Консультация для родителей: "Сказкотерапия"
консультация (младшая группа) на тему

Судакова Наталья Павловна

Данная консультация предназначается для родителей детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Консультация для родителей37.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Что за прелесть эти  сказки!» - восклицал А.С. Пушкин.

Произнесите эти волшебные слова: «Почитаем сказку…», и ребёнок тут же подбежит  к вам и приготовится вас слушать. В каждой сказке есть мораль, каждая освещает какую-то новую  ситуацию, с которой подрастающему человечку придётся столкнуться в реальной жизни. Просто задавайте вопросы ребёнку и вместе ищите ответ. Можно поиграть в игру «Полезные сказочные советы». Берите какую-то сказку, и – кто больше  советов найдёт? Берите какой-то полезный совет, и кто  больше сказок назовёт, где он встречается?

Читать сказку нужно так, чтобы ребёнок сопереживал поступкам героев, с восторгом воспринимал добро  и всей душой противился злу.

Сказка помогает формировать речь ребёнка, его эмоциональную жизнь, воспитывает умение удивляться разнообразию мира, развивает воображение и фантазию. Мудрость, заложенная в сказках, воспитывает у детей уважительное отношение к окружающим людям.

Если сказка рядом, то ребёнок стремится стать лучше, учится понимать и любить всё живое, познаёт окружающий мир, пробует сочинять свои собственные сказки, знакомится с трудными правилами и понятиями, съедает  «волшебное лекарство», с радостью и без капризов укладывается спать.

Дети очень любят слушать сказки, расширяющие их познание и кругозор, показывающие, что помимо реального существует и волшебный мир. Именно через сказки, обращённые к сердцу, ребёнок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Вспомним, как в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом. Форма воспитания этих понятий для взрослого не является образной. Детям необходима игра воображения. Детское понятие о добре предстаёт в сказке в виде богатыря, рыцаря, принца, воплощающего силу и храбрость, доброй волшебницы или феи, которые всегда могут прийти на помощь. Ребёнок, услышав и представив сказочные образы, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в себе.

Сказки ни в коем случае нельзя рассматривать только приятное, доступное детям занятие. С помощью сказок можно воспитывать ребёнка, помогать преодолевать негативные стороны его формирующейся  личности. Например, жадному, эгоистичному ребёнку полезно послушать сказку «Сказка о рыбаке и рыбке», «Два жадных медвежонка»; пугливому и робкому  «О трусливом зайце»; шаловливому и доверчивому помогут «Приключения Буратино»; капризуле – «Принцесса на горошине», активному и подвижному непоседе – «Кот в сапогах», сказки о храбрых богатырях и рыцарях, посвятивших жизнь подвигам во имя людей.

Не случайно сегодня сказки используются и педагогами, и психологами, и логопедами. Что, как не сказка, позволяет ребенку, да и взрослому пофантазировать? Кто есть я? Каким бы я хотел себя видеть? Как я сам вижу себя через волшебное зеркало, позволяющее разглядеть все вокруг не только глазами, но и сердцем? Что бы я сделал, обладай волшебством?

В сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. В "Золушке",например, говорится о соперничестве между сестрами. В сказке о Гензеле и Гретель основная тема - боязнь быть покинутым. "Мальчик-с-пальчик" рассказывает о беззащитности маленького героя, который оказался в мире, где все подавляет своими размерами и мощью. В сказках противопоставляется добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир - очень сложная штука. Но самое главное, чему учат сказки ребенка - что если человек не сдается, даже когда положение кажется безысходным, если он не изменит своим нравственным принципам, он, в конце концов, обязательно победит.

Однако каждый ребенок постоянно сталкивается с конкретными проблемами, подчас требующими прагматичного решения, приносящего облегчение "на месте". Именно здесь нам помогут сказочные истории, написанные специально для детей и ориентированные на конкретные проблемы. Эти истории помогут детям найти выход из сложных ситуаций, с честью выдержать любые удары судьбы и быть благодарными взрослым за понимание. Такие специальные терапевтические истории имеют определенную направленность и рассказывают об определенных ситуациях, схожих с теми, в которые часто попадает ребенок. Также в них описываются чувства, возникающие у ребенка.

Чтение таких сказок рождают у ребенка ощущение, что вы его понимаете, что вас интересуют его проблемы и вы готовы оказать посильную помощь. Также в результате работы с "помогающими" историями у детей формируется "механизм самопомощи". Они усваивают такой подход к жизни: "ищи силы для разрешения конфликта в себе самом и ты их обязательно найдешь и наверняка победишь трудности".

Использование таких сказок позволяет воспитателям  ненавязчиво и с интересом для детей проводить нравственные беседы, используя сюжеты сказок, получают возможность заниматься коррекционной работой с конфликтными, тревожными детьми, с детьми с завышенной или, наоборот, заниженной самооценкой, эгоцентричными, а также неуверенными в себе детям. А также дает возможность решать проблемы, связанные с общением, возникающие у большинства детей.

Сказкатерапия – это воспитание и лечение сказкой. Сказка учит детей не только переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать к речевому контакту

У маленьких детей сильно развит процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем; с одной стороны ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов.

Специалисты утверждают, что в процессе восприятия сказки работает левое полушарие, которое извлекает логический смысл из сюжета, а правое полушарие свободно для мечтаний, фантазий, воображения, творчества.

Сказки показывают, что безвыходных ситуаций не бывает, выход всегда есть – надо только его поискать. А еще, походы в «сказочный» мир разовьют воображение ребенка, научат свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дадут ему чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Сказкотерапия детской души."

Сказкотерапия. Что же это такое? Это те же самые сказки, только ориентированы на какую-либо проблему. Это рассказ об определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в нем описываются ч...

Консультация для родителей "Сказкотерапия"

Что такое СКАЗКА?Как надо читать сказки?Возрастные особенности чтения сказок?...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «СКАЗКОТЕРАПИЯ»

«Маленькие детки — маленькие бедки», — гласит народная мудрость. Действительно, чем взрослее становятся наши дети, тем больше появляется у них взрослых проблем. Подрастающего ребёнка часто одолевают в...

Консультация для родителей "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"

Консультация для родителей "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"...

Консультация для родителей "Сказкотерапия или лечение сказкой"

Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывал...

Консультация для родителей "Сказкотерапия в семье".

Полезные советы и рекомендации для родителей....