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Но для этого обеспечиваем не только оборудование для исследования, но и создаем проблемную ситуацию, решение которой приводит к открытию каких-либо закономерностей, свойств, явлений. Алгоритм организации детского экспериментирования сформировали так — ребенок совместно с взрослым: выделяет и ставит проблему, которую хочет решить, предлагает различные варианты ее решения, проверяет эти возможные решения, делает выводы, оформляет отчет или дневник наблюдений. Когда данный алгоритм был отработан, детям предлагалось самостоятельно выбрать проблему, способ еѐ решения. На данном этапе особое внимание уделялось индивидуальной работе как с детьми, испытывающими затруднения, так и заинтересованными детьми

    Как показала практика, дети с желанием и интересом самостоятельно выбирают тему исследования, подбирают методы исследования, собирают материал. Этот интерес обусловлен тем, что простые исследования помогают ребенку реализовать себя в активной деятельности. Дети учатся самостоятельно разрабатывать гипотезы, стремятся к получению знаний опытным путем. При сборе сведений на определенную тему дети расспрашивают своих родителей, педагогов об интересующем их вопросе, тем самым обмениваются знаниями и опытом. Также обращаются к художественной и энциклопедической литературе как источнику информации, просят прочитать взрослых или читают сами. Тем самым у детей развивается диалогическая, монологическая речь, речь- рассуждение. Исследовательскую деятельность дошкольников обязательно интегрируем с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой, что позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. Большинство воспитанников умеют более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждения действий высказывать гипотезы. Общаясь в процессе деятельности дети научились выстраивать диалог, слышать и слушать друг друга, не перебивать. Они с удовольствием работают сообща, уступают друг другу, отстаивают свою правоту или признают правоту другого.

           Наблюдая за детьми, можно сказать, что самые интересные для них эксперименты — это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.

      Хочется отметить, что особую ценность для детских исследований и экспериментирования, а, следовательно, и для творческого развития ребенка, имеют «никому не нужные предметы». Это обычно — лоскутки тканей, бумага разной фактуры и цвета, опавшие листья, камешки, пряжа, пуговицы и другие «ценные» предметы. Такие предметы на самом деле обычно служат источником новых замыслов и одновременно материалом для проведения исследований. Так, изучая рельефы засушенного листика, окунув его в краску, дошкольник открывает для себя, какие необыкновенные отпечатки он оставляет на листе. И если потрудиться, можно изобразить великолепный пейзаж или узор. А с помощью природного материала (крупы, семена, плоды, ягоды и т. д.), выкладывая его в свободном порядке на пластилиновой форме, можно великолепно декорировать поднос, стаканы, создавать рисунки.  

                      Огромное значение в работе с дошкольниками имеет четко продуманная система сотрудничества с родителями. Прежде всего, родители помогли в оборудовании центров в группе. В индивидуальных беседах, консультациях «Мои первые открытия», «Опыты на кухне», на родительских собраниях «Научные забавы в семье», «Маленькие исследователи», через различные виды наглядной агитация убеждаем родителей в поощрении стремления ребенка узнавать новое, самостоятельно выяснять непонятное, вникать в суть предметов и явлений.

     Были разработаны советы родителям «Как помочь маленькому исследователю», картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома.

      На родительском собрании «Играя, познаем мир» были предложены игры, в которых используются результаты экспериментирования, например «Секретное донесение» (написать письмо молоком на белой бумаге и подержать его над паром или прогладить утюгом; написать его лимонным соком, проявив несколькими капельками йода).

       Для родителей были выпущены буклеты, которые они могут взять домой: «Ребенок — маленький исследователь», «Ставим опыты дома», «Игротека маленького исследователя»; были проведены консультации «Как помочь маленькому “почемучке”», «Маленький исследователь: как направить энергию ребенка в позитивное русло»; оформлена фотовыставка «Юные исследователи».

       Мы не боимся экспериментировать и придумывать интересные задания для детей, побуждая их к творческому поиску, ведь детское экспериментирование располагает большими возможностями для формирования доказательной речи у старших дошкольников. Оно позволяет наглядно проследить зависимости разного рода, установить логические связи, выделить существенные признаки, свойства объектов, учит детей делать выводы. Ставим перед собой цель подготовить детей к школе, способных к творческому решению задач, проблем, способных к смелым высказываниям, предположениям, поиску путей решения выхода из ситуации.

Экспериме́нт (от лат. experimentum — проба, опыт), также о́пыт, в научном методе — метод исследования некоторого явления в управляемых наблюдателем условиях[источник не указан 1057 дней]. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Обычно эксперимент проводится в рамках научного исследования и служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами. Эксперимент является краеугольным камнем эмпирического подхода к знаниюКритерий Поппера выдвигает возможность постановки эксперимента в качестве главного отличия научной теории от псевдонаучной

Опыт 2.

Интересно, а что произойдет, если соком цедры апельсина брызнуть на надутый воздушный шарик? Невероятно, но он просто лопнет! Сейчас мы с вами попробуем лопнуть шарик при помощи апельсина, а в конце я объясняю, почему это происходит. Это не только познавательный, но и очень вкусный опыт, ведь апельсин в ходе опытане пострадает и его можно съесть.

Надуваем требуемое количество шариков, которые будут безвозвратно испорчены в ходе опыта, и выжимаем цедру апельсина над шариком… Воздушные шарики лопаются, лишь только сок с цедры попадает на них!

Вывод: Сок который мы выдавливаем из шкурки апельсина содержит особое вещество — лимонен. Лимонен содержится во многих эфирных маслах цитрусовых, а не только апельсинов. Так вот, лимонен обладает удивительной способностью растворять резину, а из резины, как известно, и изготовлены наши бедные шарики. Вот так все просто в занимательной химии. Немного знаний и мы только что провели химическую реакцию растворения резины при помощи вещества — лимонен!

Простой научный эксперимент с яйцом и соленой водой

 

  •  22 СЕНТЯБРЯ 2016, 15:52

Показать своему ребенку основы физики и научить его тому, что такое плотность вещества, лучше всего при помощи наглядного эксперимента. Это эффектно, просто и, самое главное, все необходимое для этого наверняка уже есть у Вас дома.
 
Так, для проведения эксперимента Вам понадобятся:
 

  1. Высокий стакан,
  2. Яйцо,
  3. Соль (лучше мелкого помола и не йодированная – так вода будет прозрачнее),
  4. Вода,
  5. Опционально – винная пробка и монета.

 
Как сделать?
 

  1. Наполните стакан водой наполовину,
  2. Опустите туда сырое яйцо. В норме – если яйцо не треснуто и внутри скорлупы не успели скопиться пузырьки воздуха, – яйцо должно сразу пойти ко дну.
  3. Затем начните добавлять в воду соль. Добавляйте и размешивайте её до растворения до тех пор, пока яйцо не всплывет наверх.
  4. После этого очень осторожно влейте сверху обычной воды, стараясь, чтобы она не смешалась с соленой водой снизу стакана. Если все сделано правильно, то яйцо так и зависнет по середине стакана.
     

Для того, чтобы сделать эксперимент еще нагляднее, можно с самого начала кинуть в воду монетку, которая сразу потонет и винную пробку, которая будет плавать как в обычной, так и в соленой воде.

http://www.papatoday.ru/uploads/images/00/15/40/2016/09/22/f48835.gif 
 
Почему это происходит?
 
Так же как и эксперимент с 
«ныряльщиком Декарта» этот эксперимент должен наглядно продемонстрировать ребенку понятие плотности вещества. Дело в том, что в норме у яйца плотность больше, чем у воды, и поэтому оно тонет. Но когда в воду добавляется соль, вода становится более плотной и «выталкивает» яйцо на поверхность. Когда добавляется свежая вода то она, будучи более низкой плотности, остается наверху, а яйцо оказывается как бы подвешенным в середине.
 
Удачи!

Как сделать лизуна из крахмала, краски и воды с клеем и без клея ПВА?

ВАЖНО: Такой лизун не предназначен для детей до 5 лет, которые могут попробовать его на вкус

Чтобы изготовить игрушку, нужно иметь под рукой:

  • крахмал жидкий (тот, что используется для стирки белья)
  • клей ПВА
  • пищевые красители
  • плотный полиэтиленовый пакетик
  • Первым в пакетик добавляется крахмал. Жидкий предпочтительнее. Но если его нет, можно развести в воде обычный пищевой, в пропорции 1:2. Всего крахмала нужно 70 мл
  • В крахмал добавляют краситель. Можно взять те, которые используют для покраски пасхальных яиц, любые другие пищевые. Если их нет, можно развести гуашь. Красителя добавляют буквально пару капель, чтобы лизун не пачкался
  • Краску в крахмале нужно хорошо переболтать
  • На следующем этапе добавляют клей ПВА, его нужно 25 мл
  • Снова перемешивают содержимое пакета. Там должен получиться сгусток – лизун. Возможно, выделиться немного жидкости, ее просто можно слить
  • Лизуна извлекают из пакета, салфеткой промокают с него остатки влаги

ВАЖНО: Необходимо быть очень осторожными с пропорциями клея и крахмала. Если ПВА добавить больше, игрушка будет прилипать к пальцам. Избыток крахмала придаст лизуну излишнюю твердость

Лизуна из клея пва и крахмала не отличить от магазинного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательские задания в проектной деятельности, как средство развития речевой и познавательной активности, обогащения лексического запаса дошкольника.

В этой статье изложен мой опыт работы по использованию исследовательских заданий в проектной деятельности в работе с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста и формы взаимодействия с родителями....

Исследовательская деятельность, как средство формирования познавательной активности ребёнка

Презентация опыта работы на тему: "Исследовательская деятельность, как средство формирования познавательной активности ребёнка"...

Игры с водой как средство развития речевой и познавательной активности. 

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11985524","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"224","width":"480"}}]]...

Доклад на педагогический совет «ВОЗМОЖНОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ МЕТОДОВ, ПРИЕМОВ И СРЕДСТВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

Доклад на педагогический совет «ВОЗМОЖНОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ МЕТОДОВ, ПРИЕМОВ И СРЕДСТВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»...

Стендовый доклад на тему "Изобразительная деятельность дошкольника как средство эффективного развития познавательной активности"

Способствовать становлению личности ребенка через развитие способностей к художественно-эстетической  деятельности....

Дидактические игры на липучках- как средство познавательной активности ребёнка.

Актуальность:Полноценное развитие личности ребёнка возможно, при формировании в дошкольном детстве познавательной активности и творческих способностей ребёнка, в процессе разнообразных видов детской д...

Доклад по опыту работы на тему: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами конструктивной деятельности"

Актуальность:В наше время вопрос о развитии конструктивной деятельности безусловно важен. Дети стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса.Специалисты пришли к мнен...