Сущность здоровьесберегающей компетентности старших дошкольников
статья на тему

Позднякова Янина Юрьевна

В рамках модернизации российского образования компетентностный подход рассматривается как одно из направлений обновления образования. В этой связи в основу содержания общего образования будут положены «ключевые компетентности». В мировой образовательной практике понятие компетентности выступает в качестве центрального узлового понятия, ибо компетентность: во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования; во-вторых, в понятии компетентности заложены идеология интерпретации содержания образования, формируемого от «результата» («стандарт на выходе»); в-третьих, ключевая компетентность обладает интегративной природой, ибо вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким спектрам культуры и деятельности (информационной, правовой и др.).

Дошкольное образование является первой ступенью системы непрерывного образования человека. В связи с этим образование детей старшего дошкольного возраста должно строиться в соответствии с общей идеологией модернизации общего образования России, согласно которой основным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, а набор ключевых компетентностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 103 комбинированного вида

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

                                                                                     

Статья на тему:

«Сущность здоровьесберегающей

компетентности старших дошкольников»

Заведующий:

Позднякова Янина Юрьевна

Санкт-Петербург

2018

В рамках модернизации российского образования компетентностный подход рассматривается как одно из направлений обновления образования. В этой связи в основу содержания общего образования будут положены «ключевые компетентности». В мировой образовательной практике понятие компетентности выступает в качестве центрального узлового понятия, ибо компетентность: во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования; во-вторых, в понятии компетентности заложены идеология интерпретации содержания образования, формируемого от «результата» («стандарт на выходе»); в-третьих, ключевая компетентность обладает интегративной природой, ибо вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким спектрам культуры и деятельности (информационной, правовой и др.).

Дошкольное образование является первой ступенью системы непрерывного образования человека. В связи с этим образование детей старшего дошкольного возраста должно строиться в соответствии с общей идеологией модернизации общего образования России, согласно которой основным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, а набор ключевых компетентностей.

В системе начальных компетентностей ребенка А.Г. Гогоберидзе выделяет начальные ключевые и начальные специальные (допредметные) компетентности. В старшем дошкольном возрасте психофизиологические, психические, личностные достижения развития, относительная автономность и самостоятельность ребенка в поведении, решении элементарных бытовых проблем, организации доступной деятельности (игровой, художественной, познавательной), характер взаимодействия со сверстниками и взрослыми свидетельствуют о становлении начальных ключевых компетентностей

(А.Г. Гогоберидзе). Для них характерна многофункциональность, их овладение позволяет ребенку решать различные проблемы в повседневной жизни и деятельности, они универсальны, переносимы и применимы в различных ситуациях. Кроме того, они требуют целостного развития ребенка (его личностной, эмоционально - чувственной, интеллектуальной сферы) как субъекта деятельности и поведения.

Начальные ключевые компетентности многомерны, в них представлены результаты личного опыта ребенка во всем его многообразии (отношения, знания, умения, творчество, субкультура). В структуре начальных ключевых компетентностей могут быть представлены следующие: (таблица №1).

Таблица 1

Начальные ключевые компетентности старших дошкольников

Начальная здоровьесберегающая компетентность

Начальная личностно-социальная компетентность

Начальная учебно-познавательная компетентность

Готовность самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием здоровья.

Готовность самостоятельно решать задачи, связанные с общением и взаимодействием со сверстниками и взрослыми.

Готовность самостоятельно решать задачи, связанные с освоением содержания образования  и способов их получения на основе развития основных познавательных процессов.

        

        Начальные специальные (допредметные) компетентности обеспечивают специальную готовность ребенка к переходу к школьному образованию, содержание которого определяется учебными предметами. Структура данных компетентностей представлена в таблице №2.

Таблица 2

Начальные специальные компетентности старших дошкольников

Речевая

Компетентность

Литературная компетентность

Математическая компетентность

Экологическая компетентность

Художественная компетентность

Готовность самостоятельно решать задачи, связанные с использованием речи как средства общения.

Готовность самостоятельно решать задачи, связанные с восприятием, анализом соответствующих возрастным возможностям  литературных текстов.

Готовность

самостоятельно решать задачи,

связанные с

выделением изменений, связей групп предметов,

чисел, величин; воссозданием  геометрических фигур.

Готовность самостоятельно решать задачи гуманного взаимодействия с природой на основе системы экологических представлений.

Готовность самостоятельно решать задачи, связанные с

художественным восприятием произведений

искусства и творчеством.

В качестве целевого ориентира, показателя результативности и качества образования старших дошкольников можно рассматривать начальные компетентности ребенка – интегративные личностные характеристики, определяющие его способность к решению разнообразных доступных задач жизнедеятельности.

Сегодня возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья ребенка в процессе образовательной деятельности, определяющего в дальнейшем полноту реализации его жизненных целей и смыслов. Здоровье как основа жизнедеятельности человека представляет собой сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психический, социальный и педагогический компоненты. Последний из них, понимаемый как формирование у человека индивидуального способа здорового образа жизни с самого раннего детства, по мнению академика И.И. Брехмана, имеет для нас определяющее значение.

        В настоящее время система дошкольного образования ориентирована на решение проблемы формирования взаимоотношений ребенка и окружающей среды на основе экологических и валеологических программ. Интерес к экологии человека в последнее десятилетие определил подход не только к решению проблемы формирования гармоничных отношений человека с окружающей социо-природной средой, но и к его здоровью как интегративному показателю их взаимоотношений (М.А. Аршавский, И.И. Брехман, А.И. Субетто, З.И. Тюмасева и др.), что способствовало развитию эколого-валеологического образования. Его значение обусловливается тем, что оно строится на интеграции экологических и валеологических знаний во имя решения проблемы формирования гармоничных взаимоотношений человека и окружающей среды, критерием оптимальности которых является его здоровье. Результатом эколого-валеологического образования является начальная здоровьесберегающая компетентность ребенка как готовность самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья. Под здоровьесберегающей компетентностью мы понимаем интегративное свойство личности ребенка, включающее совокупность  знаний о человеке и его здоровье, здоровом образе жизни; мотивы, имеющие эколого-сохранительную направленность по отношению к себе и окружающему миру, побуждающие к ведению здорового образа жизни; потребность в освоении способов сохранения своего здоровья, в выборе здорового образа жизни; способах изучения, сохранения и коррекции здоровья, ориентированных на самопознание и самореализацию.

Показатели уровней здоровьесберегающей компетентности мы связываем с основными компонентами личности (М.С. Каган, Н.И. Шевандрин, Л.Д. Столяренко и др.): когнитивным, мотивационным, эмоционально-волевым, предметно-практическим.

Когнитивную сферу составляют познавательные процессы, мыслительные операции, познавательные умения, знания и способы действий.

Мотивационная сфера включает всю совокупность побуждений – потребностей, мотивов и желаний человека. Мотивация здоровьесберегающей компетентности входит составляющей частью в мотивацию поведения и деятельности, поэтому и рассматривается как нарушающая или поддерживающая их.

В эмоционально-волевой сфере доминирующим компонентом является цель. Поэтому нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации экологических поступков при оптимизации отношений в системе «человек — общество — природа»: твердость, самостоятельность, принципиальность в отстаивании эколого-валеологических  ценностей.

Предметно-практическая сфера включает склонности, поступки, привычки, навыки и умения в различных сферах деятельности и общения. Развитая предметно-практическая сфера позволяет ребенку проявлять гуманное отношение к социоприродной среде, к действительности, формированию умения оценить и предвидеть последствия  влияния окружающей среды на здоровье человека.

Таким образом, содержательными показателями  здоровьесберегающей компетентности будут являться изменения, новообразования сфер индивидуальности в совокупности со сформированными экологически значимыми чертами личности. К ним относятся:

  • в когнитивной  сфере — объем, глубина, осознанность знаний об основных эколого – валеологических ценностях, экологическое мышление;
  • в мотивационной сфере — отношение к экологическим нормам (бережливость, умеренность, добропорядочность), своему здоровью;
  • в эмоционально-волевой сфере — характер и глубина переживаний (радость, жалость, отзывчивость, эмпатия), нравственно-волевые устремления в реализации поступков (твердость, самостоятельность, упорство, принципиальность); мотивы, потребности, умение оценить собственное и поведение сверстников с точки зрения экологических норм (критичность, честность);
  • в предметно-практической сфере — сформированность системы навыков и умений по уходу за своим организмом.

Показатели здоровьесберегающей компетентности представлены в таблице №3.

Таблица 3

Показатели здоровьесберегающей компетентности

в основных сферах личности старших дошкольников

Сферы личности

Признаки здоровьесберегающей

компетентности

Когнитивная сфера

Элементарная система знаний о зависимости здоровья от состояния окружающей среды, представления о строении организма человека, о человеке как живом организме, как части природы, правилах сохранения здоровья. Развитые познавательные умения.

Эмоционально-волевая сфера

Способность к волевым устремлениям, удержанию цели: твердость, самостоятельность, принципиальность в отстаивании ценностей здоровья и здорового образа жизни, освоении культуры телосложения и культуры движения.

Мотивационная сфера

Осознанность мотивов, потребностей и целей, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

Предметно-практическая сфера

Сформированность системы навыков и умений в осуществлении поведенческих навыков здорового образа жизни, умения применять для укрепления здоровья оздоровительную силу природы, поведения и опыта сохранения здоровья в любых жизненных ситуациях.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности старших дошкольников

Онтогинез общения детей - со взрослыми, со сверстниками. Развитие коммуникативной компетентности у детей (из опыта работы)....

Коммуникативная компетентность старших дошкольников - необходимое условие для успешного обучения в школе.

Современный мир влияет на коммуникативное развитие детей не лучшим образом. В детство не лучшим образом вторглись компьютер и телевизор, увлечение которыми нередко не оставляет места для необходимого ...

Знакомство с семьёй как средство воспитания социальной компетентности старших дошкольников

В статье раскрывается опыт работы воспитателя в рамках реализации проекта "Моя сеья" для детей подготовительной к школе группы....

Формирование коммуникативной компетентности старших дошкольников в процессе общения со сверстниками

В статье раскрывается понятие коммуникативной компетентности, задачи ее формирования в дошкольном возрасте,состав коммуникативных умений детей, приводятся игры и упражнения поразвитию диалогических на...

Развитие социальной компетентности старших дошкольников.

Формирование социально-коммуникативной компетентности является важнейшей составляющей личностной сферы и обеспечивает необходимую социально-психологическую адаптацию ребенка в окружающем его мире....

Опыт работы по средству формирования социальной компетентности старших дошкольников

Мы привыкли считать образовательное учреждение  местом, где идёт подготовка детей к будущей жизни,  передаются соответствующие знания, умения и навыки, но жизнь для детей идёт уже сейчас, сп...

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙКОМПЕТЕНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ....