МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
статья на тему

Рямянцева Ирина Львовна

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_formirovaniya_zdorovesberegayushchey.docx25.33 КБ

Предварительный просмотр:

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

                                                                     

Цель: обеспечить психолого-педагогические условия  формирования компетентности здоровьесбережения у дошкольников.

Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы. Человек – часть природы. Он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле.

  Ушакова В.Т. В  последнее  десятилетие  происходит  резкая  переориентация  оценки  результата  образования  с  понятий  «подготовленность»,  «образованность»,  «общая      культура», «воспитанность»,        на    понятия      компетенция»,  «компетентность»           обучающихся.

Компетентностный   поход   стал      центральным   в   моей работе   при  формировании    здоровьесберегающих  навыков            у  дошкольников.  В  сферу  охраны  и  укрепления  здоровья  детей  ребенок    вовлечен  с  первых  дней,  сначала, как пассивный потребитель благ, затем как активный создатель этих  благ  для  себя  самого     и  для  других.   С  раннего  возраста  мы  стремимся  привить  ребенку  навыки  гигиены,  поддерживаем  его  в  стремлении  активно  двигаться, формируем элементарные представления о безопасном поведении  в  окружающем  мире,  полезном  питании  и  правильном  поведении  во  время  болезни.   Совершенно   очевидно,  что  гарантом   сохранения  и   укрепления  здоровья  ребенка  остаются  окружающие  его  взрослые,  но  и  сам  ребенок  вполне может вносить свою лепту, осознанно выполняя нужные действия. К  этому   его   побуждают   примером,   советом   или   прямыми   указаниями   с  энергичным  постоянством  и  в  семье,  и  в  дошкольном  образовательном  учреждении,  и  в  общественных  местах.  Можно  считать,  что  большинство  детей  уже  в  младшем  дошкольном  возрасте  владеет  набором  простейших норм и способов поведения, если не здоровьеформирующих, то, по крайней  мере,  являющихся  предпосылками  к  здоровьесбережению.  Таким  образом,  можно   говорить   о   том,   что   в   дошкольном   возрасте   мы   имеем   дело   с формированием здоровьесберегающей компетентности.

В системе работы по формированию здоровьесберегающей компетентности можно выделить три этапа:

  1. Начальный. Выполнение элементарных правил здоровьесбережения на уровне первоначального умения.
  2. Информативный. Ребенку даются базовые представления о строении своего организма, о здоровье, связях с окружающей средой, правилах сохранения и укрепления своего здоровья, правилах здорового образа жизни. Формирование полноценного понимания основ ЗОЖ.
  3. Деятельный. Закрепление знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшему их совершенствования. Приобретение опыта ведения здорового образа жизни в условиях здоровой окружающей среды, в условиях сурового климата и экологического неблагополучия умение применять для укрепления своего здоровья оздоровительную силу природы родного края.

Учитывая наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления дошкольников в своей работе использую следующие методы:

  1. Наблюдение является основным методом воспитания.
  2. Интерес у детей вызывают путаницы.
  3. Широко использую в работе прием разрешения проблемных ситуаций.
  4. В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, кроме того игра это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен, доброжелателен. При формировании представлений о человеке, его организме и здоровом образе жизни использую дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры с определенно дидактической целью, которые по – другому называются игровые обучающие ситуации (ИОС).
  5. Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на предметные, настольно – печатные, словесные. Все они предназначены для систематизации и закрепления знаний детьми.
  6. В процессе работы по формированию привычки к ЗОЖ часто использую беседы.
  7. Использование художественной литературы помогает обогащать знания детей, искать ответы на многие вопросы.
  8. Метод экспериментирования (опыт), который позволяет развивать наблюдательность, и учит детей заботиться о своем здоровье, выявляя причинно-следственные связи.
  9. При знакомстве дошкольников со строением человеке его организме большую помощь может оказать метод моделирования.
  10. С целью получения информации на основе наблюдений исследовательской и практической деятельности детей рекомендуется использовать метод проектирования. 

 В работе по формированию представлений о человеке и его здоровье, воспитании привычки к ЗОЖ необходимо использовать разнообразные методы и приемы в комплексе.

Образовательная работы осуществляется в разных формах:

– на специально организуемых занятиях (различных типов и видов)

– в играх (сюжетно-ролевых, дидактических)

– на прогулках

– в нерегламентированных видах деятельности (познавательные минутки, беседы, чтение художественной литературы)

– развлечения и досуги.

Модель формирования компетентности  здоровьесбережения у

дошкольников

Цель: Обеспечить психолого-педагогические условия формирования компетентности здоровьесбережения у дошкольников

Дошкольники

Педагоги  

Родители

-владеет  основами

гигиенической культуры, экогуманистическим отношением к природе, человеку, обществу;

-проявляет  активность  в

выбранных  видах

двигательной деятельности;  

-осознает пользу движений;

-соблюдает  правила

безопасного поведения

-сформировано  желание

вести здоровый образ жизни,  

-управляет своим поведением и способами общения.

-владеют  целостной

системой знаний о здоровье и  

-умеют применять умения и навыками

здорового образа жизни;

-понимают, что без решения экологических проблем невозможно решить проблему здоровья человека.

- умеют применять умения, знания, навыки    в

профессиональной

деятельности.

-владеют  системой  знаний  о

здоровье ребенка

-создают  условия  для

занятия  физической

культурой дома

-организуют  оптимальный

режим, питание  ребенка  

-создают  условия  для

формирования  основ

гигиенической культуры у  

-  ведут  здоровый  образ

жизни;

1. Физкультурные занятия  

2.  Физкультурно-массовые

мероприятия

3.  Освоение различных техник, методов оздоровления:

закаливание,  обучение

практическим  навыкам,

освоение различных техник.

Организация оптимального двигательного режима

4. ООД по экологии. Беседы.

 

1. Разработка перспективных планов, проектная  деятельность (кратковременные и долговременные проекты)

3. Семинары,  мастер-

классы,  консультации,

открытые просмотры  

4. Организация  работы  по

самообразованию.

5. Презентация  передового

опыта  

6. Разработка программы по бумагопластике, по сказкотерапии.

7. Создан перечень коррекционных упражнений, направленных на весь организм.

8. Разработанны игры, упражнения по офтальмологии, направленные на увеличение резерва зрения.

1.Недели здоровья,  походы, экскурсии, спортивные старты…

2.  Помощь в создании  условий  для

здоровьесбережения в ДОУ

3.  Совместная  подготовка

к различным   мероприятиям.

Результат: Способность ребенка осуществлять здоровый стиль поведения

Исходя из вышеуказанного, можно    сделать вывод,     что     положительными        факторами, обеспечивающими         формирование       компетентности       здоровьесбережения стали: создание  положительного  эмоционального  фона;  индивидуализация  средств,  методов,  форм  оздоровительных  воздействий  в  зависимости  от  психофизиологических,        психофизических       особенностей     и   потребностей ребенка;  стимулирование  активности  ребенка  на  всех  этапах  формирования  

здоровьесберегающей          компетентности;    наличие       диагностического сопровождения,         обеспечивающего          своевременную,          комплексную  информацию          об       уровне       сформированности           компетентности  здоровьесбережения;  повышение         профессиональной  активности  педагогов;  повышение валеологической грамотности родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель формирования ИКТ-компетентности руководителя ДОУ

В сложившихся условиях одной из целей повышения квалификации и стимулирования руководителя ДОУ стало овладение им базовыми навыками в области информационных технологий, а так же умением творчески прим...

Формирование коммуникативной компетентности старших дошкольников

Онтогинез общения детей - со взрослыми, со сверстниками. Развитие коммуникативной компетентности у детей (из опыта работы)....

Статья на тему: Педагогические основы формирования здоровьесберегающей компетентности у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС в ДОУ.

В последнее время вопрос о состоянии здоровья наших детей, к сожалению, встает особенно остро, как перед родителями, так и перед педагогами. Нашим детям в современном мире приходится расти и развивать...

Сущность здоровьесберегающей компетентности старших дошкольников

В рамках модернизации российского образования компетентностный подход рассматривается как одно из направлений обновления образования. В этой связи в основу содержания общего образования будут положены...

Формирование здоровьесберегающей компетентности у детей и взрослых.

Материал посвящён теме здоровьесбережения в ДОУ...

Буклет «Формирование здоровьесберегающих компетентностей воспитанников посредством игровых технологий»

Формирование здоровьесберегающих компетенций воспитанников посредством гровых технологий...