17.03.2021 Роль духовно- нравственного воспитания дошкольников в формировании ценностного отношения к окружающей действительности средствами музыки
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Туркина Марина Геннадьевна

Из опыта работы музыкального руководителя МАДОУ ЦРР № 87  - Туркиной  М.Г.

 

Мир музыки, музыкальной деятельности очень близок детям. В восприятии музыки, ее оценке, самостоятельном музыкальном творчестве ребенок видит собственную значимость. Музыка открывает для ребенка дорогу в творчество, позволяет избавиться от комплексов, «открыть» себя миру. Музыка оказывает влияние не только на развитие непосредственно музыкальных способностей детей, но и способствует социализации ребенка, подготавливает его к «миру взрослых», а также формирует его духовную культуру.

Дошкольный возраст является периодом открытости к различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности их принятию, именно на данном этапе наиболее ярко и интенсивно развиваются нравственные качества ребенка.

Когда мы говорим о нравственном воспитании дошкольников, мы исходим, прежде всего, из потребности сформировать у ребенка ценностные ориентации его жизнедеятельности, приобщить к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Мир дошкольника наполняется в первую очередь образами того народа, наследником традиций которого ребёнок является. Восстановление преемственности поколений в восприятии и освоения традиционной культуры своего Отечества содействует формированию основ самосознания, любви к Родине, а также мировоззрения, основанного на традиционном понимании связи человека со своей семьёй, другими людьми. Музыка является одним из богатейших и действенных средств нравственного воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека. Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека.

  • Музыкальные образы пробуждают чувства ребенка;
  • Пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, которое отражено в песнях;
  • Правильный подбор музыкального и песенного материала способствует воспитанию у детей чувств патриотизма, интернационализма, расширяет их кругозор;
  • Танец через его ритмичные движения позволяет передавать то или иное чувство переживания;
  • Разнообразные виды музыкальной деятельности оказывают неоценимое воздействие на поведенческие реакции ребенка.

 

Целью моих занятий является содействие комплексной воспитательно-образовательной работы с детьми по средством приобщения их к отечественным духовно-нравственным традициям через организацию музыкальной культурно-досуговой деятельности.

Задачи:

Обучающие:

  • знакомство детей с основами духовно- нравственных традиций русского народа и уклада жизни, с народным фольклором, с особенностями традиционной подготовки и проведения праздников.

Развивающие:

  • помощь в становлении творческой личности ребёнка как созидателя и преобразователя, развитие навыков музыкального творчества;
  • содействие развитию певческого голоса, музыкально-ритмических движений, координации, выразительности, развитию речи детей.

Воспитывающие:

  • помощь семье в формировании ценностной сферы личности ребёнка через приобщение к основам русской культуры.
  • содействие формированию навыков доброжелательного и добродетельного поведения, способности к сопереживанию, радости и адекватному проявлению этих чувств;
  • воспитание любви, заботливого, бережного отношения к родной природе;
  • привитие художественного вкуса и эстетических предпочтений на основе образцов традиционной духовной культуры.

 Музыкальный материал данных занятий включает малые формы детского фольклора, народные песни и танца, игры, произведения русских композиторов и поэтов, стихи и песни современных авторов, танцы и игр, музыкальные произведения, рекомендованные типовой программой воспитания и обучения в ДОУ.

Результатом моей деятельности как музыкального руководителя является проведение календарных и фольклорных праздников.  Распевая песни, участвуя в народных танцах, водя хороводы, играя на народных музыкальных инструментах, играя в народные игры, дети нравственный кодекс, заложенный во всем этом, принимают к действию.

Многолетней традицией является проведение фольклорных праздников, таких как: Праздник урожая, Рождество, Масленица.  Использование народных танцев песен, игр и потешек, на различных праздниках: Новый год, 8 марта, праздник Осени и Весны.

Результатом работы явились позитивные сдвиги в поведении детей, в том числе осознание своих поступков, развитие самооценки. В ходе обучения дети приобретают устойчивые представления о морально-этических нормах поведения, учатся относить свои поступки к хорошим или плохим, усваивать оценки поступков, которые дают взрослые или другие дети, и сами начинают правильно оценивать их и правильно поступать. Дети переживают, совершив тот или иной проступок, понимают его и стремятся быть лучше.

Создание условий в ДОУ для духовно-нравственного и эстетического развития позволяет увидеть нам выпускника детского сада самостоятельным, активным, проявляющим инициативу в музыкальной деятельности, имеющего яркую индивидуальность; эмоционально отзывчивым на состояние других детей, красоту окружающего мира и произведения искусства, имеющим практические умения и навыки для внесения изменений в окружающую среду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_6_obobshchenie_opyta.doc1.75 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и воспитателей "Роль духовно-нравственного воспитания дошкольников в формировании ценностного отношения к окружающей действительности".

Цель духовно-нравственного воспитания – формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях православной культуры.Задачи:·...

Роль духовно-нравственного воспитания дошкольников в формировании ценностного отношения к окружающей действительности.

Выступление  на районной стажировочной площадке "Роль духовно-нравственного воспитания дошкольников в формировании ценностного отношения  к окружающей действительности"....

Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование детских отношений в коллективе.

Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование детских отношений в коллективе....

Консультация Роль духовно-нравственного воспитания дошкольников в формировании ценностного отношения к окружающей действительности.

Роль духовно-нравственного воспитания дошкольников  в формировании ценностного отношенияк окружающей действительности....

Роль духовно-нравственного воспитания дошкольников в формировании ценностного отношения к окружающей действительности.

(МК. 10,14) «Один пустынник, великий по святости жизни и знанию души человеческой, повелел однажды своему ученику: «вырви это дерево из земли» и при этом указал ему на молодое, ...

Консультация «Роль духовно-нравственного воспитания дошкольников в формировании ценностного отношения к окружающей действительности».

Консультация «Роль духовно-нравственного воспитания дошкольников в формировании ценностного отношения к окружающей действительности»....