Ознакомление дошкольников с городом как средство нравственно- патриотического воспитания
статья на тему

Артемьева Любовь Анатольевна

Статья по нравственно- патриатическому воспитанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ознакомление дошкольников с городом как средство нравственно- патриотического воспитания.

Артемьева Л. А. Воспитатель ГБДОУ №43.

Актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе развития общества, приобретает чрезвычайную значимость. В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Обществу требуются люди деловые, коммуникабельные, уверенные в себе, ответственные, независимые. В тоже время в обществе наблюдается «дефицит нравственности» во взаимоотношениях между людьми. По определению С.И. Ожегова, нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, эстетические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Патриотизм – это категория нравственная. В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к её истории, культуре, природе, к современной жизни, её достижениям и проблемам. Воспитать – значит сформировать характер, навыки, воздействуя на духовное и физическое развитие, дав образование, обучив правилам поведения; путём систематического воздействия, влияния.

Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам культуры, природы родного края, воспитания эмоционального действенного отношения, чувства сопричастности к окружающему.

Процесс патриотического воспитания необходимо начинать в деликатном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребёнка, эмоций, чувств, мышления, механизма социальной адаптации в обществе, начинается процесс  осознания себя в окружающем мире. Это время является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как  его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти на долго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. У детей дошкольного возраста формируется заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного города, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

Систематическое воздействие необходимо с трёх сторон: среда, родители, воспитатели.  Воспитание в семье иногда идёт в разрез  с нормами морали, определяемыми духовными качествами. Происходит переоценка ценностей, замена понятий. Что было хорошо – стало аморально… Закономерно, что и среда далеко не идеальна. Следовательно, очень важную роль играет работа воспитателей, педагогов с семьей. Авторитет взрослого главный критерий успеха. Отношения взрослых и детей – это отношения сотрудничества, сотворчества, взаимного уважения. Дети подражают тем, кого любят, кому доверяют. Взрослый, как носитель опыта, информации, которая формирует ребёнка. Именно от качества этой информации зависит результат воспитания. Посмотрите, что дети смотрят по телевизору, что встречают в Интернете, что окружает их на улице и дома. Качество содержания оставляет желать лучшего.

На каждом возрастном этапе проявление патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознания себя частью окружающего мира. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые уже связывают его со своим народом, своей страной.

Цель воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста – формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему, развитие таких качеств. Как сострадание, сочувствие, находчивость, наблюдательность.

Воспитание возможно при решении комплекса задач:

- воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- воспитание уважения к труду;

- воспитание любви и уважения к своей нации; развитие интереса к традициям; знание родной культуры; развитие чувства собственного достоинства, как представителя народа;

- дать элементарные знания о правах человека;

- расширение представления о городах России;

- знакомство с символами государства;

- развития чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам и традициям;

 - формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней.

Для реализации цели нравственно-патриотического воспитания предлагаем следующие формы и методы работы в         ДОУ:

- тематическая образовательная деятельность. Например, занятия «Мой дом», «Любимый город», «Моя семья» и т.п. ;

- экскурсии по достопримечательностям нашего города;

- творческая  деятельность по впечатлениям от экскурсий «Мы по городу идём» (рисование, лепка, аппликация и т.д.);

- сюжетно-ролевые игры «Семья»;

- решение проблемных ситуаций;

- чтение художественной литературы об истории города;

- беседы и обсуждение прочитанного;

- просмотр видеофильмов, слайдов и т.п.;

- итоговое мероприятие типа КВН  «Знай и люби свой город»;

- чтение сказок и былин о русских богатырях;

- рассматривание иллюстраций с видами города;

- положительная оценка деятельности детей;

Гордость за свой город, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребёнка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенность в себе без уважения к истории своего города, страны. Заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного города, страны создаёт эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств.

Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что маленькому ребёнку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности. Работа ведётся последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, район), к более сложному – город, страна. Знакомство с двором улицей, на которой живут дети, микрорайоном дают начало формированию у детей представлений о родном городе, истории, достопримечательностях. Нет ничего лучше прогулки по родному городу с папой и мамой. Любование его красотами, обсуждение, участие в субботниках на благо двора, детского сада. От каждого маленького гражданина, его причастности к жизни родного двора, улицы, города сегодня, зависит благосостояние и процветание его страны в будущем. Ребёнку понятно и близко то, что он видит, может ощутить. Пафосные, абстрактные слова о любви к родине не воспитывают в нём патриота. Необходима наглядность, личный пример взрослого, который руководит процессом воспитания.

Большое значение в данном направлении имеет работа с родителями. Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение»  - личное взаимодействие, сотрудничество педагога и родителей.

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:

- приобщение родителей к педагогическому процессу;

- организация совместных экскурсий;

- тематические выставки – передвижки для родителей с рекомендациями, «Театральная афиша», музеи для детей;

- создание условий творческой самореализации родителей и детей;

- выставка совместного творчества родителей и детей «Чудо-город», «Люблю тебя – Петра творенье»;

- разнообразие программы совместной  деятельности детей и родителей;

- фоторепортажи «Мы по городу гуляем».

Таким образом, планомерное системное воздействие на формирование дошкольника со стороны педагогов и семьи станет благодатной почвой для накопления социально-нравственного опыта, усвоения нравственных и правовых норм сознания, развития чувств и поведения, свойственных гражданину своей страны.

Что посеешь, то и пожнёшь. От настоящего зависит будущее…

Список литературы:

  1. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. – М.: 1991.
  2. Жариков А.Д. Растите детей патриотами.- М.: 1980.
  3. Комратова Н.Г, Грибова Л.Ф Патриотическое воспитание детей четырёх – шести лет. Методическое пособие. – М.: 2007.
  4. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методические рекомендации. http://www/portal-slovo.ru
  5. Ожегов С.И, Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М.: 1999.

                             Авторская справка

Фамилия, имя, отчество автора

Калько Елена  Николаевна, Артемьева Любовь Анатольевна

Название статьи

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города.

Номер темы

Количество страниц

6

Место работы

Государственное Дошкольное Образовательное Учреждение №43

воспитатель

Телефон домашний

650 08 09. 290 22 31.

Телефон мобильный

89213348042. 89523813266.

E-mail

Как вы узнали о конференции?

По месту работы

Количество дополнительных

экземпляров сборника

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Ознакомление с родным городом, как средство нравственно-патриотического воспитания».

Известно, что дошкольное воспитание – важный период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Дошкольные образовательные учреждения, являются начальным звеном си...

Консультация для педагогов Ознакомление с родным городом как средство нравственно-патриотического воспитания

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. Базовым этапом форммирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем город...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем.» Старшая группа

Конспект занятияпо ознакомлению с окружающим миромна тему: «Нравственно-патриотическоевоспитаниедошкольников в процессе ознакомления с родным краем.» Старшая группа...

Проект «Ознакомление с родным селом как средство нравственно-патриотического воспитания»

Проект "Ознакомление с родным селом как средством нравственно- патриотического воспитания". 1.Тематическое поле: познавательно- коммуникативный художественно- эстетический проект. 2.Образователь...

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...