«Применение информационно - коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения в рамках реализации образовательной программы»
статья на тему

Гущина Анна Александровна

Статья посвящена проблеме реализации информационно-коммуникационных технологий в системе музыкального образования детей. Рассматриваются возможности данных технологий на занятиях в процессе разных видов музыкальной деятельности. Подчеркивается необходимость их использования в целях повышения качества музыкально-образовательной работы с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Применение информационно - коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения в рамках реализации образовательной программы»

Профессиональный стандарт педагога (Педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании), утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 г. № 544 н. предусматривает такие компетенции современного педагога, как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями (п. 3.1.1.) и применять их в воспитательно-образовательном процессе.

Информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ) – это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации.

При реализации основной общеобразовательной программы - образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 3 «Умка» (далее образовательная программа), а в частности образовательной области «художественно-эстетического развития» в разделе музыкальная деятельность ИКТ дают следующие преимущества:

- улучшается запоминание пройденного материала;

- усиливается познавательный интерес;

- предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

- задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию в ассоциативном виде;

- развивается интерес ребенка к самостоятельному выполнению заданий;

- развиваются индивидуальные способности;

- делает материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные;

- помогает существенно расширить понятийный ряд музыкальных тем, делая их доступными и понятными детям;

- позволяет обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень;

- активизирует творческий потенциал ребёнка, способствует воспитанию интереса к музыкальной культуре.

Функции ИКТ в педагогической деятельности:

- источник (учебной, музыкальной) информации;

- наглядное пособие;

- средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение;

- средство подготовки выступлений;

- средство общения с родителями и педагогами в сети интернет.

В соответствии с образовательной программой задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музыкальных игр, игры на детских музыкальных инструментах.

Средства ИКТ включаются во все виды музыкальной деятельности.

Слушание. Мультимедийные презентации, позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Они не заменимы при знакомстве детей с разными видами оркестров (симфонические, народные), жанрами (танец, песня, марш), странами («Немецкий танец» Л.В. Бетховен, «Неаполитанская песенка» П.И. Чайковский. Интересно, ярко и понятно проходит знакомство дошкольников с разными видами искусства, такими, как театр, балет («Щелкунчик», «Лебединое озеро» П.И. Чайковский), опера («Руслан и Людмила» М.И. Глинка).

Однако, использование демонстрационного зрительного ряда для выполнения функции эмоционального фона при слушании музыки категорически нельзя! Развивая слуховое восприятие, ни в коем случае нельзя подключать зрительные анализаторы.

Пение. Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. В этом виде деятельности используются иллюстраций к песням, материалов (видео, фото), отражающих как содержание песен («Есть у осени любимое занятье» «Маша и Каша» Э. Назарова, «От носика до хвостика» М. Парцхаладзе, «Петушок») и попевок («Чики-чикалочки», «Лиса по лесу»), так и объясняющих смысл трудных и непонятных слов.

Музыкально-ритмические движения, танцы. Обучение движению невозможно без показа, а процесс разучивания танцев с использованием учебных видеодисков становится увлекательным и помогает детям точно и выразительно исполнять движения. А видеозапись детского исполнения служит иллюстративным материалом для последующего анализа и оценивания ребенка себя со стороны. 

Музыкальные игры. Интерактивные и музыкально - дидактические игры, позволяют в доступной и привлекательной форме развивать:

1.Ладовое чувство. Слуховая тренировка ладового чувства происходит в компьютерных играх - загадках. Здесь используются анимации, которые всегда создают эмоциональный подъем у детей («Вот так зайцы», «Карандаш и кисточка», «Что делает кукла»).

2. Музыкально-слуховое представление. Игры для развития музыкально-слуховых представлений связанных с различением и воспроизведением звуковысотного движения. Дети узнают, чей тембр, голос звучит в игре. («Леопольд и мыши», «Музыкальные зверята», «Тихие и громкие звоночки», «Золушка», «Петрушины игрушки», «Кто меня разбудил»)

3. Чувства ритма. Игры, в которых сюжет строится на перечислении существительных. Тематика зависит от календаря, («Падают листья», «Белые снежинки») возраста («Мама и дети», «Феи») и увлечений детей. В компьютерном варианте эти задания выглядят более динамично, а включение анимации придает им красочности. На экране дети видят картинки больших и маленьких размеров. Ритм дошкольники проговаривают на слоги ти, та и исполняют звучащими жестами (хлопки, шлепки, топот). Основная цель этих упражнений - научить правильно соотносить длинные и короткие звуки, «читать» и понимать  графическую запись ритмических последовательностей.

На экране дети видят картинки, ритм и одновременно слышат музыку, под которую этот ритм «читают», хлопают и т.д.  

Игра на детских музыкальных инструментах. Использование видео презентаций с изображениями музыкальных инструментов и их ритмических рисунков, позволяет не только старшим, но и младшим дошкольникам с легкостью играть на музыкальных инструментах. На экране появляется значок, обозначающий группы инструментов, которые должны исполнить этот ритм. («Оркестр для мамочки», «Оркестр малышей», «Во поле береза стояла»).

Неотъемлемой частью жизни детского сада являются  праздники. Огромное значение здесь имеют декорации, они создают приподнятое настроение, красочность, необычность  действа и, конечно, атмосферу, соответствующую тематике праздника. Мы с удовольствием «переключаем телевизор», «путешествуем» по странам, «гуляем» по лесу, совершаем «морское путешествие», «летаем» на воздушном шаре и т.п. Однако не всегда есть возможность быстро сменить декорацию. В связи с этим используется фон, слайд-шоу на главной стене музыкального зала, что значительно облегчает эту задачу.

Одним из признаков сотрудничества с семьей по реализации образовательной программы, является включение родителей в общественные формы обсуждения и решения проблем в организации образовательного процесса, в том числе через сайт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 3 «Умка» (далее МБДОУ № 3). Наличие страницы музыкального руководителя на сайте МБДОУ № 3 служит инструментом общения с родителями и предоставляет возможность прочитать красочно оформленную консультацию («Одежда на детском празднике», «Что должен уметь дошкольник»), задать интересующие вопросы, оперативно получить информацию о музыкальной жизни детского сада и о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечения.

При пении и исполнении детьми музыкально-ритмических движений нередко возникает необходимость изменить темп музыкального произведения, или понизить (повысить) тональность на 1-2 тона. Для обработки и редактирования музыки и адаптации его к соответствующему возрасту используются музыкальные редакторы. Благодаря чему возрастает качество музыкального материала. Так же эти программы помогают при склеивание и обрезание музыкальных файлов, для создания флешмобов. Программы-конверторы помогают работать с различными форматами, редактируя их, преображая и конвертируя в удобные форматы.

В работе целесообразно используются такие программы, как:

1. Microsoft Word (создание текстовых документов).

2. PowerPoint (создание мультимедийных презентаций).

3. Pain.NET (редактирование рисунков и фотографий).

4. ProShow Product (создание видео).

5. Pinnacle Studio 14 (редактирование видео, добавления музыки, переходов, анимации и различных эффектов).

6. Windows Movie Maker (создание и редактирование аудио и видео файлов).

7. Audacity, Sony Sound, Audacity, Time Factory (запись и редактирования цифрового аудио).

8. Format Factory (многофункциональный конвертер мультимедиа файлов).

9. Freemake Video Converter (преобразовывание видео в более пользующиеся популярностью видеоформаты (AVI, MP4, MKV и другие).

10. PM Nero6, CD Burner, Ashampoo (запись на электронный носитель).

Умение пользоваться интернетом позволяет быть в курсе событий, происходящих в педагогических сообществах, отслеживать анонсы событий (проведение конкурсов, семинаров), получать консультации по актуальным проблемам, размещать свои работы в медиатеках, там же знакомиться с разработками мероприятий коллег – педагогов. Общение на форумах по всей России помогает идти вперед в работе музыкального руководителя.  

Таким образом, можно сделать вывод: использование ИКТ в рамках реализации образовательной программы способствует решению поставленных задач и дает возможность повысить качество образования дошкольников.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя

  В презентации представлен опыт работы по использованию ИКТ на музыкальных занятиях по всем видам деятельности (восприятие музыки, развитие слуха и голоса, пение, игра на музыкальных инст...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Использование информационно-коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя

  В презентации представлен опыт работы по использованию ИКТ на музыкальных занятиях по всем видам деятельности (восприятие музыки, развитие слуха и голоса, пение, игра на музыкальных инст...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Использование информационно-коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя

  В презентации представлен опыт работы по использованию ИКТ на музыкальных занятиях по всем видам деятельности (восприятие музыки, развитие слуха и голоса, пение, игра на музыкальных инст...

Сообщение из опыта работы "РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОУ"

   С каждым днем все больше педагогов начинает заниматься собственными разработками информационных ресурсов и других средств ИКТ, многие из которых попадают в сеть Интернет. Если даже...

Информационно-коммуникационные технологии в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения.

Информационно-коммуникационные технологии в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения....

Обобщение опыта работы на районном методическом объединении «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ»

Материалы выступления на районном методическом объединении музыкальных руководителей :доклад и презентация к докладу на тему "Использование ИТК в работе музыкального руководителя"...