Поддержка инициатив ребенка в условиях детского сада.
статья (подготовительная группа)

Дорофеева Ольга Дмитриевна

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности, необходимой для создания социальной ситуации развития детей. Инициатива — (от. франц. initiative, от лат. initium — начало) почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_sayt.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Поддержка инициатив ребенка в условиях детского сада.

Дорофеева О.Д., воспитатель

 

Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности. Инициатива — (от. франц. initiative, от лат. initium — начало) почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.[24]

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности, необходимой для создания социальной ситуации развития детей. Что это значит - инициативный ребенок дошкольного возраста? Такое качество, как инициативность, проявляется тогда, когда ребенок самостоятельно делает выбор тематики игровой деятельности, ставит и решает игровые проблемные ситуации.

В ФГОС ДО отмечается необходимость создания условий для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместного взаимодействия и их участников. Детская инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения детей работать в группе сверстников. Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по – желанию, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей, самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей, отличается способностью к принятию собственных решений. У инициативного ребенка ярко проявляются такие отличительные черты, как любознательность, изобретательность, пытливость ума.

Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. 

Согласно п.3.2.1 ФГОС ДО необходимо при реализации основной образовательной программы дошкольного образования, как программы позитивной социализации дошкольников, целенаправленно создавать психолого-педагогические условия поддержки инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.

В дошкольном возрасте при оптимальной организации образовательного процесса дети могут достигнуть достаточно высокого уровня развития инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности.

Одним из вариантов обеспечивающих развития инициативы детей в образовательном процессе является педагогическая поддержка как органичная часть гуманистической теории и практики воспитания.

Педагогическая поддержка как теоретическая основа и педагогическая технология реализации образовательного процесса предусматривает не авторитарное воздействие, где главным выступает взрослый, а личностное взаимодействие, где взрослый и ребенок ‒ партнеры по деятельности и общению.

Дошкольный возраст характеризуется интенсивностью игр как ведущей деятельности ребенка. Именно в ней ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Игры у детей  проходят довольно долгий путь развития: от предметно – манипулятивных до сюжетно-ролевых с правилами и символических игр. Формируются новые мотивы: познавательные и соревновательные. Уже в 3-4 года ребенок спрашивает: «Что это?», «Зачем?», а позже и «Почему?». Однако вначале большинство вопросов ребенок с целью привлечения внимания. Стойкий интерес к знаниям возникает лишь к старшему дошкольному возрасту, в котором очень важна оценка результатов деятельности ребенка со стороны взрослых. Если он не получает должной поддержки, то у него может сформироваться и развиться комплекс неполноценности. Отрицательно влияют на формирование личности ребенка как пренебрежение его интересами или эмоциональная депривация, так и чрезмерная заласканность, постоянное помещение ребенка в центр внимания, что может «заразить» его самоуверенностью, зазнайством (воспитание по типу «кумира семьи»)[11].

Проявления инициативы в общении, игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной деятельности ребенка, а также двигательной активности у детей дошкольного возраста имеются следующие основания:

- интеллектуальные и мотивационно-динамические характеристики деятельности ребенка дошкольного возраста;

- активность, инициативность ребенка как субъекта деятельности в различных жизненных сферах.[9].

Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.

Иначе говоря, дошкольник - это, прежде всего деятель, стремящийся самостоятельно познавать и преобразовывать мир за счет возникающих  разнообразных инициатив в решении доступных задач жизни и деятельности.

В педагогике инициативность рассматривается как проявление активной позиции в общении, деятельности, поведении, источником которой является сам ребёнок. По сравнению с другими показателями при оценке развития детей, сферы инициативности ребёнка имеют ряд значительных преимуществ.

С одной стороны, сферы инициативы ребенка обеспечивают развитие его наиболее важных психических процессов , а с другой стороны, обеспечивают эмоциональное благополучие ребенка, его самореализацию, полноту «проживания» им дошкольного периода детства, включенность в те виды культурной практики (виды деятельности), которые традиционно отведены обществом для образования дошкольника. [9].

У детей дошкольного возраста познавательный интерес появляется и исчезает спонтанно в силу возрастных психологических особенностей (не сформирована волевая сфера деятельности). Поэтому нужен постоянный поддерживающий импульс взрослого, чтобы интерес длился долго. При этом невозможно удерживать возникший интерес через давление, убеждение, манипуляции со стороны педагога.

Мотивационно содержательные характеристики деятельности (предметно- содержательная направленность активности ребенка) позволяют выделить сферы проявления инициативы:

-творческая инициатива;

-инициатива как целеполагание и волевое усилие;

-коммуникативная инициатива;

- познавательная инициатива.

Уровни проявления инициативы.

Инициатива проявляется:

в младшем дошкольном возрасте- на уровне группы,

 в среднем на уровне - детского сада,

 в старшем - на уровне ближайшего окружения,

 в подготовительной к школе группе – на уровне социума.

В старшем дошкольном возрасте  инициативность проявляется во всех видах деятельности ребенка - общении, продуктивной деятельности, игре, экспериментировании и др. Он может выбрать дело по своему желанию, подключиться к разговору, предложить интересное занятие для всех. Ребенок легко входит в игровые ситуации и инициирует их сам, творчески развивает игровой сюжет, используя для этого знания, полученные из разных источников.

Примерно к возрасту 6-7лет ребенок обладает всеми необходимыми физическими и психическими предпосылками для того, чтобы стать школьником и овладеть новой для него учебной деятельностью. Школьное обучение не тождественно любому другому. До этого процесс усвоения новых знаний и навыков у ребенка был включен в игру и не был обязательным. Теперь у ребенка появляется целый ряд обязанностей, и выполнение их оценивается учителем, другими людьми.

Инициатива ребенка в процессе дошкольного обучения является одним из важных аспектов успеха дальнейшей образовательной деятельности.  [11]

Инициативный ребенок стремится к организации разнообразных игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения.

Он умеет найти занятие, соответствующее его собственному пожеланию, активно включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.

Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.

Что характерно для инициативной личности?

-Произвольность поведения;

-самостоятельность;

- эмоционально волевая сфера;

-инициатива в различных видах деятельности;

-уровень умственных способностей;

-познавательная активность.[19]

Все дети от природы инициативны. Чтобы не делал ребенок впервые – это «первый шаг». Инициатива врожденное качество, которое толкает ребенка с интересом познавать окружающий мир.[15]

Инициативность требует доброжелательного отношения взрослых, которые должны всеми силами поддерживать и развивать эту ценную черту личности.

Инициативность ребенка может заблокироваться, если родители, воспитатели не будут позволять действовать самостоятельно, если они постоянно используют запреты и чрезмерно наказывают.[19]

Существуют основные сферы детской инициативы:

1. Творческая инициатива - предполагает включенность ребенка в сюжетную игру, как основную творческую деятельность, где развиваются воображение, образное мышление.

2. Инициатива как волевое усилие - предполагает включенность ребенка в разные виды продуктивной деятельности - рисование, лепку, конструктивное моделирование, где развиваются произвольность, планирующая функция речи.

3. Коммуникативная инициатива - предполагает включенность ребенка во взаимодействие ребенка со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи.

4. Познавательная инициатива - предполагает любознательность, включенность в экспериментирование, простую познавательную деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовые отношения.

Задача педагога – поддержать инициативу во всех её сферах и специфичных видах деятельности.

Поддержка детской инициативы осуществляется путём:

1) Создания развивающей предметно-пространственной среды. Образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач [20].

2) Обеспечения психолого-педагогической поддержки ребёнка. Педагог занимает позицию уважения к ребёнку. Уважать ребенка – значит считаться с ним, учитывая, насколько то или иное дело важно для него здесь и сейчас, и насколько то, что он делает, соответствует содержаниям, заложенным в культуре.

3) Выбора педагогом культурных практик с учётом возраста и индивидуальных особенностей детей.

Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами [25].

В каждом возрасте свои приоритеты:

1) 3-4 года. Приоритетной сферой проявления детской инициативы является игровая и продуктивная деятельность. Для поддержки инициативы ребенка 3-4 лет взрослым необходимо:

- создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка;

-воплощать несложные игровые образы, разыгрывать несложные игровые сюжеты; способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости;

- поддерживать проявление интереса к познавательно-исследовательской деятельности, экспериментированию;

-отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;

- всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу;

- помогать ребенку находить способ реализации собственных поставленных целей;

 - позволять действовать ребенку в своем темпе, в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относится к затруднениям ребенка;

- не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих;

- учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;

- уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков;

- создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявлять любовь ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплые слова для выражения своего отношения к каждому ребенку, проявлять деликатность и терпимость;

- предоставлять детям возможность для реализации замыслов в творческой игровой и продуктивной деятельности (в создании образов, выборе материла) [10].

2) 4-5- лет. Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

- способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относится к их попыткам внимательно, с уважением;

- обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие стремление детей петь, двигаться, танцевать под музыку;

-создавать условия, обеспечивающие детям возможность конструировать из различных материалов себе «дом», укрытие для сюжетных игр;

-поддерживать сочинительство, составление описательных загадок, рассказов;

- не допускать критики его личности, его качеств, при необходимости осуждать негативный поступок ребенка с глазу на глаз;

- не допускать навязывания в выборе сюжетов игр; -

 участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнера, равноправного участника, но не руководителя игры. Руководство игрой проводить опосредованно (прием телефона, введения второстепенного героя, объединения двух игр);

- привлекать детей к украшению группы к различным мероприятиям, обсуждая разные возможности и предложения;

- побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнение взрослого;

- привлекать детей к планированию жизни группы на день, опираться на их желание во время занятий;

- читать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку; [10].

3) 5-6 лет. Приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем дошкольном возрасте является ситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно познавательная инициатива. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

- создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку; уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;

- поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу)

- создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей; построению новых сюжетов на основе знакомых сказок, мультфильмов;

- поощрять сочинительство, составление описательных рассказов о природе и природных явлениях, придумывание новых слов;

- оказывать помощь детям в решении проблем организации игры при необходимости;

-привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу;

- создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам.

4) 6-7 лет. Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметности, в том числе орудийной деятельности, а также информационная познавательная деятельность. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

-вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности [10];

-спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей. Рассказывать детям о своих трудностях, которые испытывали при обучении новым видам деятельности; создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;

- обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;

- поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами; создавать условия для различной самостоятельной творческой деятельности детей по их интересам и запросам, предоставлять детям на данный вид деятельности определенное время;

- при необходимости помогать детям решать проблемы при организации игры; проводить планирование жизни группы на день, неделю, месяц с учетом интересов детей, стараться реализовывать их пожелания и предложения; презентовать продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.)

Для развития инициативности необходимо поощрять желание ребенка говорить, разговаривать и вступать в контакты. Развитие инициативности детей очень хорошо протекает в творческом процессе. Рисование, лепка, конструирование, создание поделок активно помогают ребенку само выражаться и инициировать творческие порывы.

Поддержка инициативности должна иметь четко выраженную индивидуальную направленность, с опорой на сильные и слабые стороны темперамента ребенка. Педагогическая поддержка развития инициативности дошкольников заключается в организации специфических для детей видов деятельности, в которых реализуется их активность и формируются личностные качества в целом.

Список литературы

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]: Режим доступа www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
  2. Алиева, Т. Детская инициатива – основа развития познания, деятельности, коммуникации / Т. Алиева, Г. Урадовских // Профессия – педагог. - 2014. - № 10. - С. 113-119.
  3. Анализ работы по введению ФГОС дошкольного образования: материалы V междунар. науч. конф., Москва, ноябрь 2014 г. / сост. Н.Ю. Владимирова. - М.: Буки-Веди, 2014. - С. 147-149.
  4. Борисова Т. С. Активность и инициатива как основа формирования социальной ответственности учащейся молодежи / Т.С. Борисова // Вестник ТГПУ. – 2009. Выпуск 5. – №83. – С. 34- 49.
  5. Газман, О.С. Педагогическая поддержка как инновационная проблема / О.С. Газман // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. – Вып. 3. - М.: 1995.
  6. Гордин Л.Ю. Школа инициативы и самостоятельности: из опыта работы шк. г. Таганрога / Л. Ю. Гордин, В. М. Коротова. – М.: Педагогика, 1984. – 112 с.
  7. Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучении: учебник для бакалавров / А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. - СПб. : Питер, 2013. - 464 с.
  8. Детство: примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - 321с.
  9. Ильин, Е.П. Психология / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2009. - 368 с
  10. Истоки: примерная образовательная программа дошкольного образования / авторский коллектив: Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова, А.Г. Арушанова и др. - 5-е изд. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 161 с.
  11. Кельмансон И.А. Основы педиатрии для детского клинического психолога-СПб.:Речь,2010.-348с.
  12. Кириенко С.Д. Условия становления инициативности у детей дошкольного возраста / С.Д. Кириенко // Развитие идей научной школы кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета: Сборник научных статей. (По материалам международной научно-практической конференции «Кафедра дошкольной педагогики Герценовского университета: 85 лет подготовки педагога – традиции и инновации» 26-28 мая 2010 г. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. – С. 117-123.
  13. Кожевникова Л.М. Карта детских инициатив / Л.М. Кожевникова – М.: Академия, 2009. – 143 с.
  14. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Короткова. – 2 е изд. - М.: Издательство «ЛИНКА ПРЕСС», 2012. – 208 с.
  15. Кошелева И.Ю. Развитие инициативы детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности / И. Ю. Кошелева // Актуальные проблемы дошкольного образования: науч.-метод. сопровождение ФГОС дошкольного образования: сб. матер. ХII междунар. науч.-практ. конф. – Челябинск: Цицеро, 2014. – С. 349-352.
  16. Коротаева Е.В., Святцева А.В. Подходы к развитию инициативности детей старшего дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования.–2016.–№2. С. 33-40
  17. Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах. М.: Лин‐ ка‐Пресс, 2002.- 212 с.
  18. Крайнова, Л.О. Педагогическое сопровождение становления познавательной самостоятельности учащегося: дис. … канд. пед. наук / Л.О. Крайнова. - Оренбург, 2014. - 238 с.
  19. Кричевцова Е. И. Поддержка детской инициативы как одно из направлений работы педагога ДОО // Проблемы и перспективы развития образования: материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2019 г.). - Краснодар: Новация, 2019. - С. 3-6.
  20. Маликова Т. Н. Инициативность старших дошкольников в различных видах деятельности как образовательный результат // Молодой ученый. - 2016. - № 17. - С. 132–134.
  21. Микляева, Н.В. Несколько слов о развитии и поддержке детской активности и самостоятельности / Н.В. Микляева // Детский сад от А до Я. - 2008. - №1. - С. 17-23.Полякова, М.Н. Педагогическая диагностика дошкольника как субъекта деятельности //Детский сад от А до Я. – 2011. – №2. – С. 55-63
  22. Михайлова, Н.Н. Педагогика поддержки: учебно-методическое пособие / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин. - М. : МИРОС, 2002. - 208 с.
  23. Нищева Н.А. Воспитываем дошкольников самостоятельными / Н.А. Нищева // Сборник статей СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
  24. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка Издательство «Азъ» ,1992
  25. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений / Н.А. Рыжова. – М.: 2003. – 191 с.
  26. Святцева А. В., Шухардина С. Б. Развитие инициативности у детей старшего дошкольного возраста / А. В. Святцева, С. Б. Шухардина // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 3. – с. 89.
  27. Тарасов, М.А. Педагогическая поддержка развития способности к личностной саморегуляции у старших дошкольников в условиях детского сада: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / М.А. Тарасов. - Хабаровск, 2006. - 26 с.
  28. Трубайчук Л.В. Актуальные проблемы дошкольного образования: опыт, тенденции, перспективы: сб. материалов XIII международной науч.-практич. конференции/ Л.В. Трубайчук. – Челябинск: Цицеро, 2015. – 436с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для педагогов детского сада «Сон и пробуждение ребенка в условиях детского сада»

Статья для педагогов детского сада "Сон и пробуждение ребенка в условиях детского сада"...

Комплексное взаимодействие воспитателей и родителей как условие успешной адаптации ребенка к условиям детского сада.

"Согласованность действий родителей и воспитателей, как необходимое условие успешной адаптации ребёнка в детском саду"....

Статья на тему: "Я собираюсь в детский сад" (Адаптация ребенка к условиям детского сада)

Статья на тему: «Я собираюсь в детский сад»(Адаптация ребенка к условиям детского сада)...

Методическая разработка для воспитателей детского сада "Советы воспитателям и родителям по адаптации ребенка к условиям детского сада "

Адаптация ребенка к условиям детского сада. Почти в каждой семь, где родился маленький человечек, рано или поздно возникает вопрос о поступлении малыша в детский сад. И тут же у родителей возникает др...