Научная статья: Предметно-развивающая среда, как средство поддержки двигательной активности дошкольников
статья по теме

Бекирова Элла Николаевна

 

В условиях современности, в соответствии с ФГОС ДО, одной из главных задач дошкольного образования является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Согласно утверждению, Л.Д. Назаренко, одним из основополагающих условий, обеспечивающих здоровье, является рациональная двигательная активность.В статье раскрываются основные принципы проектирования предметно-пространственной среды, как средства поддержки рациональной двигательной активности дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_predmetno-razvivayushchaya_sreda.docx16.68 КБ

Предварительный просмотр:

Научная статья:

Предметно-развивающая среда, как средство поддержки двигательной активности дошкольников

В условиях современности, в соответствии с ФГОС ДО, одной из главных задач дошкольного образования является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Согласно утверждению, Л.Д. Назаренко, одним из основополагающих условий, обес.печивающих здоровье, является рациональная двигательная активность

Неподвижность для детей утомительна, она приводит к замедлению роста, задержке умственного развития и снижению сопротивляемости инфекционным заболеваниям. В огромном количестве движений ребенка проявляется естественное стремление к физическому и психическому совершенствованию. Разнообразная мышечная деятельность благотворно сказывается на физиологических функциях всего организма, помогает приспосабливаться к различным условиям внешней среды, отмечают Т.И. Осокина и Е.А. Тимофеева.

В требованиях ФГОС ДО также особо указывается, что организация образовательного пространства должна обеспечивать двигательную активность, в том числе, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях. Что определяет значение пространственной среды для поддержки двигательной активности дошкольников

Чтобы среда могла выступать средством поддержки двигательной активности, она должна в первую очередь соответствовать основным принципам построения предметной среды группы, обозначенных в трудах В.А. Петровского, Л.П. Стрелковой, Л.М, Клариной, Л.А, Смывиной:

  • принцип дистанции позиции при взаимодействии
  • принцип активности и самостоятельности
  • принцип стабильности - динамичности
  • принцип эмоциональности, индивидуальной комфортности
  • принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды
  • принцип открытости-закрытости
  • принцип учёта возрастных и половых особенностей .

Интересны для рассмотрения требования к развивающей среде выдвинутые Л.А. Пасековой, которые чётко конкретизируют основы создания среды для определённой группы. Она призывает учитывать

  • возраст дошкольников
  • уровень их развития
  • склонности, способности, интересы
  • гендерный состав
  • личностные особенности .

И, конечно, среда должна соответствовать требованиям ФГОС ДО: насыщенности, вариативности, полифункциональности, безопасности, трансформируемости.

Однако, создание условий для поддержки двигательной активности детей требует определения дополнительных требований к организации предметной среды группы.

Одним из таких требований выступает определение наибольшего пространства группы для Активного сектора (включающего: центр игры, центр двигательной деятельности, центр конструирования, центр музыкально театрализованной деятельности).

Особым подспорьем двигательной деятельности детей в группе является физкультурный уголок. В ФГОС ДО, говорится о необходимости наличия спортивного оборудования и инвентаря для обеспечения двигательной деятельности, в соответствии со спецификой реализуемой образовательной программы.

Также особое место отводится нетрадиционному оборудованию. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Рунова М.А. подчёркивают, что детская потребность в двигательной активности удовлетворяется не только за счёт стандартного оборудования, но и за счет применения нестандартного оборудования, изготовленного руками педагогов или инструктора по физическому воспитанию из бросового материала.

Таким образом, предметная среда, как средство поддержки двигательной активности детей должна отвечать общим принципам развивающей предметно-пространственной среды, а также специфическим требованиям, касающимся двигательной активности, учитывать возрастные и личностные особенности детей.

Использованные источники для создания статьи:

  1. Лямцева И. В., Белинова Н. П. Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.).  — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 61-66.
  2. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, препод. и студ.  М.: Мозаика-Синтез, 2004.  256 с.
  3. Предметно-развивающая среда: Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Автор-составитель Л.А. Пасекова.  СПб.: Астерион, 2012.  24 с.