«ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКА НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ».
статья (средняя группа)

Мацукова Наталья Николаевна

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплиниро­ванности.

Формирование нравственно-волевой сферы — важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_nravstvennyh_sposobnostey.docx15.81 КБ

Предварительный просмотр:

«ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКА

НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ».

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.

Формирование нравственно-волевой сферы — важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.

Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.

Наблюдения показывают, что многим родителям свойственна недооценка волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать. Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении посильных задач.

Дети, у которых к началу обучения в школе не развита способность активно действовать для достижения цели, самостоятельно выполнять повседневные требования и решать новые задачи, проявлять настойчивость в преодолении трудностей, часто не могут организовать себя для выполнения заданий учителя. Это отрицательно сказывается на учебной работе и поведении первоклассника, становится причиной его неуспеваемости, недисциплинированности.

Поэтому необходимо разъяснить родителям детей дошкольного возраста важность своевременного воспитания нравственно-волевых качеств, вооружить их соответствующими педагогическими знаниями и методами.

Известно стремление младших дошкольников к самостоятельности. Оно приобретает нравственный смысл в деятельности, в которой малыш проявляет свое отношение к окружающим. Это не только выполнение отдельных поручений взрослых, но и его деятельность по самообслуживанию. Малыш еще не осознает, что первая его трудовая деятельность необходима ему самому и окружающим, так как овладение нужными навыками позволяет ему обходиться без посторонней помощи, не затруднять других людей заботой о себе. Ребенок еще не понимает, что тем самым он проявляет заботу о них. Такой мотив труда младшего дошкольника формируется только под воздействием взрослых. Овладение навыками самообслуживания позволяет ребенку оказывать реальную помощь другим детям, требует от него определенных усилий для достижения нужного результата и способствует выработке настойчивости.

Таким образом, овладение младшими дошкольниками навыками самообслуживания — эффективное средство воспитания таких нравственно-волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость

С появлением новых видов труда у детей среднего и старшего дошкольного возраста расширяются возможности их использования в нравственном и волевом воспитании. В любом виде труда есть реальная цель, достижение которой требует определенной последовательности действий, приложения усилий для достижения результата. В труде имеются условия, обеспечивающие необходимость приложения ребенком усилий, проявления настойчивости. Социальная значимость труда воспитывает у него чувство ответственности.

В семье дети часто с удовольствием занимаются теми видами труда, которые мало распространены в детском саду: стиркой белья, мытьем и вытиранием посуды, участвуют в приготовлении пищи, покупке продуктов и т. д.

Как показывают наблюдения и беседы с родителями, стремясь воспитывать эти качества у детей, взрослые используют преимущественно словесные методы. Типичным является злоупотребление отрицательной оценкой, что, по мнению родителей, должно повысить ответственность и старательность детей, а в действительности  часто  вызывает  лишь  негативное  отношение  к труду.

В семьях еще недостаточно используется совместный труд родителей и детей. Значение совместного труда велико. Он удовлетворяет потребность детей в общении с родными, позволяет взрослым осуществлять контроль за детской деятельностью. Взрослый собственным трудом дает ребенку пример правильного выполнения работы, передает ему рациональные приемы труда и т. д.

В то же время хозяйственно-бытовой труд наиболее распространен в семьях: уборка помещения, стирка, приготовление пищи и т. д. В них дошкольник может принимать посильное участие. Потребность в этом труде постоянна. Мотивы его понятны, близки ребенку, связаны с чувством любви к родным. Правда, труд этот, постоянно повторяющийся, по мере овладения ребенком навыками его выполнения теряет новизну и привлекательность. Поэтому на первых порах особенно необходима такая организация труда, которая устраняла бы его однообразие.

Ручной труд — шитье, вышивание, изготовление поделок из природного материала, ткани, бумаги — также незначительно распространен в семьях, даже меньше, чем бытовой. Этот вид труда посилен ребенку, привлекателен для него, результат его более долговечен, чем результат хозяйственно-бытового труда. Выполненные ребенком работы содержат разный социальный мотив: вещь изготавливается в подарок близким (как сюрприз, украшение дома к празднику), друзьям, сверстникам из детского сада и т. а. Ручной труд требует от ребенка проявления старательности, инициативы,   настойчивости   и  других   нравственно-волевых   качеств.

Влияет на развитие личности ребенка труд по уходу за комнатными растениями и животными. В большинстве городских семей, как правило, есть растения или животные (кошка, собака, еж, хомяки, черепаха, попугаи, канарейки, рыбки). К сожалению, уход за ними чаще осуществляют взрослые. Они не доверяют детям: считают, что те могут облиться, испачкаться и т. п. Но этот вид труда воспитывает не только гуманные качества — доброту, отзывчивость, любовь и бережное отношение к животному и растительному миру, но и волевые — самостоятельность, организованность,  ответственность.

Формирование нравственных мотивов труда ребенка в семье возможно в том случае, если дошкольник видит значимость своего труда для семьи,  если выполняемая им  работа  воспринимается как необходимая для удовлетворения потребностей близких людей, а ее выполнение или невыполнение существенны для них. Содержание труда ребенка старшего дошкольного возраста в семье не должно быть нарочно придуманным. Взрослые члены семьи должны вносить в трудовую деятельность ребенка нравственные мотивы: оказывать помощь, проявлять внимание, сочувствие, заботу; связывать эти мотивы с целью деятельности, различными методами закреплять эту связь, вызывая у ребенка стремление качественно довести работу до нужного результата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий отрезка времени по воспитанию у детей нравственных качеств на тему: "Поможем Герде спасти Кая"

Сценарий отрезка времени по воспитанию у детей нравственных качеств на тему: "Поможем Герде спасти Кая" с использованием интегративной формы образовательной деятельности...

Воспитание у дошкольников нравственных качеств средствами природды

В наши дни особое значение приобретает ответственное отношение человека к природе. Трудно представить себе воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы – этого самого естественного...

«Воспитание у дошкольников нравственных качеств средствами художественно-эстетической деятельности»

Участие дошкольников в разных видах художественно-эстетической деятельности формирует способность чувствовать, понимать, оценивать....

Рекомендации педагогам по воспитанию у детей некоторых качеств мотивационно-волевой готовности к обучению в школе

Рекомендации педагогам по воспитанию у детей некоторых    качеств мотивационно-волевой готовностик обучению в школе...

"Особенности воспитания нравственных и эстетических качеств дошкольников средствами декоративно- прикладного искусства".

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему ...

Статья "Воспитание и развитие личностных качеств у детей старшего дошкольного возраста"

Главным во взаимодействии воспитателя с детьми является уважение прав ребёнка, гуманно-личностное отношение и индивидуальный подход. Важную роль в работе с дошкольниками старшего возраста приобретает ...