"Приобщение детей к истокам русской народной культуры" - открытый НОД в подготовительной группе
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Дети на занятии водят русский хоровод, исполняют частушки, песни о печке, о родной сторонке, играют в народные игры, читают стихи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshchenie_._otkrytyy_nod.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельность музыкального руководителя

Деятельность воспитанников

Вводная часть (мотивация)

Воспитатель и дети приветствуют гостей.

М.Р. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в небольшое путешествие – в русскую деревню.

М.Р. приглашает детей встать в круг.

Раз, два, три, четыре, пять путешествую опять.

Я ещё раз покручусь и в деревне окажусь.

- Ребята, смотрите, вот мы и попали с вами в деревню «Веселово», здесь, наверное живет очень веселый народ, значит и нам здесь будет не скучно. В русских деревнях в старину всегда все праздники проходили весело, шумно и многолюдно. Весь народ от мала до велика выходил на открытое место, чтобы позабавиться. На Руси ни одно народное гуляние не проходило без русского хоровода.

   Добрый люд! Честной народ! Приглашаем в хоровод.

   Крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся,

   Пожелаем всем любви, чтоб дружнее в плясе шли.

   Добрый люд! Честной народ! Приглашаем в хоровод.

   Он сроднит нас и сплотит и единством вдохновит.

   Все ненастья разведет развесёлый хоровод.

М.Р. Молодцы, ребята! А какое же гулянье без народных игр?! Давайте и мы с вами поиграем в народную игру «Барашеньки  крутороженьки», 1- 2004, 39.

Описание игры:  Дети стоят в кругу, водящий (Ваня) в центре, двигается  противоходом внутри круга.

   Барашеньки крутороженьки (идут по кругу пружинящим шагом),

   По лесам ходили, по горам бродили (идут по кругу дробным шагом).

   В скрипочку играли, Ваню потешали (встают лицом к центру круга,

   Имитируют игру на скрипке).

   Ваня, Ваня – простота (идут хороводным шагом к центру круга),

   Купил лошадь без хвоста (отходят хороводным шагом назад),

   Сел задом наперёд и поехал в огород.

   В огороде пусто – выросла капуста (на прыжке поворачиваются

   спиной к центру круга, выполняя пружинку, руки «держат поводья»).

   Затем дети разбегаются, а водящий их ловит.

М.Р.(показывая на атрибуты народной избы). Ребята, а давайте зайдём вот в эту избу. Смотрите какая красивая печь здесь стоит, резная скамеечка, старинная прялка … А вы знаете, что печь была самой главной в избе, семейным очагом, основой жизни.

Предложить детям прочитать стихи о печке.

М.Р. Когда – то в старой русской избе была всего лишь одна комната. И почти половину её занимала русская печка.

Ребята, а ну-ка, подумайте, для чего нужна была в доме печь в те давние времена?

М.Р.  Ой, ты печка – сударыня (поглаживая)

          Помоги нам, боярыня.

          Ты свари, испеки, обогрей, освети,

          Полечи и спаси, в дом богатство неси.

          А мы тебя будем прославлять, песни петь да плясать.  

Исполнение песни «Русская печка».

М.Р.  Ой, ребята, смотрите, а на печке – то и каша для нас уже приготовлена. Давайте её попробуем.

Инсценировка стихотворения «Как у бабушки Наташи».

          Как у бабушки Наташи ели пшённую мы кашу.

          Каша вкусная, с дымком, с хлебом, маслом, молоком.

          Взяли мы большую ложку, съели кашу всю до крошки.

          Вот какая каша у бабушки Наташи.

М.Р.  Ну вот, кашу мы покушали, теперь можно и чайку попить.

          Самовар на столе, пышки и ватрушки.

          Так споём же под чаёк чайные частушки.

Дети исполняют чайные частушки, 7 – 2013, 42.

М.Р.  спасибо, вам ребята, за весёлые частушки. А где мы сегодня с вами побывали?  (ответы). А чем занимались?  (ответы)

Да, мы сегодня с вами были в русской деревне «Веселово», поели каши и попили чайку в старинной избе, пели, играли, водили хоровод.

М.Р.   Мы гордимся стариною - стала нам она родною.

           Вечно радуют кого – то песни наши, хороводы,

           Игры, пляски, кутерьма и веселье до утра.

           Не забудем никогда те далёкие года.

М.Р. и в конце нашего занятия я предлагаю вам исполнить песню «Русская сторонка».

Дети подходят к М.Р. и встают в круг.

Дети исполняют русский хоровод с платочками, фл. № 166.

Дети выполняют движения по тексту игры. Игра повторяется 2 – 3 раза.

Дети читают стихи о печке.

Чем была сильна Россия,

Делать вывод не спеши.

В зимней стуже выжить было

Невозможно без печи.

     Печь спасала от мороза

     И давала в дом тепло.

     Гостей вместе собирала –

     Всем им было хорошо.

Без печи обед не сваришь,

Печь кормилица семьи.

Чугунок с борщом и кашей,

Хлеб, блины да калачи.

      И лишь в сказках и былинах,    

      Мы с любовью и теплом

      Вспоминаем нашу печку,

       Ей «спасибо» говорим.    

Предполагаемые ответы детей.

Дети исполняют песню «Русская печка» сл. и муз. И. Ростовцевой, 8-2013, 51.

Дети инсценируют стихотворение «Как у бабушки Наташи».

Девочки: Станем девицы рядком

                 да частушки пропоём.

Мальчики: Да и мы, пожалуй встанем, от девчонок не отстанем.

Все:  За окошком холода,

         А мы не скучаем.

         Приходите в гости к нам –

         Угостим вас чаем!

Дев.  Чай, чай, выручай,

          Выручай скорее!

          Ваня ноги промочил

          Я его согрею.

Мал.  Я люблю Наташечку,

           Подарю ей чашечку.

           Буду в гости к ней ходить

           И чаёк из чашки пить.

Дев.   А я чайничала,                    

           Самоварничала,

           Всю посуду перебила,

           Накухарничала!

Дев.   – Помогала маме я

          И посуду мыла.

         Стала чашки вытирать-

         Все их перебила!

Мал.  Я подружку свою

           Трудиться не заставлю,

          Сам ватрушек напеку,

          Самовар поставлю!

Все:  Самовар пыхтит искрится –

          Щедрый, круглый, золотой.

          Озаряет наши лица

          Он своею добротой!

Предполагаемые ответы детей.  

Ребёнок: Жура – жура – журавель!

          Облетал он сто земель,

          Облетал, обходил,

          Крылья, ноги натрудил.

          Мы спросили журавля:

         - Где же лучшая земля? –

         Отвечал он, пролетая:

         - Лучше нет родного края!

Дети исполняют песню «Русская сторонка» сл. Бредиса, муз. Е. Филипповой, 5 – 2008, 65.

МАДОУ «Детский сад пос. им. К. Маркса»

ОТКРЫТЫЙ   НОД

в подготовительной к школе группе

«ТЕРЕМОК»

Тема:  « ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ

РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Музыкальный  руководитель

Дубко Н.В.

2017 – 18 уч. год

Основная общеобразовательная программа ДОУ  с учётом комплексной образовательной программы «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева.

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Тема НОД: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Цель: продолжать знакомить с видами русского народного творчества.

Задачи:  развивать музыкальные способности и музыкальную память, обогащать музыкальные впечатления детей, расширять их кругозор, закреплять умение ориентироваться в пространстве; совершенствовать умение чувствовать свое тело и владеть им, добиваться легкости, естественности и непринужденности движений. Прививать любовь к песенному, танцевальному и игровому творчеству. Закреплять знания о фольклоре, быте и обычаях русского народа. Вовлекать в действие всех детей, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера, творческую активность.

Материал: атрибуты русской избы (печь, веретено …), платочки, ноты, флешка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...

Открытое занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Тема: "Русская матрешка"

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культурыТема:«Русская матрешка»Цель занятия:Познакомить детей с русской деревянной игрушкой- матрешка.Задачи:1.Об...

Конспект занятия в подготовительной группе по приобщению детей к истокам русской народной культуры "Русский быт"

Познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям....

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народные промыслы России»

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы   Тема: « Народны...

Проект. Приобщение детей к истокам русской народной культуре, создание мини-музея в группе.

Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Поэтому я считаем, что приобщать детей к истокам русской народной культуры необходимо с детства. С этой це...

Приобщение детей к истокам русской народной культуре, создание мини-музея в группе.

laquo;Чем дальше в будущее входим,Тем больше прошлым дорожим,И в старом красоту находим,Хоть новому принадлежим»Шефнер В.С....

Открытое занятие по окружающему миру в подготовительной группе: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Воспитывать любовь к Родине, развивать интерес к истории и народному творчеству своего народа, к его традициям и обычаям, к русскому фольклору....