Организация подвижных игр во время прогулок
статья (старшая группа) на тему

Галанова Оксана Валерьевна
Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                         Галанова О.В., воспитатель                                                                                                      ГБДОУ детский сад № 30                                                                            Василеостровского района Санкт-Петербурга

                                        Организация подвижных игр во время прогулки                                  

Игру как один из феноменов человеческого бытия не раз пытались осмыслить представители самых различных научных школ. Феномен игры представлял интерес для исследования, прежде всего, в таких аспектах, как соотношение игры и искусства, роль игровой деятельности в процессе воспитания и социализации личности, соотношение игры и культуры вообще.

Характер и содержание развития современной игровой культуры демонстрирует устойчивую тенденцию утраты ею этнического своеобразия. Народные игры практически «ушли» из игровой культуры, освободив тем самым пространство, которое мгновенно заполнилось «суррогатом» игрового бизнеса - шоу, азартными играми, состязаниями на грани дозволенного и недозволенного. Большинство этих «игр» откровенно чужды русской культуре. В современном «водовороте» культур наблюдается процесс ассимиляции зарубежной игровой культуры, в которой ребенку очень трудно разобраться, обрести собственную индивидуальность и определить жизненные приоритеты.

Проблематика игры приобретает особое звучание в современности, когда основными ценностями, определяющими ориентиры существования, выступают главным образом те, которые связаны с материальной стороной жизнеобеспечения, прагматизмом и рациональностью, поиском выгоды и манипуляцией, стремлением к минимизации жизненных рисков и защите от сильных чувств, эмоций и переживаний, способных вызвать душевную боль и страдание. Человек все больше оказывается во власти стандарта потребления, рассматривая другого с точки зрения возможности удовлетворения необходимых потребностей, преимущественно примитивного уровня.

В настоящее время детская игровая культура во многом утрачена. На данном этапе изменилась сама суть игры: она стала не весёлой, агрессивной, индивидуалистичной, что привело  к обеднению  внутреннего мира ребенка, ограничило возможности его самовыражения и развития.
Многовековая непрерывная цепь передачи игровой традиции от одного поколения к другому оказалась прервана, это привело к кризису игровой культуры в целом.

 Игра - это важнейший элемент гармоничного развития ребенка-дошкольника и поэтому рассматривается, как главное средство воспитания. В широкой практике детского сада используется целый ряд игр: дидактические, ролевые, строительные, игры с пением и наконец - подвижные. Подвижные игры – самый доступный и наиболее эффективный метод воздействия на ребенка, результатом которого станет активный процесс познания и овладения новыми навыками. Подвижные игры – такие игры, все участники которых, обязательно вовлекаются в двигательные действия. Как правило, двигательные действия содержат в себе сюжет и правила, а также и в процессе игры, достигаемую цель, которую воспитатель ставит перед воспитанниками. Играя на свежем воздухе, на свежем воздухе у дошкольника вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляются мышечный тонус. Преодоление препятствий делает дошкольника подвижнее, сильнее, и выносливее.
Именно поэтому в режим дня детского сада обязательно включена дневная и вечерняя прогулка. Общая ее продолжительность должна составлять не меньше 4 часов в день. Для оздоровительного эффекта в летний период, режим дня предусматривает максимальное пребывание детей на свежем воздухе, с перерывами на принятие пищи и дневной сон. Зимние прогулки для детей до 4-х лет проводятся при температуре до -15°С, Время выхода на улицу каждой возрастной группы обусловлено режимом воспитательно-образовательной работы. Запрещается гулять при силе ветра более 15 м/с.
Игрушки, материал для игр и занятий на свежем воздухе дети выносят сами. Чтобы мотивировать дошкольника гулять, воспитатель продумывает содержание прогулки, старается вызвать заинтересованность с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься на улице.
Структура прогулки:
Наблюдение( в зависимости от темы прогулки)
Подвижные игры: игры высокой активности, несколько игр малой и средней активности, игры на выбор детей, дидактические игры.
Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.
Труд детей на участке (сбор игрушек после прогулки)
Самостоятельная игровая деятельность.
Структурные компоненты могут варьироваться в зависимости от вида предшествующего занятия. Если утром проводилось физкультурное занятие, то на прогулке можно ограничиться игровыми упражнениями. В летнее время, когда дети по собственной инициативе много и с удовольствием двигаются, планируется по одной подвижной игре во время утренней и вечерней прогулок. Зимой, чтобы создать у детей бодрое настроение, пребывание на свежем воздухе желательно начинать с организованной подвижной игры. Завершать прогулку может вторая подвижная игра. Быстрая утомляемость, в каждой из предлагаемых игр компенсируется сменой действий; предусматривается чередование их с кратковременным отдыхом Каждый из компонентов длится от 7 до 15 минут и происходит на фоне самостоятельной активности.
Подвижные игры на прогулке занимают ведущее место среди всех ее компонентов.
Поскольку они развивают основные движения, снимают физическое и эмоциональное напряжение. Вариативность подвижных игр обуславливается временем года, погодой, температурой воздуха. В холодную погоду лучше начинать прогулку с игр, которые требуют высокой активности. Это игры связанные с бегом, прыжками и метанием. Такая активность помогает лучше переносить холод. Во время сырости, целесообразнее организовывать малоподвижные игры, не требующего большого пространства. Прыжки, бег и метание, игры на равновесие следует проводить в теплые –весенние, летние дни или же теплой осенью. Игры с использованием предметов –бессюжетные народные, а именно кольцебросы, кегли также имеют широкое распространение в своем использовании во время прогулок. Подвижные игры и физические упражнения на утренней прогулке в младшей группе длятся не более 6-10- мин. В младшей группе целесообразнее проводить игры с текстовым наполнением- подражательного характера. С помощью них дети учатся соотносить речевые обращение и двигательные операции, а это хорошо развивает аналитико-синтетический аппарат маленького дошкольника. Для проведение подвижной игры необходима предварительная подготовка: должно быть намечено место проведения, отбирается дополнительный материал, атрибуты игры..
Ходьба или постепенное снижение физической нагрузки заканчивают подвижную игру. Следует обратить пристальное внимание на малоподвижных и малоинициативных детей Игры с высокой интенсивностью не проводятся в конце утренней прогулки- перед дневным сном- это может отрицательно сказаться на качестве дневного отдыха. В подвижных играх для ребят средней группы активность и успешность выполнения задания зависят от самооценки. Ребята со средней физическим развитием, но с высокой самооценкой чувствуют себя намного увереннее и смелее, чем те, кто при прочих равных возможностях, занижает собственную самооценку. Поэтому педагог должен грамотно суметь распределить роли. 


 Литература
1 Интересные прогулки осенью и зимой. 24 карточки для воспитателей и родителей. Издательство Ранок. 2014г.
2. Кравченко И. В., Долгова Т. Л. «Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы. Методическое пособие. Соответствует ФГОС». М.: ТЦ СФЕРА, Карапуз-Дидактика. 2014г.
3. Матиясевич Д. «Игры с детьми на осенних и зимних прогулках». Издательство «Речь».М.: 2013г.
4. Организация прогулки в ДОУ: методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений: в 2 ч. Ч. 1/сост. Е.А. Донченко. – Архангельск: изд-во АО ИППК РО, 2011. – 66 с.
5. Торочкова Т.Ю. играем на прогулке/Т.Ю. Торочкова// Медработник ДОУ. – 3 1. – с. 32-35.
6. Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет/С.Н. Теплюк – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 144 с.
7. СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014) «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации детского экспериментирования во время прогулок.

Методическая разработка. Организация детского экспериментирования во время прогулок....

"Организация подвижных игр во время прогулки"

Одним из обязательным компонентом прогулки в ДОУ является подвижные игры. Благодаря играм обыденное становится необычным , а потому особенно привлекательно.Выбор игры зависит от времени года и темпера...

«Организация подвижных игр во время прогулки»

Цель: расширить знания у педагогов о повышении двигательной активности детей на прогулке в зимнее время за счет проведения подвижных игр....

Организация подвижных игр во время прогулки

Теоретическое обоснование необходимости включения в деятельность детей на прогулке подвижных игр, использование бросового материала, как инвентаря....

Статья "Организация подвижных игр во время прогулки."

Дошкольный возраст-это период, когда ребенок усиленно растет и развивается, оздоравливают организм детей, когда он приобретает первые знания. Поэтому очень важно помочь ребенку научиться правильно вос...

Статья по теме "Организация подвижных игр во время прогулки"

Статья о роли  подвижных игр во время прогулки....

Методические разработки по организации детского экспериментирования во время прогулок.

Организация детского экспериментирования во время прогулок....