Методическая разработка на тему "Развитие мелкой моторики рук для детей 6-7 лет"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Анна Александровна Романова

Данная методическая разработка раскрывает особенности работы по развитию мелкой моторики рук через различные виды продуктивной детской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБДОУ десткий сад 26 компенсирующего вида

Красносельского района

Санкт-Петербурга

Методическая разработка на тему «Развитие мелкой моторики рук у

 детей 6-7 лет»

Составитель:

 Романова Анна Александровна,

            воспитатель                                       

Санкт-Петербург

2018

Введение.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Развивая мелкую моторику мы развиваем логику, память, внимание, психику, интеллект, подготавливаем детей к письму, развиваем мышечный аппарат, тактильную чувствительность, способствуем развитию навыков самообслуживания. На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики имеет огромное значение для развития творчества детей.

Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь.

Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, , крышки, крупа, бельевые прищепки, бумага, и т.д.

Представленная методическая разработка посвящена проблеме подготовки ребёнка к обучению письму и раскрывает наиболее эффективные приёмы развития мелкой моторики руки.

 Актуальность данной работы в том, что подготовка к письму - один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. У детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движений.

 Основной целью дошкольных занятий детей 6-7 лет наряду с общим интеллектуальным развитием и развитием речи должна стать подготовка к овладению письмом. Развитию мелкой моторики рук у детей 6 - 7 лет способствует рисование, игра на музыкальных инструментах, работа с пластилином и мелким конструктором. Но наибольший эффект получается в результате проведения специальных занятий.

Упражнения, которые предлагаются детям, способствуют развитию точности и быстроты движения. В результате их выполнения кисти рук и пальцы станут более сильными гибкими и подвижными. Различают три вида таких заданий:

  • упражнения с мелкими предметами;
  • графические задания;
  • пальчиковые игры.

В свете подготовки к школе наибольшее внимание нужно уделять выполнению графических заданий. Дети должны научиться штриховать, проводить линии разной толщины и формы. При этом надо следить, чтобы они наносили линии без отрыва ручки от бумаги, не выходили за обозначенные контуры, не оставляли пробелы, правильно выполняли движения (сверху вниз, слева направо), не поворачивали тетрадь, правильно сидели за столом.

Занятия по развитию мелкой моторики рук нужно проводить регулярно, занимаясь по 10 – 20 минут в день. Нельзя допускать монотонности и однообразия, в ходе занятия следует предлагать детям несколько разных упражнений с увлекательным игровым содержанием.

1. Пальчиковые упражнения

Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи.

Приведём примеры игр и упражнений, которые могут быть использованы с детьми.

 1) Пальчиковая гимнастика (на занятиях выполняем гимнастику с детьми перед началом работы в прописях, на каждом занятии выбираем 2-3 упражнения)

  • «Кулачки-ладошки» ( пальцы обеих рук с силой

сжимать в кулак и разжимать 10-12 раз)

  • Упражнение «Домик»

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.(поочерёдное разгибание пальцев из кулака, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять,

В домик спрятались опять. (сгибание пальцев в кулак, начиная с мизинца).

  • Упражнение «Семья». (Прикасание каждого пальца по очереди к большому пальцу).

Раз, два, три, четыре,

Кто живёт в моей квартире?

 Папа, мама, брат, сестра

 Кошка Мурка, два котёнка,

Мой щенок, щегол и я.

Вот и вся моя семья!

  • Упражнение «Наперегонки»

Побежали вдоль реки

 Дети наперегонки. (шагающие движения кончиками указательного и среднего пальцев по столу обеими руками)

  • "Дружба"

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

(пальцы рук соединяются в "замок").

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).

Раз, два, три, четыре, пять

(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать

(руки вниз, встряхнуть кистями).

Наряду с подобными играми можно использовать разнообразные упражнения без речевого сопровождения:

  • "Кольцо"
  • кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца;
  • то же упражнение выполнять пальцами левой руки;
  • те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки.
  • "Пальцы здороваются"

  Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.

2) Самомассаж  кистей и пальцев рук (выполняем после пальчиковой гимнастики 2-3 упражнения).

  • Растирание ладоней шестигранным карандашом с

постепенным увеличением усилий.

  • Растирание ладоней движениями вверх-вниз.
  • Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
  • Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.
  • Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.
  • Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

 1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

 2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

 3. Ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

 4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой.

5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать. Ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи.

 6. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

 7. Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории!

 8. Пальчиковые игры помогают в игре формировать элементарные математические представления

9. Тренировка движений пальцев и кисти рук повышает работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

 10. Активизируется моторика руки. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

3) Пальчиковые игры.

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. "Пальчиковые игры" очень эмоциональны и увлекательны. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. «Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус.

«Иголка и наперсток»

Вышивает, шьет иголка.

Пальцу колко, пальцу больно,

А наперсток

В тот же миг

К (имя ребенка) на пальчик

Прыг!

Говорит иголке:

- Шей!

А колоться ты не смей.

Левая ладонь ребенка раскрыта, в правой руке – воображаемая иголка; иголка шьет и задевает указательный пальчик на левой руке.

Правой рукой выполнить такое движение, как будто надеваете на указательный палец левой руки наперсток.

Левая ладошка ребенка раскрыта, в правой руке – воображаемая иголка, ребенок шьет.

Ребенок грозит пальчиком левой руки

«Толстые поросятки»

Двое толстых поросят

За воротами стоят.

Поросята эти ждут,

Что им кушать принесут.

Двое толстых поросят

Снизу в щелочку глядят.

Бегают туда-сюда:

«Где же вкусная еда?»

Двое толстых поросят

В дверь копытцами стучат.

Вдруг открылась эта дверь:

«Можно выбежать теперь!»

Двое толстых поросят

Громко, радостно визжат:

«Вот корыто, да, да, да,

А в нем вкусная еда!

Ребенок ставит ладошки ребром на стол, как «закрытые ворота», большие пальчики подняты.

Ребенок просовывает большие пальцы между мизинцами и безымянными.

Ребенок сгибает и разгибает большие пальчики.

Ребенок стучит большими пальчиками по ладошкам.

Ребенок немножко раскрывает ладошки, не отрывая при этом их от стола.

Ребенок складывает ладошки как корытце и шевелит большими пальчиками.

«Упрямые козлики»

Как-то раз к кому-то в гости

Шел козленок через мостик,

А навстречу шел другой,

Возвращался он домой.

Два рогатых глупых братца

Стали на мосту бодаться, не желая уступить

И другого пропустить.

Долго козлики сражались,

Разбегались и толкались.

Вдруг с разбега лбами – бух!

И с моста в водичку – плюх!

Ребенок большими пальчиками прижимает к ладошке средние и безымянные.

Ребенок держит кисти рук горизонтально и медленно сближает руки.

На каждую строчку ребенок соединяет руки.

Ребенок хлопает в ладоши.

Ребенок роняет руки на колени.

«Домик гномика»

Под грибком – шалашик-домик,

Там живет веселый гномик.

Мы тихонько постучим,

В колокольчик позвоним,

Двери нам откроет гномик,

Станет звать в шалашик-домик.

В домике дощатый пол,

А на нем дубовый пол,

Рядом стул с высокой спинкой,

На столе – тарелка с вилкой.

И блины горой стоят –

Угощенье для ребят!

Ребенок соединяет ладошки шалашиком.

Ребенок стучит кулачком левой руки о ладошку правой.

Ладони обеих рук ребенка обращены вниз, пальцы скрещены; средний пальчик правой руки опущен вниз и слегка качается.

Ребенок опускает ладони вниз, ребром прижатые друг к другу.

Левая рука ребенка сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки.

Ребенок направляет левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставляет кулачок правой руки.

Ладонь левой руки ребенка лежит на коленях и направлена вверх, правая рука изображает вилку: ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой палец прижат к ладони.

«Маша-хозяйка»

Наша-то Маша

Сметлива была,

Всем она в доме

Работу нашла.

Мисочку собачка

Моет язычком,

Мышка подбирает

Крошки под столом,

Кошка под окошком

Когтями скребет,

Курочка в сережках

Избушку метет.

Ребенок на каждую строчку хлопает в ладоши: то правая, то левая рука сверху.

Большой палец правой руки ребенка оттопырен – «ухо», указательный согнут, остальные выпрямлены. «Собачка» наклоняется к «миске» — округленной левой рукой, «моет» ее (движения мизинца в сторону и обратно.)

Согнутые мизинец и указательный палец правой руки ребенка – «ушки», сомкнутые и прогнутые средний, безымянный и большой – «мордочка». «Мышка» пощипывает выпрямленную левую ладонь.

Пальцы правой руки ребенка собраны, как при фигуре «мышка», но пальцы, которые изображают мордочку, не прогнуты, а округлены.

Пальцы правой руки скребут ладонь левой.

Правая рука ребенка «подметает» выпрямленную левую.

«Кот-повар»

Падал снег на порог,

Кот испек себе пирог,

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек.

Пирожки себе пеки

Не из снега, а муки.

Ребенок поднимает руки вверх, а затем медленно опускает ладошки на стол.

Ребенок изображает лепку пирога.

Ребенок «бежит» пальчиками обеих рук по столу.

Ребенок вновь изображает лепку пирога.

2. Игры

1) Игры с бусинами, пуговицами (можно использовать на игровых занятиях при парной и групповой работе)

  • Нанизывание: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки, картонные кружочки.
  • Выкладывание картин из пуговиц.
  • Выкладывание букв, силуэтов.
  • Сортировка по заданному признаку(по цвету, размеру, форме).
  • Цепочки из цветных скрепок.
  • Заполните просторную коробку пуговицами:

• Опустите руки в коробку;

• Поводите ладонями по поверхности;

• Перетирайте пуговицы между ладонями;

• Пересыпайте их из ладошки в ладошку;

• Найдите самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.

2) Игры с пластилином

  • Картины из пластилина
  • Объемные изделия
  • Д о щ е ч к и , п о к р ы т ы е п л а с т и л и н о м , д л я выкладывания на которых можно использоваться различные материалы: горох, фасоль, семена тыквы, арбуза, вишневые и сливовые косточки, различной величины пуговицы, палочки.

3) Вырезывание ножницами

  • Силуэтное вырезывание.
  • Симметричное вырезывание.
  • Вырезывание различных фигурок из старых открыток, журналов.
  • Вырезывание снежинок.

4) Рисование, раскрашивание

  • Обводка плоских фигур. Обводить можно все: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т.д.
  • Рисование по опорным точкам;
  • Дорисовывание второй половины рисунка;
  • Рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги.

 5) Работа с бумагой.

  • Плетение. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос.
  • Оригами- складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги.
  • Игры с бумагой (дать ребенку скомканный лист фольги и предложить):

 - разгладить его пальцами, чтобы он не морщился

 - разгладить его одной рукой

 - разгладить его двумя большими пальцами, затем указательным и т.д.

6) Графические упражнения. Штриховка. (можно использовать при работе с прописями)

Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.

Правила штриховки:

  • Штриховать только в заданном направлении.
  • Не выходить за контуры фигуры.
  •  Соблюдать параллельность линий.
  • Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.
  • Выполняется на нелинованной бумаге.

7) Игры с крупами (данные упражнения предлагаю родителям для занятий с детьми дома)

  • Прячем ручки в крупу
  • Пересыпаем крупу
  • Дождь, град
  • Покорми птичек
  • Найди игрушку
  • Игра «Золушка»
  • «Отгадай, какая крупа в мешочке»
  • Нарисуй домик, солнце и т.д.

8) Развитие мелкой моторики в быту (для занятий дома)

  • Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
  • Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки.
  • Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, бусинки).
  • Лепить из теста печенье.
  • Открывать почтовый ящик ключом.
  • Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться, а так же разуваться и раздеваться. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.
  • Помогать сматывать нитки или веревку в клубок.
  • Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.

3.Упражнения с мячом.

В настоящее время все большее внимание привлекают нетрадиционные формы и средства работы с детьми. Су- джок терапия - одна из них,(«Су»-по-корейски - кисть, «джок» - стопа).Для воздействия используются только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. Су-джок терапия может быть направлена на воздействие на зоны коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. Используют су-джок и для укрепления мелких мышц руки. Эта процедура значительно улучшает мелкую моторику рук. Применяются Су-Джок - массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими колечками. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные кольца надеваются на пальчики.

  1. Массаж Су-Джок шарами. (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)

Я мячом круги катаю,

 Взад — вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

       2)Массаж пальцев эластичным кольцом. (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, начиная с большого, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)

- Мальчик-пальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходил,

- С этим братцем щи варил,

- С этим братцем кашу ел,

- С этим братцем песни пел

Заключение.

         Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, а самое главное — способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит дошкольника к успешному обучению в школе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию мелкой моторики у детей

Родителей и педагогов всегда волновал вопрос,  как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Одним из аспектов этой проблемы является разви...

Методическая разработка по развитию мелкой моторики у детей с моторной алалией.

Способы развития мелкой моторики у детей с моторной алалией....

Методическая разработка для развития мелкой моторики детей «Весёлые пальчики».

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского райо...

Методическая разработка для развития мелкой моторики детей «Весёлые пальчики».

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.       Не случайно в...

Собственная методическая разработка для развития мелкой моторики детей «Весёлые пальчики».

Методическая разработка для развития мелкой моторики детей«Весёлые пальчики».Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как п...

Методическая разработка для развития мелкой моторики детей

                                                      ...

Методическая разработка для развития мелкой моторики детей «Волшебные ручки»

Аннотация к методической разработке развитие мелкой моторики детей «Волшебные ручки». Разработка предназначена для работы с детьми дошкольного возраста. Материалы посвящены актуальной теме...