Развитие любознательности дошкольников как показателя познавательного отношения к окружающей действительности
учебно-методический материал на тему

Данный мастер-класс был организован с целью формирования у педагогов системного видения процесса развития любознательности и поддержки развития у воспитанников познавательного отношения к окружающей действительности. Источниками возникновения любознательности являются положительная, эмоционально окрашенная, направленность ребенка на познавательный материал.

Значение наличия любознательности у детей велико: она позволяет ребенку расширить круг знаний и углубить понимание окружающей действительности. Не случайно в толковом словаре русского языка С.И.Ожегова «любознательный» характеризуется как склонный к приобретению новых знаний, пытливый.  Любознательность ребенка служит основой возникновения устойчивого познавательного интереса. При наличии интереса или любознательности знания быстрее переходят в область активного их использования, становятся внутренним достоянием личности.

Участники мастер-класса знакомятся с мнениями исследователей на предмет психолого-педагогической природы данного феномена.  А также познакомятся с условиями, способами развития и поддержки любознательности.

В практической части, разделившись на группы участники выполнят различные  задания, используя предложенные технологии, направленные на развитие детской любознательности. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие любознательности дошкольников как показателя познавательного отношения к окружающей действительности

Если ты будешь любознательным, то будешь многознающим.

Сократ

Любопытный отыскивает редкости только затем, чтобы им удивляться; любознательный же затем, чтобы узнать их и перестать удивляться.    Р.Декарт

Любознательность есть постоянная неудовлетворенность духа.

Дж. Тейлор

Любознательность создает ученых и поэтов.

А. Франс

Ценнейшее в жизни качество — вечно юное любопытство, не утоленное с годами и возрождающееся каждое утро.

Р. Роллан  

 

Упражнение на сплочение группы «Печатная машинка».

- У вас на столе лежат буквы. Нужно составить слово, которое является ключевым в нашей теме.

Участникам загадывается слово  - ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ. 

Буквы, составляющие слово, распределяются между членами группы. Затем СЛОВО должно быть собрано как можно быстрее, причем все вместе называют слово.  

- Тема сегодняшнего мастер-класса на слайде.

Цель: Формирование у педагогов системного видения процесса развития любознательности и поддержки развития у воспитанников познавательного отношения к окружающей действительности

Задачи:

  • Включение педагогов в процесс методического поиска и творчества в работе с детьми;
  • Упражнять педагогов в освоении приемов работы, необходимых для  развития любознательности.

-В начале нашей работы, мы посадим дерево любознательности, пока в виде саженца.

    

Природная любознательность присуща всем детям. Путем бесконечных вопросов и исследований ребенок расширяет свои представления об  окружающем мире. При этом данное качество можно и нужно воспитывать.

Актуальность темы.

Источниками возникновения любознательности являются положительная, эмоционально окрашенная, направленность ребенка на познавательный материал.

Значение наличия любознательности у детей велика: она позволяет ребенку расширить круг знаний и углубить понимание окружающей действительности. Не случайно в толковом словаре русского языка С.И.Ожегова «любознательный» характеризуется как склонный к приобретению новых знаний, пытливый.

 

В Толковом словаре русского языка под редакцией Дмитрия Николаевича Ушакова любознательность  определяется как стремление к приобретению новых знаний, живой интерес ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления.

Любознательность – стремление к приобретению всё новых знаний. Живой интерес ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления. 

Любознательность – внутренняя заинтересованность в получении новой информации с целью удовлетворения познавательной потребности.(словарь по общественным наукам.

 Галина Ивановна Щукина отмечает, что «любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске».

 Любознательность ребенка служит основой возникновения устойчивого познавательного интереса, в чём это проявляется:

 Во-первых, наличие любознательности облегчает познание. Если у ребенка есть желание и интерес к получению новых знаний, то в процессе обучения у него «включается» внимание, он легче понимает суть информации, непроизвольно и без труда ее запоминает. Если же у ребенка не развита любознательность, то познавательная деятельность вызывает чувство насилия над собой, неудовольствия и страдания. Ему трудно удерживать внимание, в связи с чем он плохо понимает и не запоминает учебный материал.

Во-вторых, любознательность побуждает человека к активному интеллектуальному поиску, позволяет создавать новое,  делать открытия для себя и всего мира.  Она лежит в основе всех изобретений, новых идей и креативных действий. 

В-третьих, основу любознательности составляют эмоции радости, интереса и удивления. Таким образом, жизнь ребенка получает еще один источник эмоций, она воспринимается как более интересная, увлекательная, яркая.

Другими словами, любознательность – источник позитивной энергии, активизирующий и облегчающий учебу и любое познание.

При наличии интереса или любознательности знания быстрее переходят в область активного их использования, становятся внутренним достоянием личности.

Однако в научной литературе отсутствует единство мнений исследователей на предмет психолого-педагогической природы данного феномена.  

 Любознательность это:

1. черта характера (Б.Г. Ананьев, Н.Б. Шумакова);

2. определенный уровень развития познавательной потребности (В.С. Ильин, А.М. Матюшкин, В.С. Юркевич);

3. проявление умственной активности (Н.С. Лейтес, В.Ф. Сибирякова);

4. условие мотивации поведения человека (Д.Е. Берлайн);

5. врожденное, предопределенное качество (У. Джемс, В.Ф. Одоевский и др.);

6.базовое интеллектуальное качество, понимаемое как способность активно реагировать на новую информацию (М.А. Холодная, Э.Г. Гельфман и др.).

7. недифференцированная познавательная направленность личности ребенка (Н.Г. Морозова)

8. По У. Мак-Дугаллу - инстинкт, направленный на изучение нового объекта. 

Наталья Григорьевна Морозова считает, что любознательность может являться основой возникновения устойчивого познавательною интереса, направленного на определенный предмет и определенную деятельность. Источником деятельности человека является мотив.  

При наличии интереса знания быстрее переходят в область активного их использования.

      Факторы, формирующие познавательную активность

Важно отметить, что любознательность как стадия/этап развития познавательного интереса представляет собой активное стремление познать окружающий мир, переживание и удовлетворение которого сопровождается положительными эмоциями.

Условно различают следующие стадии развития интереса, направленного на познание окружающей действительности:

 

-        любопытство - элементарная стадия избирательного отношения к любому предмету, обусловленная чисто внешними, часто внезапно открывающимися субъекту сторонами и обстоятельствами; на стадии любопытства субъект довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения познавательного интереса служит обычно его первым толчком;

-        любознательность - как ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы первоначально увиденного и воспринятого; на этой стадии интереса, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности деятельностью;

-        собственно познавательный интерес - характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению личности в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности.

Светлана Александровна Козлова и Светлана Викторовна Кожокарь выделили педагогические условия, обеспечивающие достаточно устойчивые интересы дошкольников, а именно:

- создание обогащенной предметно-пространственной среды;

- организация познавательного поиска детей;

- вовлечение в выполнение творческих заданий;

- интеграция разнообразной деятельности;

- формирование у детей психологической установки предстоящей деятельности;

- создание проблемно-поисковых ситуаций;

- включение занимательности в содержание;

- стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности, использование адекватных средств и методов на каждом этапе формирования интереса.

 

 - Как вы  думаете, какие способы   развития и поддержки любознательности у дошкольников существуют? (обсуждение с коллегами предложенных способов)

- Резюмируя ваши выступления, мы выделяем основные способы развития и поддержки любознательности у дошкольников.

1.Использование развивающих технологий (детского экспериментирования, метода проектов, коллекционирования);

2.Создание ситуации успеха. Взрослый активно поддерживает ситуационно проявляемые самим дошкольником эмоции интереса, радости и удивления от наблюдения, исследования и создания  чего-то, его исследовательский интерес. Нужно обратить его внимание на детали, которые помогут ему самому ответить на интересующие вопросы.

3.Внимание к его вопросам, свидетельствующим о том, что у ребенка развивается любознательность.

4. Создание проблемных ситуаций. Например, вместе с ребенком в энциклопедии или в Интернете узнать, кто придумал телефон.  

5.Опора на жизненный опыт. Выказать уважение, ценностное отношение к людям, сделавшим открытия, изобретения, придумавшим новшества, усовершенствования. Ведь их достижения – результат любознательности. Важно также проявлять уважение к  догадкам, «открытиям», увлечениям самого ребенка.

6.  Выполнение творческих заданий. Развивающая кооперации (групповая работа, проектный метод). Современный проект старшего дошкольника – это дидактическое средство активизации и проявления любознательности, а также познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

7. Взаимодействие с родителями, которые активно включаются в воспитание любознательности своих детей  и осознают важность этого.

8. Стимулирующая поддержка различными методами и приемами.

 

                   II часть

Практическое использование технологий для развития любознательности

Для развития у дошкольников любознательности предлагается  стимулировать и обогащать новыми компонентами его исследовательскую активность. Интерес возникает лишь в ходе правильно организованной деятельности.

Необходимо помнить о преемственном усложнении объектов  любознательности  и способов их познания дошкольниками.

А также необходимо помочь в освоении и реализации детьми различных способов познания: наблюдения, экспериментирования, обсуждения познавательной проблемы;

Постепенно  снижать содействие взрослого и увеличивать доли самостоятельной деятельности детей при организующей роли педагога от ступени дошкольного к ступени начального общего образования.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

- Существуют различные технологии, направленные на развитие детской любознательности, такие как детское экспериментирование, метод  проектов, коллекционирование и др.

- Разделитесь на три группы по цвету ваших раздаточных материалов.

  • Желтый цвет– вы, коллекционеры;

- Обдумайте виды коллекционирования, выберите один из них и, опираясь на предложенные этапы работы по коллекционированию, продумайте способы   развития и поддержки любознательности на каждом этапе.    

(коллекции камней, ракушек, листьев, шишек, семян и плодов растений, злаков, есть коллекция орехов, динозавров, поросят, марок, открыток, переливающихся календариков, металлов, коллекция “Это интересно” (фотографии животных, птиц, обитателей подводного мира), положено начало коллекции перьев)

Алгоритм деятельности взрослого и детей по организации «Коллекционирования» определила Н.М. Короткова:

  • Поиск черт сходства и различия между объектами в ходе обсуждения-рассуждения;
  • Поиск возможных оснований для их группировки.

 

  • Зеленый цвет – вы, в лаборатории «Интересных открытий».

- Составьте алгоритм действий педагога в лаборатории по теме «Что такое вулкан и почему происходит извержение вулкана?»

Цель: познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения.

Возможные составляющие алгоритма:

Легенду о вулкане. Рассматривание макета вулкана, какой формы вулкан.   Посмотреть «извержение вулкана» с подробной инструкцией опыта-эксперимента. Зарисовать этот эксперимент, затем рисунки рассматриваются и анализируются.

  • Голубой цвет – вы, проектировщики.

- Разработайте  содержание этапов  проекта для детей по теме «Изобретение лыж».

Информационная справка: Изобретение лыж

1.Лыжи – древнейший способ передвижения людей.  Ученые полагают, что их появление относятся к каменному веку. С их помощью человек смог выжить во время холодной снежной зимы. Древние люди жили в пещерах.  Когда начиналась зима, выпадал снег, трудно было выйти из пещеры, ноги проваливались в снегу, а ведь нужно было идти на охоту.

Тогда один человек захотел придумать что-то, что помогло бы людям передвигаться по снегу. Этот человек был наблюдательным, любил делать опыты. Как-то он заметил, что если положить на снег большую ветку или длинную кость и встать на нее, то в снег не проваливаешься. Так и были придуманы первые лыжи. Они делались из костей животных и крепились к ноге ремешками из кожи. Слово лыжи пришло к нам из исландского языка и означает «снежные ботинки».

Дети 6-7лет

  1. Обозначение (детьми или взрослыми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон.
  2. Самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата.
  3. Планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнера), определение средств реализации проекта.
  4. Выполнение детьми проектных действий: творческие споры, достижение договоренности, взаимообучение, взаимопомощь.
  5. Обсуждение результата работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.
  6. Определение детьми перспективы развития проектирования.

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

1этап

1.Формулирует проблему.

Цель: помочь Незнайке выбрать профессию.

2.Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию: обучение настольным играм «Важные профессии»

3. Формулирует задачи.

-Сетевая паутинка.

1.Входят в проблему.

При постановке цели определяют продукт «Проект «Кем я хочу стать, когда вырасту».

2.Вживаются в сюжетную ситуацию.

3.Принимают задачи.

4.Уточняют задачи проекта.

2этап

1. Помогает спланировать деятельность.

Планируют деятельность.

3этап

1.Практическая помощь (по необходимости).

1.Оформление продукта деятельности (совместно с родителями).

4этап

1.Подготовка к презентации.

 Презентация.

1.Продукт деятельности готовят к презентации.

2.Договариваются о защите проекта.

3.Представляют продукт деятельности.

5этап

Общая оценка результата.

Обсуждение результата работы каждого, выяснение причин успехов и неудач. Оценка результата.

  - Обсуждение выполненных заданий коллегами.

- Коллеги, как вы думаете, каково значение коллекционирования в развитии любознательности, познавательной активности?

СЛАЙД

1.Коллекционирование – одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников.  

2. Коллекционирование занимает ведущее место для развития интегративных качеств дошкольника: прослеживается связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием. 

3.Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность.
4.В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. 

5. Коллекционирование приучает ребенка к   работе с материалом, - словом, воспитывает качества, необходимые для исследовательской работы.

6.Способствует развитию любознательности и активности овладению средствами общения при организации поиска и презентации новых экземпляров, вызывает эмоциональную отзывчивость.  

- Каково значение такой формы работы, как организация Творческих лабораторий?

 Лаборатория создается для:

  1. развития у детей  мыслительных операций (анализа, синтеза, классификации, обобщения и др.),
  2. стимуляции познавательной активности и любознательности ребенка, активизации восприятия материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и др.
  3. развития исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. 
  4. возможности ребенку самому найти ответы на вопросы, как и почему.  

- Каково значение проектного метода для развития любознательности и познавательного интереса?

 

Проектный метод дает ребенку возможность:

  1. экспериментировать, синтезировать полученные знания;
  2. развивать творческие способности и коммуникативные навыки;
  3. метод проектов позволяет ребенку работать самостоятельно;  
  4. темы проектов рождаются из интересов детей.

 ДЕРЕВО ПОДРОСЛО

Вывод: Технологии детского экспериментирования, метода проектов, коллекционирования направлены на развитие любознательности детей. 
Необходимым условием внедрения вышеперечисленных технологий является применение основных методов и приемов. К ним относятся: проблемный метод, наблюдение, обобщение, сравнение, анализ, предположение, беседа и рассказ. 

В заключение хочется сказать, что только последовательная и целенаправленная работа значительно расширит детский кругозор, активизирует их любознательность. Развиваясь, любознательность будет включаться в структуру личности, обеспечивать эффективность познавательной деятельности в дошкольном детстве.  

-Посмотрите на наше дерево, оно заметно подросло. И мы надеемся, что рост ему обеспечили ваши результаты.

- Продолжите фразу «Я теперь могу   … или  Я сейчас знаю...»  

  - Мы просим вас взять зеленые листочки и оценить работу мастер-класса по пятибалльной системе от 1 до 5 и украсить наше дерево Любознательности яркой листвой.

 Литература

  1. Ананьев Б. Г. Познавательные потребности и интерес.- М., 2003, – 25 с.
  2. Берлайн Д.Е. Любознательность и поиск информации // Вопр. психол. 1996. №3. С. 54-60.
  3. Божович Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения. - СПб., 2007, – 25 с.
  4. Волостникова, А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А.Г. Волостникова. — М., 1994. — 75 с.
  5. Гоноболин Ф.Н. Психология. - М., 1973. С. 234.
  6. Кудинов, С.И. Сравнительный анализ любознательности у девочек и мальчиков раннего юношеского возраста: Автореф. дис. . канд. психол. наук /С.И. Кудинов.-М., 1994.-17с. 
  7. Кудинов, С.И. «Психология любознательности: теоретические и прикладные аспекты». Монография / С.И. Кудинов — Бийск: Изд-во НИЦ БиГПИ, 1999. — 270 с.
  8. Купарадзе Н.Ц. Формирование любознательности у детей старшего дошкольного возраста. - М., 2001, – 121 с.
  9. Лобова Т.Н. Диагностика и стимулирование развития любознательности как профессионально значимого свойства личности будущего учителя. -М., 2001, – 192 с.
  10. Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопр. психол. 1982. № 4. С. 5-17.
  11. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. - М.: Знание, серия Педагогика и психология».1979, №2.
  12. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1989.
  13. Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегия познания, помощь, противодействие, конфликт. - М., 2000 с.
  14. Рамонова К. М. Особенности и пути развития любознательности у детей дошкольного возраста. СПб, 2007 с.
  15. Рейнвальд Н. И. Психология личности. – М. 1987.
  16. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся / Г.И. Щукина. — М.: Просвещение, 2005. —160 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и воспитателей "Роль духовно-нравственного воспитания дошкольников в формировании ценностного отношения к окружающей действительности".

Цель духовно-нравственного воспитания – формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях православной культуры.Задачи:·...

Роль духовно-нравственного воспитания дошкольников в формировании ценностного отношения к окружающей действительности.

Выступление  на районной стажировочной площадке "Роль духовно-нравственного воспитания дошкольников в формировании ценностного отношения  к окружающей действительности"....

17.03.2021 Роль духовно- нравственного воспитания дошкольников в формировании ценностного отношения к окружающей действительности средствами музыки

Из опыта работы музыкального руководителя МАДОУ ЦРР № 87  - Туркиной  М.Г. Мир музыки, музыкальной деятельности очень близок детям. В восприятии музыки, ее оценке, самостоятельном музык...

Консультация Роль духовно-нравственного воспитания дошкольников в формировании ценностного отношения к окружающей действительности.

Роль духовно-нравственного воспитания дошкольников  в формировании ценностного отношенияк окружающей действительности....

Роль духовно-нравственного воспитания дошкольников в формировании ценностного отношения к окружающей действительности.

(МК. 10,14) «Один пустынник, великий по святости жизни и знанию души человеческой, повелел однажды своему ученику: «вырви это дерево из земли» и при этом указал ему на молодое, ...

Консультация «Роль духовно-нравственного воспитания дошкольников в формировании ценностного отношения к окружающей действительности».

Консультация «Роль духовно-нравственного воспитания дошкольников в формировании ценностного отношения к окружающей действительности»....