Педагогический проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ "Я пришел в детский сад"
проект

Федулова Юлия Ивановна

Проект по адаптации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_adaptatsiya.docx530.72 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

«Детский сад № 108 общеразвивающего вида «Зазеркалье

/МКДОУ д/с № 108 «Зазеркалье»/

_____________________________________________________________________________________

630024, г. Новосибирск, ул. Мира, 39/1, тел.: 361-10-00, 353-55-68.

Педагогический проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ

«Я пришел в детский сад!»

Разработали:

воспитатели

Бурова Ж.Ю.

Федулова Ю.И.

Новосибирск 2020

Тема проекта: «Я пришел в детский сад!»

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь–ноябрь 2020г.).

Тип проекта: информационный, игровой, групповой.

Участники проекта: дети 2-3 лет, воспитатели, родители.

Проблема:

Адаптация и ранняя социализация детей 2-3 лет в дошкольном учреждении протекает достаточно тяжело как для малышей, так и для их родителей. У малышей в период адаптации и ранней социализации в детском саду ухудшается общее эмоциональное состояние, здоровье, замедляется темп физического и психического развития, развивается стрессовое состояние. Родители тоже испытывают тревогу и напряжение. Основная задача воспитателей и родителей обеспечить наиболее благоприятное протекание процесса адаптации и ранней социализации.

Актуальность проекта:

Детство это важнейший период человеческой жизни, и от того кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

Детский сад - это новый этап в жизни маленького человека. Не каждый ребенок сразу принимает новых людей, новую обстановку, правила. Случается, что родители, отдавшие ребенка в детский сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов посещать детский сад, частые болезни.

Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае – это привыкание малыша к детскому саду. В любом возрасте ребенку не просто посещать дошкольную организацию, ведь в это время вся жизнь ребенка меняется кардинальным образом.

В привычную, сложившуюся жизнь ребенка врываются изменения: отсутствие родителей рядом, режим дня, постоянный контакт со сверстниками.

В период адаптации у ребенка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается эмоциональному стрессу.

Работа воспитателя заключается не только в помощи адаптации детям, но и в помощи родителям, оставить благоприятное отношение к детскому саду.

Цель: создание благоприятных условий, обеспечивающих ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.

Задачи:

  1. Обеспечить благоприятный психологический климат для нахождения ребёнка в детском саду, закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым.
  2. Снизить уровень тревожности детей и родителей в период адаптации.
  3. Формировать активную позицию родителей к процессу адаптации детей, повышение коммуникабельности между родителями.
  4. Создать развивающую предметно - пространственную среду учитывая возрастные особенности детей в соответствии с ФГОС.
  5. Развивать у детей навыки совместной игры, предметного взаимодействия.

Условия необходимые для реализации проекта:

Пополнили развивающую предметно – пространственную среду:

- для развития предметной деятельности - пирамидки, матрешки, кубы, различного рода вкладыши, игра «почта» с фигурами различной формы (треугольниками, прямоугольниками), крупный и мелкий строительный материал расположены на полках, которые доступны детям, мягкие модули;

- для развития движений - мячи разных размеров, обручи, машины, тележки, каталки, коляски, шары и шарики;

- для развития сюжетных игр - куклы, собачки, медвежата, предметы одежды, утюжок, полотенце и т. п.; крупная мебель для кукольного уголка;

- для развития речи и обогащения впечатлений - набор игрушечных животных, набор кукол, книги, картинки;

- в уголке природы –комнатные растения, лейки;

- умиротворяющие действие на детей оказывают игры с песком и водой.

Методы:

- Анализ теоретического и фактического материала

(анализ листов адаптации);

- Анкетирование;

- Наблюдения;

- Беседа;

- Продукты совместной деятельности детей и родителей.

Формы работы с детьми:

- Игры в адаптационный период;

- исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки

во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой;

- релаксационные игры;

- сказкотерапия;

- игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого

периода – формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;

- культура общения, тактичность и взаимопонимание.

Принципы работы по адаптации детей к ДОУ:

- предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;

- постепенное заполнение группы;

- гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом

индивидуальных особенностей детей;

- информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на

основе адаптационных карт;

-наблюдение за состоянием здоровья.

Этапы реализации проекта

- 1 этап – подготовительный (сентябрь)

- 2 этап – основной (сентябрь - ноябрь)

- 3 этап – заключительный (конец ноября)

Ожидаемые результаты реализации проекта - это успешная адаптация детей и родителей к условиям детского сада.

- Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в адаптационный период;

- Сформировано доброжелательное отношение родителей к группе, которую посещает ребенок;

- Создана картотека игр в адаптационный период для детей раннего возраста.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

сентябрь

  1. Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
  2. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
  3. Разработка информационного материала для родительского уголка
  4. Разработка анкет для родителей;
  5. Составление плана работы с детьми и родителями.
  6. Проведение информационно-просветительской работы среди родителей.
  7. Исследование социальных навыков детей;
  8. Выявление особенностей семейного воспитания;
  9. Прогноз вероятной степени адаптации детей.

Основной этап

месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

сентябрь

- Игры в адаптационный период: «Иди ко мне», «Хоровод», «Пришел Петрушка», «Выдувание мыльных пузырей», «Хоровод»;

- Игра-забава «Легкое перышко»;

- Пальчиковая игра «Колючий ёжик»;

- Музыкотерапия «Курочки и цыплята», «Маленькие ладушки»;

- Сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Колобок».

- Игры в адаптационный период: «Ку-ку!»,

«Платочек», «Покружимся», «Прячем мишку», «Солнышко и дождик»;

- Пальчиковая игра «Семья»;

- Сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Репка»;

- Музыкотерапия «Шагаем вместе», «Идет мишка»;

- Игра-забава «Храбрые лягушата»

- Игры в адаптационный период: «Мой малыш», «Ку-ку!», «Поезд», «Хоровод с куклой», «Солнечные зайчики»;

- Пальчиковая игра «Пальчик, мальчик»;

- Упражнения на дыхание «Греем ручки»;

- Игра-забава «Воздушные шары»;

- Сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Хрюшка и Чушка».

- Игры в адаптационный период: «Обними меня», «Цап», «Игра с собачкой», «Ловись, рыбка», «Кто в кулачке?»;

- Сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Курочка Ряба»;

- Музыкотерапия «Гопачёк», «Пляски с платочком»;

- Игра-забава «Весёлые пузыри».

Работа с родителями

Анкетирование «Давайте познакомимся!»

Памятка «Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду?»

Консультация «Особенности адаптационного периода», «Игровая деятельность детей в адаптационный период»

Рекомендации для родителей по облегчению периода адаптации ребенка в дошкольном образовательном учреждении

октябрь

- Театрализованная игра «Весёлый петрушка»;

- Упражнения на дыхание

«Надуваем пузырь»;

 - Игры в адаптационный период: «Попрыгунчик»; «Тушки-тутушки!», «Покатаемся на лошадке», «Собираем игрушки», «Игра с куклой»;

- Пальчиковая игра «Сомни платочек»;

- Музыкотерапия «Вальс собачек»;

- Сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Цыплёнок и утёнок».

- Музыкотерапия «Вот как мы умеем», «Шагаем вместе»;

- Игры в адаптационный период: «Дай ручку!», «Хлопушки», «Книжка - угадайка», «Позови», «Зайка»;

- Игра-забава «Волшебный мешочек»;

- Сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Как коза избушку построила».

- Игры в адаптационный период: «По ровненькой дорожке!», «Еле-еле, еле-еле», «Передай колокольчик», «Мяч в кругу», «Мы топаем ногами»;

- Пальчиковая игры «Дружная семейка»;

- Игра-забава «Ладушки, ладушки!»;

- Музыкотерапия «Машенька-Маша», «Гопачёк»;

- Сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Курочка Ряба».

- Игры в адаптационный период: «Ладушки- хлопушки», «Мяч», «Огуречик-огуречик…», «Все дальше и выше», «Бегом к дереву»;

- Игра «Легкое перышко»;

- Пальчиковая игра «Колючий ёжик»;

- Музыкотерапия «Вот как мы умеем»;

- Сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Зайка, зайка, попляши!»;

 - Игра-забава «Петушок, петушок...».

Работа с родителями

Родительское собрание. Тема: «Здравствуй, детский сад!»

Консультация «Возрастные особенности детей 2 – 3 лет»

Конкурс детско-взрослых поделок из природного материала «Осенние фантазии»

Папка-раскладушка «Адаптация в детском саду»

Памятка «Как помочь малышам адаптироваться?»

ноябрь

- Пальчиковая игра «Наши пальчики устали»;

- Сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Цыплёнок»;

- Игры в адаптационный период: «Игра с водой», «Прогулки по очертаниям разных фигур», «Подуй на шарик, подуй на вертушку, подуй в рожок», «Игра с кистями рук», «Собирание «сокровищ»;

- Игра-забава «Чудесный сундучок», «Прятки»

-Музыкотерапия «Воробей», «Маленькие ладушки».

- Игры в адаптационный период: «Ладушки-оладушки», «Нежно гладим мы зверят», «Сорока-белобока», «Позови», «Заинька- паинька»;

- Игра-забава «Едет паровоз»;

- Сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Колобок»;

- Музыкотерапия «Водичка»,

«Гопачёк».

- Сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Совята»; Игры в адаптационный период: «Скачем на лошадке», «Прячем мишку», «Рисунки на песке», «Попрыгунчик», «Топ, топ, стоп»;

- Пальчиковая игра «Пальчики»;

- Музыкотерапия «Колыбельная»;

- Сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Теремок»;

- Игры в адаптационный период: «Еду, еду к бабе, к деду...», «Лесные жители», «Раздувайся, пузырь», «Ладушки-оладушки», «Полянка настроения»;

- Пальчиковая игра «Зайка серенький сидит»;

- Музыкотерапия «Юрочка», «Маленькие ладушки».

Работа с родителями

Родительское собрание на тему «Результаты адаптации детей к детскому саду»

Анкетирование родителей по результатам адаптации «В детский сад хожу без слез»;

Фотоотчет на тему «Вот мы ходим в детский сад»;

Рекомендации для родителей на темы «Режим дня в детском саду и дома», «Воспитание культурно – гигиенических навыков дома»

Заключительный этап

ноябрь

Анализ степени адаптированности каждого ребенка (по адаптационным листам)

Анкетирование родителей

Анализ полученных результатов

Подведение итогов работы

Заключение.

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей. Проводя анализ результатов периода адаптации, можно заключить, что работа прошла успешно. Предварительная работа с семьей дала положительные результаты. На предварительном этапе мы устанавливали контакт с семьями. Были проведены консультации, беседы, организационное собрание с родителями будущих воспитанников детского сада. Учтены психические и физические особенности детей и состояния его здоровья. Большое количество проблем, связанных с адаптацией, снимается установлением с родителями отношений сотрудничества.

В группе создана естественная, комфортабельная, уютная обстановка, насыщенная разнообразным дидактическим и игровым материалом. Игрушки находятся в местах, доступных для детей. В первые дни прихода ребенка в детский сад мы предлагаем поиграть ребенку в игры, направленные на формирование эмоционального контакта, доверия к воспитателю, установление межличностных отношений у детей. Через игру ребенок получал возможность выражать свои эмоции, переживания, общаться со сверстниками, знакомиться с нормами и правилами жизни. Эмоциональное общение происходило на фоне совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Мы старались удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте с взрослыми. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках давало ему чувство защищенности, помогло быстрее адаптироваться. Малыши охотнее шли в группу, переставали плакать, если с ними играли, переключали их внимание на активную двигательную деятельность. Без движений не может осуществиться ни один вид детской деятельности. Совместные движения приносили детям много радости. Общение в процессе выполнения различных движений складывалось значительно быстрее, приобщало малыша к коллективу, к деятельности вместе. Чтобы ребенок не перевозбуждался, своевременно переключали его с подвижных игр на спокойные игровые действия, привлекая игрушкой, действиями с ней. Проводили увлекательные, способствующие развитию речи, творческой деятельности детей, пальчиковые игры. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизировали моторику рук. Среди вспомогательных средств обучения самым действенным и организующим являлась музыка.

В результате целенаправленной и систематической работе по данной теме мы добилась положительных результатов в процессе перехода от семейного воспитания к общественному.

Использованная литература

1.Аверина И. Е.  «Физкультурные минуты и динамические паузы в ДОУ». Москва2008

2.Белкина Л.В. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»

3.Доронова Т.Н. «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями»

4.Роньжина А.С. «Занятия с детьми 2-4лет в период адаптации к дошкольному учреждению».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения «ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ» МДОУ «ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30» г.Железногорск Курской области МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

-Как максимально адаптировать дошкольное образовательное учреждение к потребностям и интересам конкретного ребенка.-Как организовать педагогический процесс в ДОУ в ходе адаптации ребенка к новым услов...

Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения «ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ» МДОУ «ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30» г.Железногорск Курской области

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИКИНПО(ПКиПП)СОО Программа по адаптации детейраннего дошкольного возрастак условиям дошкольногообразовательного учреждения«ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ ...

Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада«Здравствуй, малыш!»

Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада...

Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ

Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ...

Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ

Каждое дошкольное образовательное учреждение, реализует в своей деятельности, прежде всего, линию дифференциации и гуманизации (во имя ребёнка, для ребёнка, учитывает интересы, потребности самих детей...

Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ

Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ...

Педагогический проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Я пришел в детский сад!»

Адаптация и ранняя социализация детей 2-3 лет в дошкольном учреждении протекает достаточно тяжело как для малышей, так и для их родителей. У малышей в период адаптации и ранней социализации в детском ...