ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНТЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ НРАВСТВЕННО - ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ
статья на тему

Копаева Елена Николаевна

В наше время – время перемен. Сейчас России нужны люди, способные  самостоятельно принимать нестандартные решения, умеющие организовать, спланировать свою работу. Поэтому актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: ответственности, самостоятельности. организованности, настойчивости, дисциплинированности, от того, как будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции. его социальная значимость. Именно труд позволяет педагогу сформировать у детей необходимый комплекс качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНТЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ НРАВСТВЕННО - ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ

Копаева Е.Н., Бокова Е.Ю.

 МАДОУ д/с №32 «Журавушка»

Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни! Главными воспитателями детей являются родители.

Растут дети, и вместе с ними должны расти родители: меняется стиль общения, корректируются требования, учитываются индивидуальные особенности определенного периода детства. Формирование нравственно – волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка.

В наше время – время перемен. Сейчас России нужны люди, способные  самостоятельно принимать нестандартные решения, умеющие организовать, спланировать свою работу. Поэтому актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: ответственности, самостоятельности. организованности, настойчивости, дисциплинированности, от того, как будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции. его социальная значимость. Именно труд позволяет педагогу сформировать у детей необходимый комплекс качеств.

Труд постоянно сопровождает самостоятельную деятельность детей в детском саду. Стараемся обращать внимание не только на деятельность детей, но и на момент ее организации, чтобы предупредить возможную ошибку ребенка. Например: как следует протирать листья у растений, рыхлить землю, приводить в порядок все игровое хозяйство. Такие сведения способствуют воспитанию у детей осознанного отношения к труду. Поощряем всякую попытку приложить старания. Используем метод предвосхищающей оценки («надеюсь, что ты справишься с заданием вовремя»; «как приятно смотреть на вас, когда работаете дружно»).

Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.

В беседах с родителями мы замечаем, что взрослых членов семьи волнуют проблемы подготовки к школе. Но интересуют их прежде всего вопросы специальной подготовки – обучение чтению, счёту письму, а воспитанию таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают большого значения.

Поэтому необходимо разъяснить родителям детей дошкольного возраста важность своевременного воспитания нравственно-волевых качеств, вооружить их соответствующими педагогическими знаниями и методами.

К порядку, организованности и дисциплине приучает режим. Мы убедили родителей, что в каждой семье должен быть установлен порядок жизни ребенка: он должен в определенное время ложиться спать, вставать, обедать. У детей, которые в дошкольном возрасте выполняли установленный режим, формируется чувство времени. Научить детей хотя бы немного ориентироваться во времени, соотносить свои действия с учетом временных границ – одна из задач в воспитании организованного поведения. Различая интервалы времени, дети начинают рассчитывать собственные действия и стараются укладываться в заранее установленный срок.

Домашний режим ребенка и требование его выполнять необходимо согласовывать с режимом и требованиями в детском саду. Ведь если в семье ребенку не будут предъявляться определенные требования, то сознание, привычки, все поведение ребенка не будут целеустремленными, а воля его не будет укрепляться. Мы предложили родителям разработанный нами примерный режим дня ребенка в вечернее время и выходные дни с учетом режима дня в группе.

Особенно ярко проявляется неустойчивость волевого усилия в младшем дошкольном возрасте, основной причиной которого является преобладание возбуждения над торможением. В этом возрасте нужно вырабатывать у детей умение управлять собой, поэтому воспитателю необходимо помогать детям выполнять установленные правила поведения, предупреждать возможности нарушения, формировать умение сдерживать себя, не поддаваться отрицательному примеру сверстников.

В среднем дошкольном возрасте дети становятся более способными к волевому поведению, особенно в условиях, когда деятельность представляет для них интерес. Так, неспокойный, легко отказывающийся от цели ребенок сосредоточенно выполняет задание, будучи включенным в интересную игру, выступая в роли, обязывающей проявлять выдержку и настойчивость.

Старших дошкольников воспитатель уже должен ставить в условия, требующие самостоятельного выполнения заданий, правил поведения, с тем чтобы формировать у них умение выбирать правильные действия и поступки.

Под влиянием интереса к игре, трудовой деятельности, учению, в ходе овладения новыми умениями дети становятся способными к волевым усилиям, преодолению препятствий. Вместе с тем нередко недостаточное развитие волевых процессов проявляется в неустойчивости замысла, легкой отвлекаемости, отказа от намеченной цели. Это свидетельствует о слабой сформированности нравственно-волевых качеств ребенка: настойчивости, целеустремленности, решительности, выдержки.

Учитывая эту особенность детей, воспитателю следует обращать особое внимание на формирование у них устойчивого внимания, сосредоточенности, целенаправленности и т. д., используя для этого разнообразные виды детской деятельности.

Для этого используем разнообразные формы: посещение семей, беседы, консультации, собрания, стенды, круглые столы и др. При работе с родителями учитываются особенности семьи, ребёнка.

Регулярно информируем родителей (в присутствии ребенка) пусть даже о незначительных успехах: оделся аккуратно, не забыл вывернуть рукава у кофты, без напоминания навел порядок на стеллажах с игрушками. Стараемся  воспитывать у детей: опрятность, терпение, волю, привычку доводить начатое дело до конца, – успехи позволяют ребенку почувствовать само ценность, уверенность в своих возможностях.

Регулярно проводим совместные выставки творчества: «Сделаем сами своими руками», «Вместе с мамой, вместе с папой», «Осенняя фантазия». Дети испытывают гордость за выставленные работы, к которым они приложили частичку своего труда.

Повышению мотивации участия в творческих и трудовых акциях способствует «Экран добрых дел», помещенный у входа в групповую комнату. С его помощью мы благодарим родителей за активное участие в жизни группы, детского сада. Пример родителей является мощным стимулом развития трудолюбия у дошкольников.

С целью освещения и пропаганды опыта семейного воспитания организовали выпуск  семейных газет. Поместили на стенде для родителей краткие рекомендации с конкретными практическими советами, подобрали специальную литературу для родителей, разработали анкеты с целью обеспечения обратной связи с семьей. Организовали фотовыставку на тему: «Труд в семье». Родители активно делились своим опытом по привлечению детей к разнообразным видам труда в семье: пришить пуговицу, постирать платочек, покормить рыбок.

Проведен «круглый стою», где родители в процессе обсуждения данной проблемы пришли к выводу: ребенок должен иметь постоянные обязанности в семье. Необходимо, чтобы он знал и помнил, когда и какую работу ему надо выполнить. Нужно добиваться, чтобы каждое поручение и каждое задание родителей выполнялось вовремя, старательно и аккуратно, потому что чрезмерная опека и освобождение детей от постоянных домашних обязанностей служит причиной многих переживаний и неудач в школе, развития, так называемого безволия.

В результате проделанной работы, у родителей повысился уровень педагогической грамотности; возрос интерес к проблеме социально· нравственного воспитания. Родители стали принимать активное участие в  конференциях, семинарах по обмену опытом семейного воспитания, в  детско-родительских отношениях в детском саду, районе, городе.

В перспективе мы продолжим взаимодействие с родителями по  формированию определенных волевых качеств, необходимых для  учебы в школе. Предполагаем организовать кружки по интересам, продолжить проведение дискуссии по вопросам трудового  воспитания в семье.

И самое главное то, что в процессе общения с родителями мы имеем возможность более глубоко и всесторонне изучить каждого ребенка, не ограничиваясь наблюдениями в детском саду. Родители, как самые близкие люди, могут многое рассказать нам об особенностях поведения своего ребенка, его характере, склонностях, привычках. А мы, педагоги, хорошо зная закономерности развития ребенка дошкольного возраста, помогаем им осознать допускаемые ошибки и по достоинству оценить успехи ребенка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Боязитова, И.В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции при переходе детей от дошкольного к младшему школьному возрасту : автореф. дис. канд. психол. наук / Боязитова И.В. – М., 1998. – 21 с.

2.  Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – Москва: Эксмо, 2003. – 512 с.

3.  Ключникова, Е.А. Методика диагностики сформированности нравственно-волевых качеств личности детей старшего дошкольного возраста : [опыт эксперим. разработки] / Е.А. Ключникова, Е.А. Чернявская // Методист: науч.-метод. журн. – 2004. – № 5. – С. 57-61.

4.  Коломинский, Я.Л. Развитие волевой сферы ребенка / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов // Психическое развитие детей в норме и паталогии : психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. – СПб., 2004. – С. 270-280.

5.  Левина, Н.А. Система работы по эмоционально-волевому развитию : ст. и подгот. группы / Н.А. Левина. – Волгоград : Корифей, 2009. – 96 с. : ил. – (Детский сад, № 110).

6.  Мельникова, Л.В. О значении развития воли у ребенка : (по И. А. Сикорскому [1842-1919 гг.]) / Л.В. Мельникова, В.Д. Столбун, Ю.В. Столбун // Научно-исследовательские материалы по истории российской психологии. – Ярославль ; Тверь ; Красногорск, 2001. – Т. 3. – С. 352-357.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение для родителей " Воспитание у дошкольников нравственно - волевых качеств в труде"

В сообщении  для родителей даны рекомендации о воспитании у дошкольников трудовых навыков и нравственно - волевых качеств в труде....

доклад " Воспитание у дошкольников нравственно волевых качеств"

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств....

Консультация «Работа с родителями по воспитанию у дошкольника нравственно — волевых качеств».

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно – волевых качеств : самостоятельности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности....

Воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств при подготовке к школе.

В помощь родителям дошкольников в подготовке детей к школе...

Консультация для родителей «Воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств»

В настоящее время  актуальной задачей является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности. От...

«Воспитание у дошкольников нравственно- волевых качеств»

Презентация на тему: "Воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств"...

«ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКА НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ».

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплиниро­ванности.Форм...