«Использование технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками».
методическая разработка по теме

Данная теория дает  возможность детям  самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми. Ещё один огромный плюс этой теории заключается в том, что она работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым поддерживая их веру в свои силы и возможности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon triz.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками».

"Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно", - эти слова приписывают известному ученому Альберту Эйнштейну, человеку, привыкшему мыслить оригинально и нестандартно. Однако сегодня совсем немногие считают процесс обучения чем-то увлекательным и захватывающим и, к сожалению, такая антипатия проявляется уже в раннем возрасте ребенка. Что нужно предпринимать педагогам, чтобы преодолеть унылость учебного процесса? Как уже с детского сада помочь детям вырасти мыслящими личностями?

Я бы хотела представить вашему вниманию мастер-класс по использованию такой образовательной технологии, как ТРИЗ.

Её основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Изначально он разработал свою теорию для решения технических и инженерных задач. Однако со временем основные принципы перекочевали и в педагогику. Технология ТРИЗ является очень актуальной на сегодняшний день.

Современное общество предъявляет все новые и новые требования к системе дошкольного образования. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом.

Система ТРИЗ в обучении детей — это практическая помощь ребёнку для нахождения наилучшего решения поставленной задачи в создавшейся ситуации.

Принцип такой: "Есть задача — реши её сам", но не путём проб и ошибок, а путем алгоритма размышлений, приводящих ребёнка к лучшему решению.

Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми. Ещё один огромный плюс этой теории заключается в том, что она работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым поддерживая их веру в свои силы и возможности.

У педагогов, поддерживающих данную технологию (тризовцев) существует кредо: «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат, достичь максимального эффекта».

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста.

Но я бы хотела остановиться подробнее на методе «Системный оператор»

«Системный оператор» - одно из первых упражнений развития системного логического мышления. Данный метод еще называют «многоэкранной схемой талантливого мышления»

Для детей младшего возраста «системный оператор» называют «волшебный телевизор» или «волшебный лифт», а старших дошкольников уже можно познакомить с его научным названием.

Самый распространенный вариант – девятиэкранка.

Работа с «Волшебным телевизором» только на первый взгляд кажется сложной и непонятной. На самом деле не требуется какой-то специальной подготовки и сложных материалов. Главное, чтобы системное, экранное видение было в голове у взрослого. А использовать можно даже словесно, при необходимости можно пользоваться любым листком бумаги и схематично рисовать на нем – здесь не важны ваши таланты художника, главное – зафиксировать процесс наблюдения, размышления, системного анализа.

Вот например, давайте попробуем рассмотреть как систему «цыпленка». Делать мы будем это словесно.

Кто это? Цыпленок. Давайте переместимся на нашем волшебном лифте вниз, в подсистему. Что у него есть, из чего он состоит? Поднимаемся вверх – частью чего он может являться, где мы можем его встретить? Так как наш лифт волшебный, он может перемещаться не только вертикально, но и горизонтально. Перемещаемся влево, это прошлое системы. Чем был цыпленок в прошлом? А кем он станет в будущем? …

Обратим внимание на слайд, там представлена аналогичная таблица.

Уважаемые коллеги, подумайте, на какой возрастной группе можно применять данную схему?

В каком бы виде вы его предложили ребёнку, более младшего возраста?

(Практическая работа)

Для детей младшего возраста используются «урезанные» варианты: горизонтальная и вертикальная трехэкранка, пятиэкранка.

Для более успешного запоминания порядка рассматривания систем можно использовать стихотворение, которое представлено на слайде.

Как видите, такая технология, с одной стороны, предельно проста. Но, с другой стороны, она позволяет детям любого возраста получить исчерпывающую информацию о том объекте, который они изучают. Только представьте, сколько всего нового узнают малыши, если заниматься по данной методике.

А ведь применять её можно где угодно! Не только в образовательной деятельности, или в режимные моменты, но и дома со своими детьми. Дети умываются? А почему бы не поговорить о том, откуда берётся и куда девается вода из ванной? Кушаете? Поговорите про овощи, фрукты, хлеб и молоко, другие продукты. Гуляете? Самое время подумать вместе с ребёнком о цветах и травке, бабочках и птицах. О том, почему светит солнце и почему ночью на его место приходит луна. И так далее. Придумывайте темы для разговора в соответствии с возрастом ребёнка и стройте обсуждение на основе принципов системного оператора.

Такая игра непременно понравится маленьким почемучкам, а заодно поможет им в простой и веселой форме каждый день открывать для себя что-то новое и полезное. Кроме этого, ребенок с малых лет привыкнет думать объемно, анализируя все составляющие интересного ему объекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников.

Наше время-это время больших перемен. Современное общество нуждается в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, решать сложные проблемные ситуации.Важно, чтобы совр...

Консультация для воспитателей «Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста»

Исследования ученых, работа педагогов новаторов показывают, что каждыйребенок по своей сути творец. Как правило, его творческие способностинаходятся в скрытом состоянии, они как бы дремлют до поры до ...

Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников

Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников...

Использование технологии ТРИЗ в работе по развитию речи дошкольников

В условиях ФГОС, где дошкольное образование впервые рассматривается как первый уровень общего образования, коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного об...

Примеры использования авторских игр по технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками.

   На данный период разработано много авторских игр по технологии ТРИЗ. Многие из них можно приобрести и использвать в работе с детьми для решения задач развития речи, мышления, памят...