Особенности эстетического развития личности
статья на тему

Дииспей Саяна Хулер-ооловна

Возможности ребенка в восприятии произведений искусства как одного из средств эстетического воспитания позволит определить особенности его организации по отношению к каждой возрастной группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возрастные особенности эстетического развития личности

Возможности ребенка в восприятии произведений искусства как одного из средств эстетического воспитания позволит определить особенности его организации по отношению к каждой возрастной группе.

Некоторые исследователи полагают, что процесс художественного восприятия ребенка дает ребенка идет от некой нулевой точки к какой-то идеальной модели эстетического развития. Однако более продуктивным считается другой, при котором детское художественно-эстетическое восприятие окружающего мира и произведений искусства рассматривается как особая область детской жизни, с присущими ей особенностями. Этапы художественно-эстетического восприятия рассматриваются как отдельная, сложная система со множеством особых, неповторимых, только этому этапу присущих свойств и функциональных взаимосвязей.

Процесс эстетического развития рассматривается психологами как неповторимые естественные фазы единого процесса развития, нормальный ход которого может привести к некоей модели развитого взрослого восприятия. Задача педагога – сохранить наиболее ценные качества каждого уровня.

Осмысление приоритета тех или иных характеристик и особенностей в процессе возрастного развития личности представляется особо важным. Практическую значимость приобретают вопросы: «С чего должно начинаться эстетическое воспитание? Какими должны быть его содержание, виды, формы, и методы?»

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

В первые годы жизни ребенка закладываются основы его физического и психического развития. Потребность в новых впечатлениях, как отмечают психологи, является ведущей в процессе его развития, именно от взрослого зависит, каким содержанием наполнятся эти первые впечатления. От этого зависит формирование эстетического отношения к окружающему его миру людей и предметов. Каковы возможности ребенка раннего возраста в плане его эстетического развития? Какую роль при этом играет взрослый?

Во-первых, в эти годы у ребенка вырабатываются механизмы положительных эмоций. Способность ребенка радоваться общению с людьми и предметами, а затем успешному свершению собственных действий, которым он научается в это время.

Во-вторых, ребенок в этом возрасте способен познавать различные эстетические свойства окружающего мира. Благодаря взрослому, он может осмыслить значение выражений: «Это красиво», «Это некрасиво», «Это замечательно», «Это смешно» и т.п. Ребенок учится речевому формулированию своих эмоций и переживаний, он уже способен их осознавать и осмысливать, таким образом начинают формироваться связи эмоциональных и рациональных механизмов психики.

В-третьих, особое значение в этом возрасте играет взрослый и в первую очередь – мать. Психологами установлена закономерность – эстетическое отношение к миру у ребенка зарождаются в той мере, в какой общение с матерью выходит за пределы чисто физиологической связи и становится духовной радостью и наслаждением. Постепенно духовное удовольствие, которое испытывает ребенок к родным и близким ему людям, распространяется на его общение с другими людьми и животными, а также на неодушевленные предметы – игрушки, вещи, растения.

Детское восприятие (на самом раннем этапе) отличается диффузностью, недифференцированностью, неумением выделить себя из окружающей среды. В восприятии смешивается то, что идет от переживаний самого ребенка и что зависит от качества воспринимаемого им произведения искусства. Ребенок готов как бы слиться с вещами, что проявляется в его играх, в детских рисунках (изображение для ребенка не отделимо от предмета изображения в сознании). Ребенок легко отождествляет себя с различными предметами, с героями книг, фильмов и спектаклей, он легко меняет сюжеты по своему усмотрению, так как пока еще не отличает сюжет от реальности.

Так, ребенок 1,5 лет, вырвав последнюю страницу из сказки про Колобка (там, где есть иллюстрация – лиса его съедает), утверждает: «Нет, не съела… нет лисы…»…

Такого рода отождествления, скорее, связаны с желанием подражать, с постоянной готовностью принять участие в игровой ситуации, с проявлением детского эгоцентризма.

Кроме того, детские психологи утверждают, что уже в этом возрасте в восприятии произведений искусства у детей вполне может проявляться своя система ценностей, что обуславливает избирательность в восприятии впечатлений окружающего мира, возможна и своя система их «обоснований».

Так, на вопрос «Почему тебе нравится клоун?» 3-летний мальчик дал объяснение: «Потому что веселых людей все любят!» (для него «любят» - значит, смеются, приходят в цирк посмотреть).

Наиболее яркой, ценной чертой восприятия детей 3-7 лет является его эмоциональность. Дети общаются с искусством активно и увлеченно. Эмоциональная жизнь ребенка богата и положительно окрашена, что само по себе – благотворная почва для художественно-эмоционального восприятии. Именно в раннем возрасте необычайно ярко проявляются соучастие и сопереживание. В восприятии искусства проявляется еще одна особенность – непосредственность. Дети эмоционально реагируют на просмотр произведений искусства, часто во время просмотра фильма или спектакля громко сочувствуют любимым героям, плачут в случае неблагоприятного исхода и т.д. эти ситуации можно наблюдать при посещении детских спектаклей и просмотре теле- и видеозаписей.

Психолог П. М. ЯКОБСОН  отмечает особенность детского восприятия: дети не понимают условности искусства и воспринимают его активно как реальность. Понимание смысла произведений искусства происходит, но оно не доходит до порога сознания, присутствует, скорее, его интуитивное понимание. Это качество детского сопереживание. В восприятии искусства проявляется еще одна особенность - непосредственность. Дети эмоционально реагируют на просмотр произведений искусства, часто во время просмотра фильма или спектакля громко сочувствуют любимым героям, плачут в случае неблагоприятного исхода и т.д. Эти ситуации можно наблюдать при посещении детских спектаклей и просмотре теле- и видеозаписей.

Психолог П. М. ЯКОБСОН отмечает особенность детского восприятия: дети не понимают условности искусства и воспринимают его активно, как реальность. Понимание смысла произведения искусства происходит, но оно не доходит до порога сознания, присутствует, скорее, его интуитивное понимание. Это качество детского восприятия определяет его уровень, который принято называть «наивным реализмом».

Эмоциональность и непосредственность детского восприятия - это те «ворота» (В. А. СУХОМЛИНСКИЙ), через которые прекрасное входит в жизнь ребенка, влияет на его сознание, развивает и обогащает впечатлениями. Эмоциональность, момент сопереживания, соучастия -наиболее ценные качества, которые необходимо развивать и укреплять в целях оптимизации процесса эстетического развития.

Для детей характерно фантазирование. Оно играет большую роль в общем развитии личности и активно развивает творческие способности.

Ребенок в этом возрасте не только способен созерцать и воспринимать впечатления окружающего его мира, но и практически созидать эстетически значимые предметы - он САМ способен создавать предметы (из песка, кубиков), а также рисовать, лепить, строить,

В этом возрасте уже возможно самосозерцание - отношение к своей внешности, одежде, действиям.

Вам известно, что с 3-х до 7 лет ведущим видом деятельности для ребенка является игра. Дети играют серьезно и самозабвенно. Л. С. ВЫГОТСКИЙ назвал детскую игру «первичной драматической формой», где ребенок выступает и как актер, и как режиссер, и как художник-постановщик, и как драматург. Даже созерцающий ребенок - всегда участник происходящего.

В дошкольном возрасте развивается память, которая имеет важное значение в развитии художественно-эстетического восприятия. Свойство детской памяти - сохранять визуальные и слуховые образы во всей их целостности на подсознательном уровне, а потому так необходимы впечатления - под их влиянием в памяти создается собственный, неповторимый и своеобразный «вторичный» художественный образ. Процесс запоминания носит непроизвольный характер, но фиксируется то, что вызвало непосредственный интерес в данный момент. Все, что получил ребенок в этом возрасте проявляется не сразу.

Искусство - тот мир, в котором маленькие дети чувствуют себя естественно и непринужденно. Не правы те взрослые, которые считают, что большое искусство недоступно детям, что для них нужно создавать какой-то упрощенный вид, что для них нет большой необходимости посещать художественные выставки и музеи, объясняя это тем, что «это все равно забудется», считая, что такие серьезные формы необходимы в более старшем возрасте.

И исследования психологов, и наш жизненный опыт подсказывают, что именно в дошкольном возрасте ребенок должен как можно больше получать эстетически значимых впечатлений. Да, многое может «забыться», но те эмоции радости, восторга, удивления, которые переживает ребенок в данный момент своей жизни, важны именно для этого периода, так как именно на их основе развивается эмоционально-чувственная сфера, ребенок становится восприимчивым к воздействию прекрасного.

Что же нужно и что не нужно ребенку в этот период? Что он может и чего он не может воспринять? Вот какие выводы делают для себя педагоги:

A.        Развивать ребенка в художественно-эстетическом отношении необходимо
с_самого раннего детства, взрослые   как бы настраивают его восприятие
на красоту окружающего мира,
пробуждают его эстетические чувства.

Б. Развивать ребенка надо не с усвоения необходимых знаний, а с развития чувственно-эмоциональной сферы восприятия окружающей жизни и искусства, с развития непосредственно органов чувств в эстетическом плане

B.        Знания  важны, но они подключаются  по мере развития, постепенно.
Гораздо легче в детстве запоминаются
наглядные образы, чем словесные
рассуждения.      Вербальный      анализ      художественного      произведения,
предшествующий непосредственному восприятию, может даже блокировать
последний.

Г. Общение с искусством обогащает эмоциональный мир ребенка, особенно с музыкой, словом, цветом. Опыт показывает, что чем раньше начинается эстетическое воспитание, тем выше его результаты. В этом возрасте ребенку важно быть и в роли слушателя, и в роли зрителя, и самому заниматься творчеством - рисовать, лепить, петь, слушать музыку или самому овладевать каким-либо музыкальным инструментом и т.п.

Исследования психологов и опыт педагогов доказывают, что если в дошкольный период своего развития ребенок не получит полноценного эстетического развития, то на последующих этапах достаточно сложно, а порой и невозможно компенсировать решение возникающих проблем.

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК.

По мнению некоторых теоретиков эстетического воспитания, возраст от 7 до 12 лет кажется менее богатым, ярким и активным, чем у дошкольников. Результаты эстетического развития младших школьников во многом определяются уровнем достижений в дошкольном периоде жизни.

К этому периоду развития у ребенка уже сформирован определенный запас эмоционально-эстетических впечатлений. К этому времени уже должен быть сформирован навык восприятия прекрасного в окружающей его жизни и в искусстве. Для каждого ребенка характерен свой уровень эстетического кругозора: своеобразная «насмотренность» - в театре, кино; «начитанность» - в литературе; «наслышанность» - в музыке. Все это определяет его дальнейшее развитие.

Каковы   же   приоритеты   в   этом   возрасте?    Как   происходит

эстетическое развитие личности младшего школьного возраста?

Можно размышлять о ВОЗМОЖНОСТЯХ развития ребенка, типичных для этого возраста (при условии полноценного эстетического развития в дошкольном возрасте).

Исследователи детского возраста отмечают неумение осмысливать свои впечатления, схематизм детского восприятия, преобладание эмоционально-чувственных форм в общении с искусством. Основной критерий в оценке произведений искусства и впечатлений окружающей жизни продолжает оставаться прежним - их эстетическая привлекательность (красиво - некрасиво).

Однако в восприятии произведений искусства у младших школьников проявляется особенность. Если критерием отбора в восприятии дошкольников являлось понятие «красоты», в возрасте 7-12 лет проявляется так называемый критерий правдивости. В этот период дети ищут в искусстве прямое сходство с жизнью (это проявляется и в собственном творчестве), они по-прежнему не признают никакой условности. Эта особенность восприятия младшего школьника, по мнению психологов, существенно ограничивает возможности эстетического воспитания, но при целенаправленной работе педагога становится возможным использовать искусство как средство нравственного, гражданского, экологического развития личности.

В это время у ребенка в восприятии художественных произведений усиливается внимание к мелочам, отдельным деталям. На смену всеобщности, схематизму приходит способность с созерцанию отдельных деталей, а в области мышления проявляется способность к их анализу и оценке. Зная такую специфику, учитель при анализе любого произведения искусства должен идти от детали, на которые обращают внимание дети, к общей идеи в целом, ориентируясь на будущее в процессе их развития.

Ребенок младшего школьного возраста по-прежнему проявляет интерес к самостоятельной созидательной деятельности. Ему нравится рисовать, лепить, он с большим удовольствием принимает участие в концертной деятельности и школьных спектаклях, причем он стремится к ярким и интересным ролям, с большим удовольствием он хотел бы «прожить» роль положительного героя.

Меняется и характер самой творческой деятельности, она становится более сложной как по форме, так и по содержанию. Например, если у дошкольников после просмотра картины быстро утрачивается связь с натурой, и в своем изображении они быстро уходят от темы, от объекта наблюдения, то у младших школьников уже можно наблюдать схожесть сюжетов. Так, дети 4-6 лет после просмотра живописных полотен с изображением мадонны с младенцем рисовали все, что угодно (мальчики - войну и солдат, девочки - цветы и автопортреты), но только не увиденное.

По мере приобретения опыта (при условии создания специально организованных условий) у младших школьников в процессе художественного восприятия начинает появляться новая характеристика - интуитивное проявление понятийной формы мышления. Для него становится характерной способность задерживать свое внимание и давать оценку как собственному, так и чужому творчеству (видам эстетической деятельности).

В этот период времени познавательная деятельность становится ведущей, а потому в эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста появляются новые воспитательные возможности.

Так, в жизнедеятельности ребенка появляется необходимость осознания ценностно-регулятивных норм, правил и принципов, с чем связано формирование произвольных форм поведения.

Опыт показывает, что эстетическое развитие происходит при условии специально организованных действий со стороны взрослого. Если учитель сможет создать ситуации радостного духовно-эмоиионального отношения к школе, к самому процессу познания и радости от узнавания нового, то тем самым он создаст общий благоприятный фон как для общего, так и для эстетического развития детей.

Учеба должна стать радостной сама по себе как процесс успешной самодеятельности, как способ проявления собственных творческих сил, как своеобразная игра воображения и фантазии. Задача педагога - стимулировать возникновение и поддерживать эмоционально-радостное отношение к получаемым знаниям и самому процессу их получения, т.е. можно говорить о развитии эстетического отношения к жизнетворчеству ребенка в условиях школы. Мы советуем Вам познакомиться с опытом В. А. СУХОМЛИНСКОГО, который считал, что школа должна стать для ребенка «школой радости». По его мнению, положительные эстетические эмоции по отношению к школе определяют успешность учебной деятельности.

В отличие от дошкольника уже у первоклассника появляется новый вид познавательной деятельности - художественная. Преподавание искусства становится самостоятельным циклом предметов в отличие от эстетического воспитания и образования, которое выступает гранью в преподавании всех предметов школьной программы, включая художественные.

На занятиях искусство становится предметом
специального изучения и практического овладения на новой основе - не
самопроизвольной,
а педагогически выстраиваемой. Игра, конечно,
остается, но теперь уже - как форма учебной деятельности. У дошкольника
все названные виды художественной деятельности носили характер игры и
предполагали прежде всего проявление        эмоционально-чувственного компонента, у младшего школьника на первый план выходит
интеллектуальная деятельность.

Младший школьник, как и дошкольник, остро реагирует на краски, звуки, формы окружающего мира. Этот возраст по-прежнему наиболее благоприятен для формирования эстетических чувств. Та непосредственность в восприятии мира, его осмыслении, выражении эстетических взглядов (суждений, оценок), которую он еще сохраняет, позволяет приобщать его к красоте в окружающей жизни, природе, развивать эстетическую культуру.

Какие конкретно задачи должен решать учитель начальной школы для того, чтобы обеспечить полноценное эстетическое развитие личности в данный период ее жизни?

A.        Преодоление   гипертрофии   критерия   правдивости   путем   обучения
условному языку искусства.

Б. Расширение сферы действия эстетического отношения - потребностей, установок, переживаний, суждений - на открывающийся ребенку мир знаний и на его собственную учебную деятельность.

B.        Расширение   диапазона   эстетических   реакций   и   дифференциацию
основных эстетических чувств.

Г. Развитие вкуса, т.е. избирательного и уже в какой-то мере осознаваемого отношения к разнообразным носителям эстетических ценностей в природе, в вещах, в произведениях искусства, в облике и поведении людей и в своих собственных действиях.

Д. Перевод эстетических эмоций в эстетически направленные действия, т.е. превращение эстетических установок в регуляторы всех направлений практической деятельности ребенка - дома, в школе, на спортплощадке и др.

ПОДРОСТОК

Многие педагоги отмечают, что этот возраст - трудный для эстетического воспитания в силу тех изменений, которые характерны для подросткового возраста. Эти проблемы еще более усиливаются, если на предыдущих этапах эстетическое развитие ребенка было неполноценным. Дефицит эстетически направленного общения, как отмечают психологи, порождает инфантилизм в эстетических оценках, суждении, поведении.

Что характерно для эстетического развития подростков (при условии полноценного эстетического развития на предыдущих этапах)?

К этому времени уже завершается в основном процесс адаптации детского сознания к внешним условиям, выработаны некоторые черты эстетического вкуса и идеала, формы поведения и взаимоотношений с другими людьми.

Известно, что для подростка большую значимость приобретает общение со сверстниками, что не может не отразиться на его эстетических вкусах и идеалах. Одной из особенностей подросткового восприятия эстетического в окружающей жизни и искусстве становится его конформизм. Эта особенность во многом определяет специфику данного этапа развития. Психологи отмечают, что подросток, стремящийся к признанию и положительной оценке со стороны сверстников, всегда вынужден приспосабливаться к действительности, познавать мир, формировать личностную систему ценностей, в том числе и эстетических. Самое главное - он подвержен влиянию сверстников, которые могут кардинальным образом изменять его ценности, даже если они были привлекательны для подростка.

С одной стороны, это можно использовать в воспитательном процессе, например, в беседах с подростками вводить для анализа разные позиции и суждения, дать возможность самостоятельного выбора и оценки. Но, с другой стороны, если этого не сделать, конформизм в восприятии может утвердиться в качестве устойчивой позиции, которая будет определять дальнейшее развитие личности, причем на самом низком уровне проявления эстетических потребностей и культуры.

В связи с этим можно отметить ту проблему, которая характерна для общества как за рубежом, так и в нашей стране. В своей книге, изданной в еще 1971 году, теоретик эстетического воспитания Г. БРОУДИ (США) отметил, что известная практика эстетического воспитания чаще всего (в условиях массовой школы) ориентирована на художественное развитие всех до уровня культуры подростка. Такой уровень оказывается пределом человеческих потребностей на всю жизнь. Как отмечает автор, все популярное (можно сказать, «массовое») искусство, потребляемое сегодня взрослыми, соответствует этому подростковому уровню.

Один из путей преодоления конформизма в восприятии подростков - в развитии полноценного художественного восприятия, вкуса, оценок. суждений. Как Вам известно, подростковый возраст - это возраст становления взрослости, который предполагает сформированность своего мнения, самостоятельности и самобытности. Эстетическое воспитание способно решать эту проблему, так как глубокое проникновение в суть художественного образа способно избавить человека от ограниченности обыденного сознания и готовых схем, позволяет формировать эстетический вкус, ориентироваться на познание прекрасного, возвышенного, гармоничного. Одно из важнейших условий в решении этих задач - работа с группой, организация диалоговых форм общения, совместное проживание и переживание тех идей, которые отражаются в произведениях искусства.

К этому времени подросток способен сознательно оценивать и сопоставлять красивое и уродливое в искусстве, поведении, бытовой обстановке. На первый план выдвигаются задачи воспитания эстетического вкуса, как меры и границы между прекрасным и безобразным, трагическим и комическим, возвышенным и низменным.

Уровень восприятия художественного произведения, который характерен для подростков, психологи называют «сюжетный». Это значит, что подросток ищет в искусстве информацию, знания, которые способны помочь ему в решении ЕГО проблем. Учитель должен показать, что с помощью искусства возможно ответить на многие вопросы жизни, которые волнуют подростков,

Опыт показывает, что подросток способен воспринимать целостность и сложную противоречивость в окружающем его мире и искусстве, гармонию мира, специфику и условность языка искусства, а потому в содержание уроков необходимо включать такие фрагменты, которые помогут развить эту способность.

Под руководством учителя у подростков развивается способность к анализу и оценке произведений искусства, однако снижается эмоциональность его восприятия, теряется его острота и непосредственность. Эмоциональность в восприятии снижется, но не исчезает совсем, можно наблюдать слабую контролируемость в выражении своих чувств и эмоций, проявляется некоторая односторонность и недостаточная гибкость, подвижность в восприятии художественных образов. Эти особенности подросткового восприятия могут закрепиться как устойчивые и стать стереотипами в последующей жизни, закрывающими дальнейшее развитие и приводящие к ущербному существованию (уход в алкоголизм, наркотики, сектантство), а могут быть и преодолены под руководством учителя. Так, если учитель обращает внимание на внутренний мир героя, предлагает ситуации для постижения его психологического состояния, то подросток открывает для себя другой мир - сложный внутренний мир человека, его чувств, мыслей, настроений и переживаний, событий, приключений. От учителя во многом зависит поддержание интереса к тем другим мирам....

Сам подросток начинает испытывать некоторую стеснительность в выражении собственных чувств и настроений, начинает проявляться некоторая сдержанность в суждениях, они менее восторженны и открыты. Однако «буря» его собственных чувств и мыслей «бушует» в нем, требуя своего выражения. За неимением достойного языка самовыражения подростки «изобретают» свою субкультуру: прически, костюм, жаргонные «словечки», эпатажные элементы поведения. Задача учителя (и каждого взрослого) в этих ситуациях - бережное, понимающее отношение, ведущее к осознанию себя и своего поведения. При подаче художественного материала необходимо искать созвучие, проводить параллели с формирующейся внутренней культурой подростка.

Для подростка характерна потребность в самовыражении, ему важна демонстрация своих успехов и достижений {например, петь, играть на музыкальном инструменте, читать свои стихи и т.п.), однако, если эти формы не приветствуются как со стороны учителя, так и со стороны сверстников, то интерес пропадает. В этот период очень важно занятие театральной деятельностью, так как, говоря от лица героя, анализируя его поведение и мотивы, подросток наиболее щадящим способом может говорить о себе, своих чувствах и переживаниях, о возникающих вопросах и проблемах, находя им достойное решение.

Отмечается, что в подростковом возрасте заметно падает склонность к дилетантским занятиям изобразительной и музыкальной деятельностью, но с удовольствием ребята занимаются с истинным любителем и мастером в своей области, познавая секреты мастерства и набирая багаж выразительности своего внутреннего мира.

РАННЯЯ ЮНОСТЬ

Особенности эстетического развития старшеклассников обусловлены, во-первых, особенностями общего развития; во-вторых, предшествующим опытом эстетического развития личности на предыдущих этапах. Поэтому, размышляя о возрастных возможностях эстетического развития личности в данный период ее жизни, следует сначала обозначить те типичные характеристики, которые свойственны юношам и девушкам при условии, что он смог овладеть опытом эмоционально-эстетического развития, а затем назвать проблемы, которые свойственны современному поколению.

В психолого-педагогической литературе данному возрасту уделяется не такое большое внимание. Очевидно, можно предположить, что с годами возможностей для ЕСТЕСТВЕННОГО полноценного эстетического развития становится все меньше.

Итак, для юношей и девушек жизненно-важной становится проблема жизненного и профессионального самоопределения, когда личность пытается определиться в своих профессиональных интересах и намерениях, а также обосновать свою жизненную позицию. Ценностно-ориентационная деятельность, как определяют психологи поиск личностью жизненных смыслов, целей, идеалов, вкусов и т.д., определяет духовное становление человека.

Практика показывает, что сегодня только благодаря школе (в школе) юноши и девушки приобщаются к лучшим образцам русского и зарубежного искусства. Осмысление художественных впечатлений выступает для старшеклассника как мощный фактор развития их жизненной (в том числе эстетической) позиции.

Для юношей и девушек становится характерной потребность в критическом осмыслении эстетических впечатлений и их систематизации. Однако эта черта проявляется при условии широты эстетического кругозора, когда накоплены обширные знания и эмоционально-чувственный опыт. Потому в практику школы могут быть включены обобщающие и теоретизирующие предметы художественно-эстетического цикла, как «Культурология», «Мировая художественная культура», «История театра (кино, музыки)», «Философия творчества» и т.п. Однако не всегда руководителями школ понимается их воспитательный потенциал, и потому они редко замыкают весь цикл художественно-эстетического образования предшествующего практического освоения в начальном и среднем звене, оставляя формирующуюся целостную картину мира незаконченной, фрагментарной, «клипово-мозаичной».

Можно сказать, что к этому времени у юношей и девушек уже сложилась своя эстетическая позиция и эстетический вкус, позволяющий им проявлять приоритеты в выборе музыки, моды, языка общения. ПРОБЛЕМА состоит в том, что не каждому становится доступным хороший вкус. Для сегодняшнего школьника типичным оказались образцы «развлекательного» искусства, которое не требует единства работы мысли и чувств, душевных затрат в понимании высокого содержания серьезной музыки и хорошей литературы. Конечно, в жизни современного человека должно быть искусство, которое развлекает, но должно быть и то, что возвышает, увлекает «глубокими мыслями и чувствами».

Ю. В. ШАРОВ выявил и описал некоторые типы старшеклассников. Это послужило для нас основой размышлять о различных типах проявления эстетического в человеке для того, чтобы, учитывая особенности его проявления, можно было бы размышлять и о возможностях индивидуального подхода в организации эстетического воспитания и образования в условиях школы.

1 тип - универсальный. Школьники   характеризуются   сочетанием
высокоразвитых познавательных потребностей и деятельностью во всем, в
том числе и эстетических потребностей, и их творческих проявлений.

2 тип  - «интеллектуалы-теоретики» (подтипы - физико-
математическая направленность и гуманитарная направленность). Для них
характерно   отсутствие   интереса   к   эстетической   деятельности,   они   не
получили разностороннего развития эстетических чувств и эмоций, но они
проявляют   широту эстетического кругозора, имеют свою позицию. У них
рациональное превалирует над эмоционально-чувственным, а потому они
нуждаются   в      большей  
эмоциональности   теоретических   выкладок   и
положений.

  1. тип - «практики» - характерно стремление к определенной трудовой
    деятельности. Они старательны, способны освоить эстетические ценности,
    приемы и методы художественной деятельности, накопленные предыдущими
    поколениями   мастеров.      Они   больше   мыслят  образами.   Это   про   них
    А. С. Пушкин сказал: «Рука мастера умнее самого мастера», и  в этом их
    особенность мировосприятия. Они нуждаются в обогащении своего образно-
    чувственного опыта и в его теоретическом осмыслении.
  2. тип - «общественники-организаторы» - активны в общении, они
    умеют   найти   исполнителя   своих   идей,   увлечь   и   направить   для   их
    воплощения. Они готовы проявлять творческую активность во всем, что
    касается организации и поиска средств. Их эстетические запросы могут быть
    настолько высоки, что сами воплотить они их не могут и ищут для этого
    подлинного мастера своего дела. Они нуждаются в формировании хорошего
    эстетического вкуса для того,  чтобы наш  мир  стал  более эстетически
    организован.
  3. тип - «играющий» - занимаются творчеством в любом проявлении
    (спорт,  культура,  искусство, общение), для них  характерна развитость в
    эстетических  оценках,   принятие  разных  позиций,  умение  легко  видеть
    «чужими» глазами и сочетать множественность точек зрения, способность
    переворачивать    эстетические    категории,    превращая     безобразное    в
    прекрасное, трагическое в комическое. Хорошо развитый эстетический вкус
    позволяет ему балансировать на острие границ эстетических категорий, не
    впадая в пошлость, красивость и вкусовщину. Они нуждаются в понимании и бережном   отношении   к   их   своеобразию,   устойчивой   опоре   идеально сформированного вкуса (меры).

6         тип - «развлекающийся»  -  поверхностно  относящийся   к жизни,
возможно,   не   имевший   опыта   преодоления   трудностей,   он   и   свои
эстетические запросы выстраивает с позиции  удовлетворения собственных
интересов, не выходящих за рамки пустого «шоу». Они не хотят себя
утруждать поисками смыслов в жизни и в искусстве, не ограничивают себя
культурными рамками. Они часто лишены художественных способностей в
выражении собственных мыслей и чувств, им свойственна пестрота вкусов и
предпочтений, им нужна постоянная смена впечатлений. По отношению к
ним становится  важным формирование умений  в  выборе приоритетов и
ценностных ориентиров.

7         тип - «инертный» - характерна слабая потребность в знаниях и
общественной деятельности, гипертрофированная лень, низкий духовный
запрос, невысокий уровень культуры, отсутствие внешних стимулов. Они
проявляют  духовный дефицит, в том числе и эстетический. На наш взгляд,
этот тип  наименее подвержен педагогическому влиянию, так как у них ни
одно из проявлений эстетического в свое время не было сформировано.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Комфортная развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении, как ресурс обеспечения художественно-эстетического развития личности дошкольника»

Комфортно-развивающая среда обеспечивает различные виды активности, что является основой для самостоятельной деятельности, условием для обеспечения художественно-эстетического развития личности дошкол...

Индивидуальный подход, его значения в рамках художественно-эстетическом развитии личности дошкольника.

Значение индивидуального подхода в работе педагога в рамках художественно-эстетического развития личности дошкольника....

Детям о родном крае.Становление эстетически-развитой личности средствами регионального искусства.

Статья освещает актуальность проблемы эстетического воспитания дошкольников средствами изобразительного искусства. Приобщение к региональному искусству рас сматривается автором как первоначальный эта...