"Использование психогимнастики в процессе коррекционно -образовательной деятельности с детьми ТНР"
материал (старшая группа) на тему

Прицина Вера Альфредовна

 

Сообщение из опыта работы для круглого стола по теме «Использование психогимнастики в процессе корреционно-образовательной деятельности с детьми ТНР»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dlya_seminara_po_psihogimnastike.docx36.73 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 12 г. Кировска»

Сообщение из опыта

для круглого стола

по теме «Использование психогимнастики

в процессе корреционно-образовательной деятельности с детьми ТНР»

     Составитель:                

   воспитатель высшей

                                квалификационной категории

Прицина Вера Альфредовна

                                               Кировск

                                                2015г.

Ритм современной жизни все ускоряется, интенсивность информационных потоков безостановочно растет. С каждым годом увеличивается количество детей с различными нарушениями в развитии. Педиатры и психологи бьют тревогу по поводу распространения гиперактивности, повышенной тревожности, агрессивности, неуверенности, эмоциональной неустойчивости и двигательной расторможенности у детей. В настоящее время в детских садах всё больше детей с задержкой психического и речевого развития. На данный момент очень остро стоит вопрос об оказании квалифицированной психологической помощи детям с нарушениями в развитии. В настоящее время в детских садах широко используются различные методы и приемы психокоррекции и довольно часто, но бессистемно,такой метод, как психогимнастика. Именно она, наиболее доступна в применении для воспитателей и педагогов-психологов, так как в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника.

Психогимнастика - это метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Основная цель – научить ребенка справляться с жизненными трудностями. Ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. В ходе занятий психогимнастикой дети изучают различные эмоции, возможность ими управлять. Психогимнастика, по методике М.И. Чистяковой, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении. Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Особое значение М.И. Чистякова придает положительным эмоциям,поэтому все этюды и игры в содержании психогимнастики включают эмоции радости.Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.Нарушения выразительности моторики заслуживают пристального внимания потому, что неумение правильно выразить свои чувств,а скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей со сверстниками и взрослыми. Особенно в этом случае страдают дети с неврозами, органическими заболеваниями головного мозга и другими нервно-психическими заболеваниями. Такие дети часто являются контингентом компенсирующих групп для детей с ТНР.

В соответствии с ФГОС ДО в группе создала психолого-педагогические условия коррекционно-образовательной деятельности:

1) Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) Защита детей от всех форм физического и психического насилия5;

8) Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Проанализировав совместно с учителем-логопедом карты развития детей пришла к заключению, что в подготовительной группе из 18 детей с ТНР

                      7-  детей гиперактивны;

                      1 -  ребёнок с ЗПР и  с вспышкой агрессии.

Поэтому важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с детьми, имеющими ТНР с целью психофизической разрядки. Не менее важен словесный язык чувств, который обозначает явления эмоциональной жизни. Называние эмоций в психогимнастике ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя. Ребенок, говорящий на хорошем, богатом языке, лучше мыслит, у него появляется больше оттенков для словесного обозначения чувств, он тоньше понимает себя, свои переживания, эмоции у него становятся более дифференцированными.В психогимнастике придается большое значение общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья

Как воспитатель, использую психогимнастику в своей ежедневной работе: в качестве «физкультурных минуток» в ходе занятия и в перерывах между КОД; в качестве релаксации после интенсивной нагрузки (физической или интеллектуальной); в качестве оживления в работы по нравственному воспитанию.

                           С этой целью совместно с педагогом-психологом разработали

«Перспектиктивный план психогимнастик на учебный год»

Месяц

Лексическая тема

Название упражнения, игры, этюда

Сентябрь

1. «Детский сад. Помещения. Игрушки.»

«Заводные игрушки», «Игрушки»

2. «Детский сад. Профессии в детском  саду»

«Детский сад», «Дети идут в сад»

3. «Осень»

«Осенний парк», «Грибы», «Осень», «Листопад»

4. «Овощи»

«Какой на вкус?», «Зайчик на огороде»

Октябрь

  1. «Фрукты. Ягоды»

«Какой на вкус?»

  1. «Дары осени»

«Грибы», «Сбор урожая», «Король боровик не в духе»

  1. «Дикие животные и их детёныши»

«Медвежата и пчёлы», «Лиса, заяц и петушок», «Три медведя», «Медведь в берлоге», «Волк и мишка»

  1. Я – человек. Моё тело»

«Смотри на руки», «Делай как я», «Люблю - не люблю»

Ноябрь

1.«Профессии (врач, парикмахер, продавец»

«Выбираем игрушку»

2.  «Моя семья»

« Бабушка печёт пироги», «Дедушка читает газету», «Папа ведет машину»

3. «Мебель»

«Три медведя», «Скучно так сидеть», «Вот он какой».

Декабрь

  1. «Посуда. Продукты питания»

«Чистая посуда», «Грязня чашка», «Какой на вкус?»

  1. «Зима»

«Зима», «Новый год», «Игра в снежки», «Катаемся на лыжах»

  1. «Зимующие птицы»

«Вороны прилетели», «Воробушки»

Январь

  1. « Мой дом. Инструменты»

  1. «Одежда. Обувь»

«Новые кроссовки»

  1. «Домашние животные и их детёныши»

«Пугливая овечка», «Мама и детёныш», «Я и животные», «Школа зверей»

  1. «Домашние птицы и их детёныши»

«Домашние птицы», «Петушок», «Цыплёнок»

Февраль

  1. «Транспорт»

«Пассажирский самолёт», «Водитель автобуса»

  1. «Предметы, которые нас окружают»

«Часы», «Чистая посуда», «Игрушка»

  1. «Наша Армия»

«Самолёт», «Ракета», «Солдат на посту»

  1. «Мой город»

«Вдоль по улице», «Осторожные дети»

Март

  1. «Животные и птицы жарких стран»

«Я и животные», «Школа зверей»

  1. «Моя страна»

«Вдоль по улице», «Осторожные дети»

  1. «Мой край родной»

«Вдоль по улице», «Осторожные дети», «Я и животные», «Школа зверей»

Апрель

  1. «Подводный мир»

«Я и животные», «Школа зверей»

  1. «Космос»

«Ракета», «Большое солнце»,  «Планеты в космосе».

3.«Весна»

«Весенняя капель», «Почка на дереве», «Лужи»

  1. «Школьная пора»

«Ученики на уроке», «Строгая учительница», «Тяжелый портфель», «Ура, каникулы»

Май

  1. «9 мая. День Победы»

«Самолёт», «Ракета», «Солдат на посту»

  1. «Скоро лето»

«Интервью», «Собираемся в отпуск», «Бабочка», «Стрекоза»

  1. «Насекомые»

Бабочка», «Стрекоза», «Кузнечики», «Пчёлка»

        В соответствии с лексическими темами, включаю в «Совместную деятельность в ходе режимных моментов», а так же в индивидуальную работу:

  1. Мимические и пантомимические этюды.

Цель – выразить изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживаниями телесного и психического довольства и недовольства. Модель выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев) и некоторых социально окрашенных чувств (гордость, застенчивость и т.д.). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.

  1. Этюды и игры, направленные на выражение отдельных свойств личности и эмоций.

Цель – моделирование поведения персонажей с теми или иными чертами характера, закрепление и расширение уже полученных детьми сведений о социальной компетентности (жадность, доброта и т. д.), привлечение внимания детей ко всем компонентам выразительных движений одновременно.

  1. Этюды и игры, имеющие терапевтическую направленность, на определенного ребенка или на группу в целом.

Цель – коррекция настроения, отдельных черт характера ребенка, тренинг моделированных стандартных ситуаций.

  1. Фаза психомышечной тренировки (релаксация) после каждой физкультуры.

Цель – снятие эмоционального напряжения, внушение желательного настроения и поведения.

Работа по использованию психогимнастики в процессе корреционно-образовательной деятельности с детьми ТНР, невозможна без участия родителей:

  • На родительском собрании, раскрыла важность, использования психогимнастики работе с детьми, с целью психофизической разрядки в детском саду и дома;
  • Подготовила памятки для родителей по данной теме;
  • Провела консультацию « Игры на развитие эмоциональной сферы».

Наблюдения за ходом коррекционно-образовательного процесса показывает, что психогимнастика помогает нашим воспитанникам проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта). У детей изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность). 
Дети осознают, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. Они учатся справляться с жизненными трудностями.

Применение метода психогимнастики оказывает положительное влияние на эмоционально-психическое здоровье детей с ТНР.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  вида № 12 г. Кировск»

 ПРИНЯТО                                                                                                                   УТВЕРЖДЕНО

педагогическим советом                                                                        Приказ № 130 от 15.05.2015г.                                                                                                            

Протокол № 5 от 20.05. 2015г.                                                       Зав. МБДОУ № 12______ О.Г.Химчук                    

       

02 - 14

«Перспективный план психогимнастик в подготовительной компенсирующей группе  

 на 2015 — 2016  учебный год»

                                                                                                                    Составители:

                                                                                                       педагог- психолог Игнатова Е. Н.

                                                                                       воспитатель высшей

                                                                                                        квалификационной категории

                                                                                                                                     Прицина В. А.

                                                                                                                         под редакцией:

                                                                                             Зам. зав. высшей квалификационной

                                                                                                              категории Корешковой Е. В.

Кировск

2015

«Перспективный план психогимнастик на учебный год»

Месяц

Лексическая тема

Название упражнения, игры, этюда

Сентябрь

1. «Детский сад. Помещения. Игрушки»

«Заводные игрушки», «Игрушки»

   2. «Детский сад. Профессии в детском  саду»

«Детский сад», «Дети идут в сад»

          3. «Осень»

«Осенний парк», «Грибы», «Осень», «Листопад»

          4. «Овощи»

«Какой на вкус?», «Зайчик на огороде»

Октябрь

1.«Фрукты. Ягоды»

«Какой на вкус?»

2.«Дары осени»

«Грибы», «Сбор урожая», «Король боровик не в духе»

3.«Дикие животные и их детёныши»

«Медвежата и пчёлы», «Лиса, заяц и петушок», «Три медведя», «Медведь в берлоге», «Волк и мишка»

4. Я – человек. Моё тело»

«Смотри на руки», «Делай как я», «Люблю - не люблю»

Ноябрь

         1.«Профессии (врач, парикмахер,    продавец»

«Выбираем игрушку»

         2.  «Моя семья»

« Бабушка печёт пироги», «Дедушка читает газету», «Папа ведет машину»

         3. «Мебель»

«Три медведя», «Скучно так сидеть», «Вот он какой».

Декабрь

1.«Посуда. Продукты питания»

«Чистая посуда», «Грязня чашка», «Какой на вкус?»

2.«Зима»

«Зима», «Новый год», «Игра в снежки», «Катаемся на лыжах»

3. «Зимующие птицы»

«Вороны прилетели», «Воробушки»

Январь

1.« Мой дом. Инструменты»

2.«Одежда. Обувь»

«Новые кроссовки»

3.«Домашние животные и их детёныши»

«Пугливая овечка», «Мама и детёныш», «Я и животные», «Школа зверей»

4.«Домашние птицы и их детёныши»

«Домашние птицы», «Петушок», «Цыплёнок»

Февраль

  1. «Транспорт»

«Пассажирский самолёт», «Водитель автобуса»

  1. «Предметы, которые нас окружают»

«Часы», «Чистая посуда», «Игрушка»

  1. «Наша Армия»

«Самолёт», «Ракета», «Солдат на посту»

  1. «Мой город»

«Вдоль по улице», «Осторожные дети»

Март

            1.«Животные и птицы жарких стран»

«Я и животные», «Школа зверей»

           2. «Моя страна»

«Вдоль по улице», «Осторожные дети»

           3.«Мой край родной»

«Вдоль по улице», «Осторожные дети», «Я и животные», «Школа зверей»

Апрель

           1.«Подводный мир»

«Я и животные», «Школа зверей»

           2.«Космос»

«Ракета», «Большое солнце»,  «Планеты в космосе».

           3.«Весна»

«Весенняя капель», «Почка на дереве», «Лужи»

         4.«Школьная пора»

«Ученики на уроке», «Строгая учительница», «Тяжелый портфель», «Ура, каникулы»

Май

         1.«9 мая. День Победы»

«Самолёт», «Ракета», «Солдат на посту»

         2.«Скоро лето»

«Интервью», «Собираемся в отпуск», «Бабочка», «Стрекоза»

         3.«Насекомые»

Бабочка», «Стрекоза», «Кузнечики», «Пчёлка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми ОВЗ

Для активизации коррекционно-образовательной деятельности  детей с ОВЗ на логопедических занятиях  по развитию фонематического (речевого) восприятия и подготовки к обучению грамоте...

Использование пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи

Дети, поступающие в логопедические группы, часто не имеют уверенной координации движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности в переключении д...

Статья "Использование здоровьесберегающих приёмов Су-джок терапии в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ОВЗ" в сборнике "Реализация ФГОС дошкольного образования как условие повышения качества дошкольного образования" 07 июня 2018г.

Одной из главных задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья, в том числе их эмоционального благополучия. Поэтому деятельность педагогов направлена на то, чтобы дети...

Семинар-практикум «Создание условий для формирования социально- коммуникативной компетентности у дошкольников с ТНР в процессе коррекционно-образовательной деятельности».

laquo;Создание условий для формирования  социально- коммуникативной компетентности у дошкольников с ТНР  в процессе коррекционно-образовательной деятельности»....

Использование метода наглядного моделирования в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ТНР.

В статье расказывается об использовании метода наглядного моделирования в работе с детьми ТНР....