Выступление на семинаре для воспитателей на тему: "Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми с ОВЗ"
консультация на тему

Абдулаева Алина Сергеевна

Выступление на семинаре для воспитателей на тему: "Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми с ОВЗ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

Выступление на семинаре

для воспитателей детей

дошкольного возраста

на тему:

«Использование нетрадиционной техники рисования

в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»

Подготовила

 воспитатель Абдулаева Алина Сергеевна

   Продуктивная деятельность, в том числе рисование, играет важную роль в психическом развитии ребенка. Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, а также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой или образцом, с работами товарищей. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.

   Однако детей с ОВЗ характеризует отставание в развитии психической деятельности и формировании восприятия. Исследователи отмечают, что у данной группы детей снижена активность мышления, недостаточно сформирована способность к умственным операциям. Отмечается неравномерная работоспособность. Развитию наблюдательности, сосредоточенности мешает повышенная отвлекаемость, расторможенность. У них отсутствуют живость воображения.

   Для двигательной сферы таких детей характерна недостаточная координированность. Их движения характеризуются неловкостью, неуклюжестью. Ребенок не может длительное время удерживать карандаш, по мере нарастания утомления – движения становятся неточными, крупноразмашистыми или мелкими.

   Из-за быстрого наступления утомления дети не могут завершить начатое дело, у них отмечается сниженный интерес к процессу и результату деятельности, а часто он и вовсе отсутствует. Дошкольники с ОВЗ не умеют слушать инструкцию, которую дает педагог на занятиях, им хочется быстрее начать действовать. Однако, приступив к деятельности, они не знают, с чего начать. Кроме того  доминирующими чертами остаются слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах детской деятельности, агрессивность поведения, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частая смена настроений, неуверенность, чувство страха.

   Все перечисленные нарушения в развитии детей с ОВЗ  негативно сказываются на формировании изобразительной деятельности, в том числе рисовании.

    Поэтому использование на занятиях по рисованию нетрадиционных техник приобретают высокую коррекционную значимость.

   Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. Они узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной, свечой, использовать для рисования клей. Они пробуют рисовать предметы руками (ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони), получать изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек), с помощью природного материала (листьев деревьев) и т. п.

   Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. У них развивается познавательный интерес, они начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса.

   Необычное рисование дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, проявлению индивидуальности.

   Нетрадиционные техники изображения требуют точного соблюдения последовательности производимых действий. Следовательно, дети учатся планировать процесс рисования. Работа с нетрадиционными техниками рисования вызывает радостное настроение у детей.

   Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

   Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников с ОВЗ в целом.

   Исходя из опыта работы, с особыми детьми я считаю возможным использовать следующие нетрадиционные техники рисования:

Рисование пальчиками

   Ребенок опускает в краску пальчик и наносит пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. В процессе рисования можно пользоваться влажными салфетками. После занятия руки моют с мылом.

                                                          Рисованиетладошкой
  Ребенок опускает ладошку в краску или окрашивает ее широкой кистью и делает отпечаток на бумаге. Можно рисовать двумя руками. Затем дополнить изображение мелкими деталями.

Рисование цветным клейстером

   Ребенок с помощью широкой кисти наносит на бумагу подкрашенный клейстер, затем палочкой или вилкой  «процарапывает» выразительные детали.

Тычок жесткой кистью

   Ребенок опускает в гуашь сухую жесткую кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. Тычками заполняется  силуэт пушистого животного или растения сначала по контуру, затем внутри его.

Оттиск печатками

   Печатки можно сделать самим из картофеля, моркови, пенопласта, ластика, пластилина, пробок от бутылок, рельефной ткани, ниток. А можно использовать любые предметы окружающего пространства – кубики, крышки от различных флакончиков, детали мозаики, игрушки.

   Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской  или просто опускает в густую гуашь и наносит оттиск на бумагу. Для каждого цвета используется своя печатка. Сочетая разные печатки можно создать разнообразные узоры, пейзажи, сюжетные композиции.

Рисование поролоном

   Ребенок опускает кусочек поролона (или тампон из поролона) в густую краску и наносит оттиск на бумагу. Можно использовать трафарет. Кусочками поролона хорошо тонировать бумагу, создавая фон для будущего рисунка.

Отпечатки листьев

   Ребенок покрывает листок дерева красками, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге, накрывает сверху другим листком бумаги и проглаживает. Затем  аккуратно все убирает и получает отпечаток. Детали можно дорисовать тонкой кисточкой. Этот вид рисования удобно использовать осенью, когда без труда можно найти разнообразные еще не высохшие листья.

Рисование мятой бумагой

   Ребенок сминает плотную бумагу в комок, опускает ее в густую краску и наносит на бумагу, получая отпечаток неопределенной формы.

Набрызг

   Ребенок набирает густую краску на зубную щетку, затем проводит ею о палочку, расческу или кусочек картона, держа их над листом бумаги.  Краска разбрызгивается на бумагу. Используя внешние и внутренние трафареты, можно получить цветные фактурные изображения или наоборот белые контурные изображения на цветном фоне.

Воздушные фломастеры (блопены)

   Похожая техника, только брызги  получаются более мелкими, и требует меньше подготовки.

   Ребенок берет фломастер, готовит его к работе, дует в него длительно, заполняя  мелкими брызгами трафарет или весь лист. Можно использовать сочетание нескольких цветов, несколько трафаретов, создавая сюжет или узор.

Монотипия

   Ребенок складывает лист бумаги пополам, разворачивает ее, на одной стороне рисует половину предмета или  пейзаж. Затем, пока краска не высохла, снова складывает для получения отпечатка. Эта техника предусматривает довольно быстрый темп работы, поэтому лучше выбирать для изображения  простые, хорошо усвоенные детьми предметы.

Кляксография

   Ребенок зачерпывает жидкую краску ложечкой, выливает на бумагу, накрывает другим листом. Затем, верхний лист снимает и определяет на что похоже изображение. При необходимости можно дорисовать детали. Эта техника требует достаточно развитого воображения, поэтому лучше ее использовать со старшими детьми.

Раздувание краски

   Ребенок выливает жидкую краску на бумагу, дует из трубочки на пятно так, чтобы краска растекалась в разные стороны. Можно сделать несколько разных пятен. Недостающие детали дорисовать.

Рисование свечой или восковыми мелками

   Ребенок рисует свечой или мелками на белой бумаге, затем закрашивает весь лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок, сделанный свечой или мелками, остается незакрашенным. Если детям трудно рисовать белым на белой бумаге, можно обводить карандашный контур или использовать трафарет.

Рисование веревочкой

   Ребенок смазывает клеем контур предмета, затем постепенно выкладывает его веревочкой. Изображение внутри контура раскрашивает  обычным способом или тычком. Очень хорошо развивает мелкую моторику, контурное восприятие предмета.

Рисование ватной палочкой

   Ребенок или взрослый рисует контурное изображение предмета, затем делает отпечатки ватной палочкой, размещая их близко друг к другу, по карандашному контуру. Затем можно заполнить и середину изображения. На каждый цвет берется чистая палочка.

Рисование сыпучими  материалами (соль, песок, крупы)

   Ребенок наносит клей на силуэт, карандашную линию, затем щедро посыпает сыпучим материалом. Лишний  материал ссыпается на поднос. Соль, манку можно подкрасить.

Рисование мыльными пузырями

   Ребенок добавляет в стакан с водой любой мыльный раствор и краску. С помощью трубочки выдувает много пены. На пузыри прислоняет бумагу. Когда станут проявляться первые узоры, бумага убирается.

     Существуют и другие нетрадиционные техники  (граттаж, пуантилизм, батик). Но они, по-моему мнению, слишком сложны для детей с ОВЗ и требуют очень большой подготовки.

Граттаж  – техника нанесения рисунка методом выцарапывания. Наносится слой воска или восковых мелков. Затем закрашивается все черной гуашью. После высыхания выцарапывается рисунок стекой (зубочисткой)

Пуантилизм – метод изображения точками с помощью фломастеров.

Батик – ручная роспись ткани.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование воспитателя детского сада "Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми 2 - 3 лет"

Материал по самообразованию воспитателя детского сада на тему "Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми 2 - 3 лет"....

Творческий проект на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с ОВЗ»

Основная  цель  работы с детьми с ОВЗ - улучшение качества их жизни, формирование элементарных практических навыков, адаптация к окружающей среде. Все обучение в группе «особый ребенок» несе...

Выступление на Педагогических чтениях "Творчество без границ: нетрадиционные техники рисования в работе с детьми с синдромом Дауна"

laquo;Творчество без границ: нетрадиционные техники рисования в работе с детьми с синдромом Дауна»Искусство играет огромную роль в развитии человека и жизни общества. Являясь ху...

Обобщение педагогического опыта на тему: "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста"

Нетрадиционная техника рисования дает ребенку возможность выразить в рисунке свои чувства и эмоции, почувствовать свободу и вселить уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изобр...

Опыт работы воспитателя МБДОУ №25 Шевелёвой Н.С. Тема: "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми раннего возраста"

Опыт работы воспитателя МБДОУ №25 Шевелёвой Н.С. Тема: "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми  раннего возраста"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ» (техника эбру)

Занятия по рисованию — важная часть образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Кроме того, это любимое времяпрепровождение многих воспитанников детского сада. Чт...