Детям о родном крае.Становление эстетически-развитой личности средствами регионального искусства.
статья (средняя группа) на тему

Колесникова Светлана Николаевна

Статья освещает актуальность проблемы эстетического воспитания дошкольников средствами изобразительного искусства. Приобщение к региональному искусству рас сматривается автором как первоначальный этап в становлении эстетически развитой личности ребенка. В статье раскрываются педагогические условия становления эсте тически развитой личности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detyam_o_rodnom_krae.docx22.1 КБ

Предварительный просмотр:

С тех пор как существует общество, процесс духовного воспроизводства не обходится без эстетического воспитания. Доказательства тому – исследования философов (Э. Бёрк, Ж.'Ж. Руссо, Ф. Хатчесон), эстетиков (А.И. Буров, М.С. Каган, Б.Т. Лихачёв, Л.Н. Столович), психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, И.П. Павлов, Б.М. Теплов), педагогов (Е.В. Гончарова, Т.Н. Доронова, Р.И. Капустина, Б.М. Неменский, И.А. Старкова, Е.А. Флёрина), генетиков (В.П. Эфроимсон). В своих трудах эти и другие ученые значительное внимание уделяют вопросам «эстетического» в рамках разработки сущностного содержания данной категории, подчеркивают разные точки зрения на феномен эстетического воспитания. На современном этапе развития дошкольного образования содержание эстетического воспитания на первое место выводит следующие проблемы. Речь идет о передаче детям творческого опыта, формировании эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создании условий для творческого саморазвития личности ребенка в процессе художественной деятельности. Многие исследователи (В.В. Алексеева, С.Ю. Бубнова, Е.В. Гончарова, Т.Г. Казакова, Р.И. Капустина, Б.П. Юсов и др.) рассматривают эстетическое воспитание как процесс совместной деятельности педагога и воспитанников, когда, приобщая детей к культурным ценностям, особое внимание взрослый уделяет эстетическому воспитанию, в центре которого – личность ребенка, личность, совершающая долгий и сложный путь внутреннего содержательного становления. Из этого положения вытекает и основная цель воспитания подрастающего поколения: становление эстетически развитой личности средствами регионального искусства. Зависит оно, как считают Ю.Б. Борев, А.В. Пирадов, В.И. Самохвалова, от эстетического уровня материальных и духовных ценностей общества, качества и самой эстетической деятельности, и ее продуктов, имеющих существенные отличия во временном контексте и отличия, зависящие от конкретной страны, нации и региональных компонентов. Становление эстетически развитой личности – процесс длительный. Под эстетически развитой личностью мы понимаем личность, способную воспринимать и оценивать явления в жизни, природе, искусстве именно с позиций эстетического эталона, личность саморазвивающуюся, создающую творческие эстетические продукты в разных видах художественной деятельности. Суть в том, что ребенок должен приобщиться к ценностям мировой художественной культуры через наиболее близкое ему искусство. А какое искусство может быть близким? Конечно, искусство малой Родины. Развитие личности всегда происходит в социокультурном пространстве жизни своего народа, истории, культуры. Приобщение к декоративно-прикладному искусству  рассматривается нами как первоначальный этап такого развития. Структура культурной жизни, представляет собой своеобразную триаду: отечественная общенациональная культура как составная часть мировой; смешанная, рождающаяся в национальных образованиях на территории России на основе взаимодействия проживающих здесь представителей различных наций и народностей; собственно национальная культура наций. Декоративно-прикладное искусство  развивалось по своим законам. Отличается оно своеобразием материалов, технологий, образов, семантических смыслов. Разнообразие  регионального искусства, его многофункциональность, богатство художественного материала создают широкие возможности для многогранной педагогической деятельности. Однако, анализируя состояние проблемы применительно к детям дошкольного возраста, приходится констатировать: в педагогической литературе рассматриваются лишь отдельные аспекты. Да, образовательные учреждения проявляют интерес к региональной народной художественной культуре, традициям родного края. Условия : 1) если декоративно-прикладное искусство определяется как ценность эстетическая; 2) если цель приобщения – расширение творческих способностей старших дошкольников в художественной деятельности; 3) если восприятие декоративно-прикладного искусства способствует формированию образа Я и побуждает ребенка творчески саморазвиваться в изобразительной деятельности. Первое условие, с нашей точки зрения, является основополагающим. Для педагогики эстетические ценности имеют особую значимость, так как связаны с величайшим феноменом – личностью ребенка, ее эстетическим становлением. Эстетические ценности – это ценности, представленные эстетическими чувствами, отношениями, вкусами, идеалами. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет утверждать: эстетические ценности синтетичны по своей природе, так как включают в себя многообразные общественно-человеческие отношения, обладают комплексом различных значений, воплощенных в неповторимом своеобразии формы явлений. Универсальный носитель ценностей – искусство, аккумулировавшее весь пласт человеческих ценностей. Освоение различных ценностей в процессе восприятия искусства предполагает: 1) единство эмоционального и рационального при доминанте переживания; 2) связанность с текстом и выход за его пределы; 3) диалектическую сопряженность эмпатии и созерцания красоты, гармонии, выразительности художественной формы. В нашей работе акцент падает на формирование эстетических ценностей малой Родины, на красоту уральской природы, традиции декоративно-прикладного искусства. И это неслучайно, так как развитие ребенка в значительной мере определяется культурой той региональной среды, в которой он непосредственно живет и которая обеспечивает эстетическое становление его личности. Декоративно-прикладное искусство , опираясь на традиции народа, имеет неповторимо яркое, многообразное содержание. Это важный раздел региональной культуры, связующее звено между человеком и природой, историей родного края и его традициями. Это часть географии, истории и культуры региона, содержащая в себе истоки его духовной жизни, эстетические и этические идеалы. Произведения декоративно-прикладного искусства представляют собой естественную, художественно организованную форму. Понимание ее сущности влияет на эмоциональное развитие ребенка и имеет широкие возможности для его приобщения к региональным, отечественным и общечеловеческим ценностям. Мы предполагаем: формируясь в историческом процессе культурного развития региона, произведения декоративно-прикладного искусства , выражающие традиции, обычаи, эстетические взгляды народа, заключающие в себе единство материальной конструкции и духовного образа, принимают статус эстетической ценности и имеют непосредственный выход на процесс становления эстетически развитой личности ребенка. В соответствии со вторым условием (речь идет о расширении творческих способностей старших дошкольников) отметим: декоративно-прикладное искусство как проявление творчества народа, по мнению ряда исследователей (Н.И. Алпатов, Ю.А. Арбат, B.С. Воронов, Л.Д. Рондели, Н.П. Сакулина, Т.Я. Шпикалова и др.), близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа). Возможности осмысления объяснимы его бурно развивающейся эмоционально-чувственной сферой, воображением, наглядно-образной памятью и мышлением. Именно в этом возрасте дети обладают наибольшей пластичностью и легко поддаются педагогическому воздействию; проявляется внутренний план деятельности, первые формы креативности и попытки создания и реализации замысла (Л.А. Блашук, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, Н.П. Сакулина, О.И. Сомкова, Е.А. Флёрина и др.). Как считает Б.М. Неменский, начинать формировать у детей навык общения с декоративно-прикладным искусством необходимо как можно раньше – с дошкольного возраста – и ставить перед ребенком как творческие задачи (формирование образа), так и содержательные (выражающие отношения). Такого же мнения придерживается и Т.С. Комарова. Ее мнение: включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, одно из главных условий полноценного эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей. Чтобы приобщить детей к региональному виду декоративно-прикладного искусства, необходимо подвести их к пониманию его особенностей, к освоению художественно-эстетического опыта данного вида искусства. И одновременно побуждать к саморазвитию, к проявлению творческих способностей в процессе изобразительной деятельности по мотивам искусства. Что касается третьего условия – имеется в виду восприятие произведений декоративно-прикладного искусства, способствующих формированию образа Я, побуждающих ребенка творчески саморазвиваться в изобразительной деятельности. Психологи (Л.С. Выготский, В.В. Зеньковский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон и др.) отмечают: раннее зарождение у детей эстетического восприятия возможно. Оно проходит несколько этапов – от поверхностного, чисто внешнего схватывания очертаний и бросающихся в глаза качеств до постижения сути и глубины художественного содержания. Кроме того, эта проблема тесно связана с вопросами саморазвития личности. Вспомним, что утверждал А.Н. Леонтьев: способность ребенка к саморазвитию наиболее интенсивно формируется в дошкольном детстве. Восприятие искусства невозможно без художественно-оценочной деятельности ребенка. Происшедшие изменения он осознает на основе сравнения себя до и после восприятия художественного произведения. Процесс этот осуществляется как интегративный – самосознания и самоизменения. Вот почему мы рассматриваем его как личностное саморазвитие ребенка. Процессы саморазвития, сопровождающие восприятие изобразительного искусства, побуждают ребенка к самовыражению в художественно-творческой деятельности, к творческому саморазвитию в продуктивной деятельности. Возникает вопрос: к чему должна сводиться основная задача педагога? По нашему мнению, к тому, чтобы посредством организации художественно-творческой среды, расширения эмоционального поля переживаний детей в процессе восприятия декоративно-прикладного искусства, создания специальных педагогических ситуаций способствовать творческому саморазвитию дошкольников в продуктивной художественно-творческой деятельности.