Использование технологии ТРИЗ в работе по развитию речи дошкольников
учебно-методический материал по развитию речи

Ахмадеева Раиса Владимировна

В условиях ФГОС, где дошкольное образование впервые рассматривается как первый уровень общего образования, коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоением культуры общения и этикета, воспитанием толерантности.

Речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь сопровождают всю деятельность ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ахмадеева Раиса Владимировна,

ГБОУ Самарской области СОШ №1 «ОЦ» имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение Детский сад «Радуга»

Использование технологии ТРИЗ в работе по развитию речи дошкольников

 "Каждый ребенок изначально талантлив

и даже гениален, но его надо научить

ориентироваться в современном мире,

 чтобы при минимуме затрат достичь

максимального эффекта"

(Г.С.Альтшуллер).

В условиях ФГОС, где дошкольное образование впервые рассматривается как первый уровень общего образования, коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоением культуры общения и этикета, воспитанием толерантности.

Речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь сопровождают всю деятельность ребенка.

ТРИЗ – это технология творчества, цель которой – стимулировать воображение, научить мыслить системно и вместе с тем нестандартно. Основная задача ТРИЗ- технологии – это не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги.

В работе с детьми, по данной технологии педагоги придерживаются следующего:

  • Выслушивать каждого желающего.
  • Давать только положительные оценки, они раскрепощают!
  • Говорить: интересно, необычно, хорошо, любопытно!
  • Импровизировать в беседах на занятиях и идти за логикой ребёнка, подчиняясь ей, не навязывая своего мнения.
  • Учить детей возражать взрослым и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая, что - то взамен или доказывая.

В результате занятий с применением технологии ТРИЗ у детей

  • снимается чувство скованности,
  • преодолевается застенчивость,
  • развивается воображение, речевая и общая инициатива,
  • повышается уровень познавательных способностей, что помогает детям освободиться от инерции мышления.
  • ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий призванная не заменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В детских садах используются следующие методы ТРИЗ

- Метод мозгового штурма. - Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.

- Метод фокальных объектов, перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой.

- Метод морфологического анализа. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.

- Мышление по аналогии. Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать

- Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот

Как я использую технологию ТРИЗ в своей педагогической практике для развития речи дошкольников.

Использование мнемотаблиц

Позволяет детям воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее.

Использование карт Проппа

При помощи карт ребенок легко усваивает содержание сказки, что облегчит ее пересказ, а в дальнейшем будет способствовать созданию собственной сказки.

Составление сказки «по-новому»

Сказка - это кладезь народной мудрости в ней таится громадный ресурс для воспитания и развития детей. Сочинение сказки по-новому способствует развитию фантазии и воображения ребенка и сможет стать основой его творческих способностей.

Главная особенность сказки - это отражение жизненного опыта людей с помощью приемов символической аналогии.

За основу берется известная сказка, но главные герои наделяются противоположными качествами: зайчишка смелый и храбрый, лиса трусливая. Падчерица становится ленивой, а мачеха доброй, трудолюбивой и заботливой…

Составление «цветной сказки»

Цветовая сказкотерапия – это действительно невероятная возможность встретиться со своими чувствами и переживаниями и изменить их, превратив

серые будни в оранжевые радости, коричневую ностальгию в синее блаженство, фиолетовую печаль в розовую мечту и т.п. Создаем коробочки определенного цвета, в которых различные вырезки, бросовый материал, природный материал и т. п., можно составить сказку из того, что имеется в коробочке. И у каждого ребенка свои ассоциации, своя история.

Жило-было солнышко, оно было желтое-прежелтое, и любило все вокруг такого же цвета. Поэтому и подружилось с одуванчиком. Однажды они шагали по дорожке и встретили девочку в синем платье. Она горько плакала от того что хотела платье желтого цвета. И тогда…

Составление «сказки превращение»

Сказки с перевоплощение и проигрыванием дарят детям незабываемые эмоции, способствуют развитию фантазии, обогащают словарь.

Например, ребенок превращается в кота: «Скучно мне стало сидеть все время возле хозяйки и пустился я в путешествие по подъезду…»

Ситуативные ситуации по сюжетам сказок

Некто пострадал из-за собственной щедрости «Заюшкина избушка»

Он много хвалился, за что и поплатился «Колобок»

Он её освободил, потому что  полюбил «Царевна- лягушка»

Она молчала, потому что любила «Дикие лебеди»

Он её потерял, потому что она торопилась, но именно поэтому он её и наше «Золушка»

Они ушли, она пришла. Они пришли, она ушла. «Три медведя»

 Игра «Угадай слово по описанию»

Цель игры объяснить слова, используя описания, синонимы и антонимы, прежде чем песок в песочных часах полностью пересыплется.

Работа с дошкольниками по ТРИЗ интересная и многоплановая, придает занятиям развивающий характер, помогает поддерживать у детей интерес к познавательной деятельности, активизирует творческий и речевой потенциал у детей. Дает новые возможности воображению и фантазии детей.

Список литературы

  1. Альтшуллер Г. C. Краcки для фантазии. Прелюдия к теории развития творчеcкого воображения // Шанc на приключение. /Cоcт. Cелюцкий А. Б. - Петрозаводcк, 1991.
  2. Выготcкий Л. C. Воображение и творчеcтво в детcком возраcте. - М.: Проcвещение, 1991.
  3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/05/10/ispolzovanie-metodov-tekhnologii-triz-v-dou

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мое портфолио: «Использование технологии "Синквейн" в работе по развитию речи дошкольников»

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к пр...

Статья "Использование технологии "Синквейн" в работе по развитию речи дошкольников"

Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотвор...

«Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников»

Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат....

Использование технологии «СИНКВЕЙН» в работе по развитию речи дошкольников

Использование технологии «СИНКВЕЙН»в работе по развитию речи  дошкольников...