Организация педагогической поддержки инициатив обучающихся в ходе проведения социально-ориентированных мероприятий
презентация

Худошина Татьяна Геннадьевна

В публикации представлен материал, отражающий опыт оказания педагогической поддержки инициатив обучающихся в ходе проведения совместных конкурсов с Советом обучающихся Дворца творчества детей и молодежи Воронежа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация педагогической поддержки инициатив обучающихся в ходе проведения социально-ориентированных мероприятий

(Худошина Т.Г., методист информационно-методического отдела)

Не секрет, что сегодня одной из стержневой проблем развития российского общества является преодоление социальной пассивности и формирование креативных начал в поведении каждого человека сегодня выступает как стержневая проблема развития российского общества в современных условиях. 

Одним из важных направлений воспитания и социализации современных детей является их педагогически организованное включение в социальные реалии, преодоление усиливающегося в последние годы отчуждения молодого поколения от общественной жизни. В этом смысле первостепенную роль призвана решить социально-ориентированная деятельность, говоря о которой, мы понимаем добровольное конструктивное преобразование окружающего социума в русле решения проблем, актуальных для всего общества или помощи представителям отдельных социальных групп.

Слайд 2:

Актуальность социально-ориентированной деятельности подрастающего поколения сегодня вызвана целым рядом причин, к которым следует отнести:

Организуя в единстве социализацию и индивидуализацию воспитания путем вовлечения детей в социально-ориентированную деятельность, как в условиях детского самоуправления, так и в условиях учреждения дополнительного образования в целом, мы обеспечиваем самореализацию, формирование гражданской позиции личности, тем самым, повышая качество воспитания.

Слайд 3: Социально-ориентированные мероприятия

Под социально-ориентированными мероприятиями мы понимаем:

Организацию и проведение благотворительных мероприятий для сверстников и пожилых людей; проекты, акции по благоустройству города, двора, ухаживание за памятниками культуры, мероприятия, направленные на охрану природы, проведение социально-ориентированных конкурсов, игр и творческих занятий с детьми и многое другое.

Слайд 4: социальная инициатива

Обращаясь к понятию «социальная инициатива» в сфере детского самоуправления, мы ориентируемся, прежде всего, на те формы, которые позволяют формировать у обучающихся социальные навыки и компетентности, помогающие им лучше осваивать сферу общественных отношений.

И в этом смысле именно подростки являются той социальной группой, которая имеет желание и способна активно включаться в реализацию социальных инициатив, поскольку их социальные ожидания связаны с желанием успешности, признания со стороны семьи и сверстников, состоятельностью и самостоятельностью в реализации собственных замыслов. Поддерживая социальные инициативы наших воспитанников, мы стремимся создавать возможности для влияния обучающихся на изменение форм, целей, стиля социального взаимодействия в пространстве Дворца творчества.

Слайд 5: Педагогическая поддержка

Миссия педагога, в данном случае, заключается в оказании педагогического сопровождения – предоставление обучающимся оптимального набора средств для решения актуальных задач.

Важным условием педагогической поддержки социальных инициатив обучающихся является их включение в общественно значимые дела, социальные и культурные практики; реальное детское самоуправление, при котором дети вместе со взрослыми организуют жизнь Дворца на трех уровнях:

– организационно-методическом – выработка общей программы действий, методическая помощь в планировании деятельности и рефлексии её итогов;

– нормативном – взрослые выступают гарантом реализации детских социальных инициатив, оказывают необходимую помощь в составление локальных актов, положений конкурсов, инициированных детским самоуправлением;

– социально-психологическом – введение системы мониторингов, тренингов и создание атмосферы взаимопонимания.

Во время совместной социально-ориентированной деятельности обучающиеся:

  • Овладевают формами и методами самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение.
  • Активно и осознанно участвуют в разнообразных видах и типах отношений в основных сферах пространства Дворца творчества: общение, учеба, игра, спорт, творчество, увлечения.
  • Приобретают опыт и осваивают основные формы сотрудничества со сверстниками и педагогами.
  • Активно участвуют в организации, проведении социально-ориентированных мероприятий.
  • Приобретают умения и навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия в ходе проведения мероприятий.
  • Учатся творчески и критически работать с информацией.

Современная жизнь диктует нам свои лозунги – это и здоровый образ жизни, и волонтёрство, активная жизненная позиция, умение противостоять негативным явлениям жизни.  Важным становится условие предоставление детям большей самостоятельности, умение своевременно, дозированно и грамотно оказать педагогическую поддержку детскому креативу.

Слайд 6: Конкурс логотипов Совета обучающихся

Совет обучающихся Дворца в рамках взаимодействия с информационно-методическим отделом реализовал два проекта, на которых я хочу остановиться подробнее.

Первым совместным проектом стал конкурс на лучший эскиз логотипа Совета обучающихся Дворца творчества детей и молодежи, целью которого стали поиск, разработка и утверждение эмблемы, в максимальной степени отражающей роль детского самоуправления в жизнедеятельности ДТДиМ. К рассмотрению принимались как индивидуальные, так и коллективные работы, выполненные в любой технике (живопись, графика, компьютерный дизайн).

Для участников был выдвинут ряд требований:

  • эскиз логотипа был должен разрабатываться с учетом дальнейшего использования в качестве официальной эмблемы Совета обучающихся ДТДиМ, с учетом дальнейшего воплощения его в различных материалах и технике.
  • Каждый элемент представленного эскиза логотипа должен был сопровождаться описанием и авторской трактовкой символического значения.

Обучающиеся Дворца активно включились в конкурс и представили более 50 разноплановых работ, выполненных в разной технике.

Слайд 7: работы участников

Определить победителя конкурса было доверено независимому детскому и взрослому жюри, учитывая:

- художественный уровень выполнения работы;

- выразительность и глубину отражения роли детского самоуправления в жизнедеятельности ДТДиМ;

- креативность;

- лаконичность и оригинальность решения;

- легкость восприятия;

- технологичность и простоту тиражирования.

Самая главная цель, которая стояла перед членами взрослого жюри конкурса – реализация социально-значимых ролей, выполняемых членами Совета обучающихся, от оценки до совместного обсуждения и принятие ответственного решения.

Слайд 8: Логотип Совета обучающихся Дворца творчества детей и молодежи

По мнению жюри, наиболее полно отразила цель и тематику конкурса представленная на слайде работа Дарьи Михайловой. Хочется отметить, что эту эмблему единодушно выбрали, потому что ее несомненными плюсами являются:

  • Простота транслирования и переноса графического изображения на любой формат, будь то грамота, презентация, титульный лист и др.;
  • Четкое определение социальной роли и места Совета обучающихся, которое он занимает в пространстве ДТДиМ.

Обращаю ваше внимание, что на программе нашего семинара присутствует данный логотип.

Слайд 9: Грамота Совета обучающихся ДТДиМ

Он стал официальным символом и своеобразной визитной карточкой Совета обучающихся Дворца творчества. Ежегодно наиболее активные члены Совета награждаются грамотой, на которой используется логотип.

Слайд 10: Конкурс Мотиваторов «Решай! Действуй! Побеждай!»

Следующий совместный проект – конкурс мотиваторов «Решай! Действуй! Побеждай!».

Слайд 11: Мотиватор

Очень интересным был поиск современной формы планируемого мероприятия. На заседании Совета при выборе формы проведения социально-ориентированного конкурса, основной целью которого планировалось привлечение внимания к ценностям современного общества, ребята провели мозговой штурм и приняли решение провести конкурс в современной форме подачи «мотиватор». Кроме того, было решено предложить его участникам освоить современную компьютерную программу Poster Forge.

Во многих образовательных учреждениях конкурс фотографий, рисунков или плакатов на заданную социально-важную тему является одной из распространенных форм социальной деятельности. Но дети не вполне осознают, часто не задумываясь, зачем и для кого они создают свои рисунки, и чаще всего детские конкурсные работы, в которые вложено много труда и души, после конкурса остаются лежать невостребованными. При организации конкурса мотиваторов также предлагаются социально значимые номинации, но ребенок должен придумать к своему рисунку еще и слоган, т. е. осознать, к чему он призывает зрителя своим творчеством.

Важным является и то, что наработанные обучающимися материалы, причем не только победившие в конкурсе, могут использоваться для организации воспитательной работы учреждения в качестве социальной рекламы.

Для нас, педагогов, конкурс был ценен тем, что можно было определить, какую роль участники отводят себе в социуме, что является для них приоритетом. Это семья, хобби, занятия спором и др.

Координатором по вопросам организации и проведения Конкурса выступил оргкомитет из числа членов Совета обучающихся ДТДиМ. Педагоги информационно-методического отдела оказывали на всех этапах конкурса педагогическую поддержку. При разработке положения конкурса структурировали объем содержания, которое было предложено детьми. Был составлен пакет рекомендаций для участников конкурса, в который входили программа Poster Forge Standard для проектирования мотиваторов, методические рекомендации, образцы мотиваторов.

Важнейшей компонентой, способствующей повышению уровня целностномотивационного компонента, стала работа педагога и тьюторов проектной группы. Для того, чтобы понять, насколько программа сложна в употреблении, Совет обучающихся выдвинул волонтера, который имел слабые навыки владения компьютером для освоения этой программы и создания конкурсной работы. По итогам этого тестирования было принято окончательное решение, что программой легко пользоваться и она реально подходит для всех участников конкурса. Впоследствии установили ее на компьютеры и члены Совета занимались обучением всех желающих.

Конкурс проводился для детей, родителей, педагогов и дал возможность проявить свои художественные и дизайнерские таланты в сфере компьютерных технологий.

Задачи Конкурса:

– выявление качественного визуального компонента, отражающего содержание темы «Решай! Действуй! Побеждай!»;

– обучение основам проектирования мотиваторов, направленных на самореализацию в сфере творчества, спорта, культуры поведения, здорового образа жизни и др.;

– предоставление дополнительных возможностей для реализации творческих идей в области художественного творчества и компьютерных технологий.

Члены совета обучающихся решили расширить возрастные границы участников конкурса и допустить к участию обучающихся ДТДиМ в возрасте от 5 лет. В силу своего возраста малыши не могут входить в состав совета обучающихся Дворца, но они с удовольствием принимают участие в творческих конкурсах. Предполагалось, что дошкольники и младшие школьники могут принимать участие в командах, состоящих из педагогов, и/или родителей и представить для проектирования мотиватора свою фотографию или свой рисунок.

Конкурс проводился в каждой возрастной категории по следующим номинациям:

Слайд 12: Номинация «Найди свою волну»

– «Найди свою волну!» (поиск интересов и жизненных ценностей);

Слайд 13: Номинация «Веселый позитив»

– «Веселый позитив» (юмор в моей жизни);

Слайд 14: Номинация «Успех во всем!»

– «Успех во всем!» (важные решения, значительные личные победы).

Работы оформлялись в виде картинки с текстом в формате JPEG и должны были быть оригинальны и уникальны, выполнены на основе авторских рисунков или личных фотографий, без использования ресурса Internet.

Мы рекомендовали выполнить мотиватор, в программе Poster Forge Standard.

Оценивало работы независимое детское жюри, в которое вошли представители Совета обучающихся и взрослое жюри. В каждой номинации были определены победители. Представленные работы были очень интересными, все требования конкурса были выполнены каждым участником.

Единогласно в конкурсе лучшим был признан мотиватор Артема Милицкого «Для перемен нужен один шаг», набравший наибольшее количество голосов членов взрослого и независимого детского жюри.

Слайд 15: Победитель конкурса

В целом, можно утверждать, что члены Совета обучающихся во время подготовки и реализации этих конкурсов приобрели знания наиболее существенных социально-ролевых связей и отношений социума; осознали понимание цели социально-ориентированной деятельности и её результатов, научились анализировать социальные ситуации и действовать в соответствии с личной и общественной пользой, разрабатывать различные программы взаимодействия, проектировать и моделировать их в практических формах, реализовывать в конкретной деятельности.

Таким образом, в рамках педагогического сопровождения социально-ориентированных конкурсов, инициированных Советом обучающихся, был решен комплекс задач, направленных на формирование чувств, необходимых обучающимся для взаимодействия с окружающей средой.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация педагогической поддержки инициатив обучающихся в ходе проведения социально ориентированных мероприятий МБУ ДО Дворец творчества детей и молодежи Методист Худошина Т.Г Педагог-организатор Анохина М. В. г. Воронеж, 2018 г.

Слайд 2

Социально ориентированные мероприятия благотворительные мероприятия для сверстников и пожилых людей благоустройство города, двора, школы охрана природы и памятников культуры проведение игр и творческих занятий с детьми и др. Социально-ориентированные конкурсы, фестивали Тематические недели Социальные акции Проектная деятельность

Слайд 3

Социальная инициатива детей и молодежи Форма добровольной деятельности в интересах и на благо личности, общества, государства, направленная на преображение или конструирование новой социальной реальности характеристика , индикатор и форма проявления социальной активности Отличительные признаки: новизна (вообще или в данном месте в данное время) лидерство в поиске и внедрении новых, нетрадиционных способов преобразования социальной действительности , в создании новых общественных движений, новых форм общественной жизни

Слайд 4

Педагогическая поддержка атмосфера партнерских, дружеских отношений между подростками и взрослыми в процессе социально-инициативной деятельности " ситуации успеха" подростков в процессе реализации социальных инициатив высокий уровень готовности подростковой группы к совместному осуществлению общественно значимых преобразований, проявляющейся в устойчивой потребности, высоком уровне организованности и сплоченности активная жизненная позиция педагогов, осуществляющих вместе с детьми социально-инициативную деятельность

Слайд 5

Конкурс на лучший эскиз логотипа Совета обучающихся

Слайд 6

Конкурс на лучший эскиз логотипа Совета обучающихся

Слайд 7

Логотип Совета обучающихся Дворца творчества детей и молодежи Компоненты логотипа Два треугольника – обозначают многоуровневость , творческий рост и развитие Штурвал со сторонами света – свободный разносторонний выбор и управление собственными решениями Силуэты детей – определяют всеобщность и доступность каждого участника творческого процесса Значение цветов, использованных в логотипе Оранжевый цвет — цвет тепла, выражает энтузиазм и энергичность Желтый — цвет интеллекта, доверия, дружбы и доброты Синий — олицетворяет мир и спокойствие, преданность и верность, гармонию, доверие и уверенность

Слайд 8

Грамота Совета обучающихся ДТДиМ

Слайд 9

Конкурс мотиваторов «Решай! Действуй! Побеждай!»

Слайд 10

Мотиватор работа, представляющая собой позитивную или юмористическую картинку (фотография, рисунок), вдохновляющую человека на действие, и слоган

Слайд 11

«Найди свою волну» (поиск интересов и жизненных ценностей)

Слайд 12

«Веселый позитив» (юмор в моей жизни)

Слайд 13

«Успех во всем» (важные решения, значительные личные победы)

Слайд 14

Победитель конкурса «Решай! Действуй! Побеждай!»

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая организация и поддержка игры в младшем дошкольном возрасте

Современной наукой доказано, что в дошкольном детстве закладывается фундамент будущей личности человека, формируются все базовые личностные качества, адекватное мировосприятие и самовосприятие, основы...

Педагогическая организация и поддержка игры в младшем дошкольном возрасте

Современной наукой доказано, что в дошкольном детстве закладывается фундамент будущей личности человека, формируются все базовые личностные качества, адекватное мировосприятие и самовосприятие, основы...

Выступление на Районном семинаре «Создание условий для психолого-педагогической поддержки обучающихся ДОУ в соответствии с ФГОС»»

Разрешите представить вашему вниманию презентацию опыта работы по  авторскому педагогическому проекту «Школа красивой речи или профилактика речевых нарушений у младших дошкольников.Мы не го...

Статья. «Организация проведения занятий с использованием игр-эстафет в условиях педагогической поддержки».

Статья. «Организация проведения занятий с использованием игр-эстафет в условиях педагогической поддержки»....

Поддержка инициатив ребенка в условиях детского сада.

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности, необходимой для создания социальной ситуации развит...

«Способы и направления поддержки детской инициативы. Организация педагогического взаимодействия способами (методами) поддержки».

Организация педагогического взаимодействия способами (методами)поддержки. Технология "Колесо выбора"...