Консультация "ТРИЗ. Творчеству можно учить"
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Прокопенко Ольга Сергеевна

Как развить у дошкольника нестандартное мышление, снять чувство скованности, развить воображение и повысить уровень познавательных способностей?  Ответ на эти вопросы даст изучение технологии ТРИЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz1.docx13.75 КБ

Предварительный просмотр:

ТРИЗ. Творчеству можно учить

В числе приоритетных направлений педагогики стоит задача развития творчества. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач.

Дошкольник на практике является искателем. Его внимание обращено к тому, что интересно. Поэтому для поддержания этого интереса (внимания) созданы увлекательные для детей средства и формы обучения (дидактические игры, конструкторы, занятия-путешествия…). И, как следствие, повышение качества подготовки дошкольника к школе.

Как сохранить разумный баланс между игрой и серьезной интеллектуальной работой?

Ответ на этот и многие подобные ему вопросы дает технология ТРИЗ. Главная идея которой сводится к тому, что «творчеству можно учить». Альтшуллер Г.С. (родоначальник теории) утверждал, что «технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб».

Главной целью педагога, в данном случае, будет - формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, которая способна стабильно решать нестандартные задачи в различных областях.

Технология ТРИЗ позволяет развивать воображение, фантазию детей, позволяет представлять знания в увлекательных и интересных для них формах, обеспечивает их систематизацию и прочное усвоение, стимулирует развитие мышления дошкольников, стремление к саморазвитию как воспитанников, так и педагогов. ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.

ТРИЗ требует определенной подготовки воспитателя, его искреннего желания творить, искать и находить новое, нетрадиционное.

Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку ее девиз – «творчество во всем!». Однако, эта теория не отменяет всю предыдущую педагогику. Да, в ней нет методов в привычном смысле слова, а есть инструменты, которые позволяют изобретать. Нет и воспитания в привычном его значении, а есть способы овладения навыками, которые позволяют творить воспитателю, родителям и детям.

Педагогическое кредо «тризовцев» - каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать наивысшего КПД. К этому результату можно прийти путем анализа конкретной ситуации и использования мирового опыта для решения поставленной задачи.

Занятия по развитию творческого воображения – это импровизация, игра. Здесь учат придумывать свои сказки и, при этом, не одну, а столько, сколько человек в группе и даже больше. Дети познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя открытия ежеминутно.

Занятия по методу ТРИЗ планируются не только на занятиях, но и во всех режимных моментах: в утренние часы, при умывании, одевании на прогулку, на прогулке, в игровой деятельности, в свободное время, в индивидуальной работе. Успешно вписывается ТРИЗ и в проектную деятельность, так как проект и начинается с проблемной ситуации. Элементы методики применяются в работе с детьми всех возрастных групп. Принцип проведения занятий – от простого к сложному, дети легко усваивают предложенный материал благодаря четко выстроенной исследовательской деятельности. Работа по системе ТРИЗ должна осуществляться постепенно. В результате занятий с применением технологии ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесное творчество детей "Учимся сочинять стихи"

В работе раскрываются условия необходимые для формирования у детей словесного творчества. Также описываютя приёмы и дидактические игры, которые помогают детям сочинять собственные стихи, и...

Советы родителям "С какого возраста можно учить играть"

Советы родителямС какого возраста можно учить играть...

Рекомендации для родителей " Как еще можно учить стихи"

Рекомендации родителям о том, как играя можно учить стихи...

Мастер-класс для родителей и детей по познавательному и художественному творчеству (рисование) «Учимся творить»

Мастер-класс для родителей и детей по познавательному и художественному творчеству (рисование)  «Учимся творить»...

С какого возраста можно учить ребёнка математике

Как только у ребёнка проявится интерес к числам, так и начинайте учить.Это важно : Считается, что сензитивный, т. е. наиболее благоприятный для математики период, - это 5 лет. Но это лишь пр...

Чем опасно раннее развитие детей. Когда можно учить детей читать.

Материал содержит психологические аспекты раннего развития детей. Поможет определиться родителям в вопросах обучения детей чтению.   Мы говорим об опасной тенденции чрезмерно раннего (до 5 с...

Словесное творчество дошкольников: учимся сочинять стихи

Тема самообразования «Словесное творчество дошкольников: учимся сочинять стихи» старшего воспитателя Кудряшевой В.П....