Консультация для воспитателей "Организация летнего досуга детей"
консультация (старшая группа) по теме

Полякова Наталия Александровна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_detskogo_dosuga_letom._konsultatsiya.docx490.01 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей                                                                           «Организация досуга детей в летний период» воспитатель Полякова Н.А.

   Задачи: Создание условий для развития эмоциональной сферы ребенка;

 Развивать быстроту, ловкость, инициативу, выдержку, воображение, связную речь;

 Воспитывать настойчивость, справедливость, честность, умение действовать в коллективе.

                    http://www.v3wall.com/wallpaper/1600_1200/1001/1600_1200_20100125123613234536.jpg   

Уважаемые педагоги! Лето – самая любимая пора всех детей, ведь в теплую погоду можно практически целый день проводить на улице. Важнейший вопрос  в работе дошкольного учреждения в летний период является организация досуга детей. С одной стороны, хорошая погода и возможность проводить достаточно времени на свежем воздухе во многом снимают остроту этой проблемы, но важно найти золотую середину между самостоятельной активностью детей и грамотно педагогически  организованным досугом.                                                                                                                                                           Отсутствие систематических занятий дает большие возможности для проведения мероприятий.                                                                                        Оптимальной формой организации детского досуга в летнее время может быть такое мероприятие, которое не требует значительной подготовки со стороны детей, имеет развивающую и воспитательную функции проводится в эмоционально привлекательной форме. Однако привычные игры детям быстро надоедают.

Мы с вами помним, как в детстве играли со своими сверстниками во дворе в дочки-матери, варили суп из песка и цветов, пекли пироги из земли и делали салат из листьев и лепестков растений. Сейчас маленькие дети почти не играют во дворе одни, поэтому многие игры изживают себя. Наша с вами задача познакомить детей с этими играми. Польза от таких игр огромная:

1. сенсорное развитие при игре с природными материалами (песком, водой, землей, растениями). Дети знакомятся с разной поверхностью растений: гладкая, мягкая, шероховатая; цветом и его оттенками: светлый песок, тёмная земля; вода: прохладная -  теплая.

2.развитие воображения при замещении в игре одних предметов другими. Палочки могут быть ложками, ножом, макаронами. Цветы – это и конфеты и украшение для торта, и ингредиенты салата.

3. развитие математических навыков (отмерить нужное количество чего-либо; рассортировать предметы по форме, размеру; посчитать количество предметов в игре, разделить поровну предметы между участниками; разделить готовый «торт» на 2-4 части).

4. социальное развитие (взаимодействие с другими детьми в процессе игры)

 Предложите детям организовать кафе, столовую, объявите, что у куклы день рождения, а дети уже сами придумают, чем угостить гостей. Но при этом детям нужно объяснить, что к природным растениям нужно относиться бережно: не срывать много цветов и листьев, т. к. растения живые. Показать неживые объекты, которыми их можно заменить. А это удобный момент обсудить с детьми, что относится к живым и неживым объектам.

Можно со старшим возрастом воспитанников приготовить «лунный песок». На вид это обычный песок, но в тоже время он отлично держит форму при лепке, почти как соленое тесто. Его можно, конечно, и купить, но ребенку будет интереснее, когда он его сделает сам.

Вам потребуются:

- 4 стакана просеянного песка,                                                                                                                        - 2 стакана крахмала,                                                                                                                                            - 1 стакан воды.

Все это надо тщательно перемешать и все, чудо-песок готов! Если он немного подсохнет, его надо покрошить пальцами и добавить немного воды. Лепка из такого необычного песка наверняка заинтересует детей.

Всех детей очень привлекают игры с водой.

 1.Игра «Маляр»

Дайте ребенку ведерко с водой, большую кисть, и он часами будет «красить». Предложите ему «покрасить» стену веранды, на асфальте закрасить круг или квадрат, а старшим дошкольникам нарисовать простые предметы: солнышко, шар, листочек и т. п. А ещё можно предложить детям надеть на руку перчатку, окунуть руку в перчатке в воду и оставлять пальчиками или ладошкой отпечатки на асфальте. Рисовать можно на асфальте и с помощью пластиковых бутылочек с дыркой в пробке. Дети придут в изумление, наблюдая за тем, как быстро под лучами солнца исчезает вода. Это не просто развлечение, но экспериментальная деятельность, которая позволит научить детей делать простейшие умозаключения и выводы. А ещё это и развитие воображения, упражнения в развитии формообразующих движений.

2.Игра «Налей и отмерь» с использованием пластмассовых баночек, бутылочек, кувшинчиков, воронок позволит уточнить свойства воды, а старшим дошкольникам поупражняться в измерительной деятельности. Дети любят играть с водой, особенно когда не надо бояться ее разлить и что-нибудь забрызгать. Старшим дошкольникам можно давать игровые задания, например, налить в лейку 5 стаканчиков воды или измерить в какое ведёрко поместится больше воды.

3.Интересной является игра «Поиск сокровищ» в куске  льда.                                                      Вам понадобятся любые мелкие предметы: ракушки, камешки, бусинки, фигурки животных и т. п. Чтобы предметы были равномерно распределены в куске льда, подбирать их надо разной плотности (те, которые тонут в воде, и те, которые плавают на поверхности).

Извлекать сокровища детям можно предложить разными способами: при помощи теплой воды, например, набрав в шприц и поливая определённый участок, постукивая молоточком, откалывать куски, посыпать солью.                                                                      Результаты данной игры-эксперимента можно зарисовать и с помощью воспитателя записать выводы от чего лёд быстрее тает, какие ещё способы можно придумать, чтобы добыть «сокровища».

То, что мелками можно рисовать, знают все, но далеко не все знакомы с развивающими играми, в которые можно играть на улице, используя обычные асфальтные мелки. Мелками можно обводить разные предметы, которые окажутся под рукой: формочки для песочницы, дно ведерка, листочки или, например, собственные руки и ноги. Из получившихся силуэтов можно составлять рисунки и потом их раскрашивать или заштриховывать. Это развлечение поможет нашим детям развить мелкую моторику рук.

Можно нарисовать разные геометрические фигуры и предложить ребенку дорисовать их так, чтобы они превратились во что-то узнаваемое. 

Например: на что похож круг? Он похож на яблоко, воздушный шар, солнышко и т. д. Дети смогут не только закрепить название геометрических фигур, но и развить своё воображение.

Мальчикам будет интересно рисовать автомобильные дороги, парковки, гаражи для своих игрушечных машинок, девочкам - домики для кукол (с мебелью и другими необходимыми для игры атрибутами).

Еще одна интересная игра «Составь рассказ» или «Придумай сказку», которая развивает связную речь и воображение.

Один из участников игры рисует по своему усмотрению 3-4 предмета (любых, а другой должен придумать и рассказать по ним историю. Потом можно поменяться ролями. Например, солнышко, бабочка, цветок. Данная игра позволит нам решить задачу по развитию у детей умения различать литературные жанры рассказ - сказка.  Для малышей воспитатель может рисовать извилистую дорожку, а ребенок должен пройти по ней или прокатить машинку на веревочке, мяч.

Можно нарисовать разноцветные овалы (красный, желтый, синий, зеленый) и предложить детям прыгать с одного на другой, как зайчик, называя цвета. Или можно нарисовать фигуры одним цветом, но сделать их разной формы (круг, квадрат, треугольник). Пусть ребёнок прыгает и называет форму фигур.

Мелки помогут нам закрепить с детьми название букв, цифр, геометрических фигур. Нарисуйте, например большие буквы. Спросите у ребенка, какая буква здесь нарисована, и предложите ему пройтись ножками по контуру изображенной буквы. Точно также можно играть и с цифрами геометрическими фигурами (бегать по кругу, ходить по сторонам квадрата или треугольника).

Доказано, что любые знания, усвоенные детьми через движение, запоминаются ими гораздо лучше.

Игра «Раздели на части» 

Вы рисуете фигуру, а ребенок должен разделить ее на 2, 3 или 4 равные части. Еще на асфальте можно играть в «Крестики-нолики»

Нетрадиционные и интересные игры можно организовать с камнями.

Игра «Живые камни»

Эта замечательная игра способствует развитию воображения и связной речи у детей. Но чтобы в нее играть, надо заранее подготовиться.

Соберите камушки разной формы и размера. Чем более гладкая поверхность у камня - тем лучше. Нарисуйте на камушках разные картинки акриловыми красками или перманентными маркерами. Вы также можете вырезать картинки из старых журналов и наклеить их специальным клеем на поверхность камней.

Теперь можно начинать играть.

Выберите с ребенком по 3-4 камушка каждый и составьте с предметами, изображенными на них, короткий рассказ/сказку. Для создания интереса можно использовать «Чудесный мешочек». А можно с помощью нарисованных картинок развивать память и внимание детейорганизовав игру «Снежный ком» (поиграть с воспитателями) или «Запоминалки» (ребёнок достаёт из мешочка 3-5 камушков и называет предмет, который на нем изображён, затем их переворачивает изображением вниз и припоминает, что на каком камушке было нарисовано.)

Кроме того, на камнях можно нарисовать цифры или буквы и использовать их как дидактический материал при обучении ребенка счету и чтению. Можно предложить детям самим придумать варианты игр с камушками, подключить к этой деятельности родителей.

Игровые часы.

Во время игрового часа дети знакомятся с различными играми (народными и современными). Как показывает практика, современные малыши часто не знают таких игр, как «Жмурки», «Кошки-мышки», «Пятнашки» и т.д. У старших дошкольников интерес вызывают бродилки, шашки, шахматы и т.д. Разучивание этих игр с детьми и дальнейшее закрепление их в повседневной игровой деятельности значительно обогащают детский досуг. При наличии в детском саду нескольких групп, педагоги могут распределить игры между собой, и тогда каждый педагог разучивает выбранную им игру с различными группами детей. Такой вариант значительно может упростить подготовку для игрового часа.

Музыкальные часы.

Это время самой разнообразной деятельности: дети могут разучивать новые песни, петь те, которые им хорошо знакомы, танцевать, устраивать дискотеку показывать пантомиму, играть в музыкальные игры.

Выставки.

Организация выставки достаточно трудоёмка, но вместе с тем ею можно увлечь как детей, так и их родителей, для которых посещение выставки детских работ тоже будет иметь огромный интерес. Выставка должна проводиться в несколько этапов: выбирается её тема и определяется, какие изделия будут приниматься на выставку. Например, на выставке «Природа и фантазия» будут представлены поделки из природных материалов, а на выставке «Вот оно какое лето к нам пришло!» - рисунки. Этап изготовления поделок для выставки. Если их окажется слишком много, необходимо отобрать лучшие. Оформление выставки. Организация посещений. Дети вместе с педагогами приходят на выставку, слушают «экскурсию», которую проводит один из педагогов (можно взять в помощники старшего дошкольника). Дети рассматривают работы, а заодно осваивают правила поведения на выставке.

Еще одной, не менее любимой детьми игрой в мяч, являются «Вышибалы».

Детские спортивные соревнования развивают ловкость, умение координировать движения, действие в ограниченном времени и пространстве (детской площадки). Командные соревнования развивают здоровый дух соперничества, а на координацию движений и вестибулярный аппарат благотворно влияют подвесные качели.

Игры с мячом. Несмотря на простоту, игры с мячом очень полезны для детей, так как развивают практически все виды мышц. И не важно, кидает малыш мячик или ловит, он тренирует координацию движений и зрение. Можно придумать самые разнообразные игры для мальчиков с мячом, который можно как покидать, так и попинать ногой.

Игры с обручем скакалкой и резинкой.

Надувание мыльных пузырей. Такая игра будет, не только полезна, но и доставит массу удовольствия! Главное набраться терпения и научить ребенка надувать мыльные пузырьки. Летние игры для детей с помощью мыльных пузырей станут не только радужными, но и веселым развлеченьем в виде догонялок за пузырями. Надувая пузыри, малыши тренируют легкие. Кроме того, дуть в одну сторону не такое уж легкое задание!

Настоящий клад для организатора летнего досуга детей - народные праздники. 

Они выполняют функцию приобщения детей к богатствам родной культуры. Например, богатые традиции и мифологию имеет День Ивана Купалы. Праздник «День семьи любви и верности».

Игры-путешествия «Квесты» Игра-путешествие представляет собой последовательное посещение различных точек на ранее приготовленном маршруте. Перед детьми ставится задача, имеющая игровой характер (они направляются к царю Гвидону, или на остров сокровищ). На маршруте необходимо организовать остановки, где детям будут предлагаться различные игры и задания. Педагоги должны разделить между собой функции: часть из них сопровождает детей по маршруту, а другие находятся на своих точках и организуют для них задания.

Квест - это поэтапная игра с подсказками, В этом необычном и захватывающем приключении не обойтись без смекалки, логического мышления, эрудиции, а также ловкости, координации и умения взаимодействовать с товарищами. В игре этого жанра всегда предполагается задание, в котором необходимо что-то разыскать – предмет, подсказку, сообщение, чтобы можно было двигаться дальше. Необходимо помнить, что подвижные игры детей быстро распадаются, если нет контроля со стороны педагога, т. к. у дошкольника нет достаточного опыта в самостоятельной организации игр. Успешно и интересно проходят игры, когда педагог их организует и сам в них участвует. Успех игры зависит от условий, в которых она проводится.

Летний период располагает к проявлению фантазии, творчества.

Занять наших непоседливых детишек каким-нибудь видом творчества не только интересно, но и полезно, т. к. в учебном году времени на это практически не остаётся.

Талантливый педагог, всегда придумает множество интересных совместных занятий с детьми. Желаю Вам успеха в поиске интересного досуга для детей!

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0b95/000cb5c4-b67c7cd3/hello_html_1b182572.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Организация летнего досуга детей"

В копилку старшего воспитателя.Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения в летний период является организация досуга детей.  Педагогу важно найти баланс между самостоятельной ак...

Консультация для родителей «Организация досуга детей в летний период»

Мы осыпаем детей подарками, но самый ценный для них подарок – радость общения, дружбу – мы дарим нехотя и растрачиваем себя на тех, кому мы совершенно безразличны. Однако, в конце концов мы получаем п...

Консультация для воспитателей «Организация досуга детей в летний период»

Консультация для воспитателей«Организация досуга детей в летний период»Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения в летний период является организация досуга детей. С одной сторо...

Консультация для родителей «Организация досуга детей в летний период»

Статья поможет педагогам и родителям наиболее продуктивно провести летний период...

Консультация для родителей "Организация досуга детей в летний период"

Летнее время – самое благоприятное для укрепления здоровья детей. Они особенно подвижны и жизнерадостны. Весь день они проводят на воздухе. Красота природы, тепло, чистый воздух, разнообразная п...

Консультация для родителей " Организация досуга детей в летний период"

Данный материал содержит массу интересных  идей,чтоб вашему ребенку было некогда скучать....