Педагогический проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста «В детский сад – с радостью!»
проект (младшая группа) на тему

Минаева Евгения Федоровна

Педагогический проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста

«В детский сад – с радостью!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prekt_po_adaptatsii_2.docx46.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 8 «Земляничка»

Педагогический проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста

«В детский сад – с радостью!»

Воспитатель 2-ой младшей группы № 8

Минаева Евгения Федоровна  

Новосибирск  2015

Актуальность проблемы

По данным официальной статистики, распространённость патологии и заболеваемость среди детей ежегодно увеличиваются на 4-5%.

Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что в настоящее время только 10 % старшего дошкольного возраста можно считать абсолютно здоровыми. Почти у 60% детей выявляются хронические заболевания, поэтому ученые озадачены тем, чтобы определить причины этих заболеваний и найти пути их устранения.

Одной из причин ухудшения здоровья детей врачи считают их адаптацию к детскому саду. Они помечают, что именно в этом возрасте отрицательное воздействие адаптации на организм ребенка усиливается, потому, что разлучаясь с матерью, многие дети уже более осознанно переживают эмоциональный стресс со всеми его отрицательными последствиями.

Во время адаптации к условиям детского сада у ребенка происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, перелом привычных форм жизни.

Эта резкая смена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, потерей части приобретенных ранее навыков. В некоторых случаях отмечается задержка нервно-психического и физического развития.

Научные исследования показали, что характер адаптации ребенка 4 -го года жизни является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния здоровья ребенка не только в детском саду, но и в школе. Поэтому сохранение здоровья детей в период адаптации к детскому саду является одной из первостепенных задач перед ДОУ и родителями. Именно мы, вместе, должны так организовать жизнь ребенка в группе, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям жизни.

Для того чтобы облегчить период адаптации мною был разработан проект «В детский сад – с радостью!»

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходят множество изменений:

1. Строгий режим дня;

2.Отсутствие родителей в течение 9 и более часов;

3. Новые требования к поведению;

4. Постоянный контакт со сверстниками;

5. Новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит и опасного;

6. Другой стиль общения.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него СТРЕССОВУЮ СИТУАЦИЮ, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д.

Ребенок должен приспосабливаться к новым условиям, АДАПТИРОВАТЬСЯ.

Общая задача воспитателей и родителей, - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.

ДЛЯ ЭТОГО НУЖНЫ:

  1. Знание возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей детей;
  2. Подготовительная работа в семье;
  3. Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду.

Младший возраст - это чрезвычайно ответственный период в развитии ребенка, он считается самым главным в социальном, личностном развитии ребенка.

При несвоевременном развитии блокируются многие функции ребенка:

- неудовлетворенность ребенка в общении блокирует познавательное развитие;

- сенсорный голод сказывается на развитии мозга.

Диагностика компетентности родителей показала, что 16% из них не знают причин отставания детей, 34% не знают и не владеют средствами воспитания, есть родители, которые не знают чем занять дома детей. Анкетирование показало, что более 50% из-за низкого уровня психолого-педагогической культуры не понимают опасности адаптационного периода для здоровья и психики ребенка.

При поступлении в детский сад 65% детей старше 3-х лет не умеют правильно держать ложку, у них слабо развита мелкая моторика руки, низкая познавательная активность, не развита речь детей, отсутствует общение между сверстниками и взрослыми.

Возраст 3-х лет считает возрастом упрямства и негативизма, это связано с возрастным кризисом 3-з лет. Кризис трех лет характеризуется целым рядом поведенческих проявлений, которые получили особое название - "семизвездие кризиса трех лет". По моим наблюдениям, беседам с родителями видно, что во многих семьях этот период протекает сумбурно и не подвергался анализу с их стороны.

Все вышеуказанное позволяет сделать мне вывод, что у родителей не достаточный уровень компетентности в вопросах подготовки ребенка к поступлению в ДОУ, отсутствие опыта семейного воспитания и особенностей развития детей раннего возраста. А это в свою очередь ведет к осложнениям в здоровье детей в период адаптации к условиям детского сада, задержке психического и познавательного развития.

Значимость выше указанных проблем предопределили следующие цели и задачи проекта.

Цель и задачи проекта

Цель проекта: создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду.

- сохранение и укрепление здоровья детей младшего возраста.

Задачи:

- Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.

- Оказывать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей.

- Повышение уровня компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность.

Вид проекта: краткосрочный.

Основные участники проекта: дети 2 младшей группы, возраст: 3-4 года; родители детей, посещающих 2 младшую группу; воспитатель; медицинская сестра, психолог, старший воспитатель.

Время реализации проекта: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Стратегия достижения поставленных задач

Цели и задачи, решающиеся мною в ходе педагогического проекта, требуют применения соответствующих методов:

  1. Анализ теоретического и фактического материала (анализ листов адаптации);
  2. Анкетирование (родителей);
  3. Наблюдения;
  4. Беседа;
  5. Продукты совместной деятельности детей и родителей.

Вид деятельности

Место проведения

Срок

Ответственные

Подготовительный этап (организационный)

Изучение методической литературы

Составление перспективного плана работы

Подготовка анкет и адаптационных листов

Создание естественной стимулирующей среды в соответствии с ФГТ в группе (

модернизация «Уголка ряженья»,

игрового пространства «Семья», преобразование среды к сюжетно-ролевым играм,

 обновления пособий для сенсорной зоны -развития мелкой моторики, «Уголок Здоровья»,  расширение центра развивающих и дидактических игр (игры на цвет, форму, величину), внести конусный, пальчиковый, ложковый, варежковый театры, театр мягкой игрушки, подбор игрушек-забав, кукол би-ба-бо).

Переоборудование всех зон деятельности в группе по возрастным особенностям.

Помещение информации в родительский уголок.

 Изготовление стенда:

- для вас родители

- наши работы

Изготовление картотек: пальчиковая гимнастика, физкультминутки, дыхательная гимнастика

Изготовление аудиотеки

Группа, методический кабинет

Методический кабинет

Кабинет психолога

Группа

Группа

Приемная

Приемная

Группа

Группа

1 неделя сентября

1 неделя сентября

1 неделя сентября

  1. 2  неделя сентября

1 неделя сентября

1 неделя сентября

1 неделя сентября

2 неделя сентября

2 неделя сентября

Старший воспитатель, воспитатель

Старший воспитатель, воспитатель

Психолог, воспитатель

Воспитатель, психолог

Воспитатель

Воспитатель, психолог

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Основной (адаптационно-исследовательский)

Знакомство с семьей

Сбор информации о семьях воспитанников ДОУ: -социально-демографический паспорт семьи

-личные дела воспитанников

Анкетирование.

- «Давайте познакомимся»

- «Готов ли ваш ребенок к посещению детского сада»

Ведение адаптационных карт

Диагностика вновь прибывших детей.

Ознакомление родителей с системой работы ДОУ

Информационная деятельность, информационные листы-памятки с кратким материалом.

Консультации:

а) «Готовим малыша в детский сад»

б) «Как обеспечить привыкание ребенка к новым условиям»

в) «Значение режима в сохранении здоровья детей»

г) «Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка»

д) «Нужен ли ребенку дневной сон»

е) «Сон как важная составляющая режима дня дошкольника»

ж) «Стиль воспитания в семье, самодиагностика: «Какой вы родитель».

Организованные тематические встречи «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению»

Беседы с родителями

Проведение режимных моментов с музыкальным сопровождением

Оформление уголка уединения психологической разгрузки.

Группа

Группа,

приемная

Группа

Группа

Группа

Группа

Приемная

Приемная, группа

Группа

Группа, приемная

Группа, музыкальный зал, спортивный зал

Группа

По мере поступления детей

По мере поступления детей

По мере поступления детей

Сентябрь

1 неделя пребывания ребенка в группе

1 день пребывания ребенка в группе

На протяжении всего проекта

На протяжении всего проекта

Сентябрь

Ежедневно

Ежедневно

2 неделя сентября

Воспитатель

Воспитатель, медицинский работник, заведующая

 

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель  психолог

Воспитатель

Воспитатель, психолог

Воспитатель, психолог

Старший воспитатель, психолог, воспитатель

Воспитатель, психолог

Воспитатель, музыкальный руководитель

Воспитатель, психолог

Заключительный этап (результативность)

Анкета для родителей (повторная)

Организация выставки с материалами об адаптационном периоде (Фотовыставка).

Оформление презентации «Жизнь детей в адаптационный период» для родителей.

Диагностическое обследование.

Проведение групповых и индивидуальных встреч и бесед с родителями (исходя из диагностики и наблюдений за детьми)

Итог проектной деятельности: праздник с детьми и родителями «Праздник Знакомства».

Анализ деятельности.

Группа

Приемная

Группа

Группа

Группа, кабинет психолога

Музыкальный зал, группа

Группа

Ноябрь

4неделя ноября

3 неделя ноября

4 неделя ноября

По мере необходимости

4 неделя ноября

4 неделя ноября

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель, психолог

Воспитатель, психолог

Воспитатель, музыкальный руководитель

Воспитатель

Основные направления проекта

  1. Знакомство и успешная адаптация к детскому саду коллектива детей и их родителей.
  2. Вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами творческую деятельность.
  3. Формирование навыков общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  1. Безболезненная адаптация ребенка к ДОУ, сохранение чувства защищенности и доверия, сокращение срока адаптации к условиям ДОУ;
  2. Позитивное развитие отношений в детском коллективе;
  3. Повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей;

  1. Снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период;
  2. Вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников;
  3. Активное участие родителей в проектной творческой деятельности детей и родителей.
  4. Сформированность у воспитанников положительных ассоциаций, связанных с ДОУ.

Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания к детскому учреждению и сохранению здоровья ребенка в адаптационный период является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.

Практическая значимость проекта:

        Проект может использоваться как в методической работе, так и воспитателями младших групп дошкольных учреждений.

Бюджет проекта (смета расходов)

        Наименование

Имеется

Приобрести

Методическая литература

3000

-

Канцелярские товары

-

10000

Компьютер

25500

-

МФУ

5000

-

Игрушки, театры, настольно печатные игры

-

10000

Магнитофон, диски

1500

-

Стенд

-

2000

Сухой бассейн

3300

-

Худож литература

1500

-

Палатка (домик)

679

-

Фотоаппарат, фотобумага

5600

-

Спортивное оборудование

6000

-

Проектор

20000

-

Экран

4560

-

Пианино

36990

-

Дорожки здоровья

4200

-

Центр песка и воды

1300

-

Итого:

119129

22000

Всего:

141129

Приложение 1        

Анкета для родителей (повторная, со всей группой)

Просим отметить ответ, с которым вы согласны или дописать свой вариант

1. Что больше всего на сегодняшний день беспокоит и волнует вас (по поводу ребенка)

а) здоровье ребенка;

б) его своевременное развитие и вопросы воспитания;

в) самочувствие и перепады настроения;

г) капризы, непослушание, истерики, плохой аппетит, беспокойный сон;

д) ничего, все хорошо;

е) другое______________________________________________

2. Что вы знаете по организации успешной адаптации ребенка к условиям детского сада:

А) Не знаю

Б) Знаю

В) Другое

3. В чем вы видите причину более длительно вхождения ребенка в детский сад, чем ожидали?

А) ребенок был не готов по ряду показателей (навыки самостоятельности – режим - вредные привычки - еда)

Б) у ребенка слабое здоровье, понижен иммунитет;

В) ребенок был не готов к общению с чужими людьми, боялся;

Г) другое  _______________________________________________

4. В чем Вы видите причины болезни ребенка?

А) некачественный уход за детьми со стороны персонала группы

Б) низкий уровень оздоровительной работы, проводимый в детском саду;

В) неблагоприятный психологический климат в группе;

Г) слабый фон здоровья ребенка, сниженный иммунитет;

Д) безответственное отношение других родителей к здоровью детей группы (приводят своего больного ребенка в группу)

Е) другое __________________________________________________

5. Что Вас удивило, встревожило, обрадовало, огорчило в ребенке во время адаптации?

А) обрадовало  ________________________________________

Б) встревожило _________________________________________

В) огорчило  ______________________________________________

6. Заметили ли Вы какие-либо положительные изменения в ребенке (развитие – поведение - навыки) за этот период? Какие? Чему он успел за этот период научиться?

А) положительные изменения ____________________________

Б) без ответа ____________________________________________

7.Что Вас тревожит, волнует и беспокоит в организации жизни детей в группе на сегодняшний момент?  (нужное подчеркнуть)

Питание; режим; отношение к ребенку; уход за ним; требования, предъявляемые к ребенку; занятия; игровая среда, организация режимных моментов; прогулки – одежда, смена персонала.

8. С кем из специалистов детского сада Вы хотели бы встретится? Что Вы хотели бы уточнить и узнать? Консультации по каким вопросам Вам необходимы?

 Логопед_________________________________________________________ Психолог____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-

Приложение 2 .

Циклограмма деятельности воспитателя

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Встреча детей под детские песни с использованием тактильного контакта. Утреннее приветствие.

Беседа с родителями о физическом и психическом состоянии ребенка, самостоятельные игры детей с любимыми игрушками

Двигательная деятельность (утренняя гимнастика, подвижные игры, игры малой подвижности,  игры с правилами, упражнения на профилактику нарушений осанки) с использованием аудиотеки

Гигиенические процедуры с использованием стихотворного текста, потешек, адаптационные игры, наблюдения за изменениями в природе

Пальчиковая гимнастика с использованием стихотворного текста

Дыхательная гимнастика со стихотворным текстом

Упражнения с элементами звукоподражания.

Чтение, проговаривание потешек.

Игры на формирование общения с детьми.

Завтрак с использованием спокойной музыки или стихотворного текста

Игры с песком и водой

Игры в сухом бассейне

-рисование крупой, песком, манкой, красками, карандашами

Игры в сухом бассейне

- лепка (пластилином, соленым тестом)

Адаптационные игры, физкультминутки, пальчиковые игры, ситуативные разговоры, слушание аудиосказок.

Засыпание под спокойную музыку, чтение сказок.

Постепенный подъем, гимнастика пробуждения.

Закаливающие процедуры (ходьба по дорожке здоровья, следам, ходьба по мешочкам с разными наполнителями, ребристая доска, упражнения для профилактики плоскостопия)

Конструктивная деятельность - игры с крупными деталями конструктора

Сенсорные игры.

-подвижные игры,

-хороводные игры,

дидактические игры, музыкальные игры

Театрализованные игры (показ настольного театра,

показ кукольного театра).

Индивидуальная работа по ИЗО

Индивидуальная работа по ЗКР

Индивидуальная работа по конструированию

Настольно печатные игры

дидактические и развивающие игры на сближение малышей друг с другом и воспитателем

Беседа с родителями о проведенном дне, свободные игры детей с любимыми игрушками, развивающие игры, сюжетные игры.

Приложение 3         

Игры, которые я использовала в течение проекта.

  1. Колыбельные песни.

Колыбельная мамы и доченьки, Колыбельная Медведицы из мультфильма "Умка", Котинька-коток, Месяц над нашею крышею светит, Носики-курносики, Песня Звездочета из фильма «Про Красную Шапочку», Русские народные колыбельные.

  1. «Сборник Детских Песен» 43 песни
  2. Сборник сказок К. Чуковского «Краденое солнце», русские народные сказки, потешки, «Ладушки»,  Про смелого мышонка, О. Корнеева  Быть послушным хорошо!, сборник стихов В. Маяковского и др.
  3. Потешки при умывании: «Водичка-водичка», «Мыло душистое», «Ай, лады, лады, лады». «Чище мойся, воды не бойся!» «От водички», «Знаем, знаем, да-да-да».
  4. Потешки при одевании: «Мы с тобой пойдем гулять». «Раз, два, три, четыре, пять». «Одеваем ревушку». «Если хочешь прогуляться, Нужно быстро одеваться»
  5. Адаптационные игры: Игра «Волшебный стул», «Дождик», «Апельсин», «Веселые клоуны», «Это Я», Упражнение «Наши ножки», Игра «Пляшут наши детки!»
  6. Игры на формирование общения: «Давайте познакомимся», «Скажи хорошо о своем товарище», «Комплименты», «Давайте поздороваемся», «Учимся общаться», «Улыбка делает чудеса».
  7. Потешки для кормления: «Ванечка, Ванюша», «Варись, варись, кашка», «Ворона», «Вот это – хорошая девочка», «Глубоко - не мелко», «Кот на печку пошел»
  8. Игры с песком и водой: «следы на песке», «рисунки на песке», «куличи», «игра в повара», «песчаные водоемы».
  9.  Игры в сухом бассейне: «Воронки», «Ныряем», «Перекат», «Достань со дна бассейна», «Кто больше?», «Поздоровайся».
  10.  Аудиосказки: В. Зотов «Дятел», «Ёж», « Кукушка», «Курочка и петушок», « Лисички». Народные «Муравьишка», «Сказки перед сном», «Умный кот». С. Маршак «Робин-Бобин».
  11.  Дыхательная гимнастика: «Перекличка животных»,  «Трубач»,  «Топор»,  «Ворона»,  «Гуси».
  12.  Физкультминутки: «Есть в лесу», «Ёжик», «Ёлочка», « Загудел паровоз», «Заинька», «Звуки», «Как приятно в речке плавать!»
  13.  Пальчиковая гимнастика: «Мой Мизинчик, где ты был?», « Большой пальчик хочет спать», «Ивану-большаку - дрова рубить», «Сидит белка на тележке», «Раз, два, три, четыре, пять!», « Дружно пальцы встали в ряд», «У оленя дом большой», «Солим капусту», «Постираем мы платочки».
  14.  Сенсорные игры: «Укрась бабочку»,  «Почини одежду зайчатам», «Спрячь мышку», игры с бельевыми прищепками, « Полянка», «Игра-шнуровка». Использовала упражнения с пробками - дети раскручивают и закручивают пробки от пластиковых бутылок к их горлышкам.  Для закрепления цвета прикручивают разноцветные пробки к соответствующим по цвету горлышкам.  
  15.  Дидактические игры: «Подбери чашки к блюдцам»,  «Бусы», «Заплети косичку», «Разложи фигуры по местам!», «Найди окошко для фигурки».
  16.  Музыкальные игры: «Угадай, на чем играю», «Трубы и барабан», «Птица и птенчики», «Весело-грустно», «Угадай-ка», «Три сестрички», «Зайцы», «Что делают мишки».
  17.  Настольно - печатные игры: «Что растет в саду (в лесу, в огороде)?», «А что было потом?»,  «Отгадай, какую картинку спрятали»,  «Отгадай, кто это?».  Составление разрезных картинок и кубиков, «Звездопад»,  «Скворечники и птички»,  «Эмоции и цвет».
  18.  Настольный театр русской народной сказки «Репка». Настольный театр «Колобок», Сказка "Теремок".
  19.  Кукольный театр: «В лесу», «Заюшкина избушка»,  «Курочка Ряба», «Маша и медведь», «Бычок — смоляной бочок».
  20.  Сюжетные игры: «Птички в гнездышках», «Лошадки», «Мыши и кот», «Лохматый пес», «Конники», «Поезд», «Трамвай».
  21.  Игры малой подвижности: «Так можно, так не можно»,  «Найди и промолчи»,  «Береги предмет!»,  «Веселые снежинки», «Жучок», «Листья на ветру»,  «Быстро по местам!»,  «Фигуры»,  «Овощи и фрукты».
  22.  Подвижные игры: «Карусель»,  «Воробушки и автомобиль»,  «Раз, два, три – беги!»,  «Вейся, венок»,  «Акула и рыбки»,  «Зайка беленький сидит»,  «Мой весёлый звонкий мяч»,  «Солнышко и дождик»,  «Самолёты».
  23.  Хороводные игры: «Большие и маленькие ножки», «Мы по лесу идем», «По ровненькой дорожке», «Зайка шел», «Пузырь», «Мы на луг ходили», «Ровным кругом», «Мы топаем ногами», «Кошки – мышки».