Главные вкладки

    Статья по изобразительному искусству (изо) на тему:«Развитие визуальной культуры личности средствами изобразительного искусства».
    статья (старшая группа)

    Горохова Ирина Владимировна
    "Развитие визуальной культуры личности, средствами изобразительного искусства".
     
      Развитие визуальной культуры личности это непрерывный процесс и постепенный. В каких условиях, в какой среде живет ребенок сейчас?
    Среда: Разнообразная, контрастная, искусственная, динамическая, агрессивная. Среда вырабатывает своего зрителя, приспособляя к современной среде.
    Современный зритель это: не насмотренный глаз или замыленный глаз . Когда всего слишком много, мозг ребенка приспосабливается- фильтрует.
    Вокруг нас : пиктограммы, логотипы, рекламы (на улице, в метро, по телевизору…)  
     
      Два ключа: СЛОВО и ИЗОБРАЖЕНИЕ.
    Чтоб ребенок научился, его надо учить, визуально и вербально.
    До трех лет – слово,  изображение.Показ картинки мамой, разговор и реакция ребенка.
     
      Пример: Что лучше воспринимается, посмотрим  в сравнении:
    Мультик смотрится.                                                                           
    Без усилий
    Мозг не активен
    Глаз не выбирает куда смотреть, подчиняется Усилие
    Книжка с картинками рассматривается.
    Мозг активен
    Глаз выбирает куда смотреть
    Ценность изображения
     
     Искусство как средство воспитания.
    Искусство отражает жизнь. Очень важно правильно отбирать произведения в зрительный ряд, он  должен быть гармоничный цветовой строй, понятный детям.
     
    Система ценностей при воспитании.
    1.Гармоничный цветовой строй. 
    ощущение гармонии развития
    2.Эмоциональная насыщенность
    покой, грусть, ожидание, легкая тревога
    «Важно как  отозвалось это у вас в душе»- (Кустанович  Д.А.современный художник)
    3.Безопасность
    подготовка детей к жизни .А что для вас эта картина?
    4. Трансляция ценностей
    любовь к природе
    символы России (березы на первом плане)
    5.Поиск смысла (В.Куш)
    6.Ресурсность (знаменитые работы- ШТАМПЫ- Шишкин, Левитан итд)
       МОЖНО СОСТАВИТЬ ЗРИТЕЛЬНЫЕ РЯДЫ ХУДОЖНИКОВ
    Маврина
    Куш
    Дубовский
    Ходлер
    Кустанович
    Рерих
    Россели
    Ренуар
    Брюлов
    Куинджи
    Серебрякова
    Крылов
     
      Профессиональная компетентность педагога включает: умение создать ситуацию основанную на задачах визуальной культуры.
    При рассматривании картины ( репродукции)
    1. Научить вглядываться
    2.Научить задумываться
    3.Научить  эмоционально воспринимать увиденное (возможность получать эстетическое удовольствие)
    4.Научить защищаться от вредных изображений, деструктивных визуальных воздействий ( я это вижу, но я не хочу это видеть).
    Фасилитированная  дискуссия это совместная коммуникативная деятельность детей и педагога, метод который позволяет поддерживать благожелательную атмосферу  общения, заинтересованность в успехе деятельности участников процесса, что способствует личностному росту детей.
     
    Педагог фасилитатор - это ролевая позиция ведущего при организации групповой деятельности.
     Педагог фасилитатор:
    Понимает (мысли и чувства другого, какими бы они не были)
    Принимает (мнение не подсудно)
    Допускает (право на равенство в сотворчестве и партнерстве)
    Сопереживает (доверие и диалог, искренность отношений)
                                 
      Функции фасилитации- стимулирование и актуализация возможностей, инициирование и воодушевление, помощь и поддержка, облегчение восприятия детьми картины. Именно фасилитированная дискусия и помогает нам решить данные вопросы
     
     
    I. Педагог фасилитатор  
    дает паузу (привлекается внимание к картине),
    в определенном порядке задает определенные вопросы, 
    слушает всех, 
    эмоционально реагирует на каждый ответ, 
    использует указку,
    использует парафраз, 
    делает обобщение.
                                                          Что не делает педагог
    не дает название картины, 
    не оценивает ответы, 
    не высказывает собственного мнения
     
    II. Участники 
    внимательно рассматривают картину
    анализируют
    высказывают свое мнение 
    слушают высказывания других 
    обосновывают свое мнение
    придумывают название картины
     
    III. Картина- чем она являлась?
    объект для обсуждения
    источник информации
    окно в мир
     
     
      Рассматривание картины длится 1 -2 минуты – для чего? Чтоб появилось личное восприятие.
    В картине должны быть детали, рассматривание начинается с того, что ребенок может опознать что ему знакомо и эмоционально интересно ему. 
                          
                            Четыре главных вопроса (вопросы открытого типа):
    1. Что вы видите на картине (деталь)? ( запускающий дискуссионный вопрос)
    Дети с радостью будут отвечать на своем уровне и получать удовольствие
    2. Что происходит на картине (сюжет)? 
    Задается под вопрос?
     - Может кто-то увидел такое, о чем никто еще не сказал? 
    Педагог привлекает внимание детей. Чтоб они смогли сформулировать воображение. 
    4. Как бы вы назвали картину (вывод)? 
    От деталей к сюжету и вывод.
    3. А что вы видите такого, что позволяет вам сказать, что это…?
     Принимаются разнообразные ответы.
     
    Искусство разнообразно- можно черпать другие смыслы 
     
    И у ребенка формируется понимание-« и я смогу»
    «Не правильный ответ»- у ребенка ситуация не успеха. 
    Педагог от оценки  уходит
    Ответ ребенка был услышан и предъявляется всем (парафраз)
    Поддержка ребенка (мозговой штурм)
    Указка- привлекает внимание других детей к тому, о чем говорит ребенок
    Обобщение- 3 предложения –педагог не перечисляет все, а суммирует
    Интрига- создается искусственно ( у детей работает мозг)
    Мы не эксперты картины!
    Не ругать, не хвалить, а принимать мнение каждого
    Принять и перефразировать
    Педагог должен быть готов к импровизации подхватывать ответы.
    Отсоединяться от роли зрителя- педагог фасилитатор.
     
    Этот метод используется коррективно в II этапа. (8-12детей)
     
    I. Первый этап. «Вводим в картину», готовим «почву»-открытые вопросы. Первое занятие начальная стадия, как игра. Неограниченное количество ответов. На вопрос ? Что вы видите? Не прицельный вопрос (не закрытый). 
    В раздевалке можно повесить картину и написать- это мы смотрели и обсуждали картину с детьми (через год можно показать эту картину, но цель будет другая). 
     
    II. Второй этап. «Мы раскрываем тайну, замысел художника».
    В начале перед просмотром картины 3 предложения:
    Кто такие художники?
    Что делали художники?
    Послание художника?  
    Название картины говорится если только дети спросят сами.
     
    Вывод: Нельзя совмещать разные методы! ( Пример: как хоккей и фигурное катание)
    Фасилитированная  дискуссия- расширяет кругозор,  учит слушать и слышать, раскрывать тайны.
     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Статья «Развитие визуальной культуры личности средствами изобразительного искусства». 

        Для работы с детьми старших и подготовительных групп.

    Развитие визуальной культуры личности это непрерывный процесс и постепенный.  

    В каких условиях, в какой среде живет ребенок сейчас?

    Среда: Разнообразная, контрастная, искусственная, динамическая, агрессивная. Среда вырабатывает своего зрителя, приспособляя к современной среде.

    Современный зритель это: не насмотренный глаз или замыленный глаз .  

    Когда всего слишком много, мозг ребенка приспосабливается- фильтрует.

    Вокруг нас : пиктограммы, логотипы, рекламы (на улице, в метро, по телевизору…)  

    Два ключа: СЛОВО и ИЗОБРАЖЕНИЕ.        

    Чтоб ребенок научился, его надо учить, визуально и вербально.

    До трех лет – слово,  изображение.

     Искусство как средство воспитания.

    Искусство отражает жизнь. Очень важно правильно отбирать произведения в зрительный ряд.

    Очень важно правильно рассматривать картины или репродукции.

    Кто такой педагог фасилитатор?

    Функции фасилитации- стимулирование и актуализация возможностей, инициирование и воодушевление, помощь и поддержка, облегчение восприятия детьми картины. Именно фасилитированная дискуссия и помогает нам решить данные вопросы. 

    Как  проходит рассматривание картины? Какие вопросы нужно задавать при фасилитированной  дискуссии.

    Как ведет себя  педагог фасилитатор. И что не делает педагог.                                             Все это вы узнаете в этой статье.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педсовет № 4 от 30.03.2012 год. Тема: Развитие творчества и фантазии дошкольников через интеграцию искусств - изодеятельность и литературу.

    Педсовет № 4 от 30.03.2012 год.Тема: Развитие творчества и фантазии дошкольников через интеграцию искусств  - изодеятельность и литературу....

    Детям о родном крае.Становление эстетически-развитой личности средствами регионального искусства.

    Статья освещает актуальность проблемы эстетического воспитания дошкольников средствами изобразительного искусства. Приобщение к региональному искусству рас сматривается автором как первоначальный эта...

    опыт работы по теме «Развитие художественно – творческих способностей детей, через ознакомление искусством бумажной пластики - оригами».

    Современные социально - экономические условия побуждают систему образования уделять большое внимание проблемам творчества и формированию у детей качеств творческой личности в процессе обу...

    Статья на тему: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

    Искусство для детей-это яркая страница в большом искусстве, в искусстве взрослых. Оно подчинено тем же законам, хотя и имеет свои особые черты. Но оно так же разнообразно по видам и жан...

    Консультация для педагогов на тему: «Развитие социальной компетенции ребёнка-дошкольника средствами изобразительного искусства»

    Развитие творческих способностей, нравственное и социальное развитие детей дошкольного возраста в процессе формирования художественных и интеллектуальных способностей....