Интегрированное занятие: "Три чуда"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Цель:

Формирование высоконравственной эстетически развитой личности.

Задачи:

  • развивать музыкальное восприятие детей;

  • формировать художественную культуру воспитанников;

  • пробуждать творческую активность и художественное мышление детей;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_zanyati_tri_chuda.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане» - А.С.Пушкин «Сказка о Царе Салтане» -

М.Врубель, В.Конашевич. Иллюстрации к  опере.

- Реб, что такое опера?

             (Это спектакль, в котором артисты только поют)

- Во время спектакля играет симфонический оркестр, а сцена украшена  красивыми  декорациями

- Сегодня у нас в гостях  новая интересная музыка: фрагменты из оперы  «Сказка о  царе Салтане» Н.А.Римского-Корсакова.

  Николай Андреевич, прежде чем стал композитором, закончил Морское

  училище и получил диплом  морского  офицера. И даже совершил

  кругосветное путешествие на корабле под названием «Алмаз». Поэтому он

  так любил в своей музыке изображать  море и все, что связано с морем.

- Вспомните, куда же попали молодая царица и ее сын по имени Гвидон?

            (Их бочку выбросило на сказочный  чудный остров Леденец)

 

«… Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

     Он бежит себе в волнах на раздутых парусах!

     Корабельщики дивятся, на кораблике толпятся.

     На знакомом берегу чудо видят наяву:

     Город новый, златоглавый, пристань с крепкою заставой.

     Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят!..»

- Реб, посмотрите на эту иллюстрацию!

   Что вы видите на картине?

 (город Леденец с узорчатыми  сказочными  башенками, маковками)

- Реб, вспомните, какое  первое чудо увидели гости на этом острове?

                                           (Белочку,поющую человеческим голосом)

«…Ель растет перед дворцом, а под ней хрустальный дом.

    Белка там живет ручная да затейница какая!

    Белка песенки поет да орешки все грызет.

    А орешки непростые – все скорлупки золотые!

    Ядра – чистый изумруд! Слуги белку стерегут…»

- Как вы думаете, какая должна быть музыка, изображающая белку?

                         (светлая, легкая, быстрая, веселая)

(Звучит соответствующий фрагмент из оперы)

- Мелодия народная («Во саду ли, в огороде»). Звучит она  очень высоко

 (в очень высоком регистре), у флейты-пикколо (у этого инструмента  самый

  тоненький голосок)

- А вот как изобразил чудо-белочку художник!

  (Рассматриваем иллюстрацию В.Конашевича; отмечаем полное

   соответствие тексту стихотворения и характеру музыки, яркость и сочность

                                                                                                           красок)

- Скажите, какое же второе чудо увидели гости на острове?

(Тридцать три богатыря)

«…В свете есть иное диво: море вздуется бурливо,

  Хлынет на берег пустой, разольется в шумном беге

  И очутятся на бреге в чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря!

  Все красавцы удалые, великаны молодые.

  Все равны как на подбор. С ними дядька Черномор…»

- Как вы думаете, а какая же музыка может изобразить этих богатырей?

     (мужественная, воинственная, громкая, четкая, уверенная)

(Звучит  соответствующий фрагмент из оперы)

- Сейчас я наших мальчиков обрызгаю «морской водицей» и превращу в

  богатырей! Выходите, богатыри, покажите свою силу богатырскую!

 

   (мальчики шагают под эту музыку по залу, выражая и мимикой, и

    характером шага образ богатырей)

- А вот как у А.С.Пушкина говорится о третьем чуде города Леденца

«…За морем царевна есть, что не можно глаз отвесть:

    Днем свет божий затмевает, ночью землю освещает.

    Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит!

    А сама-то величава. Выступает, будто пава.

    А как речь-то говорит, словно реченька журчит…»

            (Звучит фрагмент, изображающий Царевну-Лебедь)

- Какую вы представили себе, прослушав музыку, Царевну-Лебедь?

                (красивую, нежную, в изящных одеждах)

Сейчас я девочек обрызгаю «морской водицей» и превращу в Царевен-Лебедей! Выходите, девочки!

(девочки импровизируют образ Царевны-Лебедя движениями, мимикой)

- А вот изображение этой Царевны глазами художника!

    (Рассматриваем иллюстрацию М.Врубеля «Царевна-Лебедь, отмечаем

     переливчатость света, как появляется из перьев лицо Царевны,

     как она на наших глазах превращается из птицы в девушку. Живописность

     картины таит в себе разгадку чуда.

 - Игру самоцветных камней на кокошнике у царевны, положение перьев

      на крыльях художник передал ритмичными мазками, штрихами,

     похожими на мозаику. Эта ритмичность придает образу музыкальность.

  На следующем занятии можно предложить детям картину другого

      художника - В.Конашевича. Обращаем внимание  на то, как по-

      разному увидели художники образ Царевны-Лебедя. Здесь – полное

      соответствие пушкинскому  тексту!)

- Реб, в этой сказке много чудесных превращений! Вспомните, как Царевна-

  Лебедь превращала князя Гвидона то в комара, то в шмеля.

«…Тут он очень уменьшился,

      Шмелем князь оборотился,

      Полетел и зажужжал…»

- Вот как в музыке Николай Андреевич изобразил шмеля.

                (слушаем «Полет шмеля»)

- Итак, мы вспомнили содержание сказки, послушали фрагменты из оперы,

   рассмотрели иллюстрации к этой опере…

   И все мы рады, что сказка так хорошо закончилась:

«…Царь слезами залился, обнимает он царицу,

      И сынка, и молодицу и садятся все за стол,

      И веселый пир пошел!..»

- Николай Андреевич Римский-Корсаков был увлечен музыкой с самого  

       раннего возраста. Когда ему не было еще и  двух  лет, он различал все  

      мелодии, которые  пела мама. Когда было 3-4 года, с удовольствием

      бил в игрушечный барабан в такт музыке, когда папа играл на пианино.

      В 6 лет его начали обучать игре на пианино. Читать научился сам. Память

      была превосходная: он мог запомнить слово в слово целые страницы!

      Считать научился сам и тоже очень рано!

С детства маленький Ника (так его звали родные) полюбил морскую стихию,    мечтал стать моряком,  как его дядя – адмирал и его брат – командир шхуны. Он читал книги о  дальних плаваниях, играл в морские путешествия, строил игрушечные корабли…

Его мечта сбылась: он окончил Морской корпус и стал моряком. И даже

     совершил кругосветное плавание!  Он видел море и спокойным,

    ласковым; и бушующим, со стоном и ревом бросающим огромные волны!

     Эти впечатления, конечно, пригодись ему, когда он стал композитором.

     

Цель: формирование эстетически развитой личности

Задачи:

        Развитие музыкального восприятия детей.

        Формирование художественной культуры.

        Приобщение к истинно-прекрасному.

        Личностно-ориентированное целостное развитие детей.

        Пробуждение творческой активности и художественного мышления.

        Выявление способности самовыражения через различные формы    

        творчества детей.

Предварительная работа:

Чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане и его сыне Гвидоне».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста "Три чуда"

Цель: углубление восприятия музыки, через интеграцию различных видов искусств. Задачи: • Продолжать знакомить детей с творчеством русского композитора Н.А. Римского – Корсакого на примере муз....

Конспект интегрированного занятия «Чудо - писанки»

:  Развивать творческие способности у детей средствами нетрадиционной техники исполнения («Рисуем на объемной форме тычками »)....

Интегрированное занятие по формированию математических представлений "Путешествие к математическому чудо дереву".

Интеграция образовательных областей: "Познание", "Коммуникация", "Физкультура", "Музыка".Интеграция детской деятельности: Игровая,  коммуникативная, познавательная. В современной образовательной ...

Конспект интегрированного занятия о русских народных игрушках в старшей группе «Чудо чудное, диво дивное!»

Конспект интегрированного занятия о русских народных игрушках в старшей группе «Чудо чудное, диво дивное!»Образовательная область: «Социализация», «Коммуникация».Цель: познакомить с разнообразием русс...

Конспект интегрированного занятия о русских народных игрушках в старшей группе «Чудо чудное, диво дивное!»

Конспект интегрированного занятия о русских народных игрушках в старшей группе «Чудо чудное, диво дивное!»Образовательная область: «Социализация», «Коммуникация».Цель: познакомить с разнообразием русс...

Интегрированное занятие - развлечение «Чудо лес, полон сказок и чудес»

Уточнить представления детей о первых признаках зимы и типичном состоянии природы зимой....

Интегрированное занятие "Весеннее чудо"

Цель: совершенствование у детей речевого слуха и закрепление навыков четкой, правильной и выразительной речи....