Сообщение для родителей " Воспитание у дошкольников нравственно - волевых качеств в труде"
статья (старшая группа) по теме

Мосева Ирина Юрьевна

В сообщении  для родителей даны рекомендации о воспитании у дошкольников трудовых навыков и нравственно - волевых качеств в труде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Сообщение на родительском собрание                                                                                                                  "Воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств в труде".

Цель: познакомить родителей с условиями привлечения ребёнка к труду.

                                                                   План:

1. Задача воспитания нравственно-волевых качеств в труде.

2. Условия для привлечения ребёнка к труду.

3. Что дети должны уметь делать самостоятельно в старшем возрасте.

4. Роль игры в закреплении навыков самообслуживания.

5. Организация и оценка труда в семье.

                                                                Литература:

1. Буре Р. С., Година Г.Н. "Учите детей трудиться".

2. Конопко Е.Л. "Я сам".

3. Островская Л. Ф. "Педагогические знания родителей".

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.                                                                                                              Формирование нравственно-волевой сферы - важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции. С появлением новых видов труда у детей старшего дошкольного возраста расширяются возможности их использования в нравственном и волевом воспитании. В любом виде труда есть реальная цель достижения которой требует определённой последовательности действий, приложения усилий для достижения результата. В труде имеются условия, обеспечивающие необходимость приложения ребёнком усилий, проявление настойчивости. Социальная значимость труда воспитывает у него чувство ответственности. Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребёнка-дошкольника к труду. В семье нравственный смысл и цели труда для дошкольника особенно наследны. Трудовые поручения, которые ребёнок выполняет в семье, по содержанию разнообразны, чем в детском саду, а необходимость их выполнения для него более очевидна (особенно в хозяйственно-бытовом и ручном труде). Ребёнок наглядно убеждается в значимости своего труда для членов его семьи. Особое влияние  на ребёнка оказывает труд взрослых в семь. Характерны мотивы труда детей в семье: любовь к родителям и другим членом семьи, желание позаботится о них помочь, доставить им радость, чувство дома перед семьёй, в зарождающиеся в этом возрасте. Распространенный мотив совместного труда ребёнка с родителями - стремление к общению с ними: " люблю с папой делать что-нибудь " , " мне с мамой всегда весело трудиться ". В семье часто с удовольствием занимаются теми видами труда, мало распространенны детском саду: стиркой белья, мытьём и вытиранием посуды, участвуют в приготовлении пищи, покупке продуктов и т.д., необходимо согласовать требования к ребёнку со стороны д/с и семьи, чтобы они были едиными. Соблюдение этого условия во многом обеспечивает успех в правильном трудовом воспитании малыша. Родители далеко не всегда проявляют внимание и терпение. Торопясь на работу, они стараются в целях экономии времени скорее одеть малыша, накормить, умыть. В результате у ребёнка не формируются навыки самостоятельности в самообслуживании и, что самое опасное, создаются предпосылки для возникновения лени. А лень, как гласит народная мудрость, является " матерью всех пороков". Как показывают наблюдения и беседы у детей, взрослые используют преимущественно словесные методы. Типичными являются  злоупотребление отрицательной оценки, что, по мнению многих родителей должно повысить ответственность и старательность детей, и в действительности часто вызывает лишь негативное отношение к труду. Отсутствие в современных, особенно в городских, семьях потребности в участии детей дошкольного возраста в хозяйственно-бытовом труде приводит к тому что ребёнок ограничивается трудом самообслуживания. Отстранение ребёнка от участия в труде семьи наносит урон его нравственному воспитанию. Ребёнок старшего возраста может: участвовать в уборке квартиры, мыть протирать игрушки, стирать кукольное бельё, свои носки, ленты, гладить мелкие вещи, помогать взрослым в приготовлении еды- мыть сырые овощи, нарезать варенные вырезать из теста печенье, лепить пирожки, пельмени, накрывать на стол и убирать со стола, мыть чайную посуду.

Старший дошкольник может научиться застилать свою постель  и это станет его постоянной обязанностью. Он может ухаживать за своей одеждой, обувью. Бытовой труд довольно однообразен, одни и те же действия должны продолжаться изо дня в день.

Поэтому многие дети вначале охотно занимаются трудом, вскоре утрачивают к нему интерес. Если ребёнок помнит свои обязанностях, старательно доводит дело до конца, то можно говорить о том, что у него есть чувство ответственности, что он может проявлять настойчивость.                                               Как же следует организовывать труд в семье и им руководить, чтобы он способствовал воспитанию настойчивости и ответственности? Прежде всего, взрослые определяют, какие обязанности по дому он будет выполнять. Если у ребёнка раньше не было обязанностей , надо вводить их постоянно, поскольку он может не владеть необходимым для работы умением. В каком случаи работа может оказать для него чрезмерно трудной, а низкое качество результатов - разочарованность и вызвать отрицательное отношение к поручению. Необходимо также учитывать особенности нервной системы дошкольника и его физические возможности: давать ему задания соответствующей трудности, вовремя приходить на помощь.

Давая поручение ребёнку, ему разъясняют цель предстоящей работы. Родители нередко допускают ошибку: дав задание не указывают его конечный результат. Это затрудняет возможность самоконтроля и оценку результатов, снижает у ребят целенаправленность действий и чувств ответственности. Необходим систематический контроль взрослых за деятельностью ребёнка, даже если тот уже неплохо владеет трудовыми навыками. Контроль взрослых влияет на характер действий ребёнка, предупреждает ошибки, своевременно оказывает помощь, поддерживать необходимое напряжение в труде. Нужно поощрять желание детей цели в работе, оценивать ход и результат труда. При этом подчёркиваются какие качества в труде проявил ребёнок: старательность. настойчивость, аккуратность, смекалку и т. д.                                                         К преодолению трудностей побуждает дошкольника одобрение родителей, выражение ими радостей по поводу его успехов, похвала. проявление доверия, поддержка в случае неудачи, оказание необходимой помощи, напоминание о том. как он хорошо он справился с трудностями в другой деятельности. Но слишком захваливать ребёнка нельзя.                                                                        Дети, начиная дело, не в состоянии видеть тех трудностей, которые могут возникнуть на их пути. Поэтому задача взрослых - оказать ребенку некоторую помощь, вызвать у него желание преодолевать затруднение и добиваться результата.                      

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад " Воспитание у дошкольников нравственно волевых качеств"

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств....

Консультация «Работа с родителями по воспитанию у дошкольника нравственно — волевых качеств».

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно – волевых качеств : самостоятельности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности....

Воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств при подготовке к школе.

В помощь родителям дошкольников в подготовке детей к школе...

Консультация для родителей "Роль трудового воспитания в развитии нравственно-волевых качеств дошкольника"

В статье говорится о такой важной составляющей дошкольного образования, как трудовое воспитание, о роли родителей в воспитании способности к труду....

Консультация для родителей «Воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств»

В настоящее время  актуальной задачей является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности. От...

«Воспитание у дошкольников нравственно- волевых качеств»

Презентация на тему: "Воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств"...

«ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКА НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ».

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплиниро­ванности.Форм...