ПРИЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ
методическая разработка на тему

Лысенко Светлана Юрьевна
Без комму­никаций нет общения, обмена информацией, а без этого не может быть и группы. Таким об­разом, коммуникации выступают как определяющее условие для формирования группы и ее жизнедеятельности. В случае успеха коммуникации происходит изменение в представлениях о мире того, кому она адресована. Коммуникативный барьер — это психологическое препятствие на пути адекватной информации между партнерами по общению. Какие же это барьеры и как их преодолевать?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon cat1.doc17.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ

Все то, что мешает эффективному общению между людьми называют коммуникативным барьером.

В таком случае мы можем поставить знак равенства между  самим барьером и фактором его возникновения. Чаще под барьером понимаются психические процессы, даже состояния человека в целом, которые консервируют скрытый эмоционально-интеллектуальный  потенциал его активности”. Здесь понятие барьера соотноситься с его функциями.

Задача содержательного анализа затруднительного поведения наиболее  последовательно решается советским и российским философом и психологом Б. Д. Парыгиным. Он создал идеи опосредованности  психической деятельности человека, на основании которых решается вопрос о происхождении и функциях психологических барьеров. Автор говорит о том,  что психологические барьеры распространяются и на отношение человека к предмету труда, и на всю систему его коммуникаций.

Психологические барьеры выполняют две альтернативные по своему характеру функции:

  • система психологических барьеров способствует повышению уровня психологической защищенности личности по отношению ко все возрастающей психической напряженности,
  • нейтрализует такой мощный резервуар тонизации и стимуляции эмоциональной активности индивида, каким является сфера его непосредственного общения.

   Б. Д. Парыгин отмечает, что по своей природе психологический барьер  представляет собой устойчивую установку или психический настрой личности, который фиксируется уже на достигнутом результате и тормозит  дальнейшую мобилизацию и использование духовного потенциала человека. Также психологический барьер определяется посредством указания на его основные функции и под психологическим барьером понимают «такие процессы, свойства или даже состояния человека в целом, которые  консервируют скрытый эмоционально-интеллектуальный потенциал его активности.»

Можно выделить следующие коммуникативные барьеры:

- понятийный барьер;

- фонетический барьер.

- барьер восприятия;

Понятийный барьер - люди вкладывают различный смысл в одно и то же слово, фразу, каждый говорит о своем, что затрудняет взаимопонимание.

Фонетический барьер — связан с особенностями речи говорящего.

Барьер восприятия - каждый человек имеет свою картину мира, личный и социальный опыт, свои ценности, через призму которых воспринимает окружающий мир.

Чтобы преодолеть коммуникативные барьеры надо обучиться приемам активного слушания.

Существуют следующие основные приемы активного слушания:

- Прием «ПАРАФРАЗ». Воспроизведение сути высказываний клиента своими словами. При этом можно использовать такие вводные фразы, как: «Итак, вас интересует...», «Самыми важными критериями выбора являются...».

- Прием «ЭХО». Дословное повторение основных положений, высказанных клиентом. Этому должны предшествовать вводные фразы типа: «Насколько я вас понял...», «Вы считаете, что...».

- Прием «ЛОГИЧЕСКОЕ СЛЕДСТВИЕ». Необходимо сделать вывод из высказываний клиента. Например, «Если исходить из того, что Вы сказали, Вас интересуют...».

- Прием «УТОЧНЕНИЕ». Попросить уточнить отдельные положения высказываний клиента. Например, «Это очень интересно; не могли бы Вы уточнить...».

ПРИЯТНОГО ОБЩЕНИЯ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕТОД ПРЕОДОЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ.

Речевые нарушения являются од­ной из наиболее распространенных проблем психофизического развития детей. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей жизни ребенка. Такие нарушения речево...

Статья «Психолого–педагогические подходы , методы, приемы преодоления негативных психологических проявлений дошкольного возраста»

Использование  психолого-педагогические методов, подходов , приемов для организации эффективной деятельности по профилактике и коррекции эмоционального неблагополучия...

Методы и приемы преодоления капризов у детей.

1. Ребенка можно успокоить, если отвлечь его внимание. Попробуйте «сыграть» в отвлечение. Сделайте вид, что заинтересовались чем-то неожиданным, интересным. Хорошо, если это будет действительно ч...

Семинар-практикум для педагогов "Преодоление психологических барьеров на пути освоения инноваций"

Инновация это результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение чего-то нового.Основной задачей данного семинара-практикума является создание положительных эмоц...

Инновационные приемы преодоления недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Участие и представление проекта в ежегодной премии Губернатора Московской области "Наше Подмосковье" в 2019 году...

Презентация на тему "Коммуникативные барьеры"

Для  студентов СПО И  ВО.Доступная информация для понимания студентами....