Главные вкладки

    Игры на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
    план-конспект занятия на тему

    В современном мире одной из главных ценностей является формирование творческого, свободно мыслящего, обладающего высокой культурой человека. И это развитие должно начинаться  уже в первые дни жизни ребенка. Для того чтобы у детей сформировалась целостная картина мира, необходимо эту картину создавать постепенно, начиная с детского сада.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Игры на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

    «Представь себя...». 

    В нашем воображении мы можем быть кем угодно: сказочными героями, машинами, растениями, животными, предметами быта и одеждой. Скажите примерно следующий текст: «Представь себе, что в руках у тебя волшебная палочка. В кого бы ты хотел превратиться?» Пусть ребенок изобразит того, кем он стал, а вы угадайте задуманный образ. «Цветик-семицветик». Спросите у ребенка: «Помнишь, у девочки Жени из сказки «Цветик-семицветик» был волшебный цветок с семью лепестками? Представь, что в твои руки чудесным образом попал этот волшебный цветок. Какие желания ты загадаешь?» Пусть ребенок обоснует свои желания. Развитие этой темы поможет вам узнать о «ценностях» и «приоритетах» ребенка, а также о свободе желать, о намерении получать что-то от жизни.

    «Любимое животное». 

    В древние времена у многих народов, да и у каждого человека в отдельности было свое тотемное животное. Это животное силы, к нему обращались за помощью в трудных жизненных ситуациях. Возможно, любимое животное вашего ребенка и является его тотемом: он все время его рисует, интересуется его жизнью, хочет завести дома (ничего, что это жираф или лошадь). Предложите ребенку побыть в образе разных животных. С помощью мимики и жестов он должен показать: как ходит, спит в берлоге и сосет лапу медведь; как скачет и грызет капусту заяц; как в норе прячется мышь; как фыркает и сворачивается клубочком колючий еж. Эта игра поможет ребенку узнать много нового и интересного из мира животных. Перед началом игры загляните в энциклопедию для животных, вам легче будет находить «штрихи к портрету» того или иного животного.

    «Наскальная живопись». 

    Вы уже давно прошли тот этап, когда ваш кроха разрисовывал новенькие обои в доме. Однако желание оставить после себя след у него еще осталось. Выделите в доме уголок для «наскальной живописи». Здесь можно устроить широкое поле для деятельности: оставить послание родителям (если ребенок умеет уже писать), загадать загадку и получить отгадку, сделать книгу жалоб и предложений, нарисовать свое настроение.

    «Рассмеши меня».

     В эту игру можно играть всей семьей. Выбирается один рассказчик, все остальные — слушатели. Рассказывать можно анекдоты, смешные истории и всякую абракадабру, чтобы рассмешить слушателей. Кто засмеялся, тот становится рассказчиком.

    «Слепой художник». 

    Вам понадобится лист ватмана и карандаши. «Художнику» завязывают глаза, и он под диктовку должен нарисовать рисунок, который вы загадали. Вы говорите, как вести карандаш: вверх, вниз, нарисуй кружочек, две точки и т. д. Ребенок рисует и пытается отгадать, какое изображение получится. Выбирайте простые рисунки: дом, человек, дерево.

    «Гусеница из камней»

    Для осуществления этого творческого замысла вам понадобятся краски, кисточки, гладкие морские камушки. Сложите камушки в один ряд, самый большой будет головой, самый маленький — хвостом. Разрисуйте гусеницу. Из камней можно сложить фигурку человека, животного, цветок, домик. Пофантазируйте вместе!

    «Космическое путешествие»

    Вырежьте из бумаги несколько кругов разного размера, разложите их в произвольном порядке. Предложите ребенку представить, что круги — это планеты, на каждой из которых есть свои обитатели. Попросите малыша придумать названия планет, заселить их различными существами.

     Мягко направляйте воображение ребенка, например, выскажите предположение о том, что на одной планете должны жить только добрые создания, на другой — злые, на третьей — грустные и т. п.

     Пусть малыш проявит фантазию и нарисует жителей каждой планеты. Вырезанные из бумаги, они могут «летать» друг к другу в гости, попадать в различные приключения, завоевывать чужие планеты.

    «Необитаемый остров»

     Предложите ребенку поиграть в путешественников, попавших на необитаемый остров. Роли главных героев могут исполнять любимые игрушки.

     Высадите героев на остров и начинайте планировать: что нужно путешественникам для того, чтобы построить дом, наладить свой быт.

     Рассматривайте самые необычные версии, например: дом или шалаш можно построить из пальмовых листьев или выдолбить в стволе толстого дерева с помощью заостренного камня. Из длинных водорослей можно сплести коврик, который будет служить постелью, и т. п.

     Обговорите, кого могут встретить путешественники, какие опасности им грозят.

    «Составь загадку»

     Научите ребенка придумывать загадки. Формулировка загадки может быть простая (Что зимой и летом одним цветом?) или характеризовать предмет с нескольких сторон (Горит, а не огонь, груша, а не съедобная).

    «Волшебные превращения»

    Игра развивает воображение и образную память, образное движение (способность изображать животных, какие-нибудь предметы)

     Задача — жестами, мимикой, звуками изобразить животное или какой-нибудь предмет.

     Другие игроки должны угадать, что было показано, и рассказать, как они догадались.

    «Для чего я хорош?»

    Игра развивает воображение, фантазию, творческое мышление

     Выберите какой-нибудь предмет. Задача — придумать и назвать все возможные случаи использования этого предмета.

    «Облака»

     Облака дают поистине простор для фантазии. На что они похожи? Они бывают похожи на все! А еще они движутся по небу, догоняя друг друга и постоянно меняя свою форму.

    «Самодельные подарки»

     Можно сделать открытку (с аппликацией) бабушке, картину из различной крупы, бусы, рамку для фотографий, даже объемный сад с бумажными бабочками и цветами.

    «Упаковка подарков»

     Покажите ребенку, как можно красиво упаковать подарок — в специальную бумагу, или коробку, или праздничный пакет.

     Если дома нет подходящих материалов, сходите с ним в отдел, который занимается упаковкой подарков, и подберите что-нибудь.

    «Сказка по ролям или кукольный театр»

     Такая забава придется по душе любому ребенку. Театр или игры по ролям — один из лучших способов развития творческих способностей. Самое ценное в этих играх — возможность прямого и свободного самовыражения.

     Выберите хорошо знакомую сказку или рассказ, распределите роли (играйте всей семьей или компанией) и получайте удовольствие. Совсем не обязательно стандартное развитие сюжета — может быть, ваш ребенок придумает другой конец истории.

    «Сказки»

    Способствуют развитию речи, воображения, памяти

    Сочиняйте сказки вместе с ребенком. Истории о любимом зверьке, о предметах мебели. Запоминайте или записывайте эти истории — их потом всегда можно будет продолжить или просто прочитать спустя много лет вашим внукам.

    «Бумажные фигурки»

    Необходимый инвентарь: белая и цветная бумага, нитки, клей.

     Возьмите бумагу, скомкайте листы и обмотайте их нитками — вот и готовые мячики для игры.

     Мячики можно соединить между собой (сшить, склеить или связать) и получить причудливые объемные игрушки. Приклейте пуговицы или бусины в качестве глаз, носа и рта, сделайте петельки, и можно украшать елку.

    «Цветной коврик»

    Необходимый инвентарь: цветная бумага, ножницы, клей.

     Нарежьте из цветной бумаги полоски. Покажите ребенку, как из них можно плести коврики. Используйте основу, чтобы закрепить края полосок или аккуратно склейте их между собой.

     Полоски можно делать различной ширины, тогда узор будет еще интересней.

    «Новогодние украшения»

    Необходимый инвентарь: фольга, цветная бумага, ножницы, клей.

     Нарежьте из цветной бумаги полоски, склейте из них новогодние гирлянды. Еще можно сделать объемные шары и фонарики.

     Когда ребенок будет уверенно пользоваться ножницами, научите его вырезать снежинки из фольги.

     Из остатков бумаги можно сделать различные аппликации, в том числе и объемные.

    «Поделки из природных материалов»

    Необходимый инвентарь: листья, желуди, скорлупа от грецких орехов, пробки, шишки.

     Смастерите из подручных природных материалов забавные фигурки, животных, картины.

     «Что будет, если?..»

     Игра хороша тем, что ее можно проводить в любом месте: дома, на прогулке, в транспорте. Это игра-размышление на самые разные темы. Принимаются все варианты ответов. Старайтесь развернуть тему до предела, задавая ребенку наводящие вопросы.

    Примеры заданий:

    Что будет, если...

    ... человек перестанет есть?

    ... не выключить кипящий чайник?

    ... оставить холодильник открытым?

    ... носить тесную обувь?

    ... не чистить зубы?

    ... забить мяч в окно?

    ... съесть десять порций мороженого сразу?

    ... дразнить соседскую собаку?

    ... ходить задом?

    ... не спать?

    ... посадить цветы в песке?

    ... сесть на ежика?

    ... человек научится летать?

    «Образы»

    Проведите простой эксперимент: нарисуйте на листе одну окружность, а внутри нее — другую, диаметром в два раза меньше. Спросите у ребенка, что он видит. А что видите вы? У каждого человека найдутся свои ассоциации. Главное — не останавливайтесь на одном варианте ответа. Учите ребенка искать много новых идей, опираясь на одну данность. Это поможет ему в решении многих жизненных вопросов. Такой подход расширяет сознание и выводит на поиск нестандартных решений. Находите необычное в простых вещах, которые вас окружают. Например: «На что похоже облако? Что напоминает рисунок на ткани? А эти причудливые разводы на кафеле?»

    «Новый человек» 

    Предложите ребенку нарисовать землянина, который в некотором смысле похож на инопланетянина. Как бы мог выглядеть человек еще, кроме того, каким он является? Пусть ребенок «перекроит» тело человека по-новому. Это творческое задание хорошо отражает отношение ребенка к собственному телу. И его рисунок будет своеобразным посланием для психологов. То, что ребенок укрупняет, выпячивает в теле, имеет для него важный смысл. То, что он «забывает» нарисовать, уходит в область подсознательного в виде страхов и негативных переживаний.

    «Непослушный карандаш»

     Дайте ребенку карандаш и бумагу, предложите ему нарисовать закорючки. Пусть он представит, что в его руки попал непослушный карандаш, который рисует, что ему вздумается. Нарисуйте около 10— 15 таких рисунков, затем рассмотрите их с разных сторон. Что получилось? На что они похожи? Какие образы вдруг проявились? Чтобы упражнение не выглядело, как задание, рисуйте закорючки вместе (каждый на своем листе).

    «Новая поза»

    Каждая клеточка тела ребенка излучает творческую энергию. Расскажите ему, что наши глаза, лицо (мимика), руки, движения (жесты) способны многое рассказать о нашем настроении, характере и даже воспитании. Придумайте вместе как можно больше новых гримас и положений тела.

    «Какого вкуса небо?» 

    Большую часть информации о мире человек получает с помощью зрения. Это научно доказанный факт. Все остальные органы восприятия (слух, обоняние, вкус, осязание) находятся как бы в «аутсайдерах». Это упражнение помогает «реанимировать» все те чувства, которые притупляются. Спросите: «Какого вкуса небо? Какой формы радость? Какой на ощупь страх?»

    «Поможем художнику»

    (игра на развитие умения творчески воображать ситуацию)

    Эта игра принесет вам радость совместного творчества, сблизит вас с ребёнком, научит лучше понимать друг друга. Перед этой игрой на листе бумаги нарисуйте схематическое изображение человека. Буквально так: «Ручки, ножки, огурчик…». Приготовьте еще цветные карандаши или фломастеры.

    Скажите ребёнку, что ваш знакомый художник не успел дорисовать картину, и сейчас вы ему поможете. Пусть ваш малыш придумывает, что хочет про этого человечка, а вы рисуйте все его выдумки, хотя можно и вместе обсуждать разные варианты.

    Придумайте, кто здесь будет нарисован (мальчик или девочка). Какого цвета будут глаза? Придумали? Рисуйте, не смущаясь тем, как это у вас получается, все равно для ребёнка это будет большой радостью. Какого цвета волосы? Как одеть человечка? Обсудите всё в деталях. Можно придумать и нарисовать, что у человека в руках, что рядом с ним.

    После того как вы решите, что рисунок закончен, можно вместе (а потом и малыш самостоятельно) придумать, как зовут вашего человечка, куда он идет, что там случится.

    Игру эту можно проводить много раз, дорисовывая, дополняя деталями: домик и собачку, поезд и машину, дерево и цветок, да и всё, что придумается.

    Эта игра особенно дает почувствовать радость творчества детям, не очень уверенным в себе. Тут появляется такая возможность всё говорить самому, а взрослый, большой и всезнающий, будет всё это выполнять! Многие дети с каждым разом все смелее и веселее начинают диктовать свои выдумки, особенно если взрослые охотно принимают их.

    А вот ребят- «всезнаек» эта игра может приучить прислушиваться к мнению других. С такими детьми можно вместе обсуждать разные варианты решения, выбирая, чей лучше. Какой бантик больше подойдет к голубым глазам девочки, коричневый или голубой? Какого цвета будут у нее туфельки? И это тоже школа умения договариваться, а не просто упрямо стоять на своём.

    Важно, чтобы вы вместе создавали детальный рисунок, чтобы история, сочиняемая про него ребёнком, включала в себя некоторые неожиданности. Чтобы все истории не сводились к стандарту, как это часто делают дети: «Это девочка Лена. Она идет гулять. Погуляет, покушает и ляжет спать». Тут тоже предложите неожиданность: «Идет Лена, идет и встречает говорящего котенка…». Но при этом помогите малышу не забредать слишком далеко в дебри фантазии, ведь он еще не очень справляется со своим воображением, сочините вместе с ним небольшую, но законченную историю, и уж, конечно, с опорой на ваше совместное произведение.

     «Новое применение»

    Все знают, для чего нужна кастрюля – в ней варят суп. Но у кастрюли могут быть и другие применения, например, из кастрюли можно сделать аквариум или из нее может получиться отличный шлем.
    Предложите детям найти новое применение для скатерти или зубной щетки, столовой ложки, носового платка и т.д.

    «Магазин для лентяев»

    Магазины бывают разные. И в вашем городе, оказывается, собираются открыть новую серию магазинов «Для лентяев», «Для нерях», «Для врунишек».

    Спросите у детей, как они думают, что будут продавать в этих магазинах.

    «Волшебные кляксы»

    До начала игры изготавливаются несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил, туши или краски и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается, и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, на что похожа клякса. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов.

    «Щенки»

    Эта игра способствует развитию языковых навыков и воображения.
    Наденьте на руку носок, пусть ребенок сделает то же самое. Шевелите рукой, как будто это открывается и закрывается рот.
    Пойте песенки, задавайте вопросы, дурачьтесь и поощряйте малыша повторять за вами.
    В другой раз украсьте носок так, чтобы он был похож на человека или на животное.

    «Правила хорошего тона»

    С древности повелось, что в разных местах нужно вести себя по-разному. В связи с этим существуют правила поведения, которые объясняют, что можно, а что нельзя делать в том или ином месте.

    Участникам игры предлагается написать свод правил поведения в неожиданных метах, например:

     — под кроватью
    — на вершине Эльбруса
    — в холодильнике
    — в избушке Бабы-Яги
    Можно предложить по написанным правилам угадать место.

    Инструкция

    Похожая игра. Но в ней предлагается составить подробную инструкцию для выполнения нелёгкого задания, например:

    — как вынуть изюм из кекса;

     — сделать маникюр кошке;
    — выиграть в лотерею.

    Живой прибор

    Это игра выявляет талант к пародированию. Суть — как можно точнее изобразить бытовые приборы:

     — утюг
    — будильник
    — телефон

    «Музыкальные игры»

    Музыкальный диалог.

    Цель: побуждать детей сочинять свой ответ, импровизируя мелодию.

    Заданные тексты:

    1. Два цыплѐнка под верѐвкой

    Машут крыльями неловко:

    - Ах, какой большой червяк!

    Не достать его никак!

    (Предполагаемый ответ: «Это не червяк».)

    2. У колодца пѐс сидит

    И не приближается:

    - На цепи ведро висит…

    Может быть, кусается?

    (Предполагаемый ответ: «Ведром из колодца набирают воду».)

    3. Ходят куры у дорожек,

    Квохчут в переулочке:

    - Неужели же из крошек

    Вырастают булочки?

    (Предполагаемый ответ: «Наоборот, крошки получаются из булочек».)

    4. Жеребѐночек из стога

    Ухватил травы немного:

    -Не видал я до сих пор

    Таких больших и вкусных гор.

    (Предполагаемый ответ: «Это стог сена, а не гора».)

    5. На забор котѐнок влез,

    Стал он ростом до небес.

    Замяукал: «Ой, друзья!

    Посмотрите – вырос я!»

    (Предполагаемый ответ: «Нет, не вырос».)

    6. Щенок сидит у будки,

    Сидит вторые сутки.

    Никак не может он понять,

    Куда уходит солнце спать.

    (Предполагаемый ответ: «За гору».)

    Диалог «Три медведя»

    1. На полянке, на лугу три медведя жили,

    Три медведя жили, малину есть любили.

    Как малину найдут – сразу песню запоют. 3

    Приложение № 9

    Папа Миша низко пел: «Ля-ля-ля».

    Мама нежно песню пела: «Ля-ля-ля».

    А Мишутка медвежонок звонко песню распевал,

    Да малину доедал: «Ля-ля-ля!»

    Песенная импровизация.

    Музыкальная импровизация

    В руки палочки возьми,

    Мишкам спеть ты помоги,

    И мелодию лесную

    Ты ритмично простучи.

    Ритмическая импровизация.

    Образцы текстов для песенного творчества

    Колыбельная

    Мама Валечку качала

    И, качая, напевала:

    А-а-а, а-а-а…

    Н. Френкель

    Марш

    Кто шагает ряд за рядом?

    Это мы идѐм отрядом.

    А. Шибицкая

    Плясовая

    Я притопну каблучком, я махну платочком

    Полечу я ветерком, закружусь листочком.

    А.Ганчева

          


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности в процессе конструирования из бумаги.

    Вопросы развития детского творчества всегда были актуальными для дошкольного образования. Педагоги ищут наиболее эффективные способы реализации детской креативности, начиная с самого раннего возраста....

    Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности.

    Опыт работы музыкального руководителя- Полулях Ирины Эдуардовны по теме "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности" является результатом многолетн...

    Статья на тему: «Роль семьи в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста (нетрадиционные техники рисования)»

    «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мас...

    Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

    "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста"...

    РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ИГРЫ.

    Детские творческие игры – явление многообразное. Их содержание усложняется и развивается в том случае, если они увлекают детей. С помощью творческой игры можно достичь больших успехов в воспитательно-...

    Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством художественной деятельности

    Приобретенные в период дошкольного детства знания и практические умения определяют ход и интенсивность всех сторон развития ребенка. Несмотря на то, что педагогическое сообщество определенно заин...