Художественно-эстетическое развитие дошкольников в современных условиях.
консультация (подготовительная группа) на тему

Бобкова Татьяна Ивановна

В данном материале автор рассказывает о пособии "Художественное развитие детей 6-7 лет". В представленном материале педагог делится  опытом работы комплекса ГБОУ Школа №1929 по художественно-эстетическому воспитанию и развитию дошкольников. Рассказывается о создании условий для художественно-эстетичческого развития дошкольников, об использовании нетрадиционной техники и разнообразного материала , об использовании современных форм в работе с детьми по изобразительной деятельности. Рассказывается о дополнительном образовании в художественно-эстетическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл вебинар61.08 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на вебинаре в издательстве «ТЦ СФЕРА», 2017 год.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников в современных условиях.

План.

1.Идея создания пособия «Художественное развитие детей 6-7 лет». Немного о самом пособии.

2.Опыт работы комплекса ГБОУ Школа № 1929 по художественно-эстетическому воспитанию и развитию дошкольников.

2.1.Создание условий для художественно-эстетического развития детей.

2.2.Использование нетрадиционной техники и разнообразного материала в работе с детьми по изобразительной деятельности.

2.3.Использование современных форм: проектная деятельность, встречи с интересными людьми, взаимодействие с родителями в работе с детьми по ознакомлению с художественной литературой, в музыкальной деятельности.

3.Дополнительное образование в художественно-эстетическом воспитании и развитии дошкольников.

4.Оценка качества образования по художественно-эстетическому развитию с помощью методики ECERS-R Шкал в дошкольных образовательных организациях.

1. Художественно-эстетическое развитие дошкольников это развитие не только эстетических качеств человека, но и развитие всей личности в целом. Работая с детьми с ОНР, понимая всю важность художественно-эстетического развития, решили (я и воспитатели логопедических групп Красносельская В.Б., Прудыус Н.Н.)  собрать вместе в одной книге занятия по изобразительной деятельности, конструированию и ручному труду. Ввели лексические темы во все занятия по художественно-эстетическому развитию. Очень удобно работать по лексическим темам совместно с логопедом. Увидев отличный результат работы в коррекции, высокие показатели детей, в знаниях и умениях, в развитии мышления, речи, воображения, художественного вкуса, потребности в художественно-творческой деятельности и т.д., стали внедрять и в обычных группах общеразвивающей направленности планирование по лексическим темам. Тематическое планирование способствует решению задачи всестороннего гармоничного развития детей. Сейчас на современном этапе ФГОС так же предусмотрено комплексно-тематическое планирование.

  Немного о самом пособии. Назвать авторов данного пособия. Часть материала, идеи данные в книге, взяты из журналов для дополнительного образования в школе и переделаны под дошкольников. Вся литература, которая была использована, указана в пособии. Другая часть идей принадлежит авторам данного пособия. Весь материал, представленный в книге, апробирован, даны конспекты образовательной деятельности на весь учебный год по месяцам. Пособие ориентировано на работу с детьми с ОНР. Но его можно использовать и в обычных группах (в нашем комплексе используется). Занятия, представленные в книге  по изобразительной деятельности, ручному труду, конструированию, вышивке очень интересные, в них включены стихи, загадки, вопросы к детям, объяснения. На занятиях используется различная техника и разнообразный материал, воспитателям удобно, что все собрано в одном пособии. Сейчас большинство работает в комплексах, поэтому в конце нашего пособия есть материал по ознакомлению детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с квиллингом.  Этот материал будет очень полезен для педагогов дополнительного образования комплекса или воспитателям, учителям, которые хотят вести кружок в своем комплексе.

 2.1. Теперь хочется поделиться опытом нашего комплекса ГБОУ Школы №1929 по художественно-эстетическому развитию дошкольников. Для реализации задач эстетического развития детей необходимо создать условия. В нашем комплексе это:

- создание предметно-развивающей среды;

   Вы все знаете, какая должна быть предметно – пространственная  среда в соответствии с ФГОС. Прежде всего, это среда, в которой ребенок живет и развивается. Детский сад для детей и педагогов это второй дом, а дома должно быть тепло и уютно. В нашем детском саду холлы и коридоры эстетично, грамотно оформлены.  В одном из холлов оформлена выставка под названием «Родные сердцу уголки», где дети могут полюбоваться красотой природы и животного мира на ярких, талантливо сделанных фотографиях учителя логопеда Спивак Е.Н. Фотографии постоянно меняются, используются на занятиях. В холлах есть постоянно меняющиеся выставки детских работ из бисера, вышивка, квиллинг, пластилинография, выставка работ по изобразительной деятельности. В другом холле сделаны декоративные ниши из гипса картона, с подсветкой, где оформляем разнообразные выставки совместных работ детей, родителей, педагогов. Для выставок своими руками создаются объемные работы из различного материала, в зависимости от темы. Темы выставок очень разнообразны: «Мой любимый сказочный герой», «Здоровый образ жизни - залог удачи и хорошего настроения», «Олимпиада в Сочи», «С чего начинается Родина», «Игрушки  30-х годов», «Мастер,ОК – игрушки из «бросового» материала», «Елочные игрушки своими руками», «Осенние работы из природного материала», «Белая березонька», «Спасатели МЧС», «С Юбилеем детский сад» и много, много других.  Дети и родители очень активно участвуют в выставках.

   Решая одну из задач ФГОС - охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия на одной из полок на радуге живет наш талисман веселый озорной мальчишка Радужонок. Придумала персонажа педагог-организатор Бобкова Т.И., а сшила Ольга Александровна Фимина - мама наших выпускников. Радужонок к малышам приходит на занятия и на различные режимные моменты, дети постарше берут его на соревнования и конкурсы. Дети пишут ему свои секреты и пожелания. Совместно с педагогами придумали стихотворение про Радужонка:

Сыплет солнце из лучей радугу в ладошки.

Льется радости ручей в сердце каждой крошке!

Всех оберегает чудо - Радужонок

И растет ребенок:

Добрым и наивным,

Творчески активным,

Сильным и здоровым,

Умным и счастливым.

Педагог-организатор Татьяна Ивановна Бобкова придумала к каждой букве талисмана расшифровку:

Р астим

А ктивных

Д етей

У меющих

Ж ить

О смысленно

Н равственно

О рганизованно

К оллективно

  В помещениях детского сада так же создана эстетическая развивающая среда. Везде стараемся соблюдать единый стиль, выбираем цвет групп в зависимости от названия группы. Стараемся внести в каждую группу что-то свое индивидуальное. В нашем ДП много детей, поэтому нет свободных групп для создания изостудий, но в каждой группе есть центры: творчества, художественный, музыкально-театральный.

Художественный центр

Здесь размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства – живописью, графикой, скульптурой, предметами народных промыслов, архитектурой.

Кроме того, в этом центре находятся материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности, ручного труда и художественного конструирования.

Опираемся на гендерные различия детей, есть материалы и оборудование для ручного труда и художественного конструирования, интересные как для мальчиков, так и для девочек.

Включение в среду изобразительных материалов (репродукции картин художников, произведений народного творчества, книжной графики, произведений детского творчества) способствует творческой активности детей.

Музыкально-театральный центр

Оборудован шкафом или полками для хранения музыкальных пособий, для детских костюмов, кукол-бибабо, пальчиковых кукол, игрушек и декораций для настольного театра, театра на фланелеграфе и т.д.

Есть комплект портретов композиторов, фотографии детей, играющих на музыкальных инструментах. Основное содержание центра представляют разнообразные музыкальные пособия, музыкальные игрушки, игрушки-самоделки, детские музыкальные инструменты, костюмы или их элементы,  аудиотехника (магнитофон или музыкальный центр).

  Назову еще ряд  условий необходимых  для  художественно – эстетического развития  дошкольников:

- методическое обеспечение;

Важно иметь  достаточное количество методического материала и пособий для успешной работы по художественному развитию детей. Мы пользуемся своими пособиями «Ознакомление с художественной литературой детей с ОНР», «Художественное развитие детей 6-7 лет». Пользуемся напечатанным, пока не изданным материалом  «Художественное развитие детей 5-6 лет». Используем и другие пособия, материал издательства «Сфера»: Ушакова О.С. «Ознакомление дошкольников с художественной литературой», Куцакова Л. П. «Конструирование и ручной труд в детском саду», Грибовская А. А. «Лепка в детском саду», Кайе В. А. «Конструирование и экспериментирование», Радыновой О. П. «Музыкальные шедевры» и др.

Следующее условие для  художественно – эстетического развития  

- разнообразие  форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического развития;

   Эстетическое развитие и воспитание детей в детском саду осуществляется в разных формах в зависимости от принципа руководства их деятельностью, способа объединения дошкольников, вида деятельности.  К формам работы относятся: экскурсии, праздники, развлечения, театрализованные игры, игры – драматизации и т.д.

Мне хочется остановиться на некоторых из них.

  Об одной из форм работы – организацию разнообразных выставок в детском саду, мы с вами уже поговорили. Выставки необходимо устраивать не только в дошкольном учреждении, но и за его пределами. Так мы сотрудничаем с библиотекой нашего района «Братеевские  интеллектуалы» и неоднократно оформляли выставку рисунков наших воспитанников в библиотеке по темам: «Широкая Масленица», «Мой любимый книжный герой», «Моя любимая книга», «Я и моя семья» и др. Участвовали в различных районных, окружных, городских конкурсах, где также выставлялись работы наших детей. Например, участвовали в конкурсе  детского творчества «Цветы Победы», работы совместного творчества детей и взрослых были представлены в павильоне на Варшавке, участники выставки получили сертификаты.

 Это очень важно, чтобы ребенок получал самоудовлетворение, непередаваемые чувства и эмоции, понимание  значимости его деятельности.

  Другой  формой работы по художественно-эстетическому развитию  детей является мастер класс.  Воспитатели проводили совместно для детей и родителей разнообразные мастер классы:

- «Куклы-обереги из ткани», где воспитатели показывали, как из небольших кусочков материала сделать тряпичные куклы, в которые дети с удовольствием играли.

- «Плетем корзины» из газетной лозы научили детей и родителей плести корзину. Затем дети на занятиях сами плели козочку – рогатую.

- «Декупаж»,  детям и родителям был показан мастер класс по декупажу на тарелке.

- «Рисование ногами», воспитатель по физкультуре и дети, которые  уже умели рисовать ногами, провели мастер класс для родителей.

   Мастер классы проводим не только для детей и родителей, но и для педагогов другого дошкольного подразделения нашего комплекса, например « Гениальность на кончиках пальцев». Воспитатели показали мастер классы по торцеванию, квиллингу, декупажу, бисера плетению, лепке из полимерной глины, конструированию из бумаги, вышиванию крестиком. Мастер классы уже 2 года подряд проводим и на окружных фестивалях «Наши общие возможности – наши общие результаты».  В фестивале принимают участие большое количество детей разного возраста, они могут попробовать сделать своими руками поделки, используя различную технику изготовления и разнообразный материал.

  Мини-музеи еще одна из форм работы с детьми. В каждой группе есть свой мини-музей: «Солнца», «Бус из различного материала», «Матрешек», «Чашек», «Часов», «Лошадей», «Национальных костюмов», «Шляп» и другие.  В каждом музее есть экспонаты,  выполненные руками детей.  Так в музее «Солнца» из ниток и бумаги сделано солнышко,  в музее «Бус» несколько бус сделано из бумаги, пуговиц, ракушек, сплетены из ниток. В музеях «Чашек» и «Лошадей» из глины вылеплены лошади и чашки. В музее «Матрешек» деревянные болванки расписаны детьми.  Дети с огромным удовольствием проводят экскурсии по мини-музеям.

  Так как наш комплекс находиться в спальном районе, нам трудно вывозить детей на экскурсии в музеи нашего города, поэтому родилась идея проводить в детском саду виртуальные экскурсии по музеям Москвы, знакомить детей с великими художниками, писателями, поэтами при посещении музеев. Сейчас занимаемся сбором материала для экскурсий.  В следующем учебном году  начнем проводить виртуальные экскурсии в нашем комплексе. Одной из современных форм работы с детьми по художественно-эстетическому развитию является проектная деятельность. Это одна из наших любимых форм работы с детьми.

Постоянно совместно с родителями осуществляем краткосрочные, долгосрочные проекты по различным темам: «Наша книга», «Дети, семья, театр», «Добрая книга», «Мои любимые поэты», «Чудо глина» и т.д.

Проектная деятельность уникальная возможность дать детям знания, активизировать самостоятельную и познавательную деятельность детей.  У дошкольников  развиваются  творческие способности, развивается воображение, мышление, внимание, память, речь, умение наблюдать, слушать, обобщать, анализировать.  Самое главное, что участие в совместных проектах педагогов, детей и родителей способствует установлению тесных эмоциональных контактов. Проектная деятельность позволяет создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Цель любого проекта принималась и осваивалась всеми участниками проекта. В итоге каждого проекта создавался продукт. Это тряпичные куклы, изделия из глины, книги, украшения, выставки совместных творческих работ детей и взрослых, разнообразные презентации проектов.

    Следующее условие, которое считаем необходимым для художественно-эстетического развития дошкольников:

- уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения;

 Все, что создается  детьми в самостоятельной деятельности или совместной с взрослыми,  стараемся использовать в жизни детского сада. Так рисунки, работы из бумаги, соленого теста, оригами используем для украшения групп, холлов к праздникам, особенно к новому году, к тематическим дням и временам года. Работы детей спускаются с потолка или вешаются на рейлинги (это система, состоящая из нержавеющих трубок небольшого диаметра, которые крепятся к стене). Дети вместе с педагогами делают атрибуты к играм, костюмы для выступлений.

Совсем недавно, в апреле прошло «Погружение в 30-е годы» в школе и в дошкольном  секторе. Об этом вышла статья в Комсомольской правде от 24 апреля 2017 года «Машина времени в столичной школе». На целую декаду – две учебных недели ученики погрузились в эпоху 30-х годов и смогли прочувствовать самые разные стороны жизни того времени. Дошкольники тоже не отставали, дети и взрослые изготавливали костюмы из «бросового» материала для дефиле моды 30-х годов. Из чего только не придумали костюмы: из пластиковых ложек бальное платье, юбку плиссе из обычной газеты, а фантазии не было предела по изготовлению одежды для мальчиков, платьев и шляпок для девочек из полиэтиленовых пакетов разных цветов и фактур. В холле детского сада организовали выставку игрушек 30-х годов. Все игрушки были сделаны совместно взрослыми и детьми своими руками из различного материала: машины, лошадки из фанеры; точные копии деревянных лошадок, на которых скакали дети 30-х годов; новогодние игрушки из ваты; куклы с гардеробом одежды из бумаги; пистолеты, солдатики из фанеры и соленого теста; мягкие игрушки, сшитые по эскизам того времени и другие.  

Осуществляя проект «Добрая книга», дети сами придумывали сказки, рассказы. Затем, рисуя иллюстрации  к ним с помощью взрослых, создавали свои книги. Бывало, что сказку сочинил один ребенок, а художниками – иллюстраторами  к этой сказки были другие дети. Когда книга была готова, воспитатели ее читали всем детям.  Передавали для чтения в другие группы, обменивались книгами.

   Следующее условия,  необходимые для художественно-эстетического развития:  

- обеспечение преемственности в художественно- эстетическом развитии между детским садом и начальной школой;

   Все, чему дети научились в детском саду, продолжают учителя и педагоги дополнительного образования в школе. Все дети на музыкальных занятиях занимаются сочинительством  небольших коротеньких стихов из двух строк, четырех, танцевальных движений, музыкальных коротеньких импровизаций на музыкальных инструментах. Есть дети, которые имеют задатки, способности, стараемся их заметить и развивать. Так наш воспитанник Витя Новиков сочинял с мамой стихи и это ему очень нравилось. Дети с удовольствием слушали стихи своего друга. Маме воспитатель предложила напечатать стихи мальчика в журнале  «Вестник педагога искусств».  Стихи напечатали. В школе продолжают заниматься с талантливыми детьми. Создана литературная студия «Облака вдохновения», где дети продолжают писать стихи, читать любимых поэтов и авторов. В детском саду два раза в год проводим конкурсы «Чтецов», начиная с младшего возраста. В школе продолжают нашу традицию, обязательно проводят конкурсы «Чтецов». Победителей конкурсов награждаем грамотами. Школьники также участвуют и в районных, окружных и городских конкурсах. Так в феврале 2017 года ученица школы

№1929 нашего комплекса Каленова  Анна стала лауреатом (2 место) окружного поэтического конкурса «Последний рубеж». Анну наградили нагрудным знаком общественно-литературной  премии «Последний рубеж» за пропаганду темы патриотизма в отечественной литературе . 18 апреля в школе мастер класс проводил Сергей Витальевич  Берсенев – поэт, член Союза Писателей  России, член правления Московского городского отделения Международной общественной организации писателей «Международный Литературный фонд» при Союзе Писателей России, член Союза Художников Народного Искусства при Российской Академии Народного Искусства и т.д.

   Очень большое внимание в детском саду уделяем театрализованной деятельности, дети играют разнообразные роли, начиная с младшего возраста. Они не стесняются, раскрепощены и изображают героев с удовольствием. В школе дети продолжают заниматься в театральной студии «Чародеи». В этом году в апреле дети 3 «А» класса (наши выпускники) были награждены индивидуальными грамотами в номинации «За создание сценического образа», дипломами в номинации «За лучшее исполнение роли второго плана». Дипломом в номинации «За лучшие костюмы и декорации к театральной постановке»  спектакля «Кот в сапогах», дипломом за лучший спектакль наградили весь творческий коллектив студии «Чародеи» в городском фестивале – конкурсе «Театральный Олимп», который проводил театральный институт имени Бориса Щукина, из 550 работ, представленных на конкурсе, выбрали спектакль нашей школы. Награждали детей: заслуженная артистка России, профессор Г.П. Сазонова, старший преподаватель В.М.Маркин.

    В детском саду и в школе проводим конкурс детских рисунков на различные темы. В марте этого года конкурс был посвящен 135-летию со дня рождения К.И. Чуковского. Победителями в школе стали наши выпускники, ученики начальных классов.

В школе продолжают на дополнительных  кружках заниматься продуктивной деятельностью: бисера плетением, квиллингом, декоративно-прикладным искусством.

Так же как и в детском саду, в школе оформляют различные выставки детских работ. Учитель по изобразительному искусству, ведет и в детском саду кружок дополнительного образования «Живопись» и кружок «Декоративно-прикладное искусство». Преподаватель танцев по дополнительному образованию так же ведет кружки в детском саду и в школе. Дошкольники выступают на всех школьных праздниках с танцами, песнями, стихами. А ученики играют на дошкольных Новогодних праздниках Снегурочку и Деда Мороза.

   Еще одно условие, которое мы считаем необходимым для художественно-эстетического развития детей:

- тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьей;

   Федеральный Государственный Образовательный Стандарт уделяет особое внимание тесному взаимодействию с родителями и вовлечению их в образовательную деятельность. Какую бы важную роль в жизни ребенка не играл детский сад и всевозможные кружки и студии, наиболее значимую роль в формировании у него художественного вкуса и представления о прекрасном будет играть его семья. Именно родители и их вклад в воспитание ребенка сыграют решающую роль в становлении его личности в дальнейшем. Поэтому мы стараемся вовлекать родителей во все наши мероприятия, связанные с художественным воспитанием и развитием, они наши первые помощники.

  Продолжаем говорить об условиях для художественно-эстетического развития:

- широкая опора на региональный материал, его специфику: природу, искусство;

- познание детьми достопримечательностей, их окружающих, знаменательных событий;

  Начинать знакомить детей с достопримечательностями своего города необходимо со своего дома, улицы, района ит.д. Интересный проект «Мой дом, моя улица» создавался в старшей и подготовительной группе в течение 2-х лет, в нем дети узнавали историю названия своих  улиц. Рисовали дома на своей улице,  ходили на экскурсию строительства метро Борисово, затем рисовали впечатления об экскурсии. Узнавали о необычных домах всего мира. Посещали с родителями перевернутые дома. Продукты проекта получились потрясающими. Родители вместе с детьми сделали различные дома своими руками: картонные, фанерные, кирпичные, деревянные, вязанные, и даже из стекла и из пряников - пряничный домик, фантазии не было предела. Совместно воспитатели с детьми создали книгу о Братееве, очень помогла районная библиотека. Педагог-организатор оформила альбом о Коломенском, с большими красочными фотографиями, названиями  всех его достопримечательностей. Много детям рассказываем и о реке Городне, о Москве реке и т.д. В подготовительной группе проходила акция «Сбережем нашу речку» дети придумывали свои проекты в рисунках, как уберечь речку от загрязнения.  

  Знакомим детей с памятниками архитектуры, живописи нашей родной Москвы. Закрепляем материал в просмотре презентаций , досугах и  праздниках о Москве, где дети выполняют разнообразные задания, используя свои знания. Создавали проекты о Москве: «Я иду, шагаю по Москве», «Москва литературная», «Природа Москвы» и др.

   Считаем важным условием художественно-эстетического развития детей:

- предоставление всем равных и реальных практических возможностей для развития способностей в разных областях художественной деятельности;

   В логопедических группах воспитатели с детьми постоянно ставили спектакли, выступали перед сверстниками и малышами. Валентина Борисовна соавтор пособия по художественному развитию поставила спектакли по сказкам Владимира Григорьевича Сутеева: «Мешок яблок», «Снеговик-почтовик», «Петух и краски», «Раз, два дружно», «Палочка выручалочка» и др. Есть  у нас и особые дети (дети и с элементами аутизма, дети инвалиды), стараемся их тоже привлекать к искусству, они участвуют в спектаклях, конкурсах. С детьми логопедической группы ездили выступать на Воробьевы горы в конкурсе «Надежда» и получили дипломы. Дети исполняли песню И. Шевчука и Е. Зарицкой «Раз ладошка, два ладошка», выступали с танцем «Чаепитие». Один наш выпускник (тоже особый ребенок) очень любил музыкальные инструменты. Музыкальный руководитель дополнительно занималась с ним, и мальчик играл в оркестре на праздниках.  Стараемся увидеть у детей способности в художественной деятельности и обязательно развивать их в индивидуальной работе с воспитателем, специалистами и в дополнительном образовании. Иногда приходиться убеждать родителей, что ребенку необходимы дополнительные занятия.    

  Следующее важное условие:

- кадровое обеспечение. 

    Для художественно-эстетической деятельности детей нам, педагогам, важно обладать коммуникативными навыками, ориентироваться в проблемах воспитания и обучения, быть в курсе последних достижений науки и творчества. Общение будет успешным, если оно содержательно основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж, т.е. вся работа в нашем ДОУ строится на принципах личностно-ориентированной модели и учитывает изменения в ФГОС.  В общении с детьми педагоги придерживаются принципа: «Не рядом и не над, а вместе»! Личностно-ориентированный характер взаимодействия, обеспечивает эмоционально-психологическую защищенность ребенка, доверие его к миру, радость существования, формирование начал личности ребенка, а это позволяет успешно обучать его художественно-эстетической деятельности.

     Опытные педагоги способны посредством художественно-эстетической деятельности воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное.

   Взаимодействие педагогов и детей, направленное на эстетическое развитие строится в трех направлениях: специально-организованное обучение; совместная деятельность педагогов и детей; самостоятельная деятельность детей. Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей. Задача педагога, не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникает такая необходимость.  

  Художественно-эстетическое развитие это целенаправленная, систематически спланированная работа педагогов, всего коллектива комплекса и родителей, т.е. творческого коллектива единомышленников.

2.2. Рисование самое любимое занятие детей с раннего возраста. Но необходимо дать детям определенные знания, навыки, приемы рисования, чтобы создавать свой мир на листе бумаги.

    Изобразительное искусство это наука со своими законами и техническими приемами. Это особый язык, на котором нужно учиться говорить с помощью цвета, формы, ритма, линии, фактуры, движения, других средств выражения. Все занятия необходимо давать от простого к сложному, соблюдать принцип последовательности при подаче материала.

    На занятиях по изобразительной деятельности мы используем различные техники и разнообразный материал. Нетрадиционные изобразительные техники – это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе.

Истинная ценность нетрадиционных техник заключается не в качестве работы, а в том, что дети получают радость от самого процесса. Использование разнообразных нетрадиционных техник развивает творческий потенциал детей. Нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции "творца". Педагогу же разнообразие изобразительных техник позволяет ставить перед детьми новые задачи, и стимулирует творческую активность. К тому же нетрадиционные техники развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность и самое главное - уверенность в себе. У детей возрастает интерес к изобразительной деятельности. Они более творчески всматриваются в окружающий мир, учатся находить разные оттенки. Приобретают опыт эстетического восприятия. Дети создают новый оригинальный продукт. Проявляют творчество, реализуют свои замыслы, и самостоятельно находят средства для его воплощения. Нетрадиционные техники играют большую роль в развитии детей. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. На занятиях с использованием нетрадиционных техник изображения дошкольниками предоставляется возможность экспериментировать. Все необычное привлекает детей, заставляет удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям. Дети задают вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.
В настоящее время такие техники, как граттаж, монотипия, рисование сангиной, которые когда-то были нетрадиционными, становятся традиционными.

  В нашем комплексе мы используем следующие нетрадиционные техники в младшем возрасте: рисование пальчиками; рисование  ладошками; рисование тычками из поролона; ватными палочками; печатание листьями «Осенняя ветка»; оттиск печатками из картофеля; рисование зубной щеткой.  В среднем возрасте добавляем рисование свечой; тычок жесткой полусухой кистью; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель. В старшем дошкольном возрасте добавляется кляксография с дорисовыванием «Забавные портреты»; кляксография с выдуванием трубочкой «Тучи», «Листья», «Морозные узоры на окне»; монотипия обычная и пейзажная «Бабочки», «Космос», разнообразные пейзажи; восковые мелки + акварель «Джунгли на рассвете», «Лечу, еду, плыву»;  рисование без воды  (оттиск смятой бумагой, оттиск пробкой, пенопластом, кусочком текстиля; рисование трубочкой, на конце разрезанной; рисование  манкой, разноцветным песком);  рисование мыльными пузырями; рисование по сырому «Дождливый, ветреный день»; черно-белый граттаж «Белая береза»; цветной граттаж «Натюрморт»; батик (роспись ткани) «Фрукты на тарелке», «Шаль для королевы Осени», «Узелковый батик»; расчёсывание краски (с помощью вилки, стекой с зубчиками, расчески) «Море», «Ваза с цветами», «Волшебный лес»; тычками  и рисование  концом кисти «Снеговик заблудился в лесу»; рисование на песке (есть специальные ящики с подсветкой); рисование углем «Комнатные растения»; рисование пастелью «Моя любимая игрушка».

В совместной деятельности, организованной в группах воспитатели предлагают детям следующие техники по художественному конструированию и ручному труду:

Аппликация из скрученных салфеток, смятой газеты «Гусеница на яблоке» – простой и доступный для любого возраста вид творчества. Из конфетных оберток, фантиков «Бабочки», «Балерины».

Обрывная аппликация – один из видов многогранной техники аппликация, например работа с газетой «Кошки».

 Торцевание – это техника создания объемной картинки с помощью наклеивания на шаблон, скрученных квадратиков гофрированной бумаги на стержне от ручки – торцовок.

Квиллинг (бумагокручение) – искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки (роллы), видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоские композиции. У детей хорошо получается накручивать на зубочистку, сложенных в технике «оригами» или одинаково вырезанных кружков, квадратиков, треугольников.

Тесто пластика плоская и объемная «Птицы», «Грибы», «Животные».

Объемная лепка «Разноцветные виолы».

Пластилинография с использованием бисера, бусинок, зубочисток и т.п. «Кактус», «Подснежники», «Транспорт», «Рукавичка».

Вышивание разными способами: назад иголку «Яблоко», «Гриб», «Туча с дождем», «Елка», «Снеговик», «Шляпа»; крестиком «Зайчик», «Вишенка», «Мухомор», «Яблоко»; пришивание пуговиц «Яблоня» (аппликация с пуговицами).

Разнообразное оригами. Совмещение техник «Звери в зоопарке», рисование восковыми мелками и оригами.

Бисера плетение «Виноградная гроздь», «Незабудки», «Насекомые», «Дельфины» и многое другое. Организована выставка детских работ из бисера в одном из холлов детского сада.

Опыт показывает, что одно из важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию, так чтобы с одной стороны дети могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой стороны искали новые решения, творческие подходы, выбирали материал, способы изображения.  Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.

Таким образом, многообразие нетрадиционных техник по изодеятельности, позволяет привлекать к совместной деятельности взрослых и детей, не только малышей, но и их родителей, заинтересованных в художественно-эстетическом развитии дошкольников.

2.3. Многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания и развития является художественная литература. С первых лет жизни детей сопровождает устное народное творчество, детская литература. Особое место в жизни ребенка занимает сказка. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Как был убежден В.А.Сухомлинский «…Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон…».

   Система занятий по развитию речи, в том числе знакомство с художественной литературой, как и система художественно-эстетического воспитания и развития дошкольников – два взаимосвязанных компонента процесса воспитания и обучения детей в детском саду. Каждый из них является в одно и то же время началом и продолжением другого. Перед детским садом стоит важная задача воспитать у детей интерес и любовь к художественному слову.

  Художественная литература оказывает огромное влияние не только на умственное, нравственное, но и эстетическое развитие детей. В дошкольные годы ребенка нужно ввести в прекрасный мир народного творчества, познакомить с лучшими книгами детских писателей, с некоторыми доступными этому возрасту произведениями классиков отечественной литературы, зарубежных детских писателей. Благодаря художественной литературе, детям становится ближе и понятнее внутренний мир человека, его чувства, мотивы поступков, его отношение к другим людям, природе. Художественная литература обогащает эмоции детей. Слушая чтение, рассказывание, дети сочувствуют герою, переживают вместе с ним его приключения, невзгоды и победы. Воображение ребенка следует за течением рассказа, сказки и одну за другой рисует картины. Способность человека воссоздать образ по слову чрезвычайно ценна, и эту способность помогает развивать художественная книга.

  Непосредственное общение с художественным произведением оказывает воспитательное и развивающее воздействие на формирование личности ребенка. Детская художественная литература призвана развивать у читателя чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства.

   Заметное снижение интереса к чтению книг у младших школьников и подростков стали причиной решения педагогов нашего детского сада внести посильный  вклад в приобщение детей к книге, в формирование грамотного и вдумчивого читателя, воспитание интереса к чтению.

    В ходе организационных мероприятий определили задачи:

  • Развитие интереса к художественной литературе;
  • Воспитание читателя, способного сопереживать героям, сочувствовать им, откликаться на прочитанное;
  • Развитие и саморазвитие ребенка через приобщение к чтению, мировой и национальной культуре;
  • Пропаганда ценности чтения и книги, формирование информационной культуры личности;
  • Гармоничное сочетание социализации и развития уникального внутреннего мира каждого ребенка;
  • Воспитание творческих способностей.

   Проводили много консультаций совместно с психологом, логопедом и музыкальным руководителем для педагогов: «Обучение рассказыванию», «Обучение пересказу» по всем возрастам, «Современные писатели детской литературы», «Стиль общения взрослых с детьми», «Приемы инсценировок», «Профессиональная речь педагога дошкольного учреждения», «Умные книжки – умным малышкам».     Организовывали семинары, круглые столы: «Особенности общения ребенка со сверстниками и взрослыми», «Знакомство с творчеством писателей, пишущих для детей», «Книги нашего детства В. Бианки», «Вредные советы с поляны сказок – Григория Остера» и др.                                                              Говорили о месте книги в режиме детского сада; о подборе детской художественной литературе; о книжной графике в оформлении детской книги; о творчестве писателей, пишущих для детей и т.д.    Много проводилось конкурсов, выставок в группах и общих по всему д\саду, совместно с родителями: «Лучший книжный уголок детского сада», «Мой любимый книжный герой», «Я и книга», «Театрализованные игры», «Конкурс чтецов», начиная со 2-й младшей группы, «Творческие поделки по любимому книжному произведению» и др.  Каждый год мы проводим «Книжкину неделю». Совместно с родителями трудились над  проектом  «Добрая книга».

В ходе проекта:

1.Была организована выставка книг родителей «Книги моего детства».

2.Составление детьми и родителями творческих рассказов, сочинение  сказок, стихов. Конкурс «Лучшие произведения, придуманные детьми и родителями».

3.Изобразительная деятельность детей на темы творческих произведений.

4.Изготовление книжек – малышек с их последующей презентацией.

5.Театрализованная деятельность детей по сказкам, придуманным детьми и родителями.

Например, теневой спектакль «Легенда о розе» авторы педагоги и родители.

   Поставили с детьми театрализованные спектакли по сказкам известных авторов: «Волк и семеро козлят на новый лад» русская народная сказка, «Раз, два дружно» В.Сутеев, «Муха-цокотуха» К.Чуковского, «У слоненка день рождения» Д.Самойлов и другие.

    Проводили экскурсии в библиотеку, выступали на сцене: концерт для детей инвалидов «Равные возможности для всех», праздник «Русской Масленицы», концерт к «Недели книги», «День матери».

  В нашем детском саду есть детская  библиотека, где дети и педагоги могут взять книги. Педагоги используют произведения детской литературы ежедневно не только на занятиях, но и в ходе проведения режимных моментов, индивидуальной работы с детьми, на занятиях по изобразительной деятельности, музыкальных занятиях и т.п.

Теперь хотелось бы рассказать о взаимодействии с родителями по приобщению детей к художественной литературе.    

Провели анкетирование родителей. Всего в нем участвовало 257 человек. Анкетирование показало, что у всех детей есть дома детские книги, в большинстве семей детям читают вслух; причем почти половина опрошенных делают это по просьбе ребят и идут навстречу их выбору книг из домашней библиотеки.

     Для себя пометили, что необходимо познакомить родителей с детскими журналами: «Свирелька» и «Свирель», «Филя», «Веселые картинки», «Тошка и компания», «Коллекция идей», «Мастерилка», «Мурзилка», «Спокойной ночи, малыши», «Кот и пес» и тд. Тесно сотрудничать по данной теме. Больше рассказывать  и детям и родителям о современных писателях: Татьяне Викторовне Боковой, Артуре Александровиче Гиваргизове, Сергее  Григорьевиче Козлове, Тамаре Шамильевне Крюковой, Сергее Георгиевиче Георгиеве и др. Привлекать родителей во все мероприятия по приобщению ребенка к книге, рассказывать им о важности данной проблемы.

     С целью зажечь родителей идеей почаще читать с детьми, обсуждать прочитанное, проводилось много консультаций и бесед: «Примерный список детской художественной литературы для домашнего чтения, «Иллюстраторы детской художественной литературы», «Устное народное творчество и малыши». Организовывали проблемно-теоретические семинары: «Что читать современным детям», «Книга в жизни ребенка». Родители активно участвовали в проведении «Книжкиной недели», «Литературном празднике». Вместе с нами ходили на все выступления в детскую библиотеку. Практически все костюмы для театрализованных представлений и выступлений сделаны руками родителей, семьи приходили на открытые занятия, конкурсы чтецов.

Так же в выставке «Книга моего детства» участвовало много родителей и других родственников. Дети с большим интересом рассматривали и читали книги своих мам, пап, бабушек и дедушек, сравнивали с современными книгами, воспитатели брали книги с выставки в группы, затем возвращали. А как приятно было увидеть слезы в глазах педагогов и родителей, которые, рассматривая выставку, вспомнили свое детство, свою любимую книгу, про которую они забыли в жизненной суете, а выставка помогла им остановиться на мгновенье, забыть про все проблемы и  вспомнить, рассказать о своем детстве своему ребенку.

     Очень активно откликнулись родители на проект «Добрая книга». Всем хотелось создать свою книгу. На нашей выставке были представлены 52 книги. Создавали книги всей семьей: ребенок сочинял, мама печатала, папа придумывал, как сброшюровать отдельные листы в книгу. В написание и сочинения книг подключились и поэт Берсенев В.С. – дедушка нашего воспитанника, 90 летняя бабушка и даже 19 летний сын нашей воспитательницы. Он сочинил стихотворение «К маме», читать которое невозможно без слез.

     К маме.

Милая, добрая Мама –

Пишу от души, к тебе!

Ты отдала себя до капельки, до грамма,

Чтоб в этом мире появиться мне.

Своей любовью ты меня поила,

Не пожалев здоровья и труда,

Ты всю себя в меня вложила,

Светила мне, как ясная звезда!

Тебя увижу – просветлеет сердце,

Забудутся невзгоды, суета…

Твоим теплом могу я вечно греться,

И незаметно пролетят года.

Но ты останешься, как прежде молодою,

Поскольку Мать не может постареть!

Я докажу, что всех вложений стою –

Как о Святой, о Маме буду петь!

    В работе с родителями воспитанников большое внимание уделяется пропаганде семейного чтения: что читать, как заинтересовать, как правильно построить беседу по прочитанной книге. Много информации выставляется на стендах.

   Меняется отношение детей к книге, они испытывают удовольствие  от прослушивания литературных произведений; охотно принимают участие в театрализованных постановках, играх – драматизации по произведениям различных авторов, викторинах, выступлениях, праздниках, посвященных книге; возрастает интерес родителей к домашнему чтению вместе с детьми; к мероприятиям детского сада. Книга становится лучшим подарком ко дню рождения, наградой за победу в конкурсах.

   Одной из современных форм работы с детьми по художественно-эстетическому развитию в нашем комплексе является встреча с интересными людьми.

Так о Сергее Берсеневе – поэте, члене Союза Писателей России, руководителе литературной студии «Облака вдохновения» при ГБУ ДСЦ «Мир молодых» я уже говорила. В нашем дошкольном подразделении он не раз встречался с детьми, читал стихи, участвовал в конкурсах чтецов, в проекте «Добрая книга». Подарил нам свою книгу со стихами.

   Не все можно выразить словами. Есть такие оттенки чувств, которые глубже и полнее всего могут быть выражены в музыке. Музыка обостряет эмоциональную отзывчивость. Она необходима ребенку. «Детство так же невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки» - в этом был убежден В.А.Сухомлинский. Поэтому  в гостях у нас со своими учениками неоднократно побывал Егор Сергеевич Ядов солист Академии ансамбля песни и пляски Московского военного округа, лауреат Международных и Всероссийских конкурсов вокалистов, педагог дополнительного образования «гитара и вокал». Наши воспитанники с интересом слушали военные песни под гитару, исполнение на гитаре различных произведений, импровизации. На одной из встреч дети рисовали на мольбертах, используя различные техники и материал, что представляют, что чувствуют, свои фантазии. До встречи с Егором Сергеевичем, с детьми воспитатели провели предварительную работу, вспомнили техники изображения, с закрытыми глазами пытались фантазировать под музыку и рассказывали что, они хотели бы изобразить и чем.  Рисунки под гитару получились разные, фантазии не было предела, дети использовали и краски, и фломастеры, и восковые мелки в одной работе.

  Егор Сергеевич приходил на концерты, посвященные Дню Победы, замечательно, пробирая слушателей до слез, исполнял военные песни под гитару.

  В гостях у нас был Андрей Александрович Чубченко актер театра (МХАТа имени Горького) и кино, заслуженный артист России, он рассказывал детям о профессии артиста, ребята засыпали гостя вопросами, на которые сразу получили ответы.  Актер провел мастер класс, где дети изображали различных животных, действия с помощью движений, жестов, звуков и мимики, учась у  Андрея Александровича раскрепощаться, не стесняться, изображая различных персонажей.  Вместе со своей женой заслуженной артисткой России Юлией Алексеевной Зыковой, Андрей Чубченко участвовал в праздниках: «Осенние посиделки», «Новый год», «Ярмарка», они танцевали, пели с детьми, разыгрывали сценки. Подсказывали детям, как лучше сыграть роли в спектаклях: «Приключение Буратино», «У слона на дне рождения», «Дюймовочка».

  Часто к нам приходят дети из «Школы искусств» нашего района. Они знакомят дошколят с музыкальными инструментами, играют на них, рассказывают о композиторах и музыкальных произведениях. Такие встречи пополняют знания детей, учат понимать и ценить произведения искусства. Некоторые наши воспитанники, несмотря на возраст, занимаются в «Школе искусств».

   Такая форма работа (встреча с интересными людьми), если проводится в системе, не оставляет равнодушными ни взрослых, ни детей. После таких встреч, дети и взрослые долго остаются под впечатлением увиденного, услышанного. Свои впечатления дети отражают в рисунках, в сюжетных играх, делятся рассказами со своими родителями.

Благодаря встречам у детей развивается способность эмоционально откликаться на услышанное, развивается интерес к творчеству, обогащается чувственный опыт ребенка, формируется эстетическое отношение к жизни.

3.Перейдем к вопросу о дополнительном образовании в художественно-эстетическом развитии дошкольников.

Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в комплексе. Дополнительное образование дошкольников по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе.

Образовательный процесс на занятиях по дополнительному образованию, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребёнка; получать обучающимися социально значимый опыт деятельности и взаимодействия; обогащает их духовный мир; формирует эстетические отношения к окружающему миру, коммуникативные навыки; развивает природные данные детей.

Содержание и методика работы в кружках, оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности.

К дополнительным относятся образовательные программы различной направленности: художественно-эстетической, интеллектуально-развивающей, познавательно-речевой,  физкультурно-оздоровительной, различной коррекционной направленности и др.

Спектр дополнительных услуг художественно-эстетического развития в нашем комплексе разнообразен: «Пластилиновая сказка», «Гениальность на кончиках пальцев», «Фантазия (танцы)», «Волшебный английский», «Плетение из бисера», «Живопись», «Декоративно-прикладное искусство», «Волшебные ручки», студия «Чародеи», «Творческая мастерская».

В учреждении накоплен определенный положительный опыт организации дополнительного образования.

Количество и длительность занятий, проводимых в рамках оказания дополнительных образовательных услуг, регламентируется СанПиН, в соответствии с допустимым объемом недельной нагрузки с учетом возраста детей.

При введении кружковой работы в образовательный процесс учреждения была тщательно продумана учебная нагрузка на ребёнка в течение дня с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Для включения занятий кружков в существующий распорядок дня детского сада составлено единое по всему учреждению расписание.

СанПиН предусмотрено, что занятия по дополнительному образованию (кружки, студии, секции и т.п.) для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счёт времени, отведённого на прогулку и дневной сон.

Программы кружковой работы составлены для детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Курс занятий рассчитан от 6 до 9 месяцев (с сентября по май). Занятия проводятся  2 раза в неделю во 2 половине дня, время проведения  в соответствии с возрастом. Дети, посещающие кружки, имеют время для игр и прогулок. Такая организация кружковой работы в детском саду не приводит к нарушению режима и подмене обязательных занятий кружками.

Активной формой поощрения детей на занятиях кружка служит одобрение их действий, внимание к суждениям, терпение в ожидании результата. Похвала в присутствии других детей приносит каждому ребёнку уверенность в своих силах и действиях.  Индивидуальный подход к ребенку на занятиях, установка на активизацию его опыта помогает в раскрытии творческого потенциала.

Каждый из руководителей кружков проводит консультации, презентации, открытые занятия. В течение года организуются выставки детского творчества, совместного творчества детей и родителей, фотовыставки, вызывающие огромный интерес малышей и желание мам и пап заниматься со своими детьми. Родители имеют возможность увидеть реальные достижения своего ребенка.

Дополнительное образование детей создает равные «стартовые» возможности каждому ребенку, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности детей и их родителей, оказывает помощь и поддержку одаренным и талантливым обучающимся, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития.

По мнению ученых (А.Г. Асмолов, А.Я. Журкина, Н.А. Каргапольцева, М.Б.Коваль и др.), дополнительное образование дошкольников является особым, личностно-ориентированным пространством, способствующим развитию творческих способностей личности.

Комплекс ведёт целенаправленную работу по усовершенствованию содержания дополнительного образования, отвечающего запросам детей, родителей, социума.

В марте этого года в нашем комплексе на базе школы прошел День открытых дверей дополнительного образования. Здесь родители смогли познакомиться поближе с преподавателями дополнительного образования, с программой кружков, с подробным содержанием дополнительного образования, поучаствовать вместе с детьми на мастер классах различных кружков. Здесь были представлены следующие кружки: «Пластилинография», «Квиллинг», «Плавание», «Развивающие занятия с детьми от 2-х лет», «Танцы», «Декоративно-прикладное искусство», «Веселый английский» и другие.

   Планируем на следующий учебный год увеличить количество кружков художественно-эстетической направленности в дошкольном секторе комплекса: «Ритмика», «Хоровое пение», «Изобразительная деятельность», «Театрализованная деятельность».

4. Теперь перейдем к оценке работы по художественному развитию дошкольников.

Оценка эффективности работы по художественно-эстетическому воспитанию и развитию детей осуществляется с помощью педагогической диагностики, проводимой по всем разделам образовательной программы. Показателем результативности художественно-эстетического развития выступает уровень развития эстетического сознания детей и творческого отношения ко всему освоенному кругу эстетически ценных предметов, явлений, художественных произведений.

    Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования ориентированы, прежде всего, на улучшение его качества. При этом дошкольная образовательная организация становится открытой системой, способной оперативно реагировать на особенности и потребности социальной среды, взаимодействовать с различными социальными группами.

    Существует международный опыт оценивания качества дошкольного образования с использованием в качестве инструмента шкал ECERS (Early Children Education

Rating Scale). Первая версия шкалы оценки окружающей среды в учреждениях дошкольного образования была предложена Университетом штата Северная Каролина (США) еще в 1980 году и с тех пор успела претерпеть неоднократные модификации.

Шкала сфокусирована именно на оценке образовательной среды, а не на оценке индивидуальных особенностей детей или педагогов.

  Шкалы ECERS-R разработаны для комплексной оценки качества образовательной деятельности организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования для детей от 2,5 года до 5 лет.

В основе процедуры оценивания лежит структурированное наблюдение, опирающееся на листы оценивания, которые содержат индикаторы по каждому компоненту. Шкала сфокусирована именно на оценке образовательной среды, а не на оценке индивидуальных особенностей детей или педагогов.

Она включает 7 подшкал: предметно-пространственная среда, присмотр и уход за детьми, речь и мышление, виды активности, взаимодействие, структурирование программы, родители и персонал. Каждый показатель оценивается индивидуально по 7 бальной шкале, от 1 до 7. 1 балл - неудовлетворительно, 3 балла – минимально, 5 баллов – хорошо, 7 баллов отлично. Все индикаторы прописаны очень ясно, поэтому все, кто использует инструмент или результаты оценки, понимают, о чем именно идет речь. Шкалы ECERS-R может использоваться очень по-разному: и для международных сравнительных исследований, и для внешней оценки образовательного учреждения, и для оценки педагогами собственной работы (для самооценки).

  Рассмотрим  подшкалу – виды активности. В нее входит показатель искусство. На 5 баллов (хорошо) необходимо, чтобы большое количество разнообразных материалов для занятий искусством было доступно в течение значительной части дня. 3-5 различных материалов для занятий искусством, по меньшей мере, четырех разновидностей, одна из которых должна быть представлена материалами для рисования.

Так же должно преобладать индивидуальное самовыражение, т. е 85% времени использования материалов для занятий искусством дети могут заниматься «свободным творчеством» и не обязаны следовать образцам. Понаблюдайте, на самом ли деле дети имеют доступ к материалам для занятий искусством и используют ли они их в собственной творческой манере. Также можно посмотреть на произведения искусства, выставленные в помещении группы. Если в процессе наблюдений вы видите много проектов, выполненных под руководством педагога, и мало индивидуальных работ, нельзя ставить положительную оценку за данный индикатор.

На 7 баллов (отлично) необходимо использовать материалы (напр., глина, пластилин, дерево)  для создания трехмерных произведений искусства не менее раза в месяц. Некоторые занятия искусством должны быть связаны с другими видами деятельности (напр., использование красок осенних цветов при  знакомстве с временами года; после экскурсии детям предлагается нарисовать картину). Для детей 4-х лет и старше обеспечивается возможность работы над произведением искусства в течение нескольких дней (напр., материалы проекта сохраняются для продолжения работы в дальнейшем; поощряется выполнение проектов в несколько этапов).

В Шкалах помимо индикаторов,  есть пояснения и вопросы.

Например, такие:

- Как вы отбираете работы для выставки детских работ?

- Как вы выбираете для детей занятия искусством?

- Предлагаете ли вы детям такие творческие проекты, над которыми они могут работать в течение нескольких дней?

   Далее в подшкале виды активности даны индикаторы показателя музыка. На 7 баллов (отлично)  музыка должна быть доступна каждый день как по выбору детей, так и для групповой активности. 3-4 раза в год должны проводиться занятия, расширяющие музыкальный кругозор детей (напр., приглашаются музыканты для игры на каком либо инструменте; дети изготавливают музыкальные инструменты; персонал организует различные виды активностей, помогающие детям различать звуковые тоны). Занятия музыкой используются для развития творческого подхода (напр., детей просят придумывать новые слова к песням, поощряется проявление индивидуальности в танце).

  Так же задаются вопросы, например:

- Какие виды музыки вы используете для занятий с детьми?

- Имеют ли дети возможность заниматься музыкой по своему желанию?

По итогам наблюдений  заполняются оценочные листы, заполняется профиль качества образовательной деятельности дошкольного учреждения.

Для оценки качества работы в своей дошкольной образовательной организации используйте методику ECERS-R Шкал в условиях реализации ФГОС. Шкала дает комплексную, дифференцированную картину того, что и в какой степени реализуется, и какое направление организации имеет смысл избрать для своего развития, демонстрирует, какие аспекты ФГОС ДО, и в какой степени реализованы данной  конкретной организацией и над каким ей нужно еще работать.

Используемая литература:

1.Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. ECERS-R, 2017 год, Тельма Хармс, В. К. Загвоздкин, Е.Г.Юдина,

И. Б. Шиян, О. А. Шиян  и др.

2.Статьи Е.В.Воробьевой, Е.Е.Крашенинникова.

3. «Развитие художественных способностей дошкольников» Т.С. Комарова.

4. В помощь педагогу ДОО «Художественно-эстетическое развитие детей 5-7 лет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы педагогического коллективва по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников

В статье представлены основные виды органиации детской деятельности по художесственно- эстетическому развитию, работа педагогов дополнительного образования по изодеятельности, ритмике и в компьютерном...

Инновационная педагогическая технология в художественно – эстетическом направлении развития дошкольников.

Развитие и совершенствование личности ребенка невозможно представить без реализации ее эстетических и творческих потребностей. Этим целям созвучна природа творческого развития в системе эстетического ...

Система работы ДОУ по художественно-эстетическому развитию детей в современных условиях

Опыт работы ДОУ по по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников...

«Организация дистанционного обучения и развития дошкольников в современных условиях» - плюсы и минусы. Рекомендации для родителей.

Дистанционное обучение детей старшего дошкольного возраста возможно лишь в качестве временной меры в ситуациях карантина и самоизоляции !...