Моя педагогическая концепция. "Нетрадиционные техники рисовния с детьми дошкольного возраста"
консультация

Михайлова Елена Фёдоровна

Исходя из цели Российской образовательной политики, прописанной в Концепции модернизации Российского образования на период до 2020 года, я определила для себя цели и задачи своей работы.

Цель воспитательной системы – использование модели системного подхода, ориентированного на развитие личности, формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворении потребности детей в самовыражении через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение ребенка в изобразительную деятельность с применением нетрадиционных техник рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_pedagogicheskaya_kontseptsiya.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Моя педагогическая концепция.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А. Сухомлинский

Нам воспитателям доверено самое дорогое – дети. Дошкольное детство – чрезвычайно важный период развития человека, это пора жизни, когда ребенком все больше открывается окружающая его действительность. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда закладываются основы личности, вырабатывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. В своей деятельности, в играх ребенок проникает в более широкий мир, осваивая его в действенной форме. Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем художественно-изобразительном творчестве.

Я считаю, что художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. В «Концепции дошкольного воспитания» отмечается, что «искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни – эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей». Поэтому вся моя педагогическая деятельность направлена  и сконцентрирована на всестороннее развитие ребенка с упором на развитие творческих способностей.

На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями к развитию детей меняется цель образовательной работы. Концепция модернизации Российского образования на период до 2020 года сформулировала государственный заказ: «Развитие ребенка как целостной личности, способной к самоопределению и самореализации».

Исходя из цели Российской образовательной политики, прописанной в Концепции модернизации Российского образования на период до 2020 года, я определила для себя цели и задачи своей работы.

Цель воспитательной системы – использование модели системного подхода, ориентированного на развитие личности, формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворении потребности детей в самовыражении через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение ребенка в изобразительную деятельность с применением нетрадиционных техник рисования.

Я считаю, что использование в своей педагогической деятельности модели системного подхода к обучению изобразительному искусству с применением нетрадиционных техник рисования, оказывает позитивное влияние на формирование интегративных качеств ребенка, способствует всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию поистине творческой личности.

Цель конкретизируется в задачах:

  • Развивать продуктивную деятельность детей;
  • Способствовать развитию детского изобразительного творчества;
  • Приобщать к изобразительному искусству;
  • Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;
  • Создать условия, способствующие, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала;
  • Побуждать детей к созданию своего неповторимого образа, оригинального замысла, в рисунках по нетрадиционному рисованию, используя различные техники рисования.

Теоретико-методологическую основу моей работы составили концепции известных ученых по важнейшим проблемам культурно-исторического развития (Л.С. Выготский), личностно-развивающего обучения, (В.В. Давыдов, Б.Д. Эльконин), психолого – педагогическая концепция игры (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.А Короткова, А.П. Усова, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин), исследования психологов и педагогов об особенностях развития детской изобразительной деятельности (Н.А. Ветлугина, Т.Н. Доронова, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина), основополагающие идеи, раскрывающие сущность творческих способностей и креативности личности (Д.Б. Богоявлинская, Д. Гилфорд, В.Н. Дружинин, И.Я. Лернер, Я.А. Понаморев, А.И. Савенков), теория об интеграции в художественной педагогике (Л.Г. Савенковой, Б.П. Юсова), психолого-педагогические исследования, посвященные проблеме языка изобразительного искусства (А.Д. Алехин, В.И. Костин, Н.Л. Стариченко, В.А. Юматов, Б.П. Юсов), теория критического мышления (В.Н. Брюшинкин, В.А. Шамис, А.В. Бутенко, Е.А. Ходос, Р. Бустром, О. Варшавер).

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы я использую, чтобы донести до детей определенное содержание, способствовать развитию познавательных способностей, творческого потенциала. Я применяю в своей работе такие методы как

  • Информационно-рецептивный – направлен на организацию и обеспечение восприятия, осознания и запоминания новой готовой информации. Этот метод включает в себя следующие приемы: рассматривание, обследование предметов, игрушек, наблюдение, экскурсия, образец воспитателя, показ воспитателя.
  • Репродуктивный – направлен на закрепление, упрочнение, углубление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя: прием повтора, работа на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой.
  • Эвристический (частично-поисковый) – направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы образовательной деятельности, т.е. я предлагаю ребенку выполнить часть работы самостоятельно (например, сообщаю факты, а выводы делают дети, ставлю проблему – решение выдвигают дети).
  • Исследовательский метод предполагает самостоятельное решение целостных задач. Метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Я предлагаю самостоятельно выполнить не какую-либо часть, а всю работу. Дети самостоятельно действуют путем сравнения, сопоставления и добиваются нужного результата. Исследовательский метод я также примененяю, когда предлагаю детям выполнить творческие задания или выполнить изображения по собственному замыслу.

Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому в образовательной деятельности я активизирую внимание дошкольника, побуждаю его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. В своей работе я использую следующие стимулы: 

  • игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
  • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
  • музыкальное сопровождение и т.д.

Свою работу строю на следующих принципах: 

  • От простого к сложному, где предусмотрен переход от более простых техник к сложным. Это позволяет расположить ребенка к занятиям, позволяет ему своими руками, уже на первых порах, достичь определенного успеха.
  • Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
  • Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
  • Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Кроме того, я стараюсь живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения. В своей работе я попробовала многие способы нетрадиционной техники рисования, и все они пришлись по душе и мне и детям.

С детьми младшего дошкольного возраста я использую: 

  • рисование пальчиками;
  • оттиск печатками из картофеля;
  • рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста знакомлю с более сложными техниками: 

  • тычок жесткой полусухой кистью;
  • печать поролоном;
  • печать пробками;
  • восковые мелки + акварель;
  • свеча + акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошки;
  • рисование ватными палочками;
  • волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники: 

  • рисование песком;
  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография с трубочкой;
  • монотипия пейзажная;
  • печать по трафарету;
  • монотипия предметная;
  • кляксография обычная;
  • пластилинография.

Также одним из важных условий реализации модели системного подхода к художественно-эстетическому воспитанию является правильная организация предметно-развивающей среды. Созданная в группе предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию ребенка, развитию интереса к миру искусства, творчеству.

В моей методической копилке собран богатый материал по приоритетному направлению работы:

  • программы художественно-эстетического воспитания и методические рекомендации;
  • перспективные планы по приоритетному направлению работы;
  • конспекты образовательной деятельности;
  • дидактические игры по изобразительной деятельности, на развитие воображения, творческих способностей, комплекс пальчиковых игр;
  • библиотека познавательной литературы по знакомству детей с миром искусства;
  • опыт работы в различных нетрадиционных техниках рисования.

Весь материал систематизирован и представлен в картотеке.

Каждые пять лет, выпуская своих ребятишек в большой мир, я подвожу итог определенному этапу своей профессиональной деятельности.

И, когда я вижу, что мои выпускники уверенны в своих силах, открыты внешнему миру, активны и самостоятельны в изобразительной деятельности, умеют находить новые способы для художественного изображения, передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности, видят красоту созданного изображения, аргументировано и развернуто оценивают свои работы и работы сверстников, обращая внимание на обязательность доброжелательного и уважительного отношения к работам товарищей, с большим удовольствием участвуют в выставках и конкурсах, продолжают дальнейшее обучение в кружках и студиях, вот тогда я чувствую себя счастливым человеком, реализовавшим себя педагогом, который испытывает удовлетворение от своей работы заслуженную гордость за то, что выполнил свою миссию.

Впереди для меня – не растерять достигнутое, а шаг за шагом двигаться дальше по дороге воспитания, развития творчества.

А что бы не отстать от времени, я постоянно совершенствую свои знания, овладеваю прогрессивными информационными и педагогическими технологиями и, тем самым, обеспечиваю возможность для своего развития. Только постоянное самообразование помогает мне адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего.

Я убеждена, что воспитатель не должен останавливаться на достигнутом, необходимо постоянно осуществлять поиск инновационных подходов, развитие новых нетрадиционных направлений содержания работы, нестандартных решений.

Не каждый ребенок становится художником, но каждый обладает потенциалом художественного развития. Раскрыть этот потенциал в моих силах! В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимание на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!

Согласно федеральным государственным требованиям к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - ФГТ) я обеспечиваю построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка – физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое – во взаимосвязи.

Так, выполняя одно из ключевых требований ФГТ, работу с детьми в художественно-эстетическом направлении я веду не изолированно, а в интеграции.

Если раньше я интегрировала области образования одного или близких друг другу направлений, например, разные виды изобразительной деятельности или различные виды художественного творчества (обычно изобразительное искусство и музыка), то в настоящее время я интегрирую все более широкий спектр разных видов деятельности и линий развития детей: познание окружающего мира и художественную литературу; математику и физкультуру; экономическое воспитание и художественную деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования. Опыт своей работы в данном направлении я использую при проведении занятий и мастер-классов.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации. Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста.

Методические рекомендации. Нетрадиционные техники рисования....

План по самообразованию "Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста"

План работы по самообразованиюВоспитатель: Радионова Наталья АлексеевнаМБДОУ детский сад комбинированного вида №42Тема: Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возрастаЦель:Использование...

Методическая разработка по нетрадиционной технике рисования с детьми дошкольного возраста

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерс...

Консультация для родителей "Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста"

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста"

Цель:  Использование педагогами методов  и приемов нетрадиционных техник рисования....

Нетрадиционные техники изодеядельности с детьми дошкольного возраста

Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пр...