Главные вкладки

    Программа кружка "Цветные капельки"
    рабочая программа на тему

    Олеся Валерьевна Артамонова

    Программа кружка "Цветные капельки"

    Нетрадиционное рисование

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_kruzhka_tsvetnye_kapelki.docx358.7 КБ

    Предварительный просмотр:

    C:\Users\user\Desktop\1.jpg

    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    I. Целевой раздел………………………………………………………………...3

    1. Пояснительная записка………………………………………………………3
    2. Актуальность данной программы…………………………………………...4
    3. Нормативно - правовая основа программы………………………………...6
    4. Возрастные особенности детей старшего возраста        .7
    5. Цели и задачи программы        8
    6. Принципы программы………………………………………………………10
    7. Ожидаемые результаты……………………………………………………...11
    8. Основные формы работы с детьми…………………………………………12
    9. Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды……………………………………………………………………………...13

    2.0.        Материально-техническое обеспечение…………………………………..14

    Часть II. Условия реализации программы…………………………………..15

    2.1.        Условия    реализации    программы в воспитательно-образовательном
    процессе…………………………………………………………………………..15

    2.2. Критерии  оценки  эффективности   реализации  программы    по
    экологическому воспитанию…………………………………………………….16

    2.3. Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников……….20

    2.4. Основные задачи взаимодействия детского сада с семьёй………………...21

    1. Основные формы работы с родителями…………………………………….25

    Часть III. Содержание работы по программе………………………………..23

    1. Тематический план занятий с детьми  (4-5лет)…………………………....23
    2. Тематический план занятий с детьми  (5-6 лет)…………………………..28
    3. Тематический план занятий с детьми   (6-7 лет)…………………………….32
    1. Результаты реализации программы………………………………………...36
    2. Список использованной литературы………………………………………..37

    Целевой раздел

    1. Пояснительная записка

       Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А.

       Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

       Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.

       Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

    Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость

    1.2. Актуальность данной программы

        Программа обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству.

       Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

       Программа  направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

       Программа по дополнительной образовательной услуге: кружок  нетрадиционного рисования «Цветные капельки» составлена с учётом ФГОС дошкольного образования. Программа реализуется на базе МБДОУ д/с № 16 «Золотой ключик» г. Сафоново Смоленской области, разработана на основе программы «Цветные ладошки» Лыкова И.А. Рассчитана на детей  дошкольного возраста от 4 до 7 лет. Программа направлена на формирование эстетического отношения к окружающему миру и творческое развитие детей с учетом индивидуальных особенностей.

    Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер.

    Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе:

    Развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами. Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.

    Новизной и отличительной особенностью программы по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные  и бросовые для нетрадиционного рисования.

    1.3. Нормативно-правовая основа для разработки данной программы

    составили:

    • Закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
    • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ МОиН РФ от 17.10.2013 № 1155);
    • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05. 2013 г. №26);
    • Вариативная образовательная программа «От рождения до школы», Н. Е. Веракса;
    • Устав ДОУ;
    • Программа развития ДОУ.


    1.4. Возрастные особенности детей дошкольного возраста

    3–4 года — позитивная эмоциональная реакция на изображение при узнавании знакомых или ценных в понимании ребёнка предметов на картинке. Психоэмоциональный уровень развития, а также степень развития абстрактного мышления и воображения пока не позволяет говорить о восприятии художественного образа. Оценочная мотивация носит простой, житейский, субъективный характер, например, выбрал эту фотографию, потому, что на ней изображена игрушка, а она мне нравится.

    5 лет — ребёнок не только обращает внимание, но и начинает осознанно воспринимать привлекательные эстетические качества произведения искусства. Дети в этом возрасте способны испытывать чувства эмоционального удовлетворения, созерцая цветовую палитру картины, реже они отреагируют на композиционное решение и особенности формы.

    6–7 лет — воспитанники способны преодолеть ограниченность буквального восприятия внешних очевидных признаков изображённых объектов. Уровень развития образного мышления даёт возможность улавливать тонкую внутреннюю характеристику изображённых художественных предметов.

    1.5. Цели и задачи программы

       Цель программы: формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. Развивать  у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.

       Объектом исследования является процесс организации системы работы по художественно-эстетическому  воспитанию дошкольников в условиях ДОУ.

       Предметом исследования  является использование интегрированных
    занятий     при
            организации процесса  художественно-эстетическому        воспитания  дошкольников.

    Задачи программы:

    Образовательные:

    • формирование представлений нетрадиционных техникам
      рисования;
    • ознакомление со способами  нетрадиционных техник рисования – кляксография, рисование пальчиками, монотопия, печать по трафарету и.т.д
    • овладение основами, умениями работы различными
      нетрадиционными видами рисования, формирование
      способности к творческому раскрытию, самостоятельности,
      саморазвитию;
    • обогащение знаний детей через изучение нетрадиционных
      техник рисования;
    • овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания;

    Развивающие:

    • развитие интереса к изучению народных промыслов;
    • повышение уровня навыков и умений в мастерстве детей в
      результате своих работ;
    • формирование способности к самостоятельному поиску методов
      и приемов, способов выполнения.
    • развитие опыта и творческой деятельности в создании новых
      форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;
    • развитие способности к личному самоопределению и
      самореализации в дальнейшей жизни;

    Воспитательные:

    • воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке
      к ярмаркам, выставкам;
    • соблюдение правил техники безопасности;
    • стремление к собственному поиску, самостоятельности;
    • понимание необходимости качественного выполнения образа
    • конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием,
      речевым развитием, мелкой моторики, глазомером.

    1.6. Принципы программы

    Программа реализуется с учетом ряда принципов обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:

    1.Принцип по-этапности «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип. Программа составлена с учетом возрастных техник например: пальчиковая живопись, а затем художественный образ создается с помощью сложных
    техник: кляксография, монотипия, и т.п.
    2.Принцип динамичности. Каждое занятие необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохраняется логическая  цепочка – от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.
    3.Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом, нетрадиционной техникой изображения,  помогает развитию творчества, воображения.
    4. Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы, без каких либо определенных и обязательных ограничений.
    5. Принцип индивидуализации - обеспечивает развитие каждого ребенка.
    6.Связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребёнком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем
    больший отклик она приносит в их творчество.

    1.7. Реализация программы предусматривает получение следующих

    результатов:


    На уровне ребенка:
    - желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества;
    - умения детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования;
    - развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения,
    - композиционных умений цветовосприятия и зрительно - двигательной координации, умений анализировать натуру;
    - умение сочетать нетрадиционные изобразительные технологии для создания законченного образа;

    - умение давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
    - проявление желания участвовать в выставках детских работ;
    - развитие чувства прекрасного.
    На уровне педагога
    Создание системы работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного
    материала;

    На уровне родителей
    Повышение компетентности в вопросах развития творческого воображения дошкольников средствами рисования в нетрадиционных техниках.
    Развитие интереса к художественной деятельности, к совместному с детьми творчеству.

    1.8. Основные формы работы с детьми

    Организационные

    Исследовательские

    Практические

    Аналитические

    индивидуальная работа; групповая работа

    диагностическое обследование; элементы тренингов; сеансы релаксации;

    выставки; конкурсы рисунков; занятия; мастер-классы; творческие занятия; игры;

    опрос; анкетирование; индивидуальная беседа; наблюдение

    Методы работы с детьми

    Словесные

    Наглядные

    Практические

    Игровые

    беседа; рассказ; поручение; объяснение; дискуссии; консультирование; тренинги; художественное слово: стихи, загадки; придуманные истории; вопросы; диалог; совет

    конкурсы рисунков; творческие работы; наблюдение; образцы рисунков; использование натуры; использование картин

    монотипия; рисование нитками; печатание бумагой; рисование с помощью соли; рисование кляксами; тычок жесткой полусухой кистью; печать поролоном; печать пробками; восковые мелки+акварель;свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками

    творческие игры; игры с водой; пальчиковая гимнастика; зрительная гимнастика; игровые моменты

    1.9. Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды

    Для успешной реализации работы в данном направлении мной была создана развивающая предметно-пространственная среда которая предусматривает наличие различных предметов и материалов для детского творчества:

    • Бумага разных размеров;
    • цветные карандаши;
    • воздушные фломастеры;
    • восковые мелки;
    • краски (гуашь и акварель);
    • кисти тонкие и толстые;
    • различные по толщине нитки и веревочки;
    • печатки и шаблоны;
    • баночки для воды;
    • салфетки;
    • палитры;
    • зубные щётки;
    • поролон;
    • пробки;
    • свечи;
    • ватные палочки;
    • трубочки для коктейля и т. д.

    Весь материал хранится в отдельных коробках. Новый изобразительный материал вводится постепенно, по мере ознакомления с ним дошкольников на занятиях.

     В уголке для рисования хранятся также папки с репродукциями картин художников, предметными и сюжетными рисунками, открытками, иллюстрациями к сказкам, рассказам. Имеется отдельная папка с образцами рисунков, выполненных с помощью нетрадиционных техник изображениятехнологические карты по рисованию. В кабинете имеется стенд для оформления выставки детских работ позволяющий продемонстрировать детям свои успехи в творческой деятельности.           

                                                                                                                                             2.0. Материально-техническое обеспечение

    Материально-техническая база МБДОУ д/с №16 «Золотой ключик» соответствует санитарным нормам, педагогическим требованиям, современному уровню образования. Организовано комната «Гармония» нетрадиционного рисования для «художественно – эстетического» развития детей дошкольного возраста в помещении детского сада. Комната оснащена мебелью,  оформлена библиотека  художественной литературы по нетрадиционному рисованию. В достаточном количестве имеются разнообразные предметы и материал, пособия, игры, и др. Закрепление знаний осуществляется в совместной деятельности. Все материалы периодически обновляются и доступны детям в любое время.


    Часть II. Условия реализации программы. 2.1. Условия реализации программы в воспитательно-образовательном процессе:

    • Программа «Цветные капельки» (нетрадиционные техники рисования) рассчитана на 3 года, для детей с 4 до 7 лет.
    • Реализация программы основана на приобщении детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству.
    • При планировании и организации работы учитываются индивидуальные и возрастные особенности, интересы и увлечения детей.
    • Все занятия проводятся с учетом специфики дошкольного возраста, в игровой форме с использованием практической деятельности, в соответствии с имеющимися условиями.
    • При организации работы предполагается стратегия сотрудничества ДОУ и семьи.

    2.2. Критерии оценки эффективности реализации программы

    Система мониторинга динамики развития детей

       Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.
      Выделенные критерии объединены в две группы: первая применяется при анализе продуктов деятельности, вторая — при анализе процесса деятельности. Это позволит охарактеризовать деятельность и ее продукты.
    Анализ продуктов деятельности
    1. Содержание изображения (полнота изображения образа).
    Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения. В последующих критериях выделяются показатели, позволявшие определить уровень овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям.
    В этом критерии для более полной и точной характеристики овладения
    детьми композицией выделили две группы показателей: «а» и «б»:
    этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение выделяется на занятии или вытекает из темы занятия.
    2. Передача формы:
    форма передана точно;
    есть незначительные искажения;
    искажения значительные, форма не удалась.
    3. Строение предмета:
    части расположены верно;
    есть незначительные искажения;
    части предмета расположёны неверно.
    4. Передача пропорции предмета в изображении:
    пропорции предмета соблюдаются;
    есть незначительные искажения;
    пропорции предмета переданы неверно.
    5. Композиция (для более полной и точной характеристики овладения
    детьми композицией выделены две группы показателей):
    а) расположение изображений на листе:
    по всему листу;
    на полосе листа;
    не продумана, носит случайный характер;
    б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину:
    соблюдается пропорциональность в изображении
    разных предметов;
    есть незначительные искажения;
    пропорциональность разных предметов передана
    неверно.
    6. Передача движения:
    движение передано достаточно четко;
    движение передано неопределенно, неумело;
    изображение статичное.
    Этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение
    ставится на занятии или вытекает из темы занятия.
    7. Цвет (в этом критерии также выделены две группы показателей:
    первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов
    декоративного искусства, вторая творческое отношение ребенка к цвету,
    свободное обращение с цветом):
    а) цветовое решение изображения:
    передан реальный цвет предметов;
    есть отступления от реальной окраски;
    цвет предметов передан неверно;
    б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей
    замыслу и выразительности изображения:
    многоцветная или ограниченная гамма — цветовое решение
    соответствует замыслу и характеристике изображаемого;
    преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени
    случайно;
    безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или
    случайно взятыми цветами).
    Анализ процесса деятельности
    1. Характер линии (в соответствии с проведенным исследованием по
    формированию у детей ручной умелости этот критерий включает
    следующие группы показателей):
    а) характер линии:
    слитная;
    линия прерывистая;
    дрожащая (жесткая, грубая);
    б) нажим:
    средний;
    сильный, энергичный (иногда бумагу);
    слабый (иногда еле видный); в) раскрашивание (размах):
    мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;
    крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за
    пределы контура;
    беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах
    контура;
    г) регуляция силы нажима:
    ребенок регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура;
    ребенок не всегда регулирует силу нажима и размах;
    ребенок не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.
    2. Регуляция деятельности (в этом критерии выделены три группы
    показателей для более детальной характеристики отношения детей к
    деятельности):
    а) отношение к оценке взрослого:
    адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить
    ошибки, неточности;
    эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале —
    радуется, темп работы увеличивается, при критике — сникает,
    деятельность замедляется или вовсе прекращается);
    безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);
    б) оценка ребенком созданного им изображения:
    адекватна;
    неадекватна (завышенная, заниженная);
    отсутствует;
    в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко
    (сильно, средне, безразлично) ребенок относится:
    к предложенному заданию;
    к процессу деятельности;
    к продукту собственной деятельности.
    З. Уровень самостоятельности:
    выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае
    необходимости обращается с вопросами;
    требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому
    обращается редко;
    необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны
    взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.


    2.3. Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников

    Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают взаимодействие с родителями (Законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи (п. 3.2.5. ФГОС ДО).

    2.4. Основные задачи взаимодействия детского сада с семьёй:

    • изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
    • знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
    • информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
    • создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
    • привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
    • поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребёнка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

    2.5. Основные формы работы с родителями:

    • Анкетирование;
    • Открытые мероприятия, мастер- класс по нетрадиционному рисованию;
    • Презентации, выступления на родительских собраниях (с использованием ИКТ;
    • Участие в развлечениях, конкурсах нетрадиционного рисования;
    • Консультации  для родителей по нетрадиционному рисованию дошкольников.


    Часть III. Содержание работы по программе

    3.1. Тематический план занятий в средней группе

    Месяц

    Недели

    Тематика занятий

    Программное содержание

    Сентябрь

    1

    Диагностика

    Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

    2

    Укрась платочек

    Формировать умение детей украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками и прием примакивания. Развивать чувство композиции, ритма.

    3

    Осеннее дерево

    Познакомить с приемом печати печатками. Воспитать у ребенка художественный вкус.

    4

    Осенний букет

    Познакомить с приемом печати  листьями. Воспитать у ребенка художественный вкус.

    Октябрь

    1

    Заготовка на зиму «Компот из яблок»

    Познакомить с техникой печатания яблоком, поролоновым тампоном. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды, в банке. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

    2

    Улитка

    Познакомить с техникой сочетания акварели и восковых мелков. Учить детей рисовать восковым мелком по контуру, учить раскрашивать по частям, аккуратно работать с солью. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

    3

    Грибы в лукошке

    Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатание печатками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

    4

    Цыпленок

    Формировать умение у детей наносить клей на отдельный участок, щедро насыпать крупу на отдельный участок, аккуратно окрашивать рис, «оживлять» работу с помощью ватной палочки. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

    Ноябрь

    1

    Рябинка

    Формировать умение детей  рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

    2

    Мои любимые рыбки

    Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа.(рыбки) Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

    3

    Первый снег

    Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью  техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.

    4

    Цыпленок

    Формировать умение у детей наклеивать ватные диски, учить аккуратно раскрашивать ватные диски, «оживлять» картинку с помощь ватных палочек. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

    Декабрь

    1

    Зимний лес

    Упражнять в печати по трафарету. Закрепить умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

    2

    Мои рукавички

    Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

    3-4

    Овечка

    Формировать умение у детей тонировать лист, промакивать салфеткой (изображая облака, шерсть), учить детей техникой рисования тычком полусухой кистью. Закрепить умение рисовать пальчиками.

    Январь

    1

    Ёлочка пушистая, нарядная

    Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

    2

    Снежок

    Познакомить с техникой рисования свечой, тонировать фон. Воспитать у ребенка художественный вкус.

    3

    Снеговичок

    Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции.

    Февраль

    1

    Чашка

    Упражнять в технике рисования тычком, печатание печатками. Развивать чувство композиции. Учить дорисовывать предмет. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

    2

    Подарок для папы

    Упражнять в рисовании с помощью печаток. Закреплять умение дорисовывать у полураспустившихся цветов стебельки и листочки. Развивать чувство композиции.

    3

    Ягоды и фрукты

    Формировать умение у детей рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

    4

    Плюшевый медвежонок

    Помочь детям освоить новый способ изображения - рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида

    Март

    1

    Мимоза  для мамы

    Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции.

    2

    Солнышко

    Закреплять  технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

    3

    Животные (петух, птица, слон, олень, медведь)

    Формировать умение у детей рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской.

    4

    Подснежник

     Формировать умение у детей рисовать подснежники восковыми мелками, обращать внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие.

    Апрель

    1

    Неваляшка

    Учить рисовать печатками (пуговицами) различной формы. Закрепить основные цвета: красный, желтый, синий. Воспитать у ребенка художественный вкус.

    2

     Волшебные картинки (волшебный дождик)

    Закреплять технику рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Учить рисовать тучу с помощью воскового мелка. Воспитать у ребенка художественный вкус.

    3

    Подарок для кошки Мурки

    Упражнять детей в выкладывании и наклеивании изображения из геометрических фигур; закрепить названия фигур; совершенствовать умение рисовать шарики ватными палочками; воспитывать аккуратность при работе с клеем и красками, желание помочь другу.

    4

    Насекомые (бабочка, паук, божья коровка, гусеница)

    Формировать умение у детей рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

    Май

    1

    Черемуха

    Продолжать знакомить детей с техникой рисования тычком. Формировать чувство композиции и ритма. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

    2

    Салют

    Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют  с помощью воскового мелка. Воспитать у ребенка художественный вкус.

    3

    Котенок

    Закреплять навык печати кистью по трафарету. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

    4

    Как я люблю одуванчики

    Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений и техник их изображения - обрывания и тычкования и других; развивать чувство композиции и колорита в процессе использования разных материалов для создания выразительного образа одуванчика в пейзаже.

    3.2. Тематический план занятий в старшей группе

    Месяц

    Недели

    Тематика занятий

    Программное содержание

    Сентябрь

    1

    «Окраска воды»

    Получать различные оттенки красного цвета. Называть предметы, имеющие такой же цвет. Развивать воображение, наблюдательность

    2

    «Знакомство с нетрадиционным рисованием»

    Развитие творческих способностей детей через знакомство с нетрадиционными способами рисования.

    3

    Веселый мухомор

    (1 занятие)        

    Продолжать знакомство с изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить точки на всю поверхность бумаги. Закреплять умение ровно закрашивать шляпку гриба, окунать кисть в краску по мере необходимости, хорошо ее промывать.

    4

    Веселый мухомор

    (2 занятие)

    Закреплять навыки наклеивания. Учить рисовать травку пальчиками. Знакомство с приемами печати печатками. Учить коллективной работе (создание элементарного коллажа)

    Октябрь

    1

    «Дерево осенью»        

    Научить детей рисовать осеннее дерево. С помощью трубочки из  под сока (нетрадиционная техника рисования), вносить в рисунок дополнения (листва разного цвета, трава и т.д.), обогащающие его содержание.

    2

    «Ежик»        

    Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования, развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук.

    3

    «Осенний букет»        

    Формировать умение у детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность.

    4

    «Осенний дождь»        

    Формирование умение у детей новым методом рисования, развивать чувство ритма и композиции.

    Ноябрь

    1

    «Моя любимая игрушка»        

    Упражнять в рисовании предметов круглой формы. Закреплять умение украшать предметы, используя печатание и рисование пальчиком.

    2

    «Ветка рябины»

    Освоить новую технику рисования, познакомить с зимующими птицами, развивать мелкую моторику рук.

    3

    «Воробьишко»

    Формировать умение у детей изображать птиц, используя при этом кулачок, передавая характерные особенности окраски оперения. Развивать творческое мышление, фантазию. Развитие мелкой моторики рук.

    4

    «Мы рисуем, что хотим»

    Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для нетрадиционной техники

    ( рис. ладошкой, пальчиком и др.)

    Декабрь

    1

    «Зимний лес»

    (1 занятие)        Упражнять в печати по трафарету. Закрепить рисовать деревья паралоновым тампоном, развивать чувство ритма и композиции, воображение творчества.

    2

    «Украсить елочку бусами»

     (2 занятие)        Упражнять в изображении елочных бус с помощью рисования пальчиками, развивать чувство ритма.

    3

    «Узоры на окнах»

    Развивать мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные рисунки.

    4

    «Елочные игрушки»        

            Продолжить знакомство с техникой печатания пробкой, печатками из картофеля, поролона, получение при их помощи отпечатка.

    Январь

    1

    «Снежинки»

    Формировать умение у  детей изображать снежинку с помощью пластилина. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе. Развивать мелкую моторику рук.

    2

    «Звездное небо»

    Вызвать интерес рисовать ватными палочками. Развивать воображение, интерес к процессу рисования.

    3

    «Лебедь по морю плывет»

    Формировать умение у детей превращать отпечатки ладоней в лебедей. Развивать воображение, чувство композиции.

    Февраль

    1

    «Транспорт на наших улицах»

    Продолжать учить рисовать с помощью трафаретов различных машин. Создать коллективную работу. Развивать эстетическое воспитание

    2

    «Небо при закате солнца»

    Познакомить с новым методом рисования, научить складывать лист пополам на одной стороне рисовать пейзаж на другой получить его отражение в озере. Половинку листа протереть влажной губкой

    3

    «Подарок папе»

    Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для нетрадиционной техники ( рис. ладошкой, пальчиком, печатками, печать по трафарету, рисование полусухой жесткой кистью и т.д.)

    4

    «Мой город»

    Продолжать знакомить с методом примакивания. Развивать чувство композиции

    Март

    1

    «Подарок для мамы»

    Формировать умение у детей рисовать нетрадиционным методом оттиск печатками из овощей и фруктов.

    2

    «Весенний цветок»

    Формировать умение у детей создавать образы растений, используя пластилинографию. Развивать пространственные  представления, композиционные навыки.

    3

    «Подводное царство»

    Познакомить с новым методом рисования. Формировать умение у детей сочетать восковые мелки и акварель. Развивать воображение.

    4

    «Ветка с почками»

    Формировать умение у детей  рисовать ветку с натуры, учить рисовать почки на ветке. Познакомить с новым методом.

    Апрель

    1

    «Весна красна»

    Закрепить технику примакивания губкой. Развивать умение пользоваться данным материалом.

    2

    «Мое любимое домашнее животное»

    Формировать умение у детей рисовать животное, передавая его характерные особенности. Учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Развитие чувства композиции.

    3

    «Веселые кляксы»

    Познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать ее выразительные возможности. Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.

    4

    «Цветы луговые»

    Продолжать развивать умение рисовать цветы способом примакивания, проводить ровные вертикальные полоски.

    Май

    1

    «Моя любимая игрушка»

    Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для нетрадиционной техники. Использование всех знакомых детям нетрадиционных техник.

    2

    «Праздничный салют»

    Познакомить с новой техникой рисования в соответствии с темой рисунка, развивать чувство композиции и цвета, ритма. Также побуждать любовь и уважение к Родине.

    3

    «Бабочка»

    Знакомство детей с новой нетрадиционной техникой – монотипия. Знакомить детей с симметрией и асимметрией. Совершенствование умений детей в различных изобразительных техниках.

    4

    Итоговая выставка рисунков за год

    Продолжать учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные проявления, выбор понравившихся и непонравившихся рисунков.

    3.3. Тематический план занятий в подготовительной  группе

    Месяц

    Недели

    Тематика занятий

    Программное содержание

    Сентябрь

    1

    Диагностика

    Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

    2

    Диагностика

    Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

    3

    «Детский сад»

    Формировать умение у детей прижимать поролон к штемпельной подушечке с краской и наносить оттиск на бумагу.

    4

    «Игрушки»

    Продолжать знакомить детей со способом рисования ватной палочкой методом тычка; развивать изобразительные навыки и умения.

    Октябрь

    1

    «Осень. Лиственные деревья»

    Продолжать знакомить с видом изобразительной техники – «печать растений». Развивать чувства композиции, цветовосприятие.

    2

    «Осень. Лиственные деревья»

    Продолжать знакомить детей с нетрадиционным приемом рисования – кляксография трубочкой. Развивать воображение.

    3

    «Огород. Овощи»

    Упражнять в комбинировании различных техник, развивать чувство композиции и колорита.

    4

    «Лес. Грибы. Ягоды»

    Совершенствовать навык работы  с восковыми мелками и акварелью.

    Ноябрь

    1

    «Осенняя одежда»

    Знакомить детей со способом рисования ватной палочкой с помощью метода тычка, развивать изобразительные навыки и умения.

    2

    «Обувь. Головные уборы»

    Формировать умение у детей рисовать несложный цветочный орнамент по мотивам павло-посадских платков. Развивать чувство ритма, цветовосприятие.

    3

    «Посуда. Наша пища. Труд повара»

    Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, колорита, образные представления о предметах.

    4

    «Дом. Мебель»

     Развивать образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном.

    Декабрь

    1

    «Зима. Начало зимы»

    Учить рисовать дерево без листьев, изображать снег пальчиками.

    2

    «Дикие животные наших лесов»

     Научить прижимать поролоновый тампон к штемпельной подушечке и наносить на бумагу отпечаток с помощью трафарета, меняя цвет

    3

    «Хвойные деревья»

    Закрепить умение изображать  елку и елочные игрушки.

    4

    «Новый год»

    Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения.

    Январь

    1

    «Рождество»

    Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.

    2

    «Зима. Зимние забавы»

    Научить прикладывать ладошку к листу и обводить простым карандашом. Каждый пальчик – ствол дерева

    3

    «Посуда»

    Познакомить с колоритом городетской росписи. Составлять узор в круге. Развивать чувство композиции

    Февраль

    1

    «По за мыслу»

    Совершенствовать умения  и навыки, необходимые для работы в нетрадиционных техниках.

    2

    «Животные севера»

    Совершенствовать умение в техниках, учить изображать животных наиболее выразительно.

    3

    «День защитника отечества»

    Закрепить умение украшать галстук простым узором, используя крупные и мелкие элементы.

    4

    «Зима. Итоговое занятие о зиме»

    Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги». Обогащать речь эстетическими терминами.

    Март

    1

    «Мамин праздник»

    Формировать умение у детей  украшать цветами открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками.

    2

    «Женские профессии»

    Познакомить с семеновскими матрешками. Развивать цветовосприятие.

    3

    «Моя родина. Наш город»

    Упражнять в расположении изображения на листе, рисовании восковыми мелками, силе нажима при рисовании, зрительный контроль за движением руки.

    4

    «Части тела»

    Познакомить детей с новым методом рисования с помощью разноцветных веревочек. Передать силуэт человека в движении.

    Апрель

    1

    «Ранняя весна»

    Формировать умение у детей складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой

    2

    «Растения весной»

    Учить рисовать ветки с натуры, передавать форму вазы и веток, учить рисовать полураспустившиеся листочки.

    3

    «Космос»

    Формировать умению у детей  новому способу получения изображения – граттажу.

    4

    «Перелетные птицы»

    Формировать умение у детей печатками из ластика изображать стаю перелетных птиц.

    Май

    1

    «Рыбы»

    Формировать умение у детей обводить растопыренные пальчики простым карандашом, дорисовывать необходимые детали

    2

    «День победы»

    Закрепить свойства разных материалов, используемых в работе: акварель и восковые мелки. Развивать композиционные навыки

    3

    «Насекомые»

    Формировать умение у детей соблюдать симметрию, рисовать на одной половине листа, затем складывать лист.

    4

    Итоговая выставка рисунков за год

    Продолжать учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные проявления, выбор понравившихся и непонравившихся рисунков.

    3.4.Результаты реализации программы:

       Работа по данной программе даёт положительную динамику в развитии у детей навыков рисования.

       Использование нетрадиционных техник позволяет развить у детей цветовое восприятие, умение видеть средства выразительности, яркость нарядность цвета, некоторые его оттенки. В рисовании дети передают сходство с реальным объектом, обогащают образ выразительными деталями.

       Об этом свидетельствуют результаты проводимой диагностики, которая показывает положительную динамику.

       Дети, уже в первый год знакомства с нетрадиционными техниками, научились проявлять творческую активность в соответствии с требованиями к возрасту, умело пользоваться материалами и инструментами.

       Исходя из результатов видно, что выбранные методы и приёмы помогают решать поставленные мною задачи.

       Выполнение поставленной цели подтверждает, что нетрадиционные техники успешно помогают в развитие у дошкольников навыков рисования.

       А в целом, если работа ведётся планомерно, в системе с другими занятиями, в групповой и индивидуальной деятельности, во взаимодействии с родителями, тогда решаются такие задачи как:

    • Раскрытие важных сторон развития ребёнка в каждой возрастной группе;
    • Оказание квалифицированной помощи родителям по вопросам воспитания и развития детей;
    • Повышение самооценки родителей в своих глазах и в глазах друг друга;

    3.5. Список использованной литературы

    1.Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста» (нетрадиционные техники)

    2.Казакова Т. Г. «Изобразительная деятельность младших дошкольников»

    3.Казакова Т.Г. «Детское изобразительное творчество»

    4. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

     Часть 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007 80с.

    5. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

     Часть 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007 72с.

    6.Копцева Т.А. Программа «Природа и художник», Москва, 1994

    7.Никологорская О.А. Волшебные краски: Книга для детей и родителей.

    - М.: АСТ- ПРЕСС, 1997. – 96с.: ил. – (Основы художественного ремесла)

    8.Лыкова И. А. учебно-методические пособия по возрастам к программе «Цветные ладошки», Москва, Карапуз – Дидактика.

    9.Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки»

    10.Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.- СПб.: КАРО, 2014.- 96 с. + 16с. цв. вкл.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Авторская программа "Капелька" - влияние дидактической игры на экологическое сознание старших дошкольников

    Программа "Капелька" предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста и направлена на формирование экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста. Она представляет серию ...

    Программа кружка "Капельки" по нетрадиционному рисованию

    Программа кружка "Капельки" имеет своей целью развитие у детей мелкой моторики рук, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.В структуру программы  вход...

    Программа кружка «Капельки»

    Программа кружка «Капельки»...

    Рабочая программа первой младшей группы «Капельки» срок реализации программы - 2016 -2017 г.г.

    Содержание программы: I.      Целевой раздел ……………………………………1.1....

    Результаты диагностики к программе "Разноцветные капельки"

    Результаты диагностики к программе "Разноцветные капельки"...

    Рабочая программа группы "Капелька"

    Рабочая программа группы "Капелька" 2019-2020 г....

    Программа: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Хореографическая студия «Радужные капельки»

    Программа:  Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Хореографическая студия «Радужные капельки»...