Выступление на педагогическом совете
статья по теме

Молчанова Юлия Владимировна
Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено её значимостью для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе.
Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей каждого ребенка, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.
В настоящее время вновь наблюдается повышенный интерес к данной проблеме в связи с выходом в свет федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям её реализации, требований к созданию предметно-развивающей среды. Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность педагогам наиболее эффективно развивать индивидуальность детей с учётом их склонностей, интересов, уровня активности, а каждому ребёнку иметь возможность реализовать собственные потребности и интересы, свободно заниматься любимым делом. Педагогам - практикам даны ориентиры в подборе материалов и оборудования, выведены общие закономерности формирования предметно - пространственной среды, базирующиеся на осознании того факта, что среда развития ребенка в детском саду – это не только набор изолированных тематических уголков и зон, где происходит заданный педагогом образовательный процесс. Прежде всего, это «среда обитания» ребенка-дошкольника, способствующая реализации всех основных направлений развития детей, в которой он находится значительную часть времени. В связи с этим мы занимаемся вопросами создания современной комфортной развивающей среды. 
Я считаю, очень важным обеспечить максимально комфортные условия для пребывания детей, и соответственно, стремимся создать во всех помещениях детского сада уютную, гармоничную естественную обстановку. Современная мебель и игровое оборудование гармонируют друг с другом, оформлены в едином стиле. Цветовая палитра представлена теплыми, пастельными тонами. Особое внимание уделяется расположению объектов в группах. Они оформлены так, чтобы дети могли свободно двигаться, играть и отдыхать. Каждый компонент единого пространства предназначен для детского коллектива в целом, и при этом предоставляет каждому ребенку возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество.
Необходимо помнить, что среда должна выполнять различные функции: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную. Но самое главное – она ориентирована на безопасность и должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка, поэтому при её создании учитываем закономерности психического развития воспитанников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы.
Обязательно предусматривать и полоролевую специфику и обеспечиваем среду, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков. Каждая группа индивидуальна и своеобразна.  Наполняется на основе гендерного подхода, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом. Динамичность развивающей среды детского сада обусловлена активностью и самих воспитанников, т.к. одним из условий её изменения является участие детей в проектной деятельности. Работая над проектами, педагоги, воспитанники и их родители насыщают развивающую среду новыми элементами: макетами, фотоальбомами, выставками творческих работ и т.д.
Следует упомянуть, что для формирования у детей интереса к исследовательской работе, развития интеллекта и формирования у них представлений об окружающем мире в группах созданы «научные центры» (оборудованные места для детского экспериментирования), в которых маленькие «почемучки» проводят несложные опыты и учатся делать маленькие открытия.
При создании развивающей среды ДОУ, следует помнить о формировании информационно - коммуникационной культуры дошкольников. По данным опроса родителей половина семей имеет дома персональный компьютер, поэтому дети воспринимают его как обычную игрушку, не испытывают психологического барьера перед техникой. Это связано с тем, что у дошкольников основной тип мышления – наглядно-образный, а компьютер несет образный тип информации, доступный детям. Педагоги детского сада создали игры-презентации «Домашние животные и птицы», «Национальные символы России», «Космос» и др. и разработали конспекты познавательных мероприятий с применением данных игр. Использование мультимедийной установки в непосредственной образовательной деятельности позволяют организовать работу с моделями, видеоматериалами, слайдами, схемами по любому направлению, служат фоном при организации сюжетно-ролевых игр и помогают осуществлять проектную деятельность. Педагоги активно используют в своей работе Интернет-ресурсы. В ДОУ создан собственный сайт.
При этом мы никогда не забываем, что главная деятельность в дошкольном возрасте – игровая, и в каждой группе имеется красивое современное игровое оборудование.
Основной приоритетной задачей в программе модернизации российского образования, является сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Медицинский блок, оборудованный в соответствии с современными требованиями. Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни и способствовать укреплению здоровья. Именно поэтому усилия работников нашего ДОУ направлены на оздоровление дошкольников, культивирование здорового образа жизни. Одним из средств решения обозначенных задач становится организация здоровьесберегающей предметно-развивающей среды. В детском саду оборудован всем необходимым физкультурный зал. В группах созданы физкультурные уголки, оснащенные спортивным инвентарем, в том числе нестандартным оборудованием для обеспечения двигательной активности детей, зоны отдыха для снятия эмоционального напряжения, а так же уголки здоровья, а для реализации образовательной области «Безопасность» - уголки безопасности.
В нашем дошкольном учреждении предлагается достаточно широкий спектр дополнительных образовательных услуг и созданы условия для их реализации. Имеются кабинеты логопеда и психолога. Ежедневно встречает гостей музыкальный зал.
А ещё мы – жители Саратовской земли, и это не могло не найти отражения в развивающей среде: размещены символика города и области, оформлены альбомы «Мой любимый город»,.
Своеобразной визитной карточкой образовательного учреждения является, конечно же, его территория, важная составляющая образовательного пространства дошкольного детства. Коллектив ДОУ стремится сделать игровые площадки и участки не только красивыми, для чего ежегодно проводится целый комплекс мероприятий по их оформлению и озеленению, но и полезными в плане всестороннего развития детей с учетом сезонных изменений в природе. Наряду с сотрудниками воспитанники и их родители также принимают активное участие в этой работе.
Таким образом правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»

Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно - развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...

Выступление на педагогическом совете в 2017 году. Тема выступления: «Инновации в современном ДОУ".

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Инновации в современном ДОУ"....

Выступление на педагогическом совете в 2018 г. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Выступление на педагогическом совете 2018. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраст...

Выступление на педагогическом совете "8 советов о том, как поговорить с ребенком о коронавирусе".

Сейчас даже взрослому легко почувствовать себя потрясенным от всего того, что вы слышали о коронавирусной болезни 2019 года (COVID-19). Если ваши дети тоже испытывают беспокойство, это тоже объяснимо....

Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».

laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...