Выступление на педагогическом совете
план-конспект занятия на тему

Васильевых Татьяна Геннадьевна

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_vasilevyh_t.g.docx27.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Основные направления взаимодействия с семьей из опыта работы»

Семья и детский сад – два важных института социализации   детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.                                                                         

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования от « 17 » октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014г., где прописаны требования по взаимодействию ДОУ с родителями. Если раньше педагоги ограничивались просвещением родителей, то теперь, как гласит ст. 44 ФЗ, «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

Цели и задачи семьи и детского сада совпадают. Обе стороны желают по окончании детского сада получить одинаковый результат: здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе.

Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В соответствии с ФГОС  ДОУ обязано:

•      информировать родителей  (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;

•      -обеспечить открытость дошкольного образования;

•      -создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

•      -поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

•      -обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность,

•      -создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

Основные принципы партнёрства ДОУ и семьи

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями (создание партнерских, доверительных отношений между родителями и воспитателем)

2. Индивидуальный подход (в ежедневном контакте воспитателя, когда родители приводят и забирают детей).

3.Динамичность (быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы).

4.Открытость (посещение родителями группы для того, чтобы они могли видеть, как и чем  занимается их ребенок).

5. Сотрудничество, а не наставничество. ( Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать).

Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей:

- положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по развитию и воспитанию детей;

- учет индивидуальности каждого обучающегося;

- самостоятельный выбор родителями направления в развитии и воспитании ребенка;

- укрепление внутрисемейных связей, эмоционального общения, нахождение общих интересов и занятий;

- возможность реализации единой программы развития и воспитания ребенка в ДОУ и семье;

- возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений (слайд 9);

- открытость детского сада для семьи;

- сотрудничество педагогов и родителей в развитии и воспитании детей;

- создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и ДОУ;

- диагностика общих и частных проблем в развитии, обучении и воспитании ребенка.

Функции работы ДОУ с семьей:

1) ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого в ДОУ;

2) психолого-педагогическое просвещение родителей;

3) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;

4) помощь отдельным семьям в воспитании детей;

5) взаимодействие родителей с общественными организациями города;

6) распределение обязанностей и ответственности в работе (родители - воспитатель - методист - медперсонал - заведующая - специалисты).

В процессе работы с семьей в ДОУ решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга.

Новые формы и методы работы ДОУ с семьей:

- "Круглый стол" по любой теме;

- собеседование, диагностика, тесты, опросы на любые темы, анкетирование;

- интервью с родителями и детьми на определенные темы;

- тематические выставки;

- консультации специалистов;

- устный журнал для родителей;

- семейные спортивные встречи;

- почта и телефон доверия;

- конкурсы семейных талантов;

- семейные проекты "Наша родословная";

- открытые занятия для просмотров родителей;

- контрольные работы для родителей;

- аукцион секретов воспитания;

- родительская гостиная;

- портфолио семейного успеха.

Важные моменты:

а) все материалы для ознакомления должны быть эстетически оформлены;

б) содержание материалов необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;

в) оформление материалов должно быть выполнено так, чтобы привлекать внимание родителей (текст - на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);

г) содержание предполагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.

Работа с родителями - это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей: конфликты между родителями из-за детей, родительские претензии к воспитателям по разным вопросам, жалобы воспитателей на пассивность родителей, невнимание родителей к рекомендациям воспитателей в связи с недостатком авторитета педагога из-за молодого возраст или небольшого опыта.

Сегодняшние родители внимательно отнесутся к консультации специалиста: психолога, логопеда, врача. Но, когда дело доходит до воспитания, многие считают себя грамотными в этих вопросах, имеют свое видение проблемы и способы ее решения, не принимая во внимание опыт и образование воспитателя. Для предупреждения таких ситуаций администрация дошкольного учреждения с первых дней пребывания ребенка в детском саду должна поддерживать авторитет педагога, демонстрировать, что она высоко ценит знания, умения, навыки и педагогические достижения воспитателя.

Способы повышения авторитета воспитателя:

- торжественно вручить на родительском собрании почетную грамоту за заслуги ко Дню дошкольного работника или

за высокие показатели в работе по итогам года;

- оформить красивое поздравление ко дню рождения педагога;

- организовать благодарственное письмо от родителей выпускников;

- оформить холл фотографиями лучших педагогов детского сада с кратким описанием их личных достижений.

Вывод:

Важным моментом в предупреждении проблемных ситуаций является установление личного контакта педагога с родителями, ежедневное информирование о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. Отсутствие информации порождает у родителей желание получить ее из других источников, например, от других родителей, от детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к конфликтной ситуации.

Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно избегать формализма. Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать отношения в семье своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

В детском саду работа с родителями организована по четырем формам:

1. Информационно – аналитические формы

2. Досуговые формы

3. Познавательные формы

4. Наглядно – информационные формы

Для эффективной работы с родителями в новых условиях работу начинаю  с анализа социального состава семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Изучение семьи  веду последовательно, системно. Наиболее распространенные методы изучения семьи является, прежде всего, проведение анкетирования, личные беседы, наблюдения, которые помогают  правильно выстроить работу с родителями,  сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. 

-Примером информационной пропаганды служит уголок для родителей. Материалы родительского уголка можно разделить по содержанию на две части:

-материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления различного характера;

-материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье. В них отражаем  текущую  работу по воспитанию и развитию детей.

-За учебный год  мной были разработаны и проведены родительские собрания на следующие темы:  «Психологические особенности детей 5-6 лет», «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни». Целью таких встреч является обмен мнениями по тому или иному вопросу, их особенность заключается в активном участии и педагога и родителей. Проводить встречи с родителями я старалась в увлекательной, интересной форме.

-В группе у нас проходят «Дни добрых дел». Это дни добровольной, посильной помощи родителей группе. Ремонт игрушек, книг, изготовления атрибутов для театра, помощь в создании развивающей предметно – пространственной среды группы, связаны герои  по сказкам, где дети с удовольствием драматизируют, подражают. Такая форма помогает налаживать атмосферу тёплых, доброжелательных отношений между воспитателями и родителями.

-Создаем семейные странички - «Мой выходной день» это красочно оформленные родителями листы, где они в интересной форме повествуют о своих традициях, формах семейного отдыха, чем занимаются в выходной день.

-Заработал в группе мини-музей «Народные промыслы»

-Организуем  совместные спортивные мероприятия  «Мама, папа, я — здоровая семья» направленные на формирование основ здорового образа жизни взрослых и детей, улучшает психологический климат семьи и учреждения. Участвуют  в совместных выставках и конкурсах (например, «Золотая осень», «Зимняя сказка»), в подготовке и проведении праздников, разучивании репертуара.

-Большая работа была проведена по патриотическому воспитанию воспитанников ДОУ в которой активное участие принимали родители « Бессмертный полк».

-Не менее эффективная форма работы с родителями - конкурсы. Проходил т конкурс «8 марта». Участвуя в нем, родители раскрывали все свои интересы и способности, о которых и сами не подозревали.

-Традиционным стало проведение акции «Подари книгу детям».

У многих есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это бережное отношение к старым вещам, при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их - это большой труд, воспитание души.

- помогают озеленять территорию группового участка,

- проводят ремонтные работы в групповой комнате.

-проводили субботник по благоустройству территории ДОУ.

-Проводим  индивидуальные  и подгрупповые  консультирования  «Пальчиковые игры в развитии речи детей», «Пальцы помогают говорить», «Развиваем мелкую моторику», «Играя, учимся говорить», «Мелкая моторика – развивает малыша» и т. д.

-Изготавливаем  буклеты и Листки-памятки «Игры на развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода», «Чтобы пальчики писали», - папки-передвижки.

-Фоторепортажи  « Из жизни детей в детском саду», о ходе летней оздоровительной работе в детском саду, «Моя семья».

 Таким образом, проанализировав свою работу по взаимодействию с родительской общественностью, пришла к выводу, что воспитание и развитие ребенка не возможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными, и тогда все получится. Я не остановлюсь на достигнутом, буду продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни.

Необходимо ввести еще и такие нововведения:                                                                                        •      - Дни открытых дверей;                                                                                                         •      - Родительская почта;                                                                                                              •      - Мероприятия, организованные по инициативе родителей.                                         •      - «Гость групп».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»

Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно - развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...

Выступление на педагогическом совете в 2017 году. Тема выступления: «Инновации в современном ДОУ".

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Инновации в современном ДОУ"....

Выступление на педагогическом совете в 2018 г. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Выступление на педагогическом совете 2018. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраст...

Выступление на педагогическом совете "8 советов о том, как поговорить с ребенком о коронавирусе".

Сейчас даже взрослому легко почувствовать себя потрясенным от всего того, что вы слышали о коронавирусной болезни 2019 года (COVID-19). Если ваши дети тоже испытывают беспокойство, это тоже объяснимо....

Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».

laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...