Нетрадиционные приемы развития мелкой моторики дошкольников - пальчиковый тренажер
тренажёр по коррекционной педагогике

Голикова Юлия Владимировна

Данное пособие предназначено для воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования, детей дошкольного образования и их родителей. Пальчиковый тренажер рекомендован детям для развития мелкой моторики, подготовки руки к письму, при задержках речевого развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovyy_trenazher.pptx1.21 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нетрадиционные приемы развития мелкой моторики дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Колокольчик» п. Хандыга Томпонский район Республика Саха (Якутия) Голикова Ю лия Владимировна, воспитатель 1 категории

Слайд 2

Актуальность Сегодня, в век информации и электроники, люди и в частности де-ти , стали физически гораздо менее активны. У технического процесса есть оборотная сторона – ухудшение физического развития человека и как следствие ухудшение развития моторики рук у современных детей. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординирован- ных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависи -мости от степени развития тонких движений пальцев рук. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Слайд 3

Развитие мелкой моторики и координации движений рук дошкольников Цель: Задачи Совершенствовать зрительно-двигательную координацию, укреплять мелкую мускулатуру пальцев рук, формировать умение дифференци-ровать пальцы рук, производить точные движения кистью и пальцами рук Создать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости развить просодическую сторону речи: чувства темпа, ритма, согласованность движений и речи

Слайд 4

Принципы Постепенность усложнения Учет индивидуальных особенностей ребенка, темпа его развития, возможности, настроения Регулярность , систематичность проведения Соблюдение временного регламента, чтобы не вызвать переутомления ребенка Занимательность упражнений, сочетание с речевой деятельностью детей

Слайд 5

Назначение Данное пособие предназначено для воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования, детей дошкольного образования и их родителей. Пальчиковый тренажер рекомендован детям для развития мелкой моторики, подготовки руки к письму, при задержках речевого развития. Тренажер поможет ребенку научиться различать ощущения от кончиков пальцев, разовьет мелкую моторику, логику, мышление.

Слайд 6

Правила работы Тренажёр состоит из нескольких полей с разным содержанием. Каждое поле подразумевает несколько вариантов заданий. Работа с каждым полем ведётся отдельно, последовательно. Все движения выполняются в начале ведущей рукой, а затем неведущей . Педагог объясняет ребенку, что непоседа Машенька, гуляя в лесу, нашла чудесную полянку с необычными предметами, и предлагает ребенку вместе с Машенькой прогуляться по полянке. Продолжительность проведения упражнений зависит от возраста детей. Для младшего дошкольного возраста (до 3-4 лет) рекомендуемое время – 3-5 минут, для среднего и старшего дошкольного возраста ( 4-7 лет) – 10-15 минут в день.

Слайд 7

Методика разучивания Прежде чем разучивать новое упражнение с детьми, попробуйте проиграть самостоятельно, добейтесь четких движений руки и пальцев. Перед каждой игрой настройте детей, найдите способ их заинтересовать. Начинать упражнение желательно с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения игрушки , мячики. Все движения пальцев и рук выполняются взрослым и ребенком медленно. Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Произносить тексты взрослый должен максимально выразительно : то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Следует добиваться, чтобы дети выполняли движения кистями и пальцами с оптимальной амплитудой и нагрузкой. От вялых и небрежных движений пользы не будет. Пальчиковые упражнения следует проводить систематически, ежедневно. Для закрепления и совершенствования приобретенных навыков, следует повторять уже знакомые детям упражнения и одновременно разучивать новые и (или) усложнять знакомые упражнения.

Слайд 8

Упражнение «Дождик» Упражнение на развитие координации движений «Сосчитаем капельки». Выполняется любым пальцем каждой руки в одном темпе, либо с изменением темпа, а также под ритм стихотворения. Капля - раз, капля - два, Очень медленно сперва, А потом, потом, потом - Все бегом, бегом, бегом . Упражнение на развитие согласованности движений, глазомера. Большой палец ставится на ручку зонта, остальные поджаты к ладони. п оследовательно каждый палец выставляется на купол зонта сначала в одну сторону, затем в другую о дновременно все пальцы выставляются на купол – «Открыли зонтик»

Слайд 9

Упражнение «Цветочная дорожка» Упражнение на развитие гибкости пальцев , координации движений – «С кочки на кочку». Ребенок поочередно шагает указательным и средним пальцами. Темп может изменяться. Шел по лесу добрый гном С разноцветным колпачком. Шел и песню напевал И вразвалочку шагал . Упражнение на укрепление мышц пальцев, координации движений – «Медвежонок». Ребенок поочередно шагает указательным и средним пальцами, не сгибая в суставах. Старший мишенька шагает: топ-топ , Ноги мишка поднимает: топ-топ. Средний мишка догоняет: хлоп-хлоп, И в ладоши ударяет: хлоп-хлоп. Младший мишка - торопыжка: шлеп - шлеп - шлеп. Шлепает по лужам мишка: шлеп - шлеп - шлеп.

Слайд 10

Упражнение «Лесенка» Упражнение на развитие гибкости пальцев , координации движений. Ребенок поочередно шагает указательным и средним пальцами. Упражнение выполняется поочередно правой-левой рукой в прямом и обратном порядке, затем одновременно двумя руками, темп может изменяться. Мы по лесенке шагаем, Все ступеньки сосчитаем. Раз , два, три, четыре, пять, Будем снова начинать . 2. Упражнение на произвольность, точность, координацию движений, глазомер. Ребенок указательным пальцем поднимается вверх с небольшим подъемом руки – «подскоком» На лужайке прыгал зайчик! Прыг да скок! Прыг да скок! А когда устали лапки, Шёл пешком! Шёл пешком !

Слайд 11

Упражнение «По камушкам» Упражнение на формирование щип- кового захвата указательным и боль- шим пальцами, развитие зрительно-двигательной координации движений. Ребенок собирает пальцы в щепоть, собирая сердечки, передвигаясь к следующему пальцы разжимаются. Пальчики, пальчики , Поиграйте в ладушки. Хлопайте в ладошки – Вам дадут лепешки.

Слайд 12

Упражнение «Башенки» Упражнение на развитие произвольности и точности движений пальцев , зрительно-двигательной координации движений. Ребенок поочередно шагает указательным и средним пальцами. Упражнение выполняется одновременно двумя руками в прямом и обратном порядке, темп может изменяться. Мы по лесенке шагаем, Все ступеньки сосчитаем. Раз , два, три, четыре, пять, Будем снова начинать . Также можно использовать счёт и перечисления (дни недели, месяцы), деление слов на слоги, предложений на слова.

Слайд 13

Упражнение «Башенки» Упражнение на укрепление мышц пальцев, развитие произвольности и точности движений пальцев , зрительно-двигательной координации движений. Ребенок поочередно шагает указательным и средним пальцами, разводя и сужая их. Упражнение выполняется поочередно правой и левой руками, темп может изменяться. Мы по лесенке шагаем, Все ступеньки сосчитаем. Раз , два, три, четыре, пять, Будем снова начинать .

Слайд 14

Упражнение «Полянка» Упражнение на развитие зрительно-двигательной координации движений, глазомера «Бабочка летит на цветок ». Указательный палец ставится на один из цветочков, средний палец – на соответствующую бабочку, остальные пальцы поджаты к ладони . Поочередно ребенок передвигает указательный, а затем средний пальцы по кругу, «сажая бабочку на цветок». Темп произвольный. Бабочка-красавица На цветочек села, Немного посидела И дальше полетела.

Слайд 15

Упражнение «Полянка» Упражнение на укрепление мышц пальцев, развитие произвольности и точности движений пальцев, зрительно-двигательной координации движений. « Бабочка летит на цветок ». Все пальцы собираются в щепоть, затем одновременно разводятся, стараясь дотянуться до «своей» бабочки. Допускается разводить пальцы (если размер руки небольшой и длины пальцев не хватает), касаясь соответствующего цветного сектора. Упражнение повторяется несколько раз. Темп произвольный. На лесной полянке чудо – На цветочках бантики, Это бабочки расселись Как цветные фантики.

Слайд 16

«Пальчиковый тренажер» ‒ мобильное пособие, в ко-торое можно вносить изменения, дополнения, исправле-ния . Он интересен не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, при-думывать новые варианты работы. Использование тренажера одновременно с нескольки-ми детьми придает упражнениям соревновательный ха-рактер , что положительно сказывается на результате.

Слайд 17

Результаты Систематическая работа с пальчиковым тренажером позволяет достичь следующих положительных результа-тов : кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость , исчезает скованность движений. У детей укрепляется мелкая мускулатура пальцев рук, совершенствуется зрительно-двигательная координация, ориентировка в микропространстве , развивается зрительная и двигатель- ная память , глазомер , внимание, речь, ребенок приучается контролировать движения рук зрением.

Слайд 18

Перспектива - находить новые методические приемы, способствующих формированию зрительно-двигательной координации, развитию мелкой моторики рук, общей моторики; - разрабатывать новые дидактические игры

Слайд 19

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: "Развитие мелкой моторики дошкольников с нарушением речи через нетрадиционные техники изодеятельности"

Уважаемые коллеги я расскажу Вам о корейском исскустве «Ханди». Бумага – в переводе на корейский – Ханди. Бумага один из самых распространенных материалов......

Консультация для родителей. Развитие мелкой моторики дошкольников с помощью нетрадиционных техник рисования

В процессе развития мелкой моторики важно удерживать и подкреплять интерес ребенка, поэтому использование нетрадиционных техник рисования сможет помочь каждому взрослому проводить такие заня...

Интересная информация для родителей: нетрадиционная гимнастика для развития мелкой моторики дошкольников

quot;Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок..." В.А. Сухомлинский. Интересный материал для презентации на родительских собраниях в рамках данной тематики.Для создания данной пре...

Самообразование в первой младшей группе по Тема: «Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук. Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук.

Самообразование в первой младшей группе по Тема: «Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук. Пальчиковые игры для р...

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...

Пальчиковые игры с предметами как средство развития мелкой моторики дошкольников

Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Для развития мелкой моторики рук можно использовать различные предметы. В своей ра...