Главные вкладки

    Организация игровой среды в группе раннего возраста
    статья на тему

    Сумбулова Елена Викторовна

    Окружающая среда становится развивающей, если способствует осуществлению генетических задач возраста. Это важно особенно для ранних групп, где стремительный темп развития ребенка требует быстрой переориентировки на «зону ближайшего развития».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

         Организация игровой среды в группе раннего возраста

          Окружающая среда становится развивающей, если способствует осуществлению генетических задач возраста. Это важно особенно для ранних групп, где стремительный темп развития ребенка требует быстрой переориентировки на «зону ближайшего развития».

    Игровая среда группы, чтобы быть действительно развивающей, должна «настраиваться» на конкретную группу детей. Иными словами, сколько игрушек и какие уголки должны быть в группе, нужно каждый раз решать заново при новом наборе детей в группу.

    Разработку игровой предметно-пространственной среды мы осуществляем на основе характеристик тех детей, которые на данный момент посещают группу:

            возрастного состава малышей (сколько детей от 1 - 2 лет, 2- 3 лет);

    психологической характеристики группы (темперамента детей, их подвижности, наличия лидерства, учета индивидуальных особенностей, познавательных интересов, показателей развития и пр.);

    количественного соотношения мальчиков и девочек (их разного соотношения, например, 50 на 50 или 90 на 100).

    Так, например, возросшая двигательная активность малышей 3-го года жизни (состав нашей группы 2-3 года) требует расширения игрового поля, где должно хватать места и для игр с дидактическими игрушками, и для сюжетно-ситуативных игр, из которых зарождается ролевая игра. Создание локальных игровых пространств, уголков, мест отдыха, «кулуарного» общения, позволяет не только объединить, но и рассредоточить  маленьких детей (как известно, дети раннего возраста играют рядом в малых группах по 2-3 человека). Отдельные пространства (центры) предполагают разные игры: игры с водой и песком, с кубиками, с ролевыми материалами, сенсорными и т.д. Зонирование помещения помогает ребенку выбрать для себя привлекательное занятие и сохранить устойчивый интерес к нему благодаря соответствующим игрушкам, не отвлекаясь на другие виды деятельности.

    В группе почти половина мальчиков. Для мальчиков характерно освоение всего пространства групповой комнаты, желание больше использовать в игре предметы-двигатели (машины, тележки, каталки и пр.), а также свободно перемещаться из одного конца комнаты в другой. Мальчикам всегда нужно больше места. Эти особенности мы учитывали при планировке группы.  Мебель и оборудование располагаем так, чтобы осталось достаточное пространство для свободной двигательной активности детей. Малыши имеют возможность беспрепятственно ходить, ползать, бегать, кататься на маленьких велосипедах, возить за веревочку машинки, толкать перед собой тележки.

    Девочки, как показали физиологи, в основном ориентируются на «ближайшее» пространство (игры с куклами в нешироком игровом поле), поэтому для них мы создали условия, помогающие ситуативным, сосредоточенным игровым сюжетам.

    Детскую  игровую  мебель подбираем по росту детей, потому что дети 2-3 лет, проигрывают какие-то эпизоды своей собственной жизни. Это сюжетно-отобразительные действия. Игровое оборудование помогает ребенку овладеть функциональными, чисто социальными действиями, отображающими быт человека, что позволяет малышу «вписаться» в окружающую действительность. Так проходит социализация ребенка уже в ранний период его жизни.

    При организации игрового пространства группы мы также ориентируемся на ведущий вид игры в данном возрасте. Первая игра ребёнка 2-3 летнего возраста (в соответствии с исследованиями Е.Кравцовой) — режиссёрская игра, которая является разновидностью детской игры и появляется в жизни дошкольника примерно после двух лет.  Игрушки и предметы, которые ребёнок выбирает  для режиссёрской игры, как правило, выполняют как прямую, так и переносную функции. Говоря другими словами, очень часто в режиссёрских играх ребёнком используются так называемые предметы-заместители. Поэтому в игровых центрах мы используем различный многофункциональный материал.    

    Предметы-заместители хранятся в специальных коробках – контейнерах это - кубики, палочки, шишки, желуди, шарики, веточки и пр.

    Дети очень любят играть в  мелкие игрушки, поэтому мы подбираем  игровой материал для режиссёрской игры, используя  различные игрушки из «Киндеров» или просто мелкие сувенирные фигурки и т.д.

    В детстве мы все любили сооружать для игры различные шалаши из подушек и покрывал или накрывали стол одеялом и там разыгрывали свой режиссёрский  замысел. Так же и нашим детям необходимо личное пространство для игры. Мы обеспечиваем их этим пространством, например, с помощью ширм из ткани. Можно обклеить  разные коробки – это будет материалом для самостоятельной организации пространства для игры.

         В ещё формирующейся в этом возрасте ролевой игре ребенок осваивает смыслы человеческой жизни и отношения между людьми. Главное в такой игре — принять и удерживать роль. Для более эффективного принятия и удержания роли, т.е. чтобы ребенок действительно почувствовал себя другим, существует специальный игровой материал — ролевая атрибутика, которая делает роль более наглядной. 

    Для ролевой игры в нашей группе отведено специальное место, где можно переодеться: тут мы собираем  разную одежду, шляпы, ленточки, кружева, обувь и аксессуары. Элементы, отображающие атрибуты роли — специфические предметы, обозначающие игровую роль то, что ребенок одевает на себя, чтобы преобразиться и перевоплотиться. Например, красная шапочка, белый халат, шапочка врача. Здесь же находятся образные игрушки-персонажи: куклы разных размеров в одежде, которую можно снимать и надевать, куклы-голыши, антропоморфные животные из разных материалов.  Также предметы для ролевых действий: — кормления кукол (посуда, столовые приборы); — укладывания спать (подушечки, простынки, одеяльца);— купания (ванночки, флаконы, губки, салфетки);— лечения (игрушечные наборы, в которые входят градусник, шприц, трубочка для прослушивания, кусочки ваты, бинтик и пр.) — прогулок (коляски с подушечкой и одеяльцем, машинки);— уборки (губка, мыло, мисочка или раковина, совок, веничек, салфетки);— игры в «парикмахерскую» (зеркало, расческа, ленточки, флаконы).

    Предметы для ролевой игры не должны быть действующими копиями реальных предметов. Они должны не перетягивать на себя всё внимание ребенка, но оставаться условными обозначениями предметов, сохраняя свою служебную функцию. Действия с ними должны оставаться игровыми, т.е. условными (например: кубик вместо мыла, палочка от мороженого вместо градусника и т.д.). С помощью скамеек, легких модульных столов, ширм можно создать корабль, или волшебный лес, или больницу. Очень просто и эффективно использовать куски ткани, которые могут стать морем, крышей или поляной и т.п.

    Хотим обратить особое внимание на то, что предметно-развивающая среда в группах раннего возраста организуется для детей, поэтому все окружающие предметы должны быть соразмерны их росту, руке и физиологическим возможностям.

    В нашей группе игровая среда для ребенка достаточно информативна, а наша деятельность по обогащению игровой среды проходит в присутствии малышей, комментируется  взрослым, мы привлекаем детей к посильному участию. И, наконец, пожалуй, самое главное. Игровая предметная среда для нас не является самоцелью,  исключительно «для красоты», без учета детской деятельности. Это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей, обогащающаяся новизной.      

           Иными словами, окружающая малышей игровая среда не только развивающая, но и развивающаяся. В таком пространстве дети спокойно входят в группу сверстников, проявляют друг к другу чувства симпатии. У них возникает интерес к детскому саду, желание быть в детском сообществе. Активная позиция малыша и радость освоения являются показателями правильного направления в нашей работе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

    Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...

    Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.

    Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в ...

    Организация развивающей среды в группе раннего возраста

    В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развити...

    Организация развивающей среды в группе раннего возраста в области художественно-эстетического развития

    Данный материал поможет педагогам организовать развивающую предметно-пространственную среду в раннем возрасте в области художетсвенно-эстетического развития....

    ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА

    Существует концепция развивающей среды, в которой рассматриваются подходы к ее построению с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребенка (В. А. Петровский).  Это ...

    Брошюра "ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА"

    В раннем возрасте ведущей является предметная деятельность, то есть деятельность, направленная на овладение различными способами действий с предметами. Предметная деятельность является ведущей по тому...

    Реализация возрастного и гендерного подхода в организации развивающей среды в группе раннего возраста

    Реализация возрастного и гендерного подхода в организации развивающей среды в группе раннего возрастаКак бы ни была красива групповая комната, но если она организована без учета возрастных особенност...