Значение игры для развития ребенка
статья на тему

Игра занимает весьма важное место в жизни дошкольника.

В последние годы в практике дошкольных учреждений все больше и больше игра незаслуженно отодвигается на второй план. Игра к сожалению не достигает должного уровня, уходит из жизни детского сада. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktualnost_igry_soobshch._st._vosp-lya.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: Значение игры для развития ребенка.

Игра занимает весьма важное место в жизни дошкольника.

В последние годы в практике дошкольных учреждений все больше и больше игра незаслуженно отодвигается на второй план. Игра к сожалению не достигает должного уровня, уходит из жизни детского сада.

Часто в школе говорят, что ребенок «не доиграл». Какова же характеристика такого ребенка: он приходит в школу с игрушками, играет на уроках, не вступает в коммуникацию, у него не развита учебная мотивация, ребенок безынициативен, не может проявить самостоятельность, не хочет делать уроки ( т.е. у него не сформирована произвольность поведения) Есть такой термин «игровая дистрофия»

         Важно разобраться в причинах такой ситуации, необходимо понять

  • какой должна быть игра на разных этапах дошкольного детства
  • какова специфика педагогического воздействия по отношению к игре, по сравнению с другими видами деятельности
  • что подлежит оценке; деятельность воспитателя по организации игры детей, тематическое содержание игр или игровые умения детей.
  • иногда игру относят к «за организованным» действиям. Тенденция сложилась в 20 г.г.: внешний эффект великолепен, проверяющие довольны, деятельность высоко содержательная. Причины лежат глубже. Воспитатель заранее писал сценарий, игра проводилась по сценарию, как занятие.

На сегодняшний день тенденция изменилась. Новый подход направлен на активизацию свободной самостоятельной игры. В свободной, грамотно организованной игре ребенок ощущает всевожможность, эмоциональный комфорт.

В игре у ребенка развивается :

-способность к воображению, образному мышлению (сначала ребенок выполняет действия с игрушками, затем с пердметами-заместителями,  далее с воображаемыми предметами

-происходит умственное развитие: ребенок, принимая на себя роль, воссоздает поступки людей, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, учится коммуникации ( общаться,лидировать, подчиняться)

_развивается произвольность поведения ( не хочу, но должен выполнять правила)

В современных психолого-педагогических исследованиях показано, что сюжетная игра сама собой не возникает, а передается другими людьми, которые уже имеют играть. Высокий уровень игры может быть не достигнут, если у ребенка не будет возможности своевременно овладевать постепенно усложняющимися игровыми действиями.

На сегодняшний день существуют следующие технологии по организации сюжетно-ролевой игры: Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду.  и 2-я технология Н.М. Крыловой по пр. «Детский сад-дом радости»

(принципы разные)

Принципы организации сюжетно-ролевой игры в детском саду.

      1 Воспитатель должен играть вместе с детьми. Воспитатель занимает позицию «играющего партнера», с кот. ребенок  себя чувствует свободным и равным , «Побуждает к игре» через ознакомление с окружающим, через приготовление специальных игрушек-самоделок, с помощью которых можно реализовать в игре то, с чем детей ознакомили…) Воспитатель строит игру таким образом, чтобы на соответствующем возрастном этапе они сразу ставились перед необходимостью использовать новый, более сложный способ построения игры.

2 Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный  способ ее построения.

3 На каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений ориентировать ребенка как на осуществление игрового действий, так и на пояснение его смысла партнерам - взрослому или сверстнику.

В раннем возрасте культивируют индивидуальную игру. В практической педагогике бытует мнение , что маленькие дети не могут играть вместе. Однако современные исследования в области педагогики и психологии показывают, что у детей очень рано обнаруживается стремление к совместным действиям и уже с раннего возраста можно научить детей вступать в игровые взаимоотношения друг с другом. ( стр. 16 Михайленко) Но пояснять друг другу игровые замыслы, согласовывать их в процессе игры – задача непростая даже для старших дошкольников, поэтому сюжетно-ролевая игра может развертываться только небольшими группами.

Такая стратегия обеспечит и развитие самостоятельной игры детей, и их согласованную совместную игру детей в небольших подгруппах (начиная с  элементарного парного взаимодействия в раннем возрасте)

Важное условие активизации самостоятельной деятельности – обеспечение соответствующими игрушками , материалом. Особенно в младшем возрасте ( еще не внутренний замысел, а внешняя предметно-игровая среда стимулирует процесс самостоятельной игры)

Педагог  позволяет в игре выражать свои чусвтва, реализовывать свои планы, ни малейшего намека на «Цензуру».

Итак, на каждом возрастном этапе  процесс организации игры должен носить двучастный характер ( из 2 частей)

1. Формирование игровых умений

2.Создание условий для самостоятельной игры.

С возрастом меняется форма совместной игры воспитателя с ребенком – увеличивается доля самостоятельной игры в рамках режима дня.

В нашем режиме дня каждый ребенок имеет время для самостоятельной игры.

В-ль использует утренний отрезок времени, прогулку и время после дневного сна для организации с/р игры. ( суммарное сремя для игр не менее 2 часов – в 1 пол. дня, не менее 40 мин. – 2 пол дня)

Для информации: проводилось исследование (ж. «Дошк. восп-е № 4, 2002) со старш. возрастом

  1. Какие игры ты знаешь?  (1 место заняли  наст-печатные игры – лото, шашки, 2 место – подвижные игры, 3 место – с/ролевые, 4 – театрализованные)
  2. Знаете ли Вы правила игры ?

( 50 % не знают)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Значение игры в развитии ребенка 2-4 лет"

Роль игры имеет большое значение в жизни ребенка третьего года жизни. Она формирует воображение, фантазию, учит играть в коллективе. В данном докладе представлены различные игровые модели, помогающие ...

Рекомендации для родителей. Значение игры для развития ребенка-дошкольника.

Еще 15-20 лет назад для того, чтобы поступить в первый класс, не требовалось ни навыков чтения, ни умения считать, ни, тем более, знания иностранных языков. Дети шли в школу после абсолютно безз...

Консультация для родителей: "Значение игры в развитии ребенка"

В консультации для родителей рассказывается о том, чему ребенок обучается в игре, даются советы родителям по проведению игр....

ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Консультация для родителей (ширма)...

Значение игры для развития ребенка-дошкольника

                                          Игра для ребенка– не просто забава...

"Значение игры в развитии ребенка"

Игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее игры малышей, тем богаче и шире для ни...

Значение игры для развития ребенка

Методические рекомендации для организации досуга родителя и ребенка...